Автор: Кисленкова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №65 имени Н.Сафронова"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа учебного предмета "Технология" для 3 класса(Перспективная начальная школа)
Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Технология» для 3 класса составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
общего образования, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по
технологии и на основе авторской программы «Программа по предмету «Технология»,
авторы Рагозина Т.М., Мылова И.Б. (Программа по учебным предметам «Перспективная
начальная школа», Москва, Академкнига/2012г.)
Учебно-методический комплект:
Рагозина Т.М. , Гринева А.А., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Учебник. – М.:
Академкнига/Учебник
Рагозина Т.М., Мылова И.Б. Технология. 3 класс: Методическое пособие для учителя. –
М.: Академкнига/Учебник.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, предусмотренных в учебном плане
гимназии, 1 час в неделю, 35 учебных недель
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами изучения технологии в начальной школе являются
- доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической
стороне труда, об основах культуры труда;
- элементарные умения предметно-преобразовательской деятельности;
- знания о различных профессиях;
- элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Метапредметные результаты изучения технологии в начальной школе проявляются в
освоении учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках
образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Личностными результатами изучения технологии в начальной школе являются
воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-
личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему
норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной
деятельности.
По предмету «Технология» к концу 3-го года обучения ученик научится:
- рассказывать о практическом применении картона и текстильных материалов в жизни;
- рассказывать о мастерах своего региона и их профессиях, связанных с обработкой
текстильных материалов;
- рассказывать о современных профессиях (в том числе профессиях своих родителей),
связанных с сельскохозяйственной техникой, и описывать их особенности;
- анализировать задания, планировать трудовой процесс и осуществлять поэтапный
контроль за ходом работы4
- осуществлять сотрудничество при выполнении коллективной работы;
- выполнять доступные действия по самообслуживанию (подбор материалов,
инструментов и приспособлений для работы по перечню в учебнике, декоративное
оформление культурно-бытовой среды);
- отбирать картон с учетом его свойств;
- примен6ять приемы рациональной и безопасной работы ручными инструментами:
чертежными (линейка, угольник), колющими (шило);
- экономно размечать материалы по линейке и угольнику;
- работать с простейшей технической документацией: распознавать эскизы, читать их и
выполнять разметку с опорой на них;
- отбирать и выполнять в зависимости от освоенных материалов (картон, текстильные
материалы, металлы, утилизированные материалы) оптимальные и доступные
технологические приемы их ручной обработки;
- изготавливать плоскостные изделия по эскизам;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа
соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции;
- выполнять действия по моделированию и преобразованию модели;
- создавать несложные конструкции изделий по технико-технологическим условиям.
По разделу «Практика работы на компьютере» обучающиеся научатся:
- рассказывать об основных источниках информации;
- рассказывать о правилах организации труда при работе за компьютером;
- называть основные функциональные устройства компьютера (системный блок, монитор,
клавиатура, мышь, наушники, микрофон);
- называть дополнительные компьютерные устройства (принтер, сканер, модем, цифровой
фотоаппарат, цифровая видеокамера, видеопроектор, звуковые колонки);
- рассказывать о основных функциональных устройств компьютера, периферийных
компьютерных устройств, устройств внешней памяти;
- соблюдать безопасные приемы труда при работе на компьютере;
- включать и выключать компьютер;
- использовать приемы работы с дисководом и электронным диском;
- использовать приемы работы с мышью;
- работать с прикладной программой, используя мышь, осуществлять навигацию по
программе, используя элементы управления (кнопки)
- работать с текстом и изображением, представленными в компьютере;
- соблюдать санитарно-гигиенические правила при работе с компьютерной клавиатурой.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- ценить традиции трудовых династий (своего региона, страны);
- осуществлять проектную деятельность;
- создавать образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи,
воплощать этот образ в материале;
- использовать приемы работы с графическими объектами с помощью компьютерной
программы (графический редактор), с программными продуктами, записанными на
электронных дисках.
Содержание учебного предмета.
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда,
самообслуживание.
Разнообразие предметов рукотворного мира из картона, текстильных материалов.
Традиции и творчество мастеров в создании изделий из текстильных материалов.
Распространенные виды профессий, связанных с транспортом для перевозки грузов и
сельскохозяйственной техникой (с учетом региональных особенностей).
