Автор: Сабирова Аниса Фадитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Белочка"
Населённый пункт: п.г.т.Федоровский, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры для воспитания нравственности"
Раздел: дошкольное образование
Игры для воспитания нравственности
Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития
ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно
начинать
воспитывать
в
детях
гуманное
отношение
к
окружающим?
Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены
природой
и
не
подвержены
педагогическим
воздействиям?
Многие
отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы.
Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания,
не
даны
человеку
от
рождения.
Моральные
качества
приобретаются
человеком в процессе его социального развития.
Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий
значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт
с
окружающими
служит
источником
как
положительных,
так
и
отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть
нравственную
ситуацию,
выделить
нравственную
сторону
явлений.
Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать
«плохое»
и
«хорошее».
При
этом,
конечно,
надо
учитывать
общие
особенности
психики
ребенка
и
специфику
его
нравственного
развития.
Каждый
возрастной
этап
в
жизни
дошкольника
имеет
свои
психические
особенности, определяющие специфику нравственного развития.
Именно
в
дошкольном
возрасте
складываются
основные
этические
нормы, укрепляются основы личности и отношение к другим людям. К концу
дошкольного возраста у ребёнка складываются определенные устойчивые
представления о себе. Гармоничная и адекватная самооценка может служить
твёрдым
и
позитивным
фундаментом
для
развития
отношений
со
сверстниками.
Для
выявления
самооценки
ребёнка
и
восприятия
оценки
других
мы проводим в детском саду следующие игры, которые можно
рекомендовать и родителям.
«Живые куклы»
Воспитатель разбивает группу на пары: «Давайте представим, что ваши
куклы оживают не только по ночам, но и днём. Они умеют говорить, просить,
бегать и другое. Пусть один из вас будет ребёнок, а другой – его кукла –
девочка, или кукла – мальчик. Кукла будет что – то просить, а её хозяин –
выполнять
её
просьбы,
и
заботиться
о
ней.
Взрослый
предлагает
«понарошку» помыть кукле руки, покормить, погулять, уложить спать и т.д.
При этом педагог предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы
куклы и не заставлять её делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети
меняются ролями.
«Добрые волшебники»
Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной
стране жил злодей- грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его
любыми нехорошими словами. Заколдованные дети не могли быть добрыми и
веселиться. Расколдовать таких несчастных детей
могли только добрые
волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у
нас такие заколдованные дети?» Как правило, многие дошкольники берут на
себя
роль
заколдованных.
«А
кто
сможет
стать
добрым
волшебником
и
расколдовать
их,
придумав
добрые,
ласковые
слова?»
Обычно
дети
с
удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя
добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу
и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.
«Конкурс хвастунов»
Дети сидят в кругу. Взрослый: «Сейчас мы проведём конкурс хвастунов.
Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться будем мы не собой, а
своим
соседом.
Ведь
это
так
приятно
–
иметь
самого
лучшего
соседа!
Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой
он, что в нём хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем
может понравиться? Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше
похвалится своим соседом, кто найдёт в нем больше достоинств. После
такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и
хвастаются его достоинствами.
«Закончи рисунки»
Дети садятся за столы. У каждого набор фломастеров или карандашей и
листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать
свою картинку.
По
моему
хлопку
вы
прервёте
рисование
и
тут
же
отдадите
свою
незаконченную
картинку
соседу
слева.
Он
продолжит
рисовать
вашу
картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу слева.
И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся
к вам». Дети начинают рисовать на любой сюжет. После того, как картинки
обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно
обсудить, что в результате получилось и кто из ребят, что нарисовал, на
каждом общем рисунке. То же задание можно организовать на материале
лепки или аппликации.
Вот так, день за днём, в играх и занимательных делах мы осуществляем
нравственное
воспитание
детей:
воспитание
чувств,
формирование
моральных представлений, привычек и мотивов поведения.