Напоминание

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ


Автор: Доровская Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д С "Мальвина"
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Доровская Т.М.

МАДОУ «ДС«Мальвина» г.Новый Уренгой

Формирование

творческой

личности

одна

из

задач

педагогики

на

современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве.

Дифференцированный

подход

учитывает

специфические

особенности

образовательной

деятельности

по

изобразительной

деятельности,

а

также

индивидуальные качества детей, требующий от воспитателя педагогического

такта, адекватной методики контроля.

Дифференцированный подход способствует раскрытию индивидуальности

ребенка,

которая

находит

свое

выражение

в

характере

мыслительных

процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в

том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные

интересы и по-разному использует свои знания.

Дифференцированный

подход

позволяет

сравнивать

темпы

личного

продвижения,

т.е.

сравнивать

ребенка

сегодняшнего

с

самим

собой,

но

вчерашним.

Таким образом, под дифференцированным подходом

понимается такая

система воспитания и образования, которая направлена на развитие ребёнка

как особенного единичного существа, по способностям, по возрасту.

Также важно учитывать некоторые особенности в поведении детей -

обладателей

крайних,

полярных

показателей

свойств

нервной

системы,

а

именно:

- силы — слабости (степень выносливости, работоспособности нервной

системы, ее устойчивость кразного рода помехам);

-

подвижности—инертности

(скорость

переключения

и

скорость

привыкания к меняющимся условиям);

-

лабильности — инертности (скорость, темп выполнения различных

видов деятельности).

Технология дифференцированного подхода во время изобразительной

деятельности

направлена

на

реализацию

нескольких

задач

в

части

организационно – педагогической деятельности, это:

1. Установление «интимного контакта», педагог должен быть чутким,

понимающим, ребенок должен ему доверять. Изучение особенностей ребенка -

очень важный этап индивидуализации образования. Необходимо выяснить тип

темперамента,

особенности

здоровья

и

физической

сферы,

интересы

и

склонности ребенка, условия внутрисемейной среды и домашнего воспитания.

Все это изучается посредством наблюдения, специальных опросников, тестов,

методик, результаты заносятся в дневник.

2. Тщательный анализ полученной информации о ребенке, затем педагог

делает определенные выводы, «прощупывает» слабые места и акцентирует свое

внимание на самом важном.

3. Пролонгировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы

работы с каждым ребенком в отдельности.

4. Собственно реализация намеченных целей. Это самая важная задача –

осуществление

запланированной

работы

в

совместной

образовательной

деятельности, в общении, в игре, в повседневной жизни.

Как видно, дифференцированный подход к детям должен пронизывать

всю образовательную и воспитательную систему: в общении, в образовательной

деятельности,

в

играх

ни

на

минуту

не

следует

забывать,

что

ребенок

неповторимая личность.

Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к

каждому

ребенку,

уметь

помочь

ему,

дать

нужные

указания,

поддержать

стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.

Уместно здесь будет привести в пример слова Е. А. Флериной о содержании и

форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей

ребенка,

о

тоне

этих

замечаний.

«Для

одних

детей

достаточно

намека,

небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного

объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно

уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей

работы,

в

содержании

и

в

тоне

замечаний

воспитателя

должна

сквозить

большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при

дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и

требовательным».

Педагог

в

группе

сразу

выделяет

детей,

отличающихся

непоседливостью,

несобранностью, неумением сосредоточиться в образовательной деятельности. Не

всегда такие черты можно рассматривать как результат плохого воспитания,

неправильного отношения к труду. Они возможны и в результате проявления такого

индивидуального свойства, как высокая подвижность нервной системы. Такие дети,

будучи предоставлены сами себе, долго не могут собраться и приняться за работу (и в

группе, и дома). Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают,

перекладывают книги, точат карандаши. Им скучно заниматься какой-то одной

деятельностью, обычно у них много разнообразных занятий; времени им хватает и на

занятия, и на многие другие дела.

Переходя от одного занятия к другому, они полностью вытесняют из сознания

предыдущее. Подвижный ребенок способен на ходу принимать решение или изменять

прежние намерения, быстро, без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко

следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.

