Автор: Подставленникова Мария Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад №2 комбинированного вида"
Населённый пункт: Свердловская область, г. Каменск-Уральский
Наименование материала: Учебная разработка
Тема: "Сюрприз от Незнайки"
Раздел: дошкольное образование
Конструкт проведения ОД
Подставленниковой Марии Александровны
Дата: .
ДОО: МБДОУ «Детский сад № 2»
Группа: старшая.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Тема: Сюрприз от Незнайки.
Образовательная область: речевое развитие.
Формы: фронтальная, индивидуальная.
Цель: Проверить умеют ли дети различать звуки, четко и правильно произносить их. Закрепить в сознании детей признаки весны , сезонные
изменения в природе, связанные с этим периодом, пополнять разнообразием слов-определений.
Планируемый результат:
Дети активно взаимодействуют в процессе совместной игровой деятельности с педагогом и сверстниками, способны оценить правильность
выполнения упражнений друг друга.
Различают звуки на слух, умеют выполнять артикуляционные упражнения, контролируют произношение смешиваемых звуков, владеют навыками
звукового анализа в процессе реализации игровых ситуаций и словарных упражнений.
Способны сосредоточиться на выполняемых действиях посредством стимулирования игровыми ситуациями.
Умеют различать и правильно произносить звуки посредством словарных упражнений, умеют подбирать слова (из разных частей речи) на заданную
тему, слова с противоположным значением, в образовании прилагательных слов к существительным
Задачи
Задачи с учётом особенностей воспитанников группы
Воспитательная: Продолжать воспитывать умение активно
взаимодействовать со сверстниками и педагогом, оценивать действия
сверстников при выполнении упражнений.
Развивающая: Развивать фонематический слух, восприятие,
артикуляционную моторику, навыки самоконтроля, звукового анализа.
Развивать мыслительные операции – анализ, сравнение, в процессе
реализации словарных упражнений и игровых ситуаций.
Развивать свойства произвольного внимания (объем, переключение,
концентрацию) посредством стимулирования игровыми ситуациями.
Обучающая:
закрепление умения различать на слух и правильно произносить звуки
посредством словарных упражнений, закреплять умение подбирать слова (из
разных частей речи) на заданную тему, слова с противоположным значением,
в образовании прилагательных слов к существительным.
Матвей – развивать умение правильно пользоваться
интонацией.
Маша – продолжать развивать умение правильно
использовать темп речи, делать паузы.
Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):
1)
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
2)
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
3)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
4)
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
5)
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
Принципы воспитания: формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом, создание положительного
эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма, воспитание через взаимодействие, стимулирование занимательным содержанием.
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип
сознательности.
Принципы развития речи: принцип обеспечения активной звуковой практики, принцип развития языкового чутья, принцип взаимосвязи
умственного и речевого развития.
Специальные принципы: терпимость к затруднениям ребенка, недопустимость возникновения у ребенка негативных переживаний, принцип
развития и коррекции высших психических функций, единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления.
Методы воспитания: беседа, поощрение.
Методы обучения:
Наглядные: демонстрация, рассматривание реальных предметов, пример.
Словесные: беседа, художественное слово.
Практические: дидактические игры, упражнения, сюжетная игра.
Средства воспитания и обучения:
Наглядные: мячик, письмо от «Незнайки», карточки с заданиями, карточки с животными, кубик.
Литературные: чистоговорки, стихотворения для физминутки.
Учебно-методический комплект:
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Министерство образования и науки российской
федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
2.
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. 368 с.
3.
Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий – М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 144с.
В ходе организации совместной деятельности предполагается интеграция различных видов деятельности: игровой, двигательной, коммуникативной.
Этапы деятельности
Методы
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Планируемый
результат
1.Мотивация на
совместную
деятельность
Задача: собрать внимание
детей и настроить их на
предстоящую
деятельность.
Беседа,
демонстрация.