Организация рабочего места для работы с глиной, металлами, деталями конструктора.
Анализ задания, планирование трудового процесса, поэтапный контроль за ходом работы,
навыки сотрудничества.
Групповые проекты. Сбор информации о создаваемом изделии, выбор лучшего варианта.
Результата проектной деятельности — «Парк машин для перевозки грузов», «Модели
сельскохозяйственной техники».
Самообслуживание: подбор материалов, инструментов и приспособлений для работы по
перечню в учебнике, выполнение ремонта книг, декоративное оформление культурно-
бытовой среды.
2. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.
Пластические материалы. Глина. Применение глины для изготовления предметов быта
и художественных предметов. Сравнение глины и пластилина по основным свойствам:
цвет, пластичность, способность впитывать влагу. Подготовка глины к работе.
Приемы работы с глиной: формование деталей, сушка, раскрашивание.
Практические работы: лепка декоративных игрушек, рельефных пластин.
Бумага и картон. Практическое применение картона в жизни. Виды картона,
используемые на уроках: цветной, коробочный, гофрированный. Свойства картона:
цветной и белый, гибкий, толстый и тонкий, гладкий и шероховатый, однослойный и
многослойный, блестящий и матовый. Виды бумаги, используемые на уроках и их
свойства: чертежная (белая, толстая, матовая, плотная, гладкая, прочная). Сравнение
свойств разных видов картона между собой и с бумагой. Выбор картона для изготовления
изделия с учетом свойств по внешним признакам. Экономное расходование картона.
Виды условных графических изображений: эскиз, развертка (их узнавание). Разметка
деталей с опорой на эскиз.
Инструменты и приспособления для обработки картона: карандаши простые (твердость
ТМ), ножницы, канцелярский макетный нож, шило, линейка, угольник, линейка с
бортиком (для работы с ножом), кисточка для клея, дощечка для выполнения работ с
макетным ножом и шилом. Приемы безопасного использования канцелярского макетного
ножа, шила.
Приемы работы с картоном: разметка циркулем, разрезание и вырезание ножницами,
надрезание канцелярским макетным ножом, прокалывание шилом, разметка по линейке и
угольнику, сшивание деталей нитками и скобами, сборка скотчем и проволокой,
оклеивание кантом, оформление аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление меры для измерения углов, подставок для
письменных принадлежностей, коробок со съемной крышкой, упаковок для подарков,
новогодних игрушек, открыток, ремонт книг с заменой обложки, декоративных панно,
фигурок для театра с подвижными элементами по рисунку, простейшему чертежу, схеме,
эскизу.
Текстильные материалы. Общее понятие о текстильных материалах, их практическое
применение в жизни. Виды тканей животного происхождения, используемые на уроках, их
сопоставление по цвету, толщине, мягкости, прочности. Экономное расходование ткани
при раскрое парных деталей. Выбор ткани и ниток для изготовления изделия в
зависимости от их свойств.
Приемы работы с текстильными материалами: закрепление конца нитки петелькой,
сшивание деталей из ткани петельным швом, вышивание стебельчатым и тамбурным
швами.
Практические работы: изготовление кукол для пальчикового театра, коллажей, аппликаций
из ниток, декоративное оформление изделий (открыток, обложек записных книг, подвесок
для новогодней елки).
Металлы. Виды проволоки, используемой на уроках: цветная в пластиковой изоляции,
тонкая медная. Экономное расходование материалов при разметке.
Приемы работы с проволокой: разметка на глаз, разрезание ножницами, плетение.
Практические работы: изготовление брелка, креплений для подвижного соединения
деталей картонных фигурок.
Пластмассы. Пластмассы, используемые в виде вторичного сырья: разъемные упаковки-
капсулы. Наблюдения и опыты за технологическими свойствами пластмасс.
Инструменты и приспособления для обработки упаковок капсул: ножницы, шило,
фломастер, дощечка для выполнения работ с шилом.
Приемы работы с упаковками-капсулами: прокалывание шилом, надрезание, соединение
деталей гвоздиком, оформление самоклеящейся бумаги.
Практические работы: изготовление игрушек-сувениров.
3. Конструирование и моделирование.