Нередко высокая подвижность нервной системы проявляется в чрезмерной

двигательной активности, в характерных особенностях речи. Что касается обучения

изобразительной деятельности, то тут подвижный ребёнок отличается легким

схватыванием объяснений педагога, умением быстро выполнить задания

Таким образом, следует отметить, что дети с сильной, подвижной нервной

системой

требуют

более

творческого

подхода,

они

способны

быстро

перерабатывать полученную информацию и воспроизводить её в своих рисунках.

Ребенок с инертной нервной системой намного спокойнее, чем ребенок с сильной

нервной системой. Исключение составляют лишь те случаи, когда он участвовал в

шумных

играх,

и

тогда

ему

трудно

сразу

перестроиться

и

включиться

в

изобразительную деятельность.

Ребенок не способен «разбрасываться»; чаще всего его свободное время

полностью занято полезной деятельностью.

Неприятности, неудачи, обиды не забываются инертными сразу, а как бы

застревают в сознании, отвлекают от решения насущных вопросов, мешают двигаться

дальше. Нужно какое-то время, прежде чем волнующее событие забудется и его

негативное действие прекратится.

Инертный не может быстро и полно ответить на внезапно поставленный вопрос. Ему

требуется время на обдумывание, тщательную подготовку. Чаще всего у инертного

речь неторопливая, замедленная, мимика и жестикуляция практически отсутствуют.

Дети

со

слабой

нервной

системой,

инертные

нуждаются

в

более

дифференцированном подходе, который заключается в первоначальном снятии у них

барьеров объективации и в дальнейшем постепенном вхождении их в мир

графических образов.

Помимо наблюдения проводится диагностическая работа по выявлению

уровня работоспособности. Применяется методика «Тест Карстена», который

направлен

на

определение

работоспособности,

саморегуляции

в

ходе

деятельности.

Тест проводится индивидуально с каждым ребёнком. Перед тестированием

дается инструкция: «Сейчас мы с вами попробуем определить, у кого из вас

самая сильная воля. Перед вами лежат листы бумаги с узкими и широкими

полосками. В узенькой полоске, по моей команде чертите как можно больше

вертикальных палочек. Старайтесь точно и аккуратно рисовать, не выходя за

пределы строчки».

Если ребенок ссылался на усталость или нежелание дальше рисовать, его

надо попросить, например: «Ну, немножечко еще попробуй, через силу, прояви

свою волю!»Через каждую минуту воспитатель просит поставить длинную

вертикальную линию (черту) и продолжить дальше. Так в течение 5 минут,

после чего ребенка останавливают

При оценке результатов сравнивается длина интервалов (увеличивается или

уменьшается), плотность заполнения строки, группирование черточек (ведение

ритма и т. п.), другие возможные отходы от инструкции.

Таким образом, следует отметить такой факт:

-

дети

со

слабой

нервной

системой

проявляют

н и з к у ю

работоспособность и низкий уровень саморегуляции. Они быстро устают,

отвлекаются, могут бросить начатую работу.

-

дети

с

сильной

нервной

системой

проявляют

высокий

уровень

работоспособности,

они

быстро

и

чётко

выполняют

предложенное

им

задание, легко с ним справляются.

Так, при работе с детьми со слабой нервной системой, инертными, проводится

два цикла совместной образовательной деятельности:

1. Серия образовательной деятельности с детьми по снятию барьеров в

развитии изобразительных способностей.

Цель

этой

серии

-

снятие

барьеров

объективации,

развитие

у

детей

творческого энтузиазма и раскованности.

В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:

1. Преодолеть барьер развития способностей и сформировать необходимые

задатки как основу будущего их развития.

2. Соединить образ и технику так, чтобы они превратились в две стороны

единого целого: творческий замысел и художественное средство.

3. Найти такую форму задач, которая не вступала бы в противоречие с

процессом

спонтанного

порождения

замысла,

как

необходимого

условия

творчества.

4.

Опираться

не

только

на

область

импульсивных

бессознательных

процессов, но и активизировать, развивать сознательные действия самого

ребенка.

Рассмотрим серию занятий по снятию барьеров у детей со слабой нервной

системой.

Цель этих занятий развитие у детей творческого энтузиазма и раскованности.

