Автор: Шардина Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ РАДУГА
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Возрастные особенности
Тема: Характеристика творческих способностей детей младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование
Автор:
Шардина Татьяна Алексеевна
Характеристика творческих способностей детей младшего
школьного возраста
Творчество –
это
естественная,
природная
функция,
которая
проявляется
и
реализуется
в
деятельности
и
зависит
от
специальных
способностей
к
ней. Способности представляют индивидуальные свойства
личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления
определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся
у индивида знаниям, умениям, навыкам.Творческие способности, с одной
стороны, одаренность и талант,т.е. прирожденный характер данного качества
(способности)
человека.
с
другой
говоря
о
творческих
способностях,
подчеркивают возможность человека что-то делать «очень хорошо». Вместе с
тем,
и
творческие
способностии
одаренность
проявляются
в
успешной
деятельности.
В
современной
педагогике
и
психологии,
прежде
всего
трудами
С.Л.
Рубинштейнаи
Б.М.Теплова
сделана
попытка
дать
классификацию
понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию –
успешности деятельности. «Творческие способности рассматриваются как
индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека
от
другого,
от
которых
зависит
возможность
успеха
деятельности,
а
одаренность
–
как
качественно
своеобразное
сочетание
творческих
способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого
также зависит возможность успеха в деятельности»[4, с. 45]
Иногда творческие способности считают врожденными, «данными от
природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть
лишь
задатки,
а
творческие
способности
являются
результатом
развития
задатков.
Творческие
способности,
или
творческие
потенциалы,
заложены
в каждом ребенке и представляют собой сплав многих качеств. И вопрос
о
компонентах
творческого
потенциала
человека
остаётся
до
сих
пор
открытым,
хотя
в
настоящий
момент
существует
несколько
гипотез,
касающихся
этой
проблемы.
Многие
психологи
и
педагоги
связывают
способности с творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями
мышления.
В
частности,
известный
американский
психолог
Гилфорд,
занимавшийся
проблемами
человеческого
интеллекта,
установил,
что
творческим
личностям,
свойственно
так
называемое
дивергентное
мышление. «Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-
либо
проблемы
не
концентрируют
все
свои
усилия
на
нахождение
единственно
правильного
решения,
а
начинают
искать
решения
по
всем
возможным
направлениям
с
тем,
чтобы
рассмотреть,
как
можно
больше
вариантов.»
Дивергентный
способ
мышления
лежит
в
основе
творческого
мышления,
которое
характеризуется
следующими
о сновными
особенностями:
быстрота – способность высказывать максимальное количество
идей (вданном случае важно не их качество, а их количество);
гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;
оригинальность – способность порождать новые нестандартные
идеи;
законченность – способность совершенствовать свой «продукт»
илипридавать ему законченный вид.
Известный
отечественный
исследователь
проблемы
творчества
А.Н.Лук,
опираясь
на
биографии
выдающихся
учёных,
изобретателей,
художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
способность видеть проблему там, где её не видят другие;
способность сворачивать мыслительные операции, заменяя
несколькопонятий
одним
и
используя
всё
более
ёмкие
в
информационном отношении символы;
способность
применить
навыки,
приобретённые
прирешении
однойзадачи к решению другой;
способность воспринимать действительность целиком, не дробя
её начасти;
способность легко ассоциировать отдалённые понятия;
способность памяти выдавать нужную информацию в нужную
минуту;
гибкость мышления;
способность
включать
вновь
воспринятые
сведения
в
уже
имеющиесясистемы знаний;
способность
видеть
вещи
такими,
какие
они
есть,
выделить
Наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;
лёгкость генерирования идей;
творческое воображение;
способность
доработки
деталей,
к
совершенствованию
первоначального замысла[3, с 34].
