Напоминание

Характеристика творческих способностей детей младшего школьного возраста


Автор: Шардина Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ РАДУГА
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Возрастные особенности
Тема: Характеристика творческих способностей детей младшего школьного возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор:

Шардина Татьяна Алексеевна

Характеристика творческих способностей детей младшего

школьного возраста

Творчество –

это

естественная,

природная

функция,

которая

проявляется

и

реализуется

в

деятельности

и

зависит

от

специальных

способностей

к

ней. Способности представляют индивидуальные свойства

личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления

определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся

у индивида знаниям, умениям, навыкам.Творческие способности, с одной

стороны, одаренность и талант,т.е. прирожденный характер данного качества

(способности)

человека.

с

другой

говоря

о

творческих

способностях,

подчеркивают возможность человека что-то делать «очень хорошо». Вместе с

тем,

и

творческие

способностии

одаренность

проявляются

в

успешной

деятельности.

В

современной

педагогике

и

психологии,

прежде

всего

трудами

С.Л.

Рубинштейнаи

Б.М.Теплова

сделана

попытка

дать

классификацию

понятий «способности», «одаренность» и «талант» по единому основанию –

успешности деятельности. «Творческие способности рассматриваются как

индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека

от

другого,

от

которых

зависит

возможность

успеха

деятельности,

а

одаренность

как

качественно

своеобразное

сочетание

творческих

способностей (индивидуально-психологических особенностей), от которого

также зависит возможность успеха в деятельности»[4, с. 45]

Иногда творческие способности считают врожденными, «данными от

природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть

лишь

задатки,

а

творческие

способности

являются

результатом

развития

задатков.

Творческие

способности,

или

творческие

потенциалы,

заложены

в каждом ребенке и представляют собой сплав многих качеств. И вопрос

о

компонентах

творческого

потенциала

человека

остаётся

до

сих

пор

открытым,

хотя

в

настоящий

момент

существует

несколько

гипотез,

касающихся

этой

проблемы.

Многие

психологи

и

педагоги

связывают

способности с творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями

мышления.

В

частности,

известный

американский

психолог

Гилфорд,

занимавшийся

проблемами

человеческого

интеллекта,

установил,

что

творческим

личностям,

свойственно

так

называемое

дивергентное

мышление. «Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-

либо

проблемы

не

концентрируют

все

свои

усилия

на

нахождение

единственно

правильного

решения,

а

начинают

искать

решения

по

всем

возможным

направлениям

с

тем,

чтобы

рассмотреть,

как

можно

больше

вариантов.»

Дивергентный

способ

мышления

лежит

в

основе

творческого

мышления,

которое

характеризуется

следующими

о сновными

особенностями:

быстрота – способность высказывать максимальное количество

идей (вданном случае важно не их качество, а их количество);

гибкость – способность высказывать широкое многообразие идей;

оригинальность – способность порождать новые нестандартные

идеи;

законченность – способность совершенствовать свой «продукт»

илипридавать ему законченный вид.

Известный

отечественный

исследователь

проблемы

творчества

А.Н.Лук,

опираясь

на

биографии

выдающихся

учёных,

изобретателей,

художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:

способность видеть проблему там, где её не видят другие;

способность сворачивать мыслительные операции, заменяя

несколькопонятий

одним

и

используя

всё

более

ёмкие

в

информационном отношении символы;

способность

применить

навыки,

приобретённые

прирешении

однойзадачи к решению другой;

способность воспринимать действительность целиком, не дробя

её начасти;

способность легко ассоциировать отдалённые понятия;

способность памяти выдавать нужную информацию в нужную

минуту;

гибкость мышления;

способность

включать

вновь

воспринятые

сведения

в

уже

имеющиесясистемы знаний;

способность

видеть

вещи

такими,

какие

они

есть,

выделить

Наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией;

лёгкость генерирования идей;

творческое воображение;

способность

доработки

деталей,

к

совершенствованию

первоначального замысла[3, с 34].