- Ребята, сегодня я получила письмо от Незнайки. А кто знает,
куда приходят письма? Кто из вас получал письма. Послушайте,
что он пишет: « Ребята я узнал, что вы умные, смелые,
поэтому для вас я приготовил сюрприз. А что за сюрприз
вы узнаете если выполните задания с волшебными
звуками и веселыми играми и упражнениями которые
живут в конверте .»
Дети слушают
педагога,
отвечают на
вопросы.
Внимание детей
собрано, дети готовы
к предстоящей
деятельности.
2. Основной этап.
2.1Артикуляционная
гимнастика.
Задача: развивать
артикуляционную
моторику, навыки
самоконтроля,
формировать умение
оценивать действия
сверстников при
выполнении упражнений,
: развивать умение
правильно пользоваться
интонацией.
Показ, беседа,
упражнение,
поощрение.
- Нам понадобится ловкий язычок, мы сделаем разминку.
Возьмите, пожалуйста, зеркало. Посмотрите на меня.
Педагог показывает упражнения «Рыба», «Заборчик-Уточка»,
«Лошадка», «Качели», включает детей в активную
деятельность, наблюдает, корректирует действия детей в
правильной артикуляции речевого аппарата.
- А теперь проверьте себя выполняя перед зеркалом– правильно
ли у вас получаются упражнения?
- Теперь произнесем чистоговорки, сначала спокойно, а потом,
как будто спрашивая.
Ша-Ша-Ша, мама моет малыша.
Жу-Жу-Жу, молока дадим ежу.
Начнем с меня и будем произносить по очереди.
Дети наблюдают
за педагогом,
выполняют
упражнения по
образцу, по
инструкции,
работают в
парах,
осуществляют
взаимоконтроль.
Дети повторяют
чистоговорки с
разной
интонацией.
Дети активно
взаимодействуют
между собой в
парах, могут
контролировать свои
движения и
управлять ими.
Оценивают
правильность
выполнения
упражнений друг у
друга.
Дети произносят
чистоговорки с
требуемой
интонацией.
2.2 упражнения «Найди
звук»
Задача: продолжать
развивать фонематический
слух и навыки звукового
анализа, мыслительные
операции – анализ и
сравнение.
2 3 упражнение «Скажи
наоборот»
Задача: закреплять
умение в правильном
произношении и
дифференциации
смешиваемых звуков.
2.4 Дидактическая игра
«Волшебный кубик»
Задача: закреплять
умение употреблять
прилагательные,
характеризующие
свойства и качества
предметов.
2.5 упражнение
«Перевертыш».
Задача: закреплять
умение в подборе
существительных к
прилагательному с
противоположным
значением.
Показ,
объяснение,
упражнение,
игровая
ситуация,
художественное
слово.
Объяснение,
упражнение,
пример.
Объяснение,
игровая
ситуация.
Объяснение,
игровая
ситуация.
- Вот теперь наши язычки готовы играть.
- Ребята,
Незнайка приготовил нам
упражнение, которое
называется «Найди звук».
я буду называть слова, а вы, если услышите звук С- то хлопнете
если звук Ш – то присядьте .
Где находится звук С ( в начале , середине или в конце слова)?
Молодцы, вы успешно определили место звука в слове.
- Упражнение называется– «Скажи наоборот». Я по очереди
буду вам называть слоги со звуком С, а вам нужно заменить звук
С на З, например: СО –ЗО, СА-ЗА…
Назовите звуки, которые мы заменяли?
Хорошо по упражнялись «Скажи наоборот» и вспомнили
слоги со звуками С и З.
Ребята, следующая игра, которая называется «Волшебный
кубик». Как вы думаете, что мы будем делать? Будьте очень
внимательны: вы будете по одному подбрасывать кубик и
ловить. На кубике изображены части тела животного. Вам
нужно будет ответить на вопрос : чей? чья?
Молодцы . В интересную игру мы с играли.
