Автор: Левина Лидия Павловна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Тетюшская СОШ №1 им.Ханжина П.С."
Населённый пункт: город Тетюши Республики Татарстан
Наименование материала: технологическая карта урока геометрии
Тема: Теорема Пифагора
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока геометрии в 8 классе по теме «Теорема Пифагора»
Учитель математики Левина Лидия Павловна МБОУ «Тетюшская СОШ№1 им. Ханжина П.С.»
Тема урока: « Теорема Пифагора»
Тип урока: ознакомление с новым материалом, постановка новой учебной задачи.
Применяемые структуры сингапурской технологии: РЕЛЛИ РОБИН, СИМАЛТИНУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ
Место урока в изучаемой теме: первый
Цели
-Образовательные:
1) ознакомить и обеспечить овладение учащимися основными алгоритмическими приемами при нахождении сторон
прямоугольного треугольника при помощи теоремы Пифагора
2) показать практическое применение теоремы Пифагора в жизни.
3) способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действен-
ного мышления.
-Развивающие:
Создать условия, в которых учащиеся могли бы самостоятельно планировать и анализировать собственные действия,
находить выход из любой ситуации, реально оценивать свои возможности и знания.
-Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, любовь к поисковым решениям, культуру поведения при фронталь-
ной, групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последо-
вательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения
действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера
сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно
договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помо-
щью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и ин-
формацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Понимать, что такое «теорема Пифагора». Знать как найти неизвестную сторону прямоугольного треугольника при по-
мощи теоремы Пифагора.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: работа над понятием информация-знание
Регулятивные УУД
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на
уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне аде-
кватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необхо-
димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; вы-
сказывать своё предположение
Коммуникативные УУД
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Познавательные УУД
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать но-
вые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на
уроке.
Основные понятия
Теорема Пифагора
Межпредметные связи
Математика
Ресурсы:
- основные Учебник для общеобразовательных учреждений : «Геометрия 7-9 класс» Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.
Кадомцев и др
- дополнительные: презентация к уроку, тетрадь, учебник, нитки
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.
Основные эта-
пы организа-
ции учебной
деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникатив-
ная
Регулятивная
I.Организаци-
онный момент.
(1 мин.)
II. Мотивация к
учебной дея-
тельности.
(6 мин.)
-актуализировать
требования к уче-
нику со стороны
учебной деятель-
ности;
- создание усло-
вий для возник-
новения у учени-
ков внутренней
потребности
включения в
учебную деятель-
ность;
- установить те-
Организует актуали-
зацию требований к
ученику со стороны
учебной деятельно-
сти.
Создаёт условия для
возникновения у уче-
ников внутренней по-
требности включения
в учебную деятель-
ность.
Организует уточне-
ние шагов учебной
деятельности.
Умеют совмест-
но договаривать-
ся о правилах по-
ведения и обще-
ния в школе и
следовать им
Умеют оформ-
лять свои мысли
в устной форме
Умеют ориенти-
роваться в своей
системе знаний:
отличать новое от
уже известного с
Уметь проговари-
вать последова-
тельность дей-
ствий на уроке
матические рам-
ки;
- уточнить тип
урока и наметить
шаги учебной де-
ятельности.
Как можно по-
строить прямой угол
без транспортира и
линейки? На этот во-
прос ответите в конце
урока.
Постройте треуголь-
ники по сторона
1). 3,4,5 2) 6,8,10 3)
5,12,13 И в каждом
треугольнике измерь-
те больший угол.
Чему он равен?
Пытаются ре-
шить задачу из-
вестным спосо-
бом. Фиксиру-
ют проблему.
Работа в груп-
пах. Каждая
группа отвечает
на поставлен-
ный вопрос, за-
тем делается
вывод.
