Напоминание

Влияние музыки на духовное и социальное становление личности


Автор: Гильманова Гульнара Масхутовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Влияние музыки на духовное и социальное становление личности
Раздел: среднее образование





Назад




Влияние музыки на духовное и социальное становление личности.

Гильманова Гульнара Масхутовна

Учитель музыки ГБОУ Уфимская КШИ № 59

…влияние музыки на детей благодатно,…

Она наполнит гармониею мира их юные души,

Разовьет в них предощущение таинства жизни.

В.Г.Белинский

Сегодня искусство мало влияет на духовное и социальное становление личности.

Согласно

ФГОС

для

обучающихся

с

ОВЗ

коррекционная

школа

должна

способствовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию

художественного вкуса, воспитанию чувства прекрасного.

Проведенный опрос обучающихся школы показывает, что:

- 22% детей занимаются в учреждениях дополнительного образования,

- 16% обучающихся совместно с родителями посещают учреждения культуры,

- 37% школьников сказали о том, что продолжат общение с искусством.

Причинами такого отношения к искусству являются:

- потеря ценностных ориентаций общества,

- снижение воспитательного потенциала семьи;

- средства массовой информации, способствующие распространению идей насилия и

безнравственности;

- чрезмерное увлечение компьютерными играми;

- свободная пропаганда аудио-, видео продукции;

- увлечение детей «попсовой» музыкой.

Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитанием ребенка. Особая

роль

отводилась

музыкальным

занятиям,

которые

формируют

у

ребенка

те

положительные

чувства,

ту

этическую

сторону,

без

чего

человеку

обойтись

невозможно. Именно поэтому духовное и социальное становление личности на

сегодняшний день актуально.

В

школе

внеклассная

и

внеурочная

работа

с

обучающимися

осуществляется

в

секциях

и

кружках

спортивного,

танцевального,

вокально-музыкального,

естественно-научного направлений.

В

реализации

вокально-музыкального

и

танцевального

направлений

значимым

является и урок музыки. Важнейшими задачами этого предмета являются:

- развитие образного мышления, которое служит ключом к пониманию истинной

красоты искусства, чувства прекрасного;

- формирование музыкальной культуры у детей;

- воспитание художественного и эстетического вкуса;

- совершенствование эмоциональной сферы обучающихся;

- становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. стремление слушать

образцы национальной музыки своего народа, народов мира;

- приобщение школьников к «золотому фонду» МХК, формирование интереса и

любви к шедеврам мирового искусства;

-

активизация

общественно-полезной

направленности

музыкальных

занятий

для

использования

репертуара,

общеучебных

умений

и

навыков,

приобретенных

на

уроках

в

изучении

дисциплин

гуманитарного,

эстетического

направлений,

на

практике (конкурсы, концертная деятельность).

Развитию у детей координации между слухом и голосом, расширению певческого

диапазона, выработке вокально-певческих навыков способствует хоровое пение на

уроке. Эта работа включает в себя вокальные упражнения, попевки со словами и без

слов, работа по нотной записи: пение основной мелодии песен, попевок.

Следующий вид деятельности – слушание музыки. Оно постепенно вырабатывает у

обучающихся умение сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное

произведение или его фрагмент, формирует:

- эмоциональный отклик на слушаемую музыку;

- навык определять ее характер, настроение, образный строй;

- навык выражать в слове, пластике, жесте, мимике свое отношение к музыке.

Для

того,

чтобы

ребята

могли

найти

образу

музыкального

произведения

соответствующий эквивалент им на уроке предлагаются задания на визуализацию:

- выбрать иллюстрацию из предложенного подбора репродукций;

- подобрать цветовую гамму, наиболее ярко раскрывающую эмоциональный настрой

музыки, (например, при слушании фортепианных пьес В. Салманова «Утро в лесу»,

«Вечер» обучающиеся выбирают контрастные цвета, а из репродукций – работы

Шишкина, Левитана, Домашникова);

- нарисовать рисунок к произведению.

Задания «рисуем музыку» выполняются ребятами с большим увлечением. Образы,

которые они представили зрительно, появляются на листе бумаги. Здесь проявляется

творчество и индивидуальность каждого ребенка.

Одним

из

видов

деятельности

на

уроке

является моделирование

элементов

музыкального языка на плоскости или в пространстве, которое чаще используется на

уроках

в

начальной

школе,

графически

обучающиеся

могут

изобразить

ритм

музыкального произведения: вальс – плавной линией, марш – отрывистым штрихом,

польку

точечной

техникой;

звуковедение

мелодии:

плавное,

поступенное,

скачкообразное; регистр: высокий, средний, низкий; склад музыки: гомофонный,

полифонический – в старших классах.

Следующий

вид

деятельности

– пластическое

интонирование,

импровизация

неотъемлемая часть каждого урока, особенно в начальной школе. Через игровые

моменты,

жесты,

танцевальные

движения,

театрализацию

обучающиеся

ярче

передают настроение музыки, образ, который заложен в произведении. Их мимика,

жесты становятся раскрепощенными, повышается эмоциональный уровень, легче и

быстрее идет работа по запоминанию текста песен. Это способствует и сохранению

здоровья детей.

В

5-8

классах

мы

часто

используем

задания

на вербализацию

словесное

определение содержания, настроения, характера произведения с выходом на средства

музыкальной

выразительности

(СМВ).

Они

предполагают

использование

следующих видов работы:

- придумать название к прозвучавшему произведению,

- подобрать созвучное стихотворение или литературный текст,

- составить краткий устный рассказ.

Обязательным

условием

уроков

музыки

является внедрение

регионального

компонента. С

большим

удовольствием

обучающиеся

знакомятся

с

образцами

древних музыкально-поэтических жанров башкирского народа; с особенностями

башкирских народных песен, танцев, наигрышей, находя сходство и различие с

музыкой русского народа, народов стран мира; исполняют музыку родного края,

песни

современных

авторов.

Тесная

взаимосвязь

с

предметом

Культура

Башкортостана

прослеживается

на

протяжении

всего

курса

изучения

музыки

родного края.

Продолжением уроков музыки являются занятия вокального кружка, где занимаются

все

желающие:

музыкально-одаренные

обучающиеся,

и

дети,

у

которых

музыкальные

способности

не

очень

яркие.

Посещают

занятия

кружка

также

«трудные» дети. Хоровое пение способствует не только музыкально-эстетическому

развитию,

формированию

вокально-певческих

навыков,

но

и

оздоровлению

организма,

расширению

музыкального

кругозора,

воспитанию

положительных

эмоций и коммуникативных качеств, повышению культурного уровня обучающихся.

Важной частью воспитания нравственности в духовном и социальном становлении

личности

является

посещение

учреждений

культуры

города,

концертных

и

выставочных залов, фестивалей, смотров-конкурсов и других культурно-массовых

мероприятий, которые организуются школой в течение учебного года.

Эта

кропотливая

работа

по

развитию

творческих

способностей

ребят,

формированию

художественного

вкуса,

воспитанию

чувства

прекрасного

дает

положительные

результаты

в

работе

с

обучающимися

с

ограниченными

возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Таким

образом,

музыка

через

синтез

искусств

на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности

позволяет

обучающимся

коррекционной

школы

не

только

лучше

понимать,

воспринимать

музыкальные

произведения,

но

и

воспитывает

в

них

чувство

прекрасного,

повышает

интеллектуальный

и

культурный

уровень,

способствует их духовному и социальному становлению.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!