Исследователи В.Т. Кудрявцев и В.П. Синельников, основываясь на
историко –
культурном
материале,
выделили
следующие
универсальные
творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:
р е а л и з м
в о о б р а ж е н и я
–
о б р а з н о е
с х в а т ы в а н и е
некоторойсущественной,
общей
тенденции
или
закономерности
развития
целостного объекта до того, как человек имеет о ней чёткое понятие и может
вписать её в систему строгих логических категорий;
умение видеть целое раньше частей;
способность
при
решении
проблемы
не
просто
выбирать
из
навязанныхизвне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу;
э кс п е р и м е н т и р о ва н и е –
с п о с о б н о с т ь
с о з н а т е л ь н о
и
целенаправленно
создавать
условия, в
которых
предметы
наиболее
выпукло
обнаруживают
свою
скрытую
в
обычных
ситуациях
сущность,
а
также
способность
проследить
и
проанализировать
особенности
«поведения» предметов в этих условиях.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении
возможности
всем
учащимся
проявить
свои
таланты
и
творческий
потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.
Человек может полноценно действовать в окружающем изменяющемся
мире, вносить
в него что-то новое, при условии, что
он может сделать
самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение, который может
творчески применить полученные знания, умения и навыки. Считается, что
развитие творческого потенциала детей с раннего возраста принципиально
важный принцип исследования.
Мышление
детей
младшего
школьного
возраста
имеет
конкретно-
образный характер. Оно
отличается слабой способностью к отвлечению
и
абстрагированию,
поскольку
познавательная
деятельность
ребенка
ограничивается
уровнем
практического
опыта,
поэтому
важную
роль
в
обучении
и
развитии
играет
воображение.
В
воображении
младших
школьников чаще создаются образы, не противоречащие действительности,
хотя они и не являются простым отражением практики, что обусловлено
способностью
ребенка
к
критической
оценке.
Особенности
мышления
и
познавательной
деятельности
определяют
специфические
свойства
творчества
младших
школьников,
которое
имеет
в
значительной
степени
подражательный характер.
Развивая
творческие
навыки
в
работе
с
детьми, большое
значение
уделяется прослушиванию и разбору музыкального произведения, образному
и поэтическому слову, беседам, направляющим творческую активность детей,
перед занятиями ритмикой. Следует опираться на личные наблюдения, опыт
детей,
чаще
использовать
наглядность
(картины,
рисунки,
фотографии,
слайдыи
т.д.).
Всё
это
дополняет
и
углубляет
полученные
от
музыки
впечатления. Показ образов
должен включать только некоторые детали,
штрихи, которые помогли бы пробудить
фантазию, представить какое-то
действие персонажа, понять характерные его особенности. К показу можно
привлекать
и
детей,
нашедших
наиболее
интересные
и
убедительные
движения
для
воплощения
образа.
Лучшие
образцы
творческих
работ
выбираются
и
оцениваются,
к
их
анализу
обязательно
привлекается
все
учащиеся.
Педагог
обобщает
впечатления,
дополняет
ответы,
в
случае
необходимости
советует,
как
исправить
те
или
иные
неточности
в
исполнении
отдельных
движений,
отмечает
соответствие
их
воссоздаваемому
персонажу.
Поддержка
педагога
порождаету
детей
уверенность в своих возможностях, создает «ситуацию успеха».
Главную
роль
в
развитии
творческих
способностей,
играет
деятельность, связанная с импровизацией.
Музыкальные игры и импровизация на занятиях ритмикой помогают
развивать эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма
мелодический
и
гармонический
слух,
ощущение
музыкальной
формы,
музыкальную память. Импровизируя, дети двигаются свободно, так, как им
подсказывает музыка; педагог ставит перед детьми задачу внимательного
прослушивания музыки, точной передачи ее характера в движении, прежде
всего
в
смысле
эмоциональной
окраски
и
динамической
напряженности,
чтобы
все
сразу
включились
в
движение
с
началом
музыки
и останавливались с ее окончанием. Одним из условий выполнения
этих
заданий является сиюминутная импровизация музыкально - двигательного
образа
без
предварительного
прослушивания
музыки.
При
повторном
прослушивании музыкального материала часть группы обычно повторяет
прежнее движение, другая, более активная, находит новые варианты, также
отвечающие
общему
характеру
звучания.
В
этом
методе
работы
не
рекомендуется отмечать более успешное выполнение задания, так как все
дети начинают перенимать эти
движения. В работе над импровизацией
педагогу необходимо направить внимание ребят на восприятие подлинного
характера музыки.
Одним
из
методов
формирования
творческих
способностей
на
начальном этапе являются сюжетно-образные движения, которые наиболее
доступны
детям
младшего
школьного
возраста,
так
как
но сят
подражательный
характер.
