Напоминание

"Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"


Автор: Аликина Алёна Андреевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Свердловская область г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Развитие мелкой моторики рук

у детей младшего дошкольного возраста»

«Истоки способностей и дарований детей–на кончиках их пальцев».

В. А. Сухомлинский

.

Вопрос развития мелкой моторики рук детей довольно актуален на

сегодняшний день.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики рук детей раннего

возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими

особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно

развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет

его возможности в познании окружающего мира.

Всестороннее

представление

об

окружающем

предметном

мире

у

человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так

как

оно

лежит

в

основе

чувственного

познания.

Именно

с

помощью

тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о

форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить

малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный

аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень

развития

мелкой

моторики

один

из

показателей

интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники

испытывают

серьезные

трудности.

Поэтому

работу

по

развитию

мелкой

моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с

самого раннего возраста.

Мелкая

моторика

совокупность

скоординированных

действий

нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной

системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется

термин ловкость.

Значение мелкой моторик рук:

1.

Движения

рук

это

основа

для

формирования

навыков

самообслуживания у детей.

2.

Уровень развития тонкой моторики является одним из важных

показателей готовности ребенка к обучению в школе.

3.

Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции

речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления,

памяти, внимания.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский

в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках

его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Именно

руки

учат

ребенка

точности,

аккуратности,

ясности

мышления.

Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает

благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на

психическое

развитие

ребенка.

В

Японии,

например,

целенаправленная

тренировка рук у детей проводится в детских садах с двухлетнего возраста

(по мнению специалистов, это стимулирует умственное развитие ребенка), а в

японских семьях пальчики детям развивают с годовалого возраста.

Дети любят дети махать ручкой, хлопать в ладоши, играть в "Сороку -

белобоку, показывать "козу рогатую". Все эти игры очень полезны, так как

тренируют

руку.

Также

в

раннем

детстве

полезны

игры

с

кубиками,

пирамидками,

матрешками.

Позже

-

с

различного

вида

конструкторами,

например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие

детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно,

чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали

речевое развитие малыша.

Мелкую моторику рук развивают:

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или

иные движения в определенной последовательности;

игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку

(только под контролем взрослых);

игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать -

разжимать, выливать - наливать,

насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;

рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);

застегивание

и

расстегивание

молний,

пуговиц,

одевание

и

раздевание и т. д.

Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают

мышцы.

Таким

образом,

в

результате

проделанной

работы

я

пришла

к

заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа

по развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста способствует

формированию

интеллектуальных

способностей,

положительно

влияет

на

речевые

зоны

коры

головного

мозга,

а

самое

главное

способствует

сохранению физического и психического здоровья ребенка.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!