Напоминание

Формирование УУД на уроках русского языка (на основе этимологического анализа)


Автор: Папченкова Лариса Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Давыдовский лицей"
Населённый пункт: д. Давыдово, Московская область
Наименование материала: Презентация
Тема: Формирование УУД на уроках русского языка (на основе этимологического анализа)
Раздел: начальное образование





Назад




Папченкова Лариса Александровна,

учитель начальных классов

Возникновение

понятия

«универсальные

учебные

действия»

связано

с изменением

парадигмы

образования:

от цели усвоения

знаний, умений и

навыков

к цели развития

личности

учащегося

м

Представление нового

словарного слова

е

д

в

е

д

ь

у

ч

и

т

е

л

ь

Первое слово:

3, 1, 11, 6, 12, 13, 1.

Второе слово:

3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8.

Каждому числу соответствует определенная буква:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

А Г К О Р У Ф Ь Л Е П С Т

капуста картофель

берёза

Этимологический анализ слова

Раньше в языке

существовало

слово бер, что

значит «светлый,

ясный, белый»,

от которого и

образовалось

сначала берза, а

впоследствии –

береза.

Береза – берза,

бер = «светлый,

ясный, белый».

Начальное общее образование

Традиционная система

обучения

Развивающая система

обучения

«Школа России»

«Гармония»

«Школа 2000…»

«Школа 2100»

«Начальная школа XXI века»

«Классическая начальная

школа»

«Перспективная начальная

школа»

«Планета знаний»

Система Л.В.Занкова

Система Д.Б.Эльконина-

В.В.Давыдова

Задачи:

Отобрать слова с непроверяемыми орфограммами,

этимологический анализ которых доступен учащимся

и способствует решению орфографических задач;

Разработать последовательность знакомства учащихся

с «трудными» словами;

Представить систему упражнений, направленных на

формирование УУД, связанных со словарно-

орфографической работой с опорой на

этимологический анализ;

Проверить эффективность данной системы

упражнений.

12,5%

12,5%

25%

50%

1 этап – введение элементов

этимологического анализа

Найдите закономерность и продолжите

список слов из словаря

мороз молоко

ворона болото

город солома

хорошо соловей

1 этап – введение элементов

этимологического анализа

Найдите закономерность и продолжите

список слов из словаря

мороз молоко

ворона болото

город солома

хорошо соловей

Сравните слова и выделите в них одинаковую

часть, ранее обозначавшуюся как приставка

победа

пожар

посуда

погода

позор

покой

Сравните слова и выделите в них одинаковую

часть, ранее обозначавшуюся как приставка

победа

пожар

посуда

погода

позор

покой

2 этап – знакомство со словами с прозрачной

этимологией

Растёт низко, к земле близко

земляника

2 этап – знакомство со словами с прозрачной

этимологией

Растёт низко, к земле близко

земляника

Назовите ягоды, происхождение которых

ясно из их написания.

3 этап – знакомство со словами с затемненной

этимологией.

Закрепление полученных знаний

-Верно ли, что…

…слова портной и портфель произошли от

одного исторического слова?

(неверно)

… слова капитан и капуста восходят к

одному и тому же историческому корню?

(верно)

Сравнительная диаграмма

Работа по этимологическому анализу слов

с непроверяемыми орфограммами в

начальной школе действительно

перспективна и должна проводиться

системно, с учетом возрастных

особенностей младших школьников.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!