Напоминание

Творческие проекты в графических средах как способ развития творческих способностей


Автор: Григорьева Марианна Прокопьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ СПТЛ-и
Населённый пункт: Сунтарский улус
Наименование материала: доклад
Тема: Творческие проекты в графических средах как способ развития творческих способностей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образовательное учреждение

«Сунтарский политехнический лицей – интернат»

Творческие проекты в графических средах

как способ развития творческих способностей

с.Сунтар, 2017 год

Актуальность

Среди

поступающих

на

спецкурсы

обучающихся

большинство

детей

знакомы с компьютером только по играм, воспринимают компьютер пока как

«игрушку».

Перед

учителями

возникает

проблема

«отучения»

детей

от

компьютерных игр и приобщения их к другим возможностям компьютера.

Одна

из

основных целей

педагогической

деятельности

-

развитие

творческих способностей обучающихся.

Чтобы

в

полной

мере

раскрыть

и

развить

творческие

способности

обучающихся,

необходимо

создать

условия

для

активизации

творческого

мышления детей - организовать творческие работы.

Одной из форм творческой работы на занятиях по информатике является

проектная

деятельность,

в

основе

которой

лежит

не

только

развитие

познавательных

навыков

и

умений

ориентироваться

в

информационном

пространстве, но и развитие творческого мышления обучающихся.

Под методом проектов (от латинского projectus – выдвинутый вперед)

понимают

совместную

учебно

-

познавательную,

исследовательскую,

творческую

работу

учащихся,

направленную

на

достижение

общего

результата

по

решению

какой

-

либо

проблемы

и

оформленную

в

виде

конечного продукта.

Метод проектов разработал ученик Д. Дьюи и американский педагог В.

Килпатрик.

Метод

проектов

получил

широкое

распространение

и

популярность в США, Германии, Италии, Великобритании и России.

Проекты бывают:

а) краткосрочные проекты (это могут быть проекты, предусмотренные

для проведения на занятии или во внеурочное время для решения небольшой

проблемы);

б)

долгосрочные,

предусматривающие

решение

достаточно

сложной

проблемы, требующей длительного наблюдения, постановки экспериментов,

опытов, сбор данных, их обработка. Такие проекты могут предусматривать

серию

подпроектов,

которые

могут

образовывать

целую

программу.

Длительность таких проектов может быть от месяца до года и даже более.

Типы проектов.

а)

исследовательские. Такие

проекты

требуют

хорошо

продуманной

структуры, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников,

продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ,

методов обработки результатов.

Пример:

проекты

для

старшеклассников:

эссе,

исследовательские

рефераты.

б)

творческие.

Такие

проекты,

как

правило,

не

имеют

детально

проработанной структуры, она только намечается и далее развивается,

подчиняясь логике и интересам участников проекта.

Пример: газета, видеофильм, спортивная игра, подготовка выставки.

в)

игровые. В

таких

проектах

структура

также

только

намечается

и

остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя

определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Это

могут

быть

литературные

персонажи

или

выдуманные

герои,

имитирующие

социальные

или

деловые

отношения,

осложняемые

придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут

намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу.

Степень

творчества

здесь

очень

высокая,

но

доминирующим

видом

деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Пример: сценарий праздника эпохи, фрагмент урока, кроссворды.

г) информационные проекты. этот тип проектов изначально направлен на

сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с

этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для

широкой аудитории.

Пример: различные сообщения, доклады.

д)

практико-ориентированные. Эти

проекты

отличает

четко

обозначенный

с

самого

начала

предметный

результат

деятельности

участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на

интересы самих участников. Такой проект требует хорошо продуманной

структуры,

даже

сценария

всей

деятельности

его

участников

с

определением функций каждого из них, четкие выводы и участие каждого

в

оформлении

конечного

продукта.

Здесь

особенно

важна

хорошая

организация координационной работы.

Пример: проект

закона,

справочный

материал,

программа

действий,

совместная экспедиция, наглядное пособие.

Этапы работы над проектом

1.

Выбор темы проекта и формулирование проблемы.

Выбирается область знаний, в которой будет реализовываться проект. На этом

этапе

выстраивается

образ

индивидуальной

и

коллективной

организации

будущих

занятий:

намечается

разделение

задач

внутри

группы

предварительное

закрепление

за

каждым

из

них

той

или

иной

роли,

составление схемы их взаимодействия, планирование порядка работ.

2.

Исследование проблемы

Следующий шаг – найти как можно больше информации по своей проблеме,

ее анализ.

Поиск

литературы.

Фиксирование

интересных

идей.

Создание

эскизов,

рисунков, пометок.

3.

Генерирование идей

На этом этапе ученики используют различные методы поиска идей решения

проблемы.

4.

Отбор идей

На этом этапе надо выбрать идею, позволяющую наиболее успешно

решить проблему.

5.

Разработка технического решения.

6.

Планирование

На этом этапе намечается последовательность и сроки реализации проекта.

Делается макет проекта. Записывается порядок работы.

7.

Реализация проекта.

В ходе реализации проекта

обговариватся содержание с руководителем

проекта.

8.

Защита проекта.

