Автор: Никитина Елена Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС№49 "Родничок"
Населённый пункт: ХМАО-ЮГРА г.Нижневартовск
Наименование материала: РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Тема: Нравственно-патриотическое воспитание дошкольника в семье
Раздел: дошкольное образование
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО
НРАВСТВЕННО – ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
•
Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому
человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих
родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом,
он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены
пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является
основой, фундаментом более глубоких чувств, условием
полноценного развития человека.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для
него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице,
поговорите о значении каждого объекта.
•
Дайте представление о работе общественных учреждений: почты,
магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников
этих учреждений, отметьте ценность их труда.
•
Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству
и озеленению своего двора.
•
Учите
ребенка
правильно
оценивать
свои
поступки
и
поступки
других людей.
•
Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего
народа.
•
Поощряйте
ребенка
за
стремление
поддерживать
порядок,
примерное поведение в общественных местах.
К о н с у л ь т а ц и я
д л я
р о д и т е л е й
Д ОУ
«Нравственно-патриотическое
воспитание
дошкольника в семье»
«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному
городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет
необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?
Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому.
Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к
своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а
затем ко всему человечеству».
Академик Д.С.Лихачёв
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка,
стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить
«человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы,
которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям,
учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот
главные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у
дошкольников.
Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и
высоконравственных детей.
И.Г. Песталоцци: «…семья - подлинный орган воспитания, она учит
делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную
жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление».
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного
учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все другие социальные институты
призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их
воспитательную деятельность.
Исходя из этого, нравственно-патриотическое воспитание включает
целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;
— расширение представлений о городах России; своем городе
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам,
их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности в
условиях дошкольного учреждения: в играх, в труде, на прогулке, в
быту, воспитывая в ребенке не только патриотические чувства, но и
формируя его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Как же приобщить детей к нравственно-патриотическому
воспитанию?
1. Расскажите, что семья и дом – это очень важные ценности в жизни
каждого человека. Расскажите о традициях своей семьи, своих близких
друзей. Предложите ребенку сначала построить дом из конструктора,
деревянных кубиков. Когда дом построен, поиграйте вместе с
ребенком в «новоселье», разместите кукол, зайчиков, мишек.
Посмотрите, прочно ли построен дом, красив ли, удобен ли для жилья.
2. Знакомство дошкольников с родным городом является непростой
задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить
устройство большого города, историю его возникновения,
достопримечательности. Рассказывайте ребенку сначала о семье,
улице проживания, потом о детском саде, микрорайоне, затем о
городе, стране.
Дошкольники очень рано начинают проявлять интерес к истории
страны, края. Организуйте экскурсии к мемориалу «Вечный огонь»,
расскажите о тяжелой жизни в военное время, отсутствии еды, и о том,
как чтят память погибших.
3. Приучайте ребенка бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам.
Объясните ему, что в каждую вещь вложен труд многих людей.
Постарайтесь развивать интерес к содержанию книги. Сходите с
ребенком в библиотеку и посмотрите, как там хранят книги. Игровой
прием «как в библиотеке» поможет приучить ребенка к бережному
отношению к книге.
4. Воспитывайте у ребенка уважительно-бережное отношение к хлебу.
Понаблюдайте за тем, как привозят и разгружают хлеб. Расскажите, как
выращивают хлеб, сколько труда в него вложено.
5 . Расскажите ребенку о своей работе: что вы делаете, какую пользу
приносит ваш труд людям, Родине. Расскажите, что вам нравится в
вашем труде.
6. Игра учит наблюдательности, помогает формировать представления
об окружающем. Возвращаясь с ребенком из детского сада,
предложите ему поиграть в игру «Кто больше заметить интересного?»,
«Давай рассказывать друг другу, кто больше заметит интересного на
нашей улице. Я вижу, что машины убирают улицу. А что ты видишь?».
Дома предложите ребенку нарисовать, что больше всего понравилось.
7. Любовь к Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с
природой делает человека более чутким, отзывчивым.