Исследователи В.Т. Кудрявцев и В.П. Синельников, основываясь на

историко –

культурном

материале,

выделили

следующие

универсальные

творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:

р е а л и з м

в о о б р а ж е н и я

о б р а з н о е

с х в а т ы в а н и е

некоторойсущественной,

общей

тенденции

или

закономерности

развития

целостного объекта до того, как человек имеет о ней чёткое понятие и может

вписать её в систему строгих логических категорий;

умение видеть целое раньше частей;

способность

при

решении

проблемы

не

просто

выбирать

из

навязанныхизвне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу;

э кс п е р и м е н т и р о ва н и е –

с п о с о б н о с т ь

с о з н а т е л ь н о

и

целенаправленно

создавать

условия, в

которых

предметы

наиболее

выпукло

обнаруживают

свою

скрытую

в

обычных

ситуациях

сущность,

а

также

способность

проследить

и

проанализировать

особенности

«поведения» предметов в этих условиях.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении

возможности

всем

учащимся

проявить

свои

таланты

и

творческий

потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов.

Человек может полноценно действовать в окружающем изменяющемся

мире, вносить

в него что-то новое, при условии, что

он может сделать

самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение, который может

творчески применить полученные знания, умения и навыки. Считается, что

развитие творческого потенциала детей с раннего возраста принципиально

важный принцип исследования.

Мышление

детей

младшего

школьного

возраста

имеет

конкретно-

образный характер. Оно

отличается слабой способностью к отвлечению

и

абстрагированию,

поскольку

познавательная

деятельность

ребенка

ограничивается

уровнем

практического

опыта,

поэтому

важную

роль

в

обучении

и

развитии

играет

воображение.

В

воображении

младших

школьников чаще создаются образы, не противоречащие действительности,

хотя они и не являются простым отражением практики, что обусловлено

способностью

ребенка

к

критической

оценке.

Особенности

мышления

и

познавательной

деятельности

определяют

специфические

свойства

творчества

младших

школьников,

которое

имеет

в

значительной

степени

подражательный характер.

Развивая

творческие

навыки

в

работе

с

детьми, большое

значение

уделяется прослушиванию и разбору музыкального произведения, образному

и поэтическому слову, беседам, направляющим творческую активность детей,

перед занятиями ритмикой. Следует опираться на личные наблюдения, опыт

детей,

чаще

использовать

наглядность

(картины,

рисунки,

фотографии,

слайдыи

т.д.).

Всё

это

дополняет

и

углубляет

полученные

от

музыки

впечатления. Показ образов

должен включать только некоторые детали,

штрихи, которые помогли бы пробудить

фантазию, представить какое-то

действие персонажа, понять характерные его особенности. К показу можно

привлекать

и

детей,

нашедших

наиболее

интересные

и

убедительные

движения

для

воплощения

образа.

Лучшие

образцы

творческих

работ

выбираются

и

оцениваются,

к

их

анализу

обязательно

привлекается

все

учащиеся.

Педагог

обобщает

впечатления,

дополняет

ответы,

в

случае

необходимости

советует,

как

исправить

те

или

иные

неточности

в

исполнении

отдельных

движений,

отмечает

соответствие

их

воссоздаваемому

персонажу.

Поддержка

педагога

порождаету

детей

уверенность в своих возможностях, создает «ситуацию успеха».

Главную

роль

в

развитии

творческих

способностей,

играет

деятельность, связанная с импровизацией.

Музыкальные игры и импровизация на занятиях ритмикой помогают

развивать эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма

мелодический

и

гармонический

слух,

ощущение

музыкальной

формы,

музыкальную память. Импровизируя, дети двигаются свободно, так, как им

подсказывает музыка; педагог ставит перед детьми задачу внимательного

прослушивания музыки, точной передачи ее характера в движении, прежде

всего

в

смысле

эмоциональной

окраски

и

динамической

напряженности,

чтобы

все

сразу

включились

в

движение

с

началом

музыки

и останавливались с ее окончанием. Одним из условий выполнения

этих

заданий является сиюминутная импровизация музыкально - двигательного

образа

без

предварительного

прослушивания

музыки.

При

повторном

прослушивании музыкального материала часть группы обычно повторяет

прежнее движение, другая, более активная, находит новые варианты, также

отвечающие

общему

характеру

звучания.

В

этом

методе

работы

не

рекомендуется отмечать более успешное выполнение задания, так как все

дети начинают перенимать эти

движения. В работе над импровизацией

педагогу необходимо направить внимание ребят на восприятие подлинного

характера музыки.

Одним

из

методов

формирования

творческих

способностей

на

начальном этапе являются сюжетно-образные движения, которые наиболее

доступны

детям

младшего

школьного

возраста,

так

как

но сят

подражательный

характер.