Дети
с
удовольствием
инсценируют
сюжеты
песен,
хороводных
игр,
перевоплощаются
в
сказочные
или
реальные
персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия,
проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу.
Работая
над
сюжетно-образными
движениями,
педагогу
требуются
навыки
особой
гибкости,
стремления
поддержать
любое
проявление
творческого начала, исключая штампы и шаблоны. В создании того или иного
образа
необходимо
отталкиваться
от
музыки,
её
целостного
восприятия,
обращая внимание на отдельные выразительные средства, являющиеся в
данном произведении ведущими, определяющими характер и
основное эмоциональное содержание музыкального произведения.
Следующим
методом
развития
творческих
способностей
детей
является сюжетно-образная драматизация. Она может использоваться при
условии
достаточно
развитого
восприятия
музыки
и
наличия
в
активе
школьников
как
двигательных,
так
и
специальных
навыков,
таких,
как
мимика, сценическая игра, характерная интонация, чтобы на этой базе найти
свой способ реализации творческого замысла. Драматизация очень близка
ребенку, так как основана на действии. Именно в драматизации проявляется
с наибольшей ясностью полный круг воображения. Стремление к действию,
воплощение реальности, которое заложено в самом процессе воображения,
в драматизации находит свое полное осуществление. Кроме того, всякая
драматизация связана с игрой, что является наиболее привлекательным для
младших
школьников.
Упражнения
по
сюжетно-образной
драматизации
включают
достаточно
широкий
спектр
образов: кошка,
сердито
выпускающая когти, а затем умиротворённо умывающаяся; птица, плавно
взмахивающая
своими
крыльями;
дождик,
постепенно
усиливающийся,
потом затихающий; весенние цветы и порхающие над ними бабочки; ветки
деревьев,
покачивающиеся
под
порывами
ветра;
детские
забавы
и
спортивные
развлечения;
отдельные
трудовые
процессы
(стирка,
вшивание
и
т.
д.).
Указанные
упражнения
полезны
ещё
тем,
что
кроме
поставленных в них музыкальных двигательных задач они способствуют
освобождению мышечного аппарата (помогают раскрепостить кисть, снять
напряжение в кистевых и локтевых суставах, отработать замах, различную
амплитуду движений). Освобождая мышцы рук и спины, эти упражнения
дают
возможность
свободно
двигаться
на
занятии
(снимают
излишнюю
зажатость,
скованность,
воспитывают
правильную
осанку,
развивают
эмоциональность, образность мышления).
Музыкальный материал по сюжетно-образной драматизации включает
программную
музыку;
песни;
отдельные
пьесы
для
игрового
творчества
и творческой импровизации; а так же музыкальные произведения, которые
подбираются учащимися.
Для
развития
творческих
способностей
большое
значение
имеет
совместная
с
педагогом
или
самостоятельная
работа
учащихся.
Сочиняя
новые
варианты
упражнений
и
музыкальных
игр,
подбирая
песни
для
инсценировок,
музыкальных
пьес
для
воссоздания
определённых
персонажей, подбирая музыкальное оформление к сказке или небольшому
спектаклю,
у
детей
быстрее
формируются
творческие
задатки.
Все
это
способствует становлению взаимного сотрудничества.
Таким образом, развитие творческих способностей рассматривается как
деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств личности:
умственной
активности,
смекалки,
изобретательности,
стремления
самостоятельно добывать знания, необходимые для выполнения конкретной
работы,
самостоятельности
в
выборе
и
решении
задач,
трудолюбия,
способности видеть главное, общее в различных и сходных условиях, то есть
всего
того,
что
является
базой
для
гармоничного
развития
младшего
школьника.
Список используемых источников
1.
Годфруа Ж. Психология,[текст]: учеб. пособие /Ж. Годфруа. – М., 2007. –
154 с.
2.
Кудрявцев В., Синельников В. Новый подход к диагностике творческих
способностей, [текст]: учеб. пособие /В. Кудрявцев, В. Синельников –
М., 2008 – 69 с.
3.
Лук А.Н. Психология творчества. [текст]: учеб. пособие / А.Н. Лук – М.,
2008. – 125 с.
4.
Рубинштейн
С.Р.
Основы общей психологии [текст]: учеб. пособие /С.Р.
Рубинштейн – СПб., 2015 – 712 с.