Автор: Гильманова Гульнара Масхутовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ГБОУ Уфимская КШИ № 59
Населённый пункт: город Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Влияние музыки на духовное и социальное становление личности
Раздел: среднее образование
Влияние музыки на духовное и социальное становление личности.
Гильманова Гульнара Масхутовна
Учитель музыки ГБОУ Уфимская КШИ № 59
…влияние музыки на детей благодатно,…
Она наполнит гармониею мира их юные души,
Разовьет в них предощущение таинства жизни.
В.Г.Белинский
Сегодня искусство мало влияет на духовное и социальное становление личности.
Согласно
ФГОС
для
обучающихся
с
ОВЗ
коррекционная
школа
должна
способствовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию
художественного вкуса, воспитанию чувства прекрасного.
Проведенный опрос обучающихся школы показывает, что:
- 22% детей занимаются в учреждениях дополнительного образования,
- 16% обучающихся совместно с родителями посещают учреждения культуры,
- 37% школьников сказали о том, что продолжат общение с искусством.
Причинами такого отношения к искусству являются:
- потеря ценностных ориентаций общества,
- снижение воспитательного потенциала семьи;
- средства массовой информации, способствующие распространению идей насилия и
безнравственности;
- чрезмерное увлечение компьютерными играми;
- свободная пропаганда аудио-, видео продукции;
- увлечение детей «попсовой» музыкой.
Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитанием ребенка. Особая
роль
отводилась
музыкальным
занятиям,
которые
формируют
у
ребенка
те
положительные
чувства,
ту
этическую
сторону,
без
чего
человеку
обойтись
невозможно. Именно поэтому духовное и социальное становление личности на
сегодняшний день актуально.
В
школе
внеклассная
и
внеурочная
работа
с
обучающимися
осуществляется
в
секциях
и
кружках
спортивного,
танцевального,
вокально-музыкального,
естественно-научного направлений.
В
реализации
вокально-музыкального
и
танцевального
направлений
значимым
является и урок музыки. Важнейшими задачами этого предмета являются:
- развитие образного мышления, которое служит ключом к пониманию истинной
красоты искусства, чувства прекрасного;
- формирование музыкальной культуры у детей;
- воспитание художественного и эстетического вкуса;
- совершенствование эмоциональной сферы обучающихся;
- становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. стремление слушать
образцы национальной музыки своего народа, народов мира;
- приобщение школьников к «золотому фонду» МХК, формирование интереса и
любви к шедеврам мирового искусства;
-
активизация
общественно-полезной
направленности
музыкальных
занятий
для
использования
репертуара,
общеучебных
умений
и
навыков,
приобретенных
на
уроках
в
изучении
дисциплин
гуманитарного,
эстетического
направлений,
на
практике (конкурсы, концертная деятельность).
Развитию у детей координации между слухом и голосом, расширению певческого
диапазона, выработке вокально-певческих навыков способствует хоровое пение на
уроке. Эта работа включает в себя вокальные упражнения, попевки со словами и без
слов, работа по нотной записи: пение основной мелодии песен, попевок.
Следующий вид деятельности – слушание музыки. Оно постепенно вырабатывает у
обучающихся умение сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное
произведение или его фрагмент, формирует:
- эмоциональный отклик на слушаемую музыку;
- навык определять ее характер, настроение, образный строй;
- навык выражать в слове, пластике, жесте, мимике свое отношение к музыке.
Для
того,
чтобы
ребята
могли
найти
образу
музыкального
произведения
соответствующий эквивалент им на уроке предлагаются задания на визуализацию:
- выбрать иллюстрацию из предложенного подбора репродукций;
- подобрать цветовую гамму, наиболее ярко раскрывающую эмоциональный настрой
музыки, (например, при слушании фортепианных пьес В. Салманова «Утро в лесу»,
«Вечер» обучающиеся выбирают контрастные цвета, а из репродукций – работы
Шишкина, Левитана, Домашникова);
- нарисовать рисунок к произведению.
Задания «рисуем музыку» выполняются ребятами с большим увлечением. Образы,
которые они представили зрительно, появляются на листе бумаги. Здесь проявляется
творчество и индивидуальность каждого ребенка.
Одним
из
видов
деятельности
на
уроке
является моделирование
элементов
музыкального языка на плоскости или в пространстве, которое чаще используется на
уроках
в
начальной
школе,
графически
обучающиеся
могут
изобразить
ритм
музыкального произведения: вальс – плавной линией, марш – отрывистым штрихом,
польку
–
точечной
техникой;
звуковедение
мелодии:
плавное,
поступенное,
скачкообразное; регистр: высокий, средний, низкий; склад музыки: гомофонный,
полифонический – в старших классах.
Следующий
вид
деятельности
– пластическое
интонирование,
импровизация
–
неотъемлемая часть каждого урока, особенно в начальной школе. Через игровые
моменты,
жесты,
танцевальные
движения,
театрализацию
обучающиеся
ярче
передают настроение музыки, образ, который заложен в произведении. Их мимика,
жесты становятся раскрепощенными, повышается эмоциональный уровень, легче и
быстрее идет работа по запоминанию текста песен. Это способствует и сохранению
здоровья детей.
В
5-8
классах
мы
часто
используем
задания
на вербализацию
–
словесное
определение содержания, настроения, характера произведения с выходом на средства
музыкальной
выразительности
(СМВ).
Они
предполагают
использование
следующих видов работы:
- придумать название к прозвучавшему произведению,
- подобрать созвучное стихотворение или литературный текст,
- составить краткий устный рассказ.
Обязательным
условием
уроков
музыки
является внедрение
регионального
компонента. С
большим
удовольствием
обучающиеся
знакомятся
с
образцами
древних музыкально-поэтических жанров башкирского народа; с особенностями
башкирских народных песен, танцев, наигрышей, находя сходство и различие с
музыкой русского народа, народов стран мира; исполняют музыку родного края,
песни
современных
авторов.
Тесная
взаимосвязь
с
предметом
Культура
Башкортостана
прослеживается
на
протяжении
всего
курса
изучения
музыки
родного края.
Продолжением уроков музыки являются занятия вокального кружка, где занимаются
все
желающие:
музыкально-одаренные
обучающиеся,
и
дети,
у
которых
музыкальные
способности
не
очень
яркие.
Посещают
занятия
кружка
также
«трудные» дети. Хоровое пение способствует не только музыкально-эстетическому
развитию,
формированию
вокально-певческих
навыков,
но
и
оздоровлению
организма,
расширению
музыкального
кругозора,
воспитанию
положительных
эмоций и коммуникативных качеств, повышению культурного уровня обучающихся.
Важной частью воспитания нравственности в духовном и социальном становлении
личности
является
посещение
учреждений
культуры
города,
концертных
и
выставочных залов, фестивалей, смотров-конкурсов и других культурно-массовых
мероприятий, которые организуются школой в течение учебного года.
Эта
кропотливая
работа
по
развитию
творческих
способностей
ребят,
формированию
художественного
вкуса,
воспитанию
чувства
прекрасного
дает
положительные
результаты
в
работе
с
обучающимися
с
ограниченными
возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Таким
образом,
музыка
через
синтез
искусств
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности
позволяет
обучающимся
коррекционной
школы
не
только
лучше
понимать,
воспринимать
музыкальные
произведения,
но
и
воспитывает
в
них
чувство
прекрасного,
повышает
интеллектуальный
и
культурный
уровень,
способствует их духовному и социальному становлению.