Занятие 1. Рисование с закрытыми глазами.

В начале занятия короткая беседа "Что такое фантазия?" (это когда

неправда).

Задание - нарисовать любые каракули с закрытыми глазами, а потом открыть

глаза и дорисовать, кто что захочет.

Главный результат - установление контакта.

Цель - показать, что даже каракули могут быть интересными и значительными.

Пробудить интерес в поисках образа в произвольном переплетении линий,

активизировать работу воображения.

Занятие 2. Рисование двумя руками.

Мы - инопланетяне,прибыли на Землю с дружескими целями, но не умеем ни

говорить,

ни

писать

на

земных

языках.

Лучше

нарисовать

рисунок,

выражающий наши дружеские чувства.

Главный итог - проявление инициативы, радость экспериментирования,

открыли

новый

способ

рисовать

двумя

руками.

И,

конечно

же

-

попытка

выразить в рисунке определенные чувства, эмоции.

Занятие 3. Облака и лужи,похожие на животных.

Наша фантазия может совершить волшебство: неживое и неинтересное,

превратить в живое и необыкновенное.

Предлагается нарисовать "облако, похожее на кота","лужу, похожую на

поросенка".

Упражнение затруднено тем, что приходится работать красками. Дети

мыслят линией, а не пятном.

Главный смысл занятия - у детей возникает чувство своей "умелости",

состоятельности,

способности

выполнить

задачу,

которая

вначале

казалась

непреодолимой.

Занятие 4. Встреча двух проволочных собачек - весёлой и грустной.

Игра с проволокой - попробовать согнуть кусок проволоки, чтобы получилась

какая- либо законченная форма. Потом предлагается попробовать нарисовать

двух проволочных собачек - одну весёлую,другую грустную.

Важный итог - осознание эмоционального состояния своих персонажей и

выразительных средств,

для передачи (весёлая - поднятая голова, розовый

язычок,закрученный хвост), грустная - мордочка опущена, уши висят.

Эти занятия вселяют в ребенка уверенность - он тоже многое может.

2.

Серия

образовательной

деятельности

с

детьми

для

формирования

изобразительных

способностей

посредством

использования

различных

материалов.

Цель

образовательной

деятельности

заключается

в

формировании

изобразительных

способностей

посредством

использования

разнообразных

графических материалов.

С детьми с сильной нервной системой, подвижными организуется серия

творческой

совместной

образовательной

деятельности,

которая

отличается

нестандартным подходом, подачей детям многообразного красочного материала

иинформации.

Дается понятие того образа, который будет создаваться (например: орнамент,

пейзаж, витраж). Всю информацию необходимо связать с тем, что хорошо

известно ребенку и любимо им, стараясь вызвать в душе отклик. То есть

определяем,что

будем

делать.

Демонстрируются

работы

художников

по

выбранной тематике и тот материал, который может разбудить фантазию детей.

Литература:

1.Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности

детей: Учет и коррекция.- М.: Академия, 2002.-160с.

2.Аранова

С.В.

Обучение

изобразительному

искусству.

Интеграция

художественного и логического. – СПб.: КАРО,2004. -176с.

3. Богуславский М. Особенности дифференциального подхода //Первое

сентября.- 2007.-№1. –С. 12-14.

4.Вахроменко П.Р. Основы обучения изобразительному искусству.- М.:

Просвещение, 2001.-146с.

5.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для

студ.

высш.

учеб.

заведений

/Сост.

И.В.Дубровина,

А.М.

Прихожан,

В.В.

Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-368с.

6.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Изд-во «Питер»,

2000. – 368с.

7. Инновационная педагогика искусства. – М.: Издательство дом «Эврика»,

2003.

8.Калинина Т. Первые успехи в рисовании // АНО. – 2006.

9.Макароленко Р.Л. Методика преподавания ИЗО. – СПб.: ДЕТСТВО –

ПРЕСС, 2000. – 248с.

10. Психология дошкольника: Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. _ М.:

Издательский центр «Академия», 2000. – 408с.

11.Чурилова Э.Г. Методика и организация изобразительной деятельности

дошкольников и младших школьников. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

2001. -160с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!