Виды и способы соединения деталей. Общее представление о конструкции прибора для
определения движения теплого воздуха, часов, грузового транспорта и
сельскохозяйственной техники (трактора). Конструирование и моделирование из
металлических стандартных деталей технических моделей по технико-технологическим
условиям.
Практические работы: создание устройства из полос бумаги, устройства,
демонстрирующего циркуляцию воздуха, змейки для определения движения теплого
воздуха, палетки, моделей часов для уроков математики, тележки-платформы.
Практика работы на компьютере (10 ч)
Компьютер и дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру (2 ч)
Компьютер как техническое устройство для работы с информацией. Основные устройства
компьютера. Назначение основных устройств компьютера.
Дополнительные устройства, подключаемые к компьютеру, их назначение. Носители
информации. Электронный диск. Дисковод как техническое устройство для работы с
электронными дисками. Приемы работы с электронным диском, обеспечивающие его
сохранность.
Основы работы за компьютером (5 ч)
Организация работы на компьютере. Подготовка компьютера к работе (включение
компьютера). Правильное завершение работы на компьютере. Организация работы
на компьютере с соблюдением санитарно-гигиенических норм.
Мышь. Устройство мыши. Приемы работы с мышью. Компьютерные программы. Понятие
о тренажере как программном средстве учебного назначения. Первоначальное понятие об
управлении работой компьютерной программы. Управление работой компьютерной
программы с помощью мыши.
Клавиатура как устройство для ввода информации в компьютер. Работа на клавиатуре с
соблюдением санитарно- гигиенических норм.
Технология работы с инструментальными программами (3 ч)
Графические редакторы, их назначение и возможности использования. Работа с простыми
информационными объектами (графическое изображение): создание, редактирование.
Вывод изображения на принтер. Использование графического редактора для реализации
творческого замысла.
Тематическое планирование
№
п/п
Разделы
Количество часов
1
Общекультурные и общетрудовые
компетенции. Основы культуры труда,
самообсуживание.
2.
Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты.
3
Конструирование и моделирование
4
Практика работы на компьютере
10
Календарно-тематическое планирование
№п/
п
Тема урока
Тип урока
Основные виды учебной
деятельности учащихся
Формы
контроля
Дата
примечание
По
плану
фактич
1
Лепка птиц из глины
Урок усвоения
новых знаний
Применение глины для
изготовления предметов быта и
художественных предметов.
Текущий:
практическая
проверка
2
Лепка декоративных
пластин
Урок
актуализации
знаний
Применение глины для
изготовления предметов быта и
художественных предметов.
Текущий:
практическая
проверка
3
Мера для измерения
углов
Урок усвоения
новых знаний
Технология ручной обработки
материалов. Бережное и экономное
расходование природных
материалов. Практическое
применение картона в жизни. Виды
картона
Текущий:
практическая
проверка
4
Подставка для
письменных
принадлежностей
Урок
актуализации
знаний
Конструкция изделия, виды
конструкций и способы их сборки.
Разметка деталей .
Изучение свойств картона.
Текущий:
практическая
проверка
5
Коробка со съемной
крышкой
Урок усвоения
новых знаний
Последовательность
технологических действий и
операций. Разметка деталей, сборка
изделия, украшение готового
изделия.
Текущий:
практическая
проверка
6
Куклы для пальчикового
театра
Урок усвоения
новых знаний
Знакомство с видами условных
графических изображений: эскиз,
развертка (их узнавание). Разметка
деталей с опорой на эскиз Разметка
деталей по шаблону, отделка.
Текущий:
практическая
проверка
7
Коллаж
Урок
Подготовка материалов к работе.
Текущий:
актуализации
знаний
Способы обработки материалов для
получения различных декоративно-
художественных эффектов.
Знакомство с видами тканей
животного происхождения
практическая
проверка
8
Упаковка для подарков
Урок
актуализации
знаний
Сравнение свойств разных видов
картона между собой и с бумагой,
сборка изделия, украшение.
Текущий:
практическая
проверка
9
Аппликация из ниток
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Выражение связи человека и
природы через декоративно-
прикладное искусство. Выбор ткани
и ниток для изготовления изделия в
зависимости от их свойств.
Текущий:
практическая
проверка
10
Декоративное
оформление изделий
вышивкой.
Урок усвоения
