Автор: Доровская Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Д С "Мальвина"
Населённый пункт: город Новый Уренгой ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Доровская Т.М.
МАДОУ «ДС«Мальвина» г.Новый Уренгой
Формирование
творческой
личности
–
одна
из
задач
педагогики
на
современном этапе. Решение её должно начаться уже в дошкольном детстве.
Дифференцированный
подход
учитывает
специфические
особенности
образовательной
деятельности
по
изобразительной
деятельности,
а
также
индивидуальные качества детей, требующий от воспитателя педагогического
такта, адекватной методики контроля.
Дифференцированный подход способствует раскрытию индивидуальности
ребенка,
которая
находит
свое
выражение
в
характере
мыслительных
процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества, в
том, что при усвоении нового материала каждый обнаруживает различные
интересы и по-разному использует свои знания.
Дифференцированный
подход
позволяет
сравнивать
темпы
личного
продвижения,
т.е.
сравнивать
ребенка
сегодняшнего
с
самим
собой,
но
вчерашним.
Таким образом, под дифференцированным подходом
понимается такая
система воспитания и образования, которая направлена на развитие ребёнка
как особенного единичного существа, по способностям, по возрасту.
Также важно учитывать некоторые особенности в поведении детей -
обладателей
крайних,
полярных
показателей
свойств
нервной
системы,
а
именно:
- силы — слабости (степень выносливости, работоспособности нервной
системы, ее устойчивость кразного рода помехам);
-
подвижности—инертности
(скорость
переключения
и
скорость
привыкания к меняющимся условиям);
-
лабильности — инертности (скорость, темп выполнения различных
видов деятельности).
Технология дифференцированного подхода во время изобразительной
деятельности
направлена
на
реализацию
нескольких
задач
в
части
организационно – педагогической деятельности, это:
1. Установление «интимного контакта», педагог должен быть чутким,
понимающим, ребенок должен ему доверять. Изучение особенностей ребенка -
очень важный этап индивидуализации образования. Необходимо выяснить тип
темперамента,
особенности
здоровья
и
физической
сферы,
интересы
и
склонности ребенка, условия внутрисемейной среды и домашнего воспитания.
Все это изучается посредством наблюдения, специальных опросников, тестов,
методик, результаты заносятся в дневник.
2. Тщательный анализ полученной информации о ребенке, затем педагог
делает определенные выводы, «прощупывает» слабые места и акцентирует свое
внимание на самом важном.
3. Пролонгировав все условия, педагог намечает задачи, методы и формы
работы с каждым ребенком в отдельности.
4. Собственно реализация намеченных целей. Это самая важная задача –
осуществление
запланированной
работы
в
совместной
образовательной
деятельности, в общении, в игре, в повседневной жизни.
Как видно, дифференцированный подход к детям должен пронизывать
всю образовательную и воспитательную систему: в общении, в образовательной
деятельности,
в
играх
–
ни
на
минуту
не
следует
забывать,
что
ребенок
неповторимая личность.
Воспитывая интерес к рисованию, следует быть особенно внимательным к
каждому
ребенку,
уметь
помочь
ему,
дать
нужные
указания,
поддержать
стремление хорошо выполнить работу и объективно оценить его старания.
Уместно здесь будет привести в пример слова Е. А. Флериной о содержании и
форме замечаний воспитателя в зависимости от индивидуальных особенностей
ребенка,
о
тоне
этих
замечаний.
«Для
одних
детей
достаточно
намека,
небольшого напоминания, наводящего вопроса; другие требуют обстоятельного
объяснения; в отношении детей, не уверенных в себе, требуется особенно
уверенный, поощряющий тон; для детей излишне уверенных в качестве своей
работы,
в
содержании
и
в
тоне
замечаний
воспитателя
должна
сквозить
большая требовательность и критичность. При невнимательной работе, при
дурном поведении ребенка тон воспитателя должен быть категорическим и
требовательным».
Педагог
в
группе
сразу
выделяет
детей,
отличающихся
непоседливостью,
несобранностью, неумением сосредоточиться в образовательной деятельности. Не
всегда такие черты можно рассматривать как результат плохого воспитания,
неправильного отношения к труду. Они возможны и в результате проявления такого
индивидуального свойства, как высокая подвижность нервной системы. Такие дети,
будучи предоставлены сами себе, долго не могут собраться и приняться за работу (и в
группе, и дома). Их постоянно что-то отвлекает, они вертятся, разговаривают,
перекладывают книги, точат карандаши. Им скучно заниматься какой-то одной
деятельностью, обычно у них много разнообразных занятий; времени им хватает и на
занятия, и на многие другие дела.
