Автор: Аликина Алёна Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Свердловская область г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование
«Развитие мелкой моторики рук
у детей младшего дошкольного возраста»
«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев».
В. А. Сухомлинский
.
Вопрос развития мелкой моторики рук детей довольно актуален на
сегодняшний день.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего
возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими
особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно
развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет
его возможности в познании окружающего мира.
Всестороннее
представление
об
окружающем
предметном
мире
у
человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так
как
оно
лежит
в
основе
чувственного
познания.
Именно
с
помощью
тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о
форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить
малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный
аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень
развития
мелкой
моторики
–
один
из
показателей
интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники
испытывают
серьезные
трудности.
Поэтому
работу
по
развитию
мелкой
моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с
самого раннего возраста.
Мелкая
моторика —
совокупность
скоординированных
действий
нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной
системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется
термин ловкость.
Значение мелкой моторик рук:
1.
Движения
рук
–
это
основа
для
формирования
навыков
самообслуживания у детей.
2.
Уровень развития тонкой моторики является одним из важных
показателей готовности ребенка к обучению в школе.
3.
Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции
речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления,
памяти, внимания.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский
в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках
его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно
руки
учат
ребенка
точности,
аккуратности,
ясности
мышления.
Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».
Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает
благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на
психическое
развитие
ребенка.
В
Японии,
например,
целенаправленная
тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста
(по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в
японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.
Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку -
белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как
тренируют
руку.
Также
в
раннем
детстве
полезны
игры
с
кубиками,
пирамидками,
матрешками.
Позже
-
с
различного
вида
конструкторами,
например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие
детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно,
чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали
речевое развитие малыша.
Мелкую моторику рук развивают:
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или
иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку
(только под контролем взрослых);
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать -
разжимать, выливать - наливать,
насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
застегивание
и
расстегивание
молний,
пуговиц,
одевание
и
раздевание и т. д.
Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают
мышцы.
Таким
образом,
в
результате
проделанной
работы
я
пришла
к
заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа
по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует
формированию
интеллектуальных
способностей,
положительно
влияет
на
речевые
зоны
коры
головного
мозга,
а
самое
главное
–
способствует
сохранению физического и психического здоровья ребенка.