Дети

с

удовольствием

инсценируют

сюжеты

песен,

хороводных

игр,

перевоплощаются

в

сказочные

или

реальные

персонажи, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия,

проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу.

Работая

над

сюжетно-образными

движениями,

педагогу

требуются

навыки

особой

гибкости,

стремления

поддержать

любое

проявление

творческого начала, исключая штампы и шаблоны. В создании того или иного

образа

необходимо

отталкиваться

от

музыки,

её

целостного

восприятия,

обращая внимание на отдельные выразительные средства, являющиеся в

данном произведении ведущими, определяющими характер и

основное эмоциональное содержание музыкального произведения.

Следующим

методом

развития

творческих

способностей

детей

является сюжетно-образная драматизация. Она может использоваться при

условии

достаточно

развитого

восприятия

музыки

и

наличия

в

активе

школьников

как

двигательных,

так

и

специальных

навыков,

таких,

как

мимика, сценическая игра, характерная интонация, чтобы на этой базе найти

свой способ реализации творческого замысла. Драматизация очень близка

ребенку, так как основана на действии. Именно в драматизации проявляется

с наибольшей ясностью полный круг воображения. Стремление к действию,

воплощение реальности, которое заложено в самом процессе воображения,

в драматизации находит свое полное осуществление. Кроме того, всякая

драматизация связана с игрой, что является наиболее привлекательным для

младших

школьников.

Упражнения

по

сюжетно-образной

драматизации

включают

достаточно

широкий

спектр

образов: кошка,

сердито

выпускающая когти, а затем умиротворённо умывающаяся; птица, плавно

взмахивающая

своими

крыльями;

дождик,

постепенно

усиливающийся,

потом затихающий; весенние цветы и порхающие над ними бабочки; ветки

деревьев,

покачивающиеся

под

порывами

ветра;

детские

забавы

и

спортивные

развлечения;

отдельные

трудовые

процессы

(стирка,

вшивание

и

т.

д.).

Указанные

упражнения

полезны

ещё

тем,

что

кроме

поставленных в них музыкальных двигательных задач они способствуют

освобождению мышечного аппарата (помогают раскрепостить кисть, снять

напряжение в кистевых и локтевых суставах, отработать замах, различную

амплитуду движений). Освобождая мышцы рук и спины, эти упражнения

дают

возможность

свободно

двигаться

на

занятии

(снимают

излишнюю

зажатость,

скованность,

воспитывают

правильную

осанку,

развивают

эмоциональность, образность мышления).

Музыкальный материал по сюжетно-образной драматизации включает

программную

музыку;

песни;

отдельные

пьесы

для

игрового

творчества

и творческой импровизации; а так же музыкальные произведения, которые

подбираются учащимися.

Для

развития

творческих

способностей

большое

значение

имеет

совместная

с

педагогом

или

самостоятельная

работа

учащихся.

Сочиняя

новые

варианты

упражнений

и

музыкальных

игр,

подбирая

песни

для

инсценировок,

музыкальных

пьес

для

воссоздания

определённых

персонажей, подбирая музыкальное оформление к сказке или небольшому

спектаклю,

у

детей

быстрее

формируются

творческие

задатки.

Все

это

способствует становлению взаимного сотрудничества.

Таким образом, развитие творческих способностей рассматривается как

деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств личности:

умственной

активности,

смекалки,

изобретательности,

стремления

самостоятельно добывать знания, необходимые для выполнения конкретной

работы,

самостоятельности

в

выборе

и

решении

задач,

трудолюбия,

способности видеть главное, общее в различных и сходных условиях, то есть

всего

того,

что

является

базой

для

гармоничного

развития

младшего

школьника.

Список используемых источников

1.

Годфруа Ж. Психология,[текст]: учеб. пособие /Ж. Годфруа. – М., 2007. –

154 с.

2.

Кудрявцев В., Синельников В. Новый подход к диагностике творческих

способностей, [текст]: учеб. пособие /В. Кудрявцев, В. Синельников –

М., 2008 – 69 с.

3.

Лук А.Н. Психология творчества. [текст]: учеб. пособие / А.Н. Лук – М.,

2008. – 125 с.

4.

Рубинштейн

С.Р.

Основы общей психологии [текст]: учеб. пособие /С.Р.

Рубинштейн – СПб., 2015 – 712 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!