Переходя от одного занятия к другому, они полностью вытесняют из сознания
предыдущее. Подвижный ребенок способен на ходу принимать решение или изменять
прежние намерения, быстро, без труда приспосабливаясь к новым условиям, легко
следуя за ними и подчиняясь складывающимся обстоятельствам.
Нередко высокая подвижность нервной системы проявляется в чрезмерной
двигательной активности, в характерных особенностях речи. Что касается обучения
изобразительной деятельности, то тут подвижный ребёнок отличается легким
схватыванием объяснений педагога, умением быстро выполнить задания
Таким образом, следует отметить, что дети с сильной, подвижной нервной
системой
требуют
более
творческого
подхода,
они
способны
быстро
перерабатывать полученную информацию и воспроизводить её в своих рисунках.
Ребенок с инертной нервной системой намного спокойнее, чем ребенок с сильной
нервной системой. Исключение составляют лишь те случаи, когда он участвовал в
шумных
играх,
и
тогда
ему
трудно
сразу
перестроиться
и
включиться
в
изобразительную деятельность.
Ребенок не способен «разбрасываться»; чаще всего его свободное время
полностью занято полезной деятельностью.
Неприятности, неудачи, обиды не забываются инертными сразу, а как бы
застревают в сознании, отвлекают от решения насущных вопросов, мешают двигаться
дальше. Нужно какое-то время, прежде чем волнующее событие забудется и его
негативное действие прекратится.
Инертный не может быстро и полно ответить на внезапно поставленный вопрос. Ему
требуется время на обдумывание, тщательную подготовку. Чаще всего у инертного
речь неторопливая, замедленная, мимика и жестикуляция практически отсутствуют.
Дети
со
слабой
нервной
системой,
инертные
нуждаются
в
более
дифференцированном подходе, который заключается в первоначальном снятии у них
барьеров объективации и в дальнейшем постепенном вхождении их в мир
графических образов.
Помимо наблюдения проводится диагностическая работа по выявлению
уровня работоспособности. Применяется методика «Тест Карстена», который
направлен
на
определение
работоспособности,
саморегуляции
в
ходе
деятельности.
Тест проводится индивидуально с каждым ребёнком. Перед тестированием
дается инструкция: «Сейчас мы с вами попробуем определить, у кого из вас
самая сильная воля. Перед вами лежат листы бумаги с узкими и широкими
полосками. В узенькой полоске, по моей команде чертите как можно больше
вертикальных палочек. Старайтесь точно и аккуратно рисовать, не выходя за
пределы строчки».
Если ребенок ссылался на усталость или нежелание дальше рисовать, его
надо попросить, например: «Ну, немножечко еще попробуй, через силу, прояви
свою волю!»Через каждую минуту воспитатель просит поставить длинную
вертикальную линию (черту) и продолжить дальше. Так в течение 5 минут,
после чего ребенка останавливают
При оценке результатов сравнивается длина интервалов (увеличивается или
уменьшается), плотность заполнения строки, группирование черточек (ведение
ритма и т. п.), другие возможные отходы от инструкции.
Таким образом, следует отметить такой факт:
-
дети
со
слабой
нервной
системой
проявляют
н и з к у ю
работоспособность и низкий уровень саморегуляции. Они быстро устают,
отвлекаются, могут бросить начатую работу.
-
дети
с
сильной
нервной
системой
проявляют
высокий
уровень
работоспособности,
они
быстро
и
чётко
выполняют
предложенное
им
задание, легко с ним справляются.
Так, при работе с детьми со слабой нервной системой, инертными, проводится
два цикла совместной образовательной деятельности:
1. Серия образовательной деятельности с детьми по снятию барьеров в
развитии изобразительных способностей.
Цель
этой
серии
-
снятие
барьеров
объективации,
развитие
у
детей
творческого энтузиазма и раскованности.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
1. Преодолеть барьер развития способностей и сформировать необходимые
задатки как основу будущего их развития.
2. Соединить образ и технику так, чтобы они превратились в две стороны
единого целого: творческий замысел и художественное средство.
3. Найти такую форму задач, которая не вступала бы в противоречие с
процессом
спонтанного
порождения
замысла,
как
необходимого
условия
творчества.
4.
