Автор: Витушинская Надежда Брониславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №4"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Игра как средство стимулирования умственной, физической и творческой активности учащихся".
Раздел: начальное образование
«Игра как средство стимулирования умственной, физической и
творческой активности учащихся».
Как
сказал
Шацкий
«Игра
—
это
жизненная
лаборатория
детства,
дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее
была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке
жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
Игра для детей любого возраста – это любимая форма деятельности.
Игра – это не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую
деятельность, метод стимулирования их активности.
Даже
самые
пассивные
из
детей
включаются
в
игру
с
огромным
желанием,
прилагая
все
усилия,
чтобы
не
подвести
товарищей
по
игре.
В младших классах одним из эффективных методов и приемов, активно
воздействующих
на
познавательную
деятельность
учащихся,
на
их
эмоциональную
сферу,
является
игра.
Игра
способствует
созданию
у
учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к
выполняемой
деятельности,
улучшает
общую
работоспособность,
дает
возможность
многократно
повторить
один
и
тот
же
материал
без
монотонности и скуки.
Активизировать детей можно в учебной и внеурочной деятельности, в
группе продленного дня. Посмотрите на сияющие глаза моих воспитанников.
Как
сделать
так,
чтобы
на
протяжении
занятий
их
взгляд
не
потух,
не
утратился интерес к учебе? Сегодня я вас научу, чтобы у вас не было таких
детей на уроках.
Если мы говорим об игре, то сегодня я с вами буду играть. Ну что, вы
готовы со мной поиграть?
Сегодня у нас собрался зал кому-то знакомых, а кому-то малознакомых
людей. Давайте познакомимся, поиграем в игру «Знакомство».
- Кто любит свою работу? – потопайте.
- Кто любит актировки? – похлопайте.
- Кто из вас мечтает об отпуске уже 1 сентября? – полетели.
- Кто любит отдыхать на море? – поплавайте.
- Кто считает себя дружелюбным человеком, пожмите соседу руку.
- Кто является любимым ребенком в семье? – покажите знак отлично.
Молодцы, сегодня у нас собралась команда единомышленников, у нас
много общего.
Эти
незатейливые
вопросы
антиконфликтные,
направлены
на
сплочение коллектива. Каждый из вас сейчас убедился, что он не один, что в
коллективе можно найти товарища по интересам. А также это упражнение
направлено на умение быстро настроиться на принятие информации, его
анализа и выполнение, а также развивает внимание.
Мы с вами отлично разогрелись! А сейчас я приглашаю на сцену
желающих поучаствовать в творческом задании. Прошу, выходите на сцену.
На
столах
лежат
листочки
с
заданием,
инвентарь.
Пройдите
за
кулисы,
подготовьтесь, пусть это задание пока останется тайной для наших зрителей.
Следующее упражнение называется «Весёлый мячик». Оно направлено
на снятие напряжения, развитие быстроты мышления. Я смотрю, наше жюри
уже устало, давайте упражнение я проведу с вами. Суть задания – я задаю
односложные вопросы, ваша задача – быстро назвать ответь на ту букву,
которую я задумала. Пусть это будет первая буква моего имени «Н». Я кидаю
вам по очереди мяч, вы отвечаете и передаете мяч мне. Готовы? Отвечаем
громко и четко.
- Кто?
- Какой?
- С кем?
- Когда?
- Зачем?
- Как долго?
- С какой целью?
- Чем закончилось?
Молодцы, вот какое творческое у нас жюри, ваши ответы достойны
аплодисментов.
А
давайте
подключим
к
этому
заданию
и
развитие
воображения, которое очень развито у детей. У нас получился вот такой
рассказ. Можно закрыть глаза и представить себе вот такую картину….
Также с детьми для снятия напряжения и усталости мы играем в игру
«Японская машинка». Посмотрите, как. (видеоролик).
Чтобы вы запомнили действия, и использовали это упражнение на
практике, давайте немного проиграем. Я предлагаю вам вспомнить то, что вы
проходили в начале 1 класса 20, а кто-то и 30 лет назад – Алфавит.
Суть игры – по щелчку называем букву алфавита, постепенно убыстряя
темп. Задача – не сбиться и действовать всем синхронно. Начинаем.
Эту игру можно применить абсолютно на любом уроке по проходимой
вами теме, например, на русском языке - проговаривая мена существительные
1 склонения, словарные слова, на математике – математические понятия,
четные нечетные числа, геометрические фигуры и т.д. Играя, вы убиваете
двух
зайцев
–
дети
отдыхают,
и
в
тоже
время
вы
активизируете
их
умственную активность.
Для следующей игры мне понадобятся 8 добровольцев. Выходите на
сцену. Поддержим наших добровольцев аплодисментами.
Оденьте буквы и запомните их. У нас 2 команды.
Игра называется «Живые буквы». Ваша задача послушать понятие,
которое я зачитаю, быстро его обсудить и составить слово из букв, которые на
вас.
Урок (что в школе длится 45 минут?)
План (без чего учитель не может прийти на урок?)
Рука (что поднимает ученик, который хочет ответить?)
Молодцы! Спасибо, снимайте буквы и спускайтесь в зал.
Эта
игра
направлена
на
развитие
умственной
активности,
умения
работать в команде. Эту игру можно проводить абсолютно на любом уроке:
по истории – составить дату исторического события, по математике – быстро
решить пример в уме и т.д.
Все эти игры – это своего рода физ.минутки на уроке, только более
интересные. Зачастую учителя самостоятельно проводят физ.минутки, кто-то
скачивает их через интернет, выводит на экран, дети повторяют, а я своим
ученикам предлагаю подойти к этому упражнению с творческой стороны –
самим
придумать
движения
и
научить
этому
других.
Наши
творческие
группы сейчас именно этим и занимались – они подготовили движения к 2
куплетам задорной песенки «Солнышко лучистое». Все желающие могут к
ним присоединиться. Встречаем!
Я надеюсь, что мой опыт поможет вам развивать в ваших детях не
только умственную, но и физическую и творческую активность ваших детей.