При выполнении проектной работы обучающиеся учатся самостоятельно

конструировать

свои

знания,

видеть,

формулировать

и

решать

проблему.

Погружаясь в творческий процесс создания

своего собственного проекта,

ребенок испытывает не только чувство удовлетворения, но и беспокойство,

сомнение,

волнение,

ожидая

критику

друзей

и

одноклассников

на

свой

авторский труд. Такие эмоциональные переживания воспитывают уважение и

интерес к творчеству другого человека, понять и принять его мир.

Выполненный

учеником

проект

дает

учителю

возможность

оценить

качество своего обучения, проверить уровень освоения материала. Поэтому

проекты рекомендуется давать по завершении изучения определенной темы.

В

настоящее

время

я

веду

спецкурсы

в

Центре

дистанционного

образования Сунтарского политехнического лицея - интерната ученикам 5-х,

6-х

классов,

а

также

учу

семиклассников

в

Школьном

университете

Томского университет систем управления и радиоэлектроники, где они после

трехлетнего

обучения

получают

сертификаты

«Пользователя

ПК»,

«Оператора

ПК»,

«Программиста»,

«Менеджера

электронного

офиса»,

«Компьютерного дизайнера».

В первый год обучения на моих спецкурсах пятиклассники знакомятся с

c интегрированной средой Robowin, на втором году обучения они проходят

азы программирования языка Turbo Pascal, а на третьем году обучения они

поступают в Школьный университет ТУСУР.

Чтобы

заинтересовать

детей

работой

на

компьютере,

дать

положительную мотивацию к приобретению ими умений и навыков работы

на компьютере, я применяю метод проектов.

Проекты не только должны быть значимы для учеников, интересны, даже

необходимы, но также должны соответствовать их уровню обученности на

данном этапе.

Пятиклассники знакомятся с графическим редактором Paint в декабре. К

новому году детям дается задание

создать новогоднюю открытку. После

изучения Paint организую конкурс рисунков в этой графической среде.

После изучения программы «Power Point» детям дается самостоятельная

работа по созданию презентации. Тему презентации дети выбирают сами.

(Презентация о себе, презентация любимой книги, фильма и т.д.).

После изучения текстового редактора Word ученики получают задание

выпустить газету. Газеты приурочиваются к праздникам - Дню защитников

Отечества

и

Международному

дню

женщин,

и

посвящаются

своим

одноклассникам (одноклассницам). По выбору составляют викторины, тесты

и т.д.

В

конце

учебного

года

каждый

обучающийся

представляет

свой

творческий

отчет

по

проделанной

работе.

(Выставки,

презентации,

рефераты).

После

изучения

Флэш

желающим

можно

предложить

проект

по

созданию анимационных клипов, мультфильмов или их фрагментов.

Заключение

Творческие проекты на занятиях спецкурса по информатике в наиболее

полной

мере

дают

возможность

обучающимся

попрактиковаться

на

компьютере; давая возможность выражения себя, своей индивидуальности,

развивают

творческие

способности

обучающихся,

развивают

умение

сочинять, фантазировать. Таким образом, творческие проекты многосторонне

развивают

учащихся,

повышают

интерес

к

изучению

информационных

технологий, учат сотрудничеству.

ПРОЕКТ ГАЗЕТЫ

Для ученика

Для учителя

Тема

Газета ко Дню Защитников Отечества

Творческий проект

Цель

Создать и выпустить газету с

поздравлениями

Проверить усвоение

учащимися темы

«Текстовый, графический

редактор »

Дата окончания

22 февраля ( к классному часу)

План работы

1.

Придумывание эскиза газеты.

2.

Сбор материалов

Поиск фотографий мальчиков

Поиск, сканирование

открыток и рисунков из

Интернета

3.

Придумывание поздравительных

текстов, сочинение

стихотворений, четверостиший,

посвященных мальчикам.

4.

Выпуск газеты.

Ввод текста (таблицы)

Вставка объекта (рисунка,

фотографий)

Редактирование и

форматирование текста газеты

Ввод графического объекта

Сканирование графического

объекта

Вырезание фотографий

Вырезание картинок

Соединение вырезанных

фрагментов

Вставка полученных

изображений и текстов

стихотворений

5. Защита газеты на занятии

спецкурса.

1. Формирование групп.

2. Повторение тем.

Консультирование

3. Консультирование.

3. Обсуждение с учениками

возможных источников

информации. Помощь.

4. Направление

деятельности.

5.

Вырабатываемые

умения и навыки

Учащиеся должны продемонстрировать ЗУН, приобретенные в ходе

изучения текстового и графического редактора, в том числе и умение

работать одновременно с несколькими графическими файлами, когда

найденные рисунки и вырезанные фотографии используются для

выполнения творческой работы

КОНТРОЛЬ ПРОГРЕССА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Эффективно ли ты использовал отведенное время?

2.

В

чем

сильные,

в

чем

слабые

стороны

твоего

п р о е к т а ?

3. Если бы этот проект ты выполнял бы снова, то какие ты внес бы изменения

в свою работу?

4. Легко ли ты решал возникающие проблемы?

5. Уложился ли ты в отведенные сроки?

6. Каково твое мнение о других проектах?



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!