Автор: Андреева Алина Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ №5
Населённый пункт: город Алзамай, Иркутская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: "Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц"
Раздел: начальное образование
Урок математики
1 класс
Тема: «Прибавить и вычесть число 4. Составление и заучивание таблиц»
Цель: формирование умения обучающихся прибавлять и вычитать число 4 разными
способами
Задачи:
1.
Образовательные:
Закреплять изученные приёмы сложения и вычитания числа 4;
Составить и заучить таблицы сложения и вычитания 4;
Формировать умение анализировать арифметические задачи, решать их;
Формировать навык каллиграфического письма.
2.
Развивающие:
Развивать познавательную активность учащихся;
Развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками;
Развивать умение грамотно, логично, полно давать ответы на вопросы;
Развивать умение следовать заданным вербальным инструкциям учителя;
Развивать мелкую моторику кистей рук;
Развивать устную и письменную речь;
Развивать
психологические
процессы:
память,
мышление,
воображение,
восприятие, внимание, эмоции.
3.
Воспитательные:
Воспитывать
усидчивость,
уверенность
при
выполнении
заданий,
ответственность,
любознательность,
аккуратность
в
выполнении
работы,
любовь и бережное отношение к животным.
Тип урока: Урок объяснения нового материала.
Форма урока: Урок – игра
Методы:
Словесная (беседа);
Практические (задания снежинки и гостей урока);
Наглядные: презентация
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I.Организационный мо-
мент. Мотивация
к учебной деятельности.
Цель: мотивировать
к учебной деятельности
посредством эмоциональ-
ной обстановки (хочу).
Приветствует учащихся.
Прозвенел звонок весёлый
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать -
И друг другу помогать.
Слайд 2.
- Вы готовы слушать, рассуждать
и помогать друг другу?
Настраиваются на работу.
Да.
1
II. Актуализация знаний.
Цель: а)актуализировать
учебное содержание,
необходимое для восприя-
тия нового материала;
б)развивать мыслитель-
ные операции необходи-
мые и достаточные для
восприятия нового мате-
риала: анализ, синтез, аб-
страгирование.
1 лучик «Подумай!»
Вспомнить состав чисел.
III. Самоопределение к де-
ятельности.
2 лучик «Составляй!»
- Ребята, а какое время года сейчас?
- Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов
-Этот отрывок написал А.С.Пушкин
Слайд 4.
- А в продолжении загадаю загадку:
- Отгадайте загадку и узнаете, кто при-
летел к нам в гости на урок:
С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много – много звёздочек,
Тонких как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло!
-Что это?
- К нам в гости прилетела снежинка, но
не простая, а математическая: каждый
лучик имеет математическое название.
Слайд 5.
- Первый лучик называется «Подумай».
Игра «Укрась цветок». Вспомните со-
став чисел в группах по рядам. В одина-
ковые фигуры вставить числа так, что-
бы в сумме получилось число, записан-
ное в центре математического цветка.
- Проверьте работу ваших соседей по
лицу и по плечу.
- Для чего нужно знать состав чисел?
Слайд 6.
-Ребята, второй лучик нашей снежинки
называется «Составляй». Слайд 7.
- Соедините «примеры – близнецы»
- Сколько всего вычли?
- Сколько всего прибавили?
- Как можно прибавить и вычесть 4?
Зима
Портрет
Да.
Снежинка.
Показывают пропущен-
ные числа карточками с
цифрами.
Проверяют по щелчку на
экране.
Отвечают на вопрос:
Называют по цепочке,
проверку по щелчку.
4
2 и 2, 3 и 1, 1 и 3.
2
3 лучик «Прочитай
и посчитай!»
Формулирование задач и
темы урока.
Каллиграфическая минут-
ка.
Цель: развитие мелкой
моторики кистей рук.
IV.Физкультминутка
V. Изучение нового мате-
риала.
Цель: организовать рабо-
ту по составлению та-
блицы.
Работа в рабочей тетради
на странице 7 №1.
4 лучик «Таблица»
- Как называется следующий лучик сне-
жинки? «Прочитай и посчитай!».
Слайд 9.
- Что вы должны сделать?
1+4 т 2+4 а 5-4 б 6-4 л 3+4 и 4+4
ц 9-4 а
- Ребята, прочитаем ключевое слово на-
шего урока (таблица)
-Чем похожи эти примеры?
Сформулируйте тему урока.
- Всё правильно, мы будем учиться при-
бавлять и вычитать число 4 и составим
таблицу сложения и вычитания числа 4.
