Напоминание

Экологическое воспитание в дополнительном образовании


Автор: Ведерников Игорь Владимирович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ "РАДУГА"
Населённый пункт: Город Екатеринбург, Свердловская область
Наименование материала: Статья
Тема: Экологическое воспитание в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Ведерников Игорь Владимирович,

педагог дополнительного образования,

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

Дом детского творчества «РАДУГА»,

город Екатеринбург

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

( Из опыта работы изостудии «Игорек» Дома детского творчества «РАДУГА»

Чкаловского района г. Екатеринбурга.)

Изостудия Дома детского творчества «РАДУГА» работает по авторской

программе «ПЛАНЕТА ИСКУССТВА» включающей несколько практических

и теоретических разделов. Среди них есть раздел «Региональный компонент»

включающий детей с историей, культурой и экологией Уральского региона.

Современная модернизация образования в итоге должна привести к системе

«Эффективное образование». Это значит, что человек – носитель культуры по

сути

своей

гражданин

и

патриот:

солидарное

государство,

сильное

государство. С точки зрения государства – патриотическое воспитание это

вопрос

реализации

государственной

политики

в

известном

смысле

государственной

безопасности.

С

точки

зрения

личности

это

развитие

любви

к

Родине.

Эта

работа

затрагивает

только

один

аспект

духовного

воспитания – экологической культуры подрастающего поколения. Проблемы

мирового

развития

человечества

неразрывно

связаны

с

потребительским

отношением

к

окружающей

среде,

бездумным

и

агре ссивным

использованием

недр

земли,

водных

и

лесных

ресурсов

планеты.

Такое

отношение к среде обитания на протяжении многих сотен лет поставило

человечество

на

грань

экологической

катастрофы.

Именно

сам

человек

загрязняет планету, разоряет места своего обитания и обитания животных,

что

безусловно

когда

нибудь

приведет

к

исчезновении

человека

как

обитателя планета Земля. Можно ли назвать это катастрофой? безусловно.

Все разговоры о переселении на другие планеты не более чем взрослые

сказки, нет ни похожих на землю планет в ближнем пространстве, ни средств

доставки

человечества

на

них.

Выход

очевиден:

человечество

должно

осознать всю серьезность этой проблемы и приложить все усилия для её

решения. Чернобыль и Фокусима, смерчи и торнадо, изменения климата,

извержение

вулканов

во

многом

являются

предупреждением

о

грозящей

вселенской катастрофе.

Урал

не

является

исключением

в

деле

разрушения

природы:

строительство

гигантских

заводов

таких

как

«Уралмаш».

Появление

множества

промышленных

предприятий

эвакуированных

из

центральных

областей страны в годы великой отечественной войны на протяжении многих

десятилетий загрязняют воздух и воду углекислым газом, диокисью серы,

сернистой

и

азотной

кислотой,

ртутью

и

хлором.

Безусловно,

проблемы

решаются техническими средствами, безотходным производством, но многое

уже либо потеряно, либо подлежит долгому восстановлению.

Однако, необходимо отметить, что

народы населяющие уральский

регион в давние времена: Ханты, манси, вагулы, остяки, башкиры очень

хорошо

понимали

как

важно

гармоничное

сосуществование

человека

и

природы, как огромна зависимость человека от природы. Выражалось это в

бережном использовании природных ресурсов: зверя и рыбы добывалось

ровно

столько,

сколько

было

необходимо,

даже

веток

не

рубили

без

надобности. В 18 веке, с открытием богатейшего потенциала Уральских гор, с

появлением

первых

металлургических

заводов

с

природой

считались,

понимая её значимость для человека. Василий Никитич Татищев будучи

горным начальником уральских казенных заводов издал Указ запрещавший

рубить лес вокруг Екатеринбурга ближе 25 километров. До сих пор наш

полутора миллионный город окружен лесопарками, подступающим к самым

его границам.

Для

детей

занимающихся

художественным

творчеством

огромное

значение

имеет

общение

с

природой

как

с

источником

художественного

вдохновения, понимания истинной красоты, гармонии, духовности.

В наши дни крайне необходимым становится восприятие ребенком

окружающего мира как дома – дома своего, своих близких всех людей.

Поэтому очень важно, чтобы познание устройства, порядков, законов этого

дома было окрашено идеями его сбережения, ответственности человека за

состояние жилища, среды своего обитания. Именно поэтому в рамках раздела

объединены,

переплетены,

взаимно

согласованы

в о п р о с ы

общекраеведческого,

природоведческого,

экологического

характера.

Экологическая

часть

программы

по

изобразительному

и

декоративно

прикладному творчеству детей младшего школьного возраста направлена на

знакомство с жемчужинами природы родного края которые нужно знать, а

кроме этого есть возможность реального их посещения. В качестве справки

нужно отметить, что в Свердловской области находятся 4 природных парка и

426 памятников природы.

Говоря

о

практической

работе

в

этом

направлении

с

детьми,

используются разнообразные формы и методы. Наиболее интересными с

воспитательной

и

познавательной

точки

зрения

являются

экскурсии

непосредственно на природу, например в природный парк «Оленьи ручьи»,

«Тальков камень», «Ильменский заповедник» и т.д. Это и общение с живой

природой, и радость духовно – эстетическая, и радость дружеского общения.

Но

поскольку

изостудия

не

туристический

клуб,

основное

общение

происходит непосредственно на занятиях в изостудии. Здесь наибольший

воспитательный и познавательный эффект достигается путем творческого

использования различных видов искусств дающих возможность воспитать

умение

воспринимать

природу

через

художественные

образы

живописи,

музыки, литературы. Если говорить о зрительном восприятии, это просмотр

видовых

видео

и

слайд

фильмов.

К

видео

ряду

прекрасным

образным

дополнением являются стихи русских поэтов и классическая музыка. Рассказ

педагога в таком ожерелье искусства приобретает высокий эмоциональный

уровень, лучше воспринимается и запоминается детьми. В результате такого

общения у детей складывается четкое понимание личной ответственности за

окружающую природу, понимание того, что уничтожение природы приведет к

вселенской катастрофе, а они должны просто не ломать ветки, не бросать

мусор, не разорять муравейники, как просто и как важно…



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!