помощью учите-
ля
III. Изучение
нового матери-
ала. (10 мин)
Поиск решения
учебной задачи
- И в этом нам помо-
жет теорема Пифаго-
ра, она выражает за-
висимость между ги-
потенузой и катетами
прямоугольного тре-
угольника.(СЛАЙД)
- Исторический мате-
риал (СЛАЙД)
- Найдите и прочи-
тайте в учебнике фор-
мулировку теоремы
Пифагора.
- А теперь давайте
побудем в роли
учёного и попытаем-
ся доказать этот факт.
А потом пойдём ис-
Пишут на дос-
ку, что получи-
лось, та из
групп которая
быстрее спра-
вилась
Анализируют
полученные ре-
зультаты, аргу-
ментируют их.
Оформляют свои
мысли в устной
форме; слушают
и понимать речь
других
Проговаривают
последователь-
ность действий
на уроке
кать быков…
- Достроим треуголь-
ник до квадрата …
(СЛАЙД)
- Как можно выразить
площадь этого квад-
рата? Найдите 2
способа…
- И та и другая фор-
мулы это площадь од-
ного квадрата, значит
их можно приравнять
друг к другу
- Закончите работу в
парах
- Сформулируйте по-
лученный факт при
помощи учебника
стр.130
Формулируют
теорему Пифа-
гора и записы-
вают ее в бук-
венном виде.
Самостоятель-
но выражают из
полученной
формулы кате-
ты.
IV. Первичное
закрепление с
проговаривани-
ем во внешней
речи
(12 мин.)
- организовать
усвоение учени-
ками нового
способа действий
с проговаривани-
ем во внешней
речи
Организует усвоение
учениками нового с
проговариванием во
внешней речи.
Решение № 483
(а,б,г), и№ 484 (а,в,д)
Преобразовыва-
ют информа-
цию из одной
формы в дру-
гую
Решают уча-
щиеся в груп-
пах, решение
сверяется со
слайдом.
Оформлять свои
мысли в устной и
письменной фор-
ме; слушают и
понимать речь
других
Выполняют рабо-
ту по предложен-
ному плану, про-
говаривают по-
следовательность
действий на уро-
ке; высказывают
своё предположе-
ние
V. Самостоя-
тельная работа.
- организовать
выполнение уча-
Организует выполне-
ние учащимися само-
Применяют
теорему Пифа-
Умеют ориенти-
роваться в своей
Проговаривают
последователь-
(7мин.)
щимися самосто-
ятельной работы
на новое знание;
стоятельной работы
на новое знание.
Определить вид тре-
угольника со сторона-
ми:
1)
6,8,10
2)
12,13,5
гора в изменен-
ной ситуации.
Находят в
учебнике как
называются та-
кие треугольни-
ки.
системе знаний:
отличать новое от
уже известного
Проверяют в па-
рах.
ность действий и
формулировку
теоремы.
VI. Домашнее
задание. (3мин)
Закрепить изу-
ченный материал
и расширить зна-
ния учащихся.
Задания по группам:
найти другие доказа-
тельства теоремы, ин-
тересные факты из
жизни Пифагора, сти-
хи о теореме .
Расширяют
кругозор.
Оформляют свои
мысли. Умеют
ориентироваться
в информации.
VII. Подведе-
ние итогов уро-
ка.(2мин)
Дать качественную
оценку работы класса
и отдельных учащих-
ся.
VIII. Рефлек-
сия.
(4 мин.)
- зафиксировать
новое содержа-
ние урока;
- организовать
рефлексию и
самооценку уче-
никами собствен-
ной учебной дея-
тельности.
На каждом столе ле-
жит нитка. Разделите
её на двенадцать рав-
ных частей и сде-
лайте метки. Свяжите
её концы, затем рас-
тяните на столе в
виде треугольника со
сторонами 3,4,5 и
сделайте вывод. Так
строили углы древние
египтяне.
Формулируют
выводы наблю-
дений.
Осуществляют
самооценку.
Оценивают пра-
вильность выпол-
нения действия
на уровне аде-
кватной ретро-
спективной оцен-
ки.