Напишите в тетрадях число и цифру 4
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Следующий лучик называется «Табли-
ца» Как думаете, что это означает?
Слайд 11.
Составим таблицу сложения и вычита-
ния числа 4. Слайд 12.
Предлагает прочитать записи в первом
столбике.
- Что заметили?
Прочитать записи во втором столбике.
Отвечают на вопрос.
Прочитать примеры и ре-
шить их.
Читают выражения и на-
ходят их значение.
- Прибавлять и вычитать
число 4.
Формулируют тему урока.
-Прибавить и вычесть
число 4, составив табли-
цу.
Записывают дату урока.
Пишут в тетрадях цифру
4. (образец цифры)
Отвечают на вопрос.
Мы будем составлять
таблицу.
-В первом столбике во
всех примерах выполнено
действие сложение.
Во втором столбике во
всех примерах выполнено
3
VI. Первичное закрепле-
ние с проговариванием во
внешней речи.
Цель: зафиксировать пра-
вило прибавления и вычи-
тания числа 4 во внешней
речи.
VII.Физминутка для глаз.
5 лучик « Задача»
- Что нужно сделать?
- Заполним эту таблицу
Какую закономерность вы увидели при
составлении примеров?
(Каждый следующий пример начинал-
ся с числа, которое на 1 больше пре-
дыдущего)
- Вот у нас получилась таблица, кото-
рую вы должны запомнить.
- Ребята, а для чего нам нужно знать та-
блицу сложения и вычитания 4?
Учебник на странице 12.
Игра «Верно – неверно»
(выходят 2 человека – 1 называет при-
меры вразброс, а другой называет ответ,
остальные сигнализируют)
Для лучшего запоминания таблиц – по-
тренируйтесь дома в Р. т. на с. 7 з. № 1.
Заполните эту таблицу.
Проводит физминутку для глаз.
Следующий лучик называется «Зада-
ча». «Слайд 13.
Задание № 2 по учебнику на странице
12.
Читает задачу.
- Что нужно сделать?
- Сколько нарисуете красных треуголь-
ников? Почему?
- Нарисуйте.
- Сколько кукол вырезала Катя?
- Сколько синих треугольников нарисуе-
те?
- Нарисуйте.
- Что нужно узнать в задаче?
- Как это покажите на своём рисунке?
- Проверьте. Слайд 14.
действие вычитание.
+ и - число 4.
Желающие 12 учеников
выходят и записывают.
Отвечают на вопрос.
Показывают зелёный,
красный смайлик.
Читают и рассматрива-
ют рисунок.
Работают в рабочей
тетради.
Отвечают на вопрос, и
анализируют задачу.
Надо нарисовать рисунок.
Красных треугольников
будет 7, потому что Ира
вырезала 7 кукол?
Катя вырезала 4 куклы.
Нарисуем 4 синих тре-
угольника.
На сколько больше кукол
вырезала Ира?
Зачеркнуть треугольники
4
VIII. Включение в систему
знаний повторение.
Цель: тренировать
способность к примене-
нию знаний таблицы + -
4.
6 лучик «Подарок»
IX. Итог урока. Рефлексия.
Цель: оценить результа-
ты собственной деятель-
ности.
- Каким действием решим задачу?
- Почему?
- Запишите решение задачи .
6 лучик снежинки называется «Пода-
рок».
- А что бы сделать себе подарок, вам
надо хорошо поработать.
- У вас на столах лежат карточки с зада-
ниями. На карточках с буквой «к» - за-
дание посложнее, а с буквой «з» - полег-
че, вы должны сами выбрать себе зада-
ние и выполнить его.
Оказывает индивидуальную помощь.
Карточки
К. Исправить ошибки:
4 – 4 = 0 5 – 4 = 9
4 + 3 = 1 2 + 4 = 6
0 + 4 = 0 8 – 4 = 4
З.
1 + 4= 10 – 4 =
6 + 4= 8 – 4=
5 + 4 = 6 – 4 =
- Молодцы! Справились со всеми зада-
ниями.
Все задания выполнили, все лучики
открыли.
- Чему научил вас сегодняшний урок?
Таблица ЗХУ.
- Где могут пригодиться полученные
знания?
- Какие трудности встретили?
- Оцените свою работу.
парами.
Отвечают на вопрос и объ-
ясняют выбор действия.
Записывают решение
7-4=3 ( к)
Ответ: на 3 куклы.
Выбирают карточку и вы-
полняют задание.
Работают индивидуально
Отвечают на итоговые во-
просы и оценивают свою
работу на уроке.
5