Незнайка хочет проверить, как вы справитесь с упражнением
«Перевертыш»
Я
вам
кидаю
мяч
называю
слово,
а
вы
мне
называете
противоположное по значению слово.
Примерные
слова:
Холодно-
тепло,
мокро-сухо,
солнечно-
пасмурно,
быстрый-
медленный,
длинный-
короткий,темно-
светло,тонкий-толстый,зима-весна
Дети принимают
активное
участие в игре
Дети принимают
активное
участие в игре
Дети принимают
активное
участие в игре
Дети принимают
активное
участие в игре
Дети внимательны,
сконцентрированы
на игре, различают
на слух звуки [с], [ш]
в словах
Дети определяют
наличие звука в
слове на слух.
Дети правильно
произносят и
дифференцируют
смешиваемые звуки.
Дети внимательны,
сконцентрированы
на игре, правильно
называют
прилагательные
Дети активны,
умеют подбирать
прилагательные,
противоположные по
значению.
2.6 Физминутка
Задача: снять мышечное
и эмоциональное
напряжение (физ.пауза).
2.7 Дидактическая игра
«Какой? Какая? Какое?»
Задача: закреплять
умение детей подбирать
прилагательные к
существительным
Объяснение,
Демонстрация,
художественное
слово.
Объяснение,
игровая
ситуация.
С этим упражнением вы тоже справились.
Ребята, давайте немножко отдохнем. За окном весна, и мы
представим, что у нас в группе наступила весна.
Ветер дует нам в лицо!
(Подули и помахали руками перед собой)
Закачалось деревцо
(Подняли руки над головой и покачались)
Деревцо все выше, выше.
(Потянулись руками вверх, приподнимаясь, на цыпочки.)
Ветерок все тише, тише.
( Медленно опустить руки и присесть).
- Отдохнули ,Игра называется: «Какой? Какая? Какое?».
Ребята возьмите по картинке.
- Я буду задавать вопрос, а вы попробуйте ответить на него .
-Давайте попробуем составить по картинкам рассказ
- Как называется рассказ?
Весна(какая) –яркая, прекрасная, солнечная, поздняя, ранняя,
красивая,
сказочная,
сухая,
веселая,
мягкая,
дождливая,
перемчивая, разноцветная, длинная,
Ручеек(какой)–проворный,быстрый,
узкий,игривый,бурный,широкий,голубой
Солнце(какое)–яркое,ослепительное,лучистое,
весеннее,радостное,теплое,согревающее,солнечное.
Как вы быстро с правились с подбором слов.
Дети принимают
активное
участие в игре
Дети повторяют
за воспитателем
Дети играют с
воспитателем,
подбирают
прилагательные
Дети расслаблены,
отдохнули
Готовы к
дальнейшей
деятельности
Дети демонстрирует
умение подбирать
прилагательные к
существительным
3. Рефлексия
деятельности
Задача: оценка
результатов деятельности;
осознание методов
построения и границ
применения действий
Беседа
- Ребята, вам понравились задания , которые придумал для нас
Незнайка?
Назовите что, вам больше всего запомнилась.
Возьмите пожалуйста, круг красного цвета - если вы считаете,
что у вас были затруднения в упражнениях. А зеленый - те дети,
которые считают, что у них все получилось и они справились
со всеми упражнениями
Вы очень старались сегодня…..
Незнайка дарим вам свой сюрприз
Дети отвечают,
анализируют
Дети активно
взаимодействуют с
педагогом, обсуждая
занятие и выдвигая
свои предположения.
4.Открытость
Задача:
ориентировать детей на
самостоятельную
деятельность в режимных
моментах
Беседа
- Ребята, давайте напишем письмо Незнайке с ответом. А ответ
будет из кубиков Никитина с нашими подделками, которые мы с
фотографируем.
Слушают
Отвечают
Вступают в диалог с
воспитателем,
отвечают на
поставленные
вопросы.