Автор: Горшенина Елена Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ № 1
Населённый пункт: г. Сердобск Пензенской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Решение тригонометрических уравнений" урок-лекция
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1г. Сердобска
Конспект урока алгебры в 10 классе на тему:
«
Решение
тригонометрических
уравнений
»
урок
-
лекция
Разработала:
учитель математики
высшей категории
Горшенина Е.А.
2015 – 2016 учебный год
Ц
е
л
и урока: научить решать некоторые виды тригонометрических уравнений
(квадратные) относительно одной из тригонометр
и
ческих функций, однородные
уравнения первой и второй степени относительно
sin
х и
cos
х; развивать
культуру мысли; воспитывать самостоятельность и умение преодолевать
трудности.
Оборудование: мультимедийное устройство, экран.
ХОД УРОКА
1.
Организационный момент.
2. Повторение изученного материала. Устный счет.
ВАРИАНТ 1
ВАРИАНТ 2
Установите соответствие:
1. 2sin х
=
1; 1. +
П/8 + Пn; n € Ζ.
2. √2 sin х =1; 2. (-1)
n
П/12 + Пn/3; n € Ζ.
3
.
– 2cos х
=
1; 3. + П/9 + 2Пn/3; n € Ζ.
4. - 2sin х
=
1; 4. (-1)
n
П/12 + Пn/2; n € Ζ.
5.
- 2cos
х =
2; 5.(-1)
n
П/6 + Пn; n € Ζ.
б.
sin
(2
П
-
х)
=
0
;
6.(-1)
n
П/4 + Пn;
n € Ζ.
7. сов (2
П
-
х)
= 1;
7. + 2/3П + 2Пn;
n € Ζ.
8.
tg (4П - х)
=
-
1;
8. (-1)
n+1
П/6 + Пn;
n € Ζ.
9.
cos
2х =
√2/2
;
9. + 3/4П + 2Пn; n € Ζ.
10.
sin 3
х =
√2/2; 10. Пn; n € Ζ.
11.
cos 3
х =
- ½; 11. 2Пn; n € Ζ.
12. sin 2х
=
½; 12. П/4 + Пn; n € Ζ.
3. Изучение нового материала
Методические рекомендации. Учащиеся изучают три вида тригонометрических
уравнений. Уравнения, представляющие собой квадратные уравнения относительно какой-
либо тригонометрической функции, либо сводимые к нему. Если в уравнение входят
тригонометрические функции, то их, если возможно, надо выразить через одну. При этом
следует выбирать эту функцию так, чтобы получилось квадратное относительно нее
уравнение. Введя вспомогательную переменную и решив квадратное уравнение,
переходим к решению одного из простейших тригонометрических уравнений.
Решение уравнений, левая часть которых разлагается на множители, а правая равна
нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а остальные (при этом значении
переменной) имеют смысл, также сводится к решению простейших тригонометрических
уравнений и к проверке того, не теряют ли смысл остальные множители при этом
значении переменной.
Однородные уравнения первой и второй степени относительно синуса и косинуса
или сводимые к ним решаются особым способом, рассмотренном в учебном пособии.
Часто однородные уравнения в начальном виде не очевидны, но могут быть
преобразованы в явно однородные. Например, уравнение вида
sin 2х + sin
2
х
=
0
является однородным, если sin 2х заменить по формуле двойного аргумента, то есть
привести уравнение к виду
2 sin х ×cos х + sin
2
х
=
0
.
Здесь отсутствует член, содержащий сов
2
х. Поэтому, чтобы степень уравнения не
понизилась, делим все на cos
2
х ≠ 0; уравнение tg
2
х
+ 2 tg х
=
0 -
это неполное квадратное
уравнение относительно tg х. Решаем его, разложив левую часть на множители:
tg
х ×
(
tg
х +
2)
=
0.
Отсюда tg х
=
0 или tg
х =
-
2, то есть х
=
Пn или х = - агсtg 2+ Пn, n € Ζ.
Можно данное уравнение решать, не переходя к тангенсу, а сразу разложить на
множители, как это сделано в учебном пособии.
Уравнение 3 sin
2
х -
4 sin х cos х + 5сов
2
х
=
2
тоже приводится к однородному, если правую часть умножить на выражение sin
2
х + cos
2
х, равное 1. Это уравнение в результате приводится к виду
sin
2
х - 4sin х cos х + 3cos
2
х
=
0.
Уравнение вида a sin х + b cos х
=
с,
где а и b не равны нулю одновременно, может быть сведено к однородному, если sin х и
cos х заменить по формуле двойного аргумента, а правую часть умножить на
sin
2
х/2 + cos
2
х/2.
Получаем:
2а sin х/2 cos х/2 + b (cos
2
х/2 – sin
2
х/2)
=
с (cos
2
х/2 + sin
2
х/2)
то есть
(с + b) sin
2
х/2
-
2а sin х/2 cos х/2
-
(b -
с) cos
2
х/2
=
0.
Далее ‚равнение решается как обычное однородное уравнение второй степени.
Рассмотрим основные виды тригонометрических уравнений и способы решений. Во время
объяснения у доски решения уравнений учащиеся ничего не записывают в тетрадях. Весь
класс смотрит на доску и мысленно прорабатывает каждый этап решения. После
окончания решения упражнения на доске, каждый ученик должен воспроизвести это
решение в тетради по памяти.
Пример 1. Решите уравнение
8cos
2
х + 6 sin х - З
=
0
.
