Автор: Неровнова Вера Владимировна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ Гимназия 1562
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Решение текстовых задач. Подготовка к ОГЭ (в помощь учителю).
Раздел: полное образование
Решение текстовых задач. Подготовка к ОГЭ (в помощь учителю).
Основной государственный экзамен по алгебре за курс основной школы (ОГЭ) сдают все учащиеся 9 классов.
Экзамен состоит из двух частей тестовой и 2 части, состоящей из заданий с развёрнутым ответом. Во второй части, в
No23 необходимо уметь решать текстовые задачи.
Анализ текста задачи предполагает за её формулировкой увидеть типовые задачи, которые отрабатывались на
уроках. Обычно те ученики, которые умеют решать задачи с удовольствием идут на уроки математики. Значит, если
научить детей решать задачи, мы окажем влияние на их интерес к предмету, на развитие математического
мышления.
При подготовке к ОГЭ нужно решить много задач на движение и на работу, так как именно они чаще
встречаются в экзаменационных вариантах. Неумение решать такие задачи влечёт к недобору баллов, а научиться
решать их лучше табличным способом.
Чтобы учащиеся могли решать задачи, надо чтобы они поняли принцип заполнения таблицы, а это делается
так:
начертить таблицу и дать название колонкам в зависимости от текста задачи;
далее, прочитав вопрос задачи принять за х то, о чём спрашивается;
затем заполнить 2 колонки, а третью заполнить, применяя соответствующие формулы.
Поняв принцип заполнения таблицы, останется набить руку в решении различных по тексту задач.
Совместно с учащимися я подготовила задачи, которые собрали из разных сборников для подготовки к ОГЭ,
решили их и записали полное решение с помощью таблицы, затем в электронном виде составили из них карточки.
Надеемся, что карточки при правильном использовании, помогут подготовиться к ОГЭ ученикам и помогут быстро
осуществлять контроль при решении задач учителем.
Итак, карточка состоит из двух частей: условия (верхняя часть) и решения (нижняя часть). Учитель разрезает карточку
и выдаёт верхнюю часть (условие) ученику, по окончании решения ученик подходит к учителю. Учитель сверяет
решение ученика с решением второй части карточки или же дает её ученику, чтобы он разобрался самостоятельно.
Таким образом, учителю сразу видны проблемы ученика в умении решать задачи. Такие карточки дают возможность
быстро проверить решение ученика, найти ошибку и разобрать её совместно с учителем или самостоятельно. Все
задачи разделены по типам. К каждой задаче прилагается ответ и таблица с решением. Ученик может
самостоятельно проверить решение, а при наличии таких карточек самостоятельно дома готовиться к сдаче ОГЭ.
В статье приведены примеры карточек, остаётся только разрезать их и приступить к работе. Учитель может с
помощью учащихся сделать свои карточки, взяв условия задач из базы ФИПИ. Буду рада, если работа с карточками
поможет учителям научить ребят решать задачи на движение и работу, а сдача ОГЭ станет приятным событием в
жизни учителя и учеников. Всем хорошей сдачи экзамена!
Из пунктов А и B, расстояние между которыми 19 км, вышли одновременно навстречу друг другу
два туриста и встретились в 9 км от пункта А. Найдите скорость каждого, если известно, что турист,
вышедший из пункта А, шёл со скоростью, на 1
км
ч
большей, чем другой турист, и сделал в пути
30-минутную остановку.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По условию, турист, вышедший из А, сделал 30-минутную (0,5 часа) остановку:
9
x
+
1
+ 0,5 =
10
x
| *(x
2
+x) ОДЗ: х≠0;-1
9х + 0,5х
2
+ 0,5х = 10х + 10
0,5х
2
- 0,5х - 10 = 0
х
2
- х - 20 = 0
D = 1 + (4*20) = 81
х
1,2
=
1± √ 81
2
х
1
= 5
х
2
= -4 - не удовлетворяет условию (скорость не может быть отрицательной)
1) 5 + 1 = 6 (
км
ч
) – скорость туриста, вышедшего из А
Ответ: 6
км
ч
; 5
км
ч
Турист, находящийся в спортивном лагере, должен успеть к поезду на железнодорожную
станцию. Если он поедет на велосипеде со скоростью 15
км
ч
, то он опоздает на 30 мин, а если на
мопеде со скоростью 40
км
ч
, то приедет за 2 часа до отхода поезда. Чему равно расстояние от
лагеря до станции?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По условию, при выезде туриста на велосипеде он прибудет на станцию на (2ч+30мин)=2,5ч позже, чем
если бы он выехал на мопеде:
x
15
– 2,5 =
x
40
| *120
8х – 300 = 3х
5х = 300
х = 60
Ответ: 60 км.