Опираться
не
только
на
область
импульсивных
бессознательных
процессов, но и активизировать, развивать сознательные действия самого
ребенка.
Рассмотрим серию занятий по снятию барьеров у детей со слабой нервной
системой.
Цель этих занятий развитие у детей творческого энтузиазма и раскованности.
Занятие 1. Рисование с закрытыми глазами.
В начале занятия короткая беседа "Что такое фантазия?" (это когда
неправда).
Задание - нарисовать любые каракули с закрытыми глазами, а потом открыть
глаза и дорисовать, кто что захочет.
Главный результат - установление контакта.
Цель - показать, что даже каракули могут быть интересными и значительными.
Пробудить интерес в поисках образа в произвольном переплетении линий,
активизировать работу воображения.
Занятие 2. Рисование двумя руками.
Мы - инопланетяне,прибыли на Землю с дружескими целями, но не умеем ни
говорить,
ни
писать
на
земных
языках.
Лучше
нарисовать
рисунок,
выражающий наши дружеские чувства.
Главный итог - проявление инициативы, радость экспериментирования,
открыли
новый
способ
рисовать
двумя
руками.
И,
конечно
же
-
попытка
выразить в рисунке определенные чувства, эмоции.
Занятие 3. Облака и лужи,похожие на животных.
Наша фантазия может совершить волшебство: неживое и неинтересное,
превратить в живое и необыкновенное.
Предлагается нарисовать "облако, похожее на кота","лужу, похожую на
поросенка".
Упражнение затруднено тем, что приходится работать красками. Дети
мыслят линией, а не пятном.
Главный смысл занятия - у детей возникает чувство своей "умелости",
состоятельности,
способности
выполнить
задачу,
которая
вначале
казалась
непреодолимой.
Занятие 4. Встреча двух проволочных собачек - весёлой и грустной.
Игра с проволокой - попробовать согнуть кусок проволоки, чтобы получилась
какая- либо законченная форма. Потом предлагается попробовать нарисовать
двух проволочных собачек - одну весёлую,другую грустную.
Важный итог - осознание эмоционального состояния своих персонажей и
выразительных средств,
для передачи (весёлая - поднятая голова, розовый
язычок,закрученный хвост), грустная - мордочка опущена, уши висят.
Эти занятия вселяют в ребенка уверенность - он тоже многое может.
2.
Серия
образовательной
деятельности
с
детьми
для
формирования
изобразительных
способностей
посредством
использования
различных
материалов.
Цель
образовательной
деятельности
заключается
в
формировании
изобразительных
способностей
посредством
использования
разнообразных
графических материалов.
С детьми с сильной нервной системой, подвижными организуется серия
творческой
совместной
образовательной
деятельности,
которая
отличается
нестандартным подходом, подачей детям многообразного красочного материала
иинформации.
Дается понятие того образа, который будет создаваться (например: орнамент,
пейзаж, витраж). Всю информацию необходимо связать с тем, что хорошо
известно ребенку и любимо им, стараясь вызвать в душе отклик. То есть
определяем,что
будем
делать.
Демонстрируются
работы
художников
по
выбранной тематике и тот материал, который может разбудить фантазию детей.
Литература:
1.Акимова М.К. Психофизиологические особенности индивидуальности
детей: Учет и коррекция.- М.: Академия, 2002.-160с.
2.Аранова
С.В.
Обучение
изобразительному
искусству.
Интеграция
художественного и логического. – СПб.: КАРО,2004. -176с.
3. Богуславский М. Особенности дифференциального подхода //Первое
сентября.- 2007.-№1. –С. 12-14.
4.Вахроменко П.Р. Основы обучения изобразительному искусству.- М.:
Просвещение, 2001.-146с.
5.Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для
студ.
высш.
учеб.
заведений
/Сост.
И.В.Дубровина,
А.М.
Прихожан,
В.В.
Зацепин.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-368с.
6.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Изд-во «Питер»,
2000. – 368с.
7. Инновационная педагогика искусства. – М.: Издательство дом «Эврика»,
2003.
8.Калинина Т. Первые успехи в рисовании // АНО. – 2006.
9.Макароленко Р.Л. Методика преподавания ИЗО. – СПб.: ДЕТСТВО –
ПРЕСС, 2000. – 248с.
10. Психология дошкольника: Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. _ М.:
Издательский центр «Академия», 2000. – 408с.
11.Чурилова Э.Г. Методика и организация изобразительной деятельности
дошкольников и младших школьников. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2001. -160с.