Решение. Заменяя cos
2
х через 1 - sin
2
х, получаем
8(1 - sin
2
х) + 6 sin х - 3
=
0,
8 sin
2
х - 6 sin х - 5
=
0
.
Пусть sin х
=
t. Тогда
8t
2
- 6t - 5
=
0,
t
1
= 5/4 или t
2
= - ½.
а) Уравнение sin х
=
5/4 корней не имеет, так как sin х не может быть больше единицы.
б) sin
х = - ½,
х = (-1)
k
arcsin (-1/2) + Пk, k € Ζ,
х = (-1)
k+1
arcsin 1/2 + Пk, k € Ζ,
х = (-1)
k+1
П/6 + Пk, k € Ζ.
Ответ: х = (-1)
k+1
П/6 + Пk, k € Ζ.,
Примечание. Ответ можно записать по-другому: - П/6 + 2Пn, n € Ζ (если k = 2n – четное
число), П/6 + П( 2n+1) (если k = 2n+1 – нечетное число).
Пример 2. При каких значениях х принимают равные значения функции
у =1 + cos
х и у
=
- cos 2х?
Решение, для нахождения значений х решим тригонометрическое уравнение
1+cos х = - cos2х.
Так как cos 2х
=
2 cos
2
х - 1, то имеем
1 + cos х
=
- (2сов
2
х - 1),
2cos
2
х + cos х
=
0.
Получено неполное квадратное уравнение относительно cos х, которое решается
вынесением множителя за скобки:
cos х (2 cos х + 1)
=
0,
отсюда cos х = 0, х = П/2 + Пn, n € Ζ;
2cos х + 1
=
0, 2cos х
=
- 1, cos х
=
- 1/2,
х = ± arcos (-1/2) + 2Пn, n € Ζ, х = ± 2/3П + 2Пn, n € Ζ.
Ответ: функции у
=
1 + cos х и у
=
cos 2х принимают равны значения, если х
=
П/2 + Пn,
или х = ±2/3П + 2Пk, где k € Ζ.
4. Однородные тригонометрические уравнения
а sin х + b cos х = 0
- однородное уравнение первой степени относительно sin х и cos х ≠ 0. В результате
получается уравнение вида а tg х+b=0.
Уравнение а sin
2
х + b sin х cos х + с cos
2
х = 0 (*)
называется однородным уравнением второй степени относительно sin х и cos х.
Если а ≠ 0, то разделим обе части уравнения на cos
2
х ≠ 0.
Получаем уравнение а tg
2
х+b tg х + с =0.
Если а
=
0, то уравнение (*) принимает вид
b sin х cos х + с cos
2
х = 0
и решается разложением на множители левой части:
cos х (b sin х + с cos х)
=
0.
Пример 1. Решите уравнение
3 sin
2
х + sin х cos х
=
2 cos
2
х.
Решение. 3 sin
2
х + sin х cos х -
2 cos
2
х = 0. (*)
Имеем однородное тригонометрическое уравнение второй степени. Разделив почленно обе
части уравнения на cos
2
х, получим 3tg
2
х + tg х – 2 = 0.
Докажем методом от противного, что cos х ≠ 0. Предположим, что cos х
=
0, тогда из
уравнения (*) видно, что и sin х
=
0, что невозможно, так как не выполняется тождество
sin
2
х + cos
2
х
=
1. Для решения уравнения (*) обозначим tg х через т, имеем
3 т
2
+ т - 2
=
0,
tg х
=
- 1, х =
агсtg
(
-
1) + Пn, х
=
- П/4 + Пn, n € Ζ;
tg х = 2/3, х = агсtg 2/3 + Пn, n € Ζ;
Ответ: - П/4 + Пn, n € Ζ; агсtg 2/3 + Пn, n € Ζ.
Примечания. 1. При решении однородных уравнений обязательно нужно обосновывать,
что сов х ≠ 0. В этом примере дан один из способов обоснования, в других примерах
это делается другим способом.
2. При решении уравнения можно не вводить новую переменную, а решать квадратное
уравнение относительно tg х.
3. При решении тригонометрических уравнений, решаемых разложением на множители,
нужно использовать все известные способы разложения на множители: вынесение общего
множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения и
деления, искусственные приемы.
Пример 2. Решите уравнение
1
+
cos х
+
сов 2х
=
0.
Решение. Выражение 1 + cos 2х заменим выражением 2 cos
2
х. Тогда уравнение принимает
вид
2 cos
2
х
+
cos х
=
0.
Разложим левую часть этого уравнения на множители:
cos х (2 cos х + 1)
=
0.
Произведение равно нулю тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен
нулю, а другой при этом не теряет смысла, то есть
cos х = 0, х= П/2 + Пn, n € Ζ;
2 cos х +1= 0, 2 cos х = -1, cos х= - 1/2,
х
=
± агс cos (- 1/2
)
+ 2Пn, n € Ζ;
х
=
± 2/3П + 2Пn, n € Ζ.
Ответ: х = П/2 + Пn, n € Ζ; х= ±2/3П + 2Пn, n € Ζ;
4. Закрепление изученного материала
Обучающая самостоятельная работа с обязательной проверкой и объяснением
(один ученик выполняет работу на крыльях доски). Во время работы учитель оказывает
помощь слабоуспевающим учащимся.
Выполните задания: 164(а, б), 169(а, 6), 174(а).
5.
Задание на дом
164(в, г), 169(в), 174(6); дополнительно 17З(а, 6).