Туристы на моторной лодке проплыли два часа против течения реки, после чего повернули
обратно и 12 минут плыли по течению, выключив мотор. Затем они включили мотор и через один
час после этого прибыли к месту старта. Во сколько раз скорость течения реки меньше
собственной скорости лодки? Скорость собственная скорость лодки и скорость течения реки
считаются постоянными.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пусть y
км
ч
– собственная скорость лодки
По условию, после 1-ой части пути они развернулись и приплыли в точку отправления
2(y - x) = 0.2x + y + x
2y – y = 2x + 0.2x + x
y = 3.2x
Ответ: в 3,2 раза
Скорость (
км
ч
)
Время (ч)
Расстояние (км)
Из А
15
x
15
x
Из В
40
x
15
х
Скорость (
км
ч
)
Время (ч)
Расстояние (км)
I часть
y - x
2
2(y - x)
II часть
х
0.2
0.2x
III часть
y + x
1
y + x
Группа туристов отправляется на лодке от лагеря по течению реки с намерением вернуться
обратно через 5 часов. Скорость течения реки 2 км⁄ч, скорость лодки в стоячей воде 8 км⁄ч. На
какое наибольшее расстояние по реке они смогут отплыть, если перед возвращением они
планируют пробыть на берегу 3 часа?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Скорость (
км
ч
)
Время (ч)
Расстояние (км)
Туда
10
x
10x
Обратно
6
2-x
6*(2-x)
По условию задачи, пути туда и обратно равны:
10x = 6*(2-x)
10x = 12-6
16x = 12
x = 0,75
1) 10*0,75 = 7,5 (км) – наибольшее расстояние, на которое туристы могут отплыть.
Ответ: 7,5 км наибольшее расстояние, на которое туристы могут отплыть.
Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 80 км, одновременно выехали два автобуса.
Во время пути один из автобусов сделал остановку на 15 минут, но в пункт В прибыл на 5 минут
раньше второго. Известно, что его скорость в 1,5 раза больше скорости другого. Найдите скорость
каждого автобуса.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Скорость (
км
ч
)
Время (ч)
Расстояние (км)
Первый автобус
1,5х
80
1,5 х
80
Второй автобус
х
80
х
80
По условию задачи первый автобус приехал на 5 минут раньше и сделал остановку на 15 минут:
80
1,5 х
+
1
3
=
80
х
| *(1,5х * 3х) ОДЗ: х≠0;-1
1,5х
2
- 120х = 0
х(1,5х - 120) = 0
х = 0 – не соответствует условию задачи х = 80
км
ч
1) 1,5 · 80 = 120 (
км
ч
) – скорость первого автобуса
Ответ: 120
км
ч
Из двух пунктов, расстояние между которыми 28 км, выходят одновременно навстречу друг
другу два пешехода с одинаковыми скоростями. Пройдя 9 км, первый пешеход сделал остановку
на 1 ч. После этого он увеличил скорость на 1 км/ч, и встреча пешеходов произошла на расстоянии
4 км от места задержки. Найдите скорость второго пешехода.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По условию задачи первый пешеход сделал остановку на 1 ч.
1 +
9
х
+
4
х
+
1
=
15
х
| * х(х+1) ОДЗ: х≠ -1;0
х
2
+ х + 9х + 9 + 4х = 15
х
2
– х – 6 = 0
D = 1 + 24 = 25
х
1;2
=
1±5
2
х₁ = 3 х₂ = -2 – не соответствует условию задачи
Ответ: 3
км
ч
Скорость (
км
ч
)
Время (ч)
Расстояние (км)
Первый
пешеход до
остановки
х
9
х
9
Первый
пешеход после
остановки
х+1
4
х
+
1
4
Второй пешеход
х
15
х
15
Теплоход проходит по течению реки до пункта назначения 560 километров и после стоянки
возвращается в пункт отправления. Найдите скорость теплохода в неподвижной воде, если
скорость течения равна 4
км
ч
, стоянка длится 8 часов, а в пункт отправления теплоход
возвращается через 56 часов после отплытия из него. Ответ дайте в
км
ч
.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Скорость (
км
ч
)
Время (ч)
Расстояние (км)
По течению
Х+4
560
х
+
4
560
Против течения
Х-4
560
х
−
4
560
По условию задачи стоянка длится 8 часов.
560
х
+
4
+ 8 +
560
х
−
4
= 56 |*(х+4)*(х-4) ОДЗ: х ≠ ±4
3х
2
– 70х – 48 = 0
D = 4900 + 576 = 5476
Х
1
= 24 Х
2
= -
4
6
- не удовлетворяет условию задачи
Ответ: 24
км
ч
Расстояние между пристанями А и В равно 90 км. Из А в В по течению реки отправился плот, а
через час вслед за ним отправилась моторная лодка, которая, прибыв в пункт В, тотчас повернула
обратно и возвратилась в А. к этому времени плот прошел 52 км. Найдите скорость лодки в
неподвижной воде, если скорость течения реки равна 4 км/ч.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Скорость (
км
ч
)
Время (ч)
Расстояние (км)
Плот
4
13
52
Лодка (туда)
Х+4
90
х
+
4
90
Лодка (обратно)
Х-4
90
х
−
4
90
Пусть х
км
ч
– собственная скорость лодки.
По условию задачи плот плыл на 1 час дольше.
13 – 1 =
90
х
+
4
+
90
х
−
4
|*(х + 4)*(х - 4) ОДЗ: х≠ ±4
12х
2
– 180х – 192 = 0 |:12
х
2
– 15х – 16 = 0
D = 225 + 4 *16=289
Х
1;2
=
15 ±17
2
Х
1
= 16 х
2
= -1 – не удовлетворяет условие
Ответ: 16
км
ч