Напоминание

"Игры для воспитания нравственности"


Автор: Сабирова Аниса Фадитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Белочка"
Населённый пункт: п.г.т.Федоровский, Сургутский район, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игры для воспитания нравственности"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игры для воспитания нравственности

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития

ребенка. Как можно научить ребенка быть добрым? С какого возраста нужно

начинать

воспитывать

в

детях

гуманное

отношение

к

окружающим?

Возможно ли вообще воспитание нравственных качеств, или они заложены

природой

и

не

подвержены

педагогическим

воздействиям?

Многие

отечественные психологи и педагоги пытались ответить на эти вопросы.

Исследователи подчеркивают, что мораль, как и остальные формы сознания,

не

даны

человеку

от

рождения.

Моральные

качества

приобретаются

человеком в процессе его социального развития.

Формирование нравственных качеств – длительный процесс, требующий

значительных усилий со стороны родителей и педагогов. Повседневный опыт

с

окружающими

служит

источником

как

положительных,

так

и

отрицательных примеров поведения. Воспитатель помогает детям увидеть

нравственную

ситуацию,

выделить

нравственную

сторону

явлений.

Подражательная способность детей помогает педагогу научить их различать

«плохое»

и

«хорошее».

При

этом,

конечно,

надо

учитывать

общие

особенности

психики

ребенка

и

специфику

его

нравственного

развития.

Каждый

возрастной

этап

в

жизни

дошкольника

имеет

свои

психические

особенности, определяющие специфику нравственного развития.

Именно

в

дошкольном

возрасте

складываются

основные

этические

нормы, укрепляются основы личности и отношение к другим людям. К концу

дошкольного возраста у ребёнка складываются определенные устойчивые

представления о себе. Гармоничная и адекватная самооценка может служить

твёрдым

и

позитивным

фундаментом

для

развития

отношений

со

сверстниками.

Для

выявления

самооценки

ребёнка

и

восприятия

оценки

других

мы проводим в детском саду следующие игры, которые можно

рекомендовать и родителям.

«Живые куклы»

Воспитатель разбивает группу на пары: «Давайте представим, что ваши

куклы оживают не только по ночам, но и днём. Они умеют говорить, просить,

бегать и другое. Пусть один из вас будет ребёнок, а другой – его кукла –

девочка, или кукла – мальчик. Кукла будет что – то просить, а её хозяин –

выполнять

её

просьбы,

и

заботиться

о

ней.

Взрослый

предлагает

«понарошку» помыть кукле руки, покормить, погулять, уложить спать и т.д.

При этом педагог предупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы

куклы и не заставлять её делать то, чего она не хочет. В следующей игре дети

меняются ролями.

«Добрые волшебники»

Дети сидят в кругу. Взрослый рассказывает очередную сказку: «В одной

стране жил злодей- грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, обозвав его

любыми нехорошими словами. Заколдованные дети не могли быть добрыми и

веселиться. Расколдовать таких несчастных детей

могли только добрые

волшебники, назвав их ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть ли у

нас такие заколдованные дети?» Как правило, многие дошкольники берут на

себя

роль

заколдованных.

«А

кто

сможет

стать

добрым

волшебником

и

расколдовать

их,

придумав

добрые,

ласковые

слова?»

Обычно

дети

с

удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками. Представляя себя

добрыми волшебниками, они по очереди подходят к «заколдованному» другу

и пытаются расколдовать, называя его ласковыми именами.

«Конкурс хвастунов»

Дети сидят в кругу. Взрослый: «Сейчас мы проведём конкурс хвастунов.

Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться будем мы не собой, а

своим

соседом.

Ведь

это

так

приятно

иметь

самого

лучшего

соседа!

Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какой

он, что в нём хорошего, что он умеет, какие хорошие поступки совершил, чем

может понравиться? Не забывайте, что это конкурс. Выиграет тот, кто лучше

похвалится своим соседом, кто найдёт в нем больше достоинств. После

такого вступления дети по кругу называют преимущества своего соседа и

хвастаются его достоинствами.

«Закончи рисунки»

Дети садятся за столы. У каждого набор фломастеров или карандашей и

листок бумаги. Взрослый говорит: «Сейчас каждый из вас начнет рисовать

свою картинку.

По

моему

хлопку

вы

прервёте

рисование

и

тут

же

отдадите

свою

незаконченную

картинку

соседу

слева.

Он

продолжит

рисовать

вашу

картинку, затем по моему хлопку прервется и отдаст ее своему соседу слева.

И так до тех пор, пока тот рисунок, который вы начали рисовать, не вернётся

к вам». Дети начинают рисовать на любой сюжет. После того, как картинки

обошли полный круг и вернулись к своим первоначальным авторам, можно

обсудить, что в результате получилось и кто из ребят, что нарисовал, на

каждом общем рисунке. То же задание можно организовать на материале

лепки или аппликации.

Вот так, день за днём, в играх и занимательных делах мы осуществляем

нравственное

воспитание

детей:

воспитание

чувств,

формирование

моральных представлений, привычек и мотивов поведения.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!