Напоминание

"Импровизация в искусстве"


Автор: Димитрюк Татьяна Александровна
Должность: преподаватель рисунка, живописи, композиции
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская художественная школа г. Хабаровска
Населённый пункт: город Хабаровск, Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: "Импровизация в искусстве"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Статья Димитрюк Т.А. Преподаватель ДХШ г. Хабаровска
Способность к импровизации.

Возможность и необходимость применения импровизации на уроках

изобразительного искусства в ДХШ.
Анализ научных работ (Н.В. Адфельдт, С.Н. Бирюков, А.Н. Веселовский, Л.П. Гроссман, Г.Н. Коган, И.М. Ямпольский и др.) показывает, что способность к импровизации можно определить как способность, которая позволяет без предварительной подготовки к решению внезапно возникшей задачи увидеть проблему, быстро, самостоятельно осуществить поиск и применение оригинальных способов достижения намеченной цели. В исследованиях многих отечественных и зарубежных психологов (Б.Г. Ананьев, А. Бине, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, M.F. Carlin, R.D. Saniga и др.) подчеркивается актуальность развития способностей именно в детские годы. Таким образом, целенаправленное развитие у ребенка импровизационной способности возможно и целесообразно начинать на самых ранних этапах становления: в период раннего детства и в дошкольном возрасте в процессе игры, а затем в учебной деятельности младшего школьника. Известным является тот факт, что уже дошкольник успешно импровизирует (Л.С. Выготский). Ценность младшего школьного возраста для развития способности к импровизации заключается в том, что к этому моменту складываются реальные предпосылки, обуславливающие успешное протекание импровизации: желание импровизировать (Л.С. Выготский), достаточная информированность, сензитивность данного периода для становления творческих способностей, раскрытия индивидуальных особенностей (Е.Е. Данилова, Б.М. Теплов). Благодаря разнообразию предметов учебной программы в ДХШ становится реальным развитие у детей импровизационной способности. Большие возможности для этого предоставляют занятия по изобразительному искусству. Показатели способности к импровизации. Таким образом, в качестве одного из показателей способности к импровизации следует выделить
1.
скорость получения продукта деятельности , сведенную к минимуму. Выбор этого показателя обусловлен также тем, что скорость осуществления деятельности во многом зависит от темпа, легкости усвоения материала, которые, в свою очередь, служат существенным показателем развития способностей (С.Л. Рубинштейн). Об уровне проявления данной характеристики импровизационной способности будет свидетельствовать время, затраченное на выполнение импровизации. Кроме того, напомним, что импровизирование определяется как вид творчества, которое всегда содержит элемент непредсказуемости. Результат творческой работы выражается в создании нового, уникального в способах выполнения, во всем ее процессе (Н.С. Лейтес, Б.М. Рунин,) Иными словами, «оригинальность» - это показатель творческой результативности или «творческой продуктивности». Применительно к импровизации данный показатель, наряду с «законченностью произведения», выступает как показатель «результативности» или «продуктивности» импровизирования.
Следовательно, другим показателем проявления способности к импровизации является 2.оригинальность создаваемого продукта. Однако, способности - это не одно лишь свидетельство творческого развития ума, новаторской позиции человека в отношении знаний, которые он усваивает, но и 3. мера самостоятельности (Б.Г. Ананьев). По мнению Н.С. Лейтеса, «о способностях судят не только по тому, насколько быстро человек «схватывает», но и по проявляемой им самостоятельности». Импровизация в изобразительной деятельности. Импровизация - самый молодой вид, она возникла в начале 20 века. Импровизация в изобразительном искусстве, в большей степени относится к искусству абстракции (от лат. - отделение). Основателем абстракционизма считается русский художник Василий Кандинский (1866 – 1944 гг.). В 1913 году внутри абстрактного искусства возникло самостоятельное течение – супрематизм (от лат. пренебрежительный), связанный с именем Казимира Малевича. Среди представителей всех абстракционистских течений наибольшей популярностью пользуется выдвинутая основателем данного направления идея импровизации, как основа творческого процесса. Нет сомнений, что импровизация приводит к интересным последствиям в творческом процессе. Было отмечено, что, широко используя понятие «импровизация», абстракционисты в живописи, музыки или театре, отождествляли ее со спонтанностью, ежеминутностью, с «вибрацией» души. Однако импровизация в живописи или композиции несколько иное. Она возможна лишь на уровне высокого профессионализма и требует многократного закрепления уже найденного в работе над произведением. Лишь тогда, опираясь на свой творческий багаж, художник может придти к элементам импровизационного творчества. Именно элементов, потому что история изобразительного искусства не знает примера чистого импровизационного творчества. К художникам импровизационистам относятся: Василий Кандинский, Анастас Константинов, Николай Ларскин, Микалоюс Чюрленис и др Возможность и необходимость применения импровизации на уроках изобразительного искусства в ДХШ. Импровизация – как один из методов «разбудить» воображение ребенка применяется на уроках в нашей школе, с первого класса. Начиная обучение, дети боятся «неправильно» изобразить что-то. Помочь преодолеть этот страх, одна из задач обучения. Иногда это композиция без предварительного рисунка карандашом. Одно из таких заданий «Импровизация на тему заданного рисунка». В нем преследуется спонтанная импровизация – экспромт. На бумагу наклеивается вырезанный силуэт бабочек, рыбок, стрекоз из пестрой ткани или обоев, а затем дорисовывается фон, как органическая среда для данного мотива. Композиция может получиться не очень сложная, но яркая, непринужденная. Переходя из класса в класс, усложняется задание импровизационной композиции, например, можно прослушать музыку на определенную тему и дать возможность детям изобразить ассоциативную импровизацию: «Времена года», «Морской пейзаж», и др. Совершенствуясь в живописи, рисунке, графике, учащиеся доводят импровизацию в композиции до доступного их умению совершенства. Работая в стиле импровизации, учащиеся имеют возможность изобразить в своей композиции предметы не так как правильно, а как «душа требует».
Работы учащихся ДХШ г. Хабаровска Графика. Импровизация на тему: « Плавно и резко»
Работы учащихся ДХШ г. Хабаровска Живопись. Импровизация на тему: « Радость и грусть»
Заключение. Очень важно как можно больше показать детям богатство средств выражения своих эмоций. Дать им возможность своими руками создать свой маленький шедевр. Только человек с высокой внутренней культурой, с развитым эстетическим вкусом, способен активным образом преобразовывать окружающий мир. Нет сомнений, что разумно организованное эстетическое воспитание в последствие благотворно сказывается на любой деятельности детей. «Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться». (Демокрит). Список используемой литературы 1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Пер.В.Н. Самохина. - М. : Наука, 1974. 2.Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. – СПб, Кольна, 1995. 3.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- М.: Просвещение, 1991. 4.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М.: Мнемозина, 1995. 5.Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. - М.: Знание, 1978. 6.Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. - М.: Просвещение, 1977. 7. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Современный урок. - М.: МИРОС, 1992. 8.Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1987. 9.Сапонов М. Искусство импровизации – М. 1982. 10.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для учащихся 5-8 кл. - Обнинск, 1996. 11.Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика,1983. 12.Энциклопедия ума или словарь избранных мыслей. Составители: Макаров Н.П. – М: 1998. 13.Ямпольский И. Импровизация. Музыкальная энциклопедия, т.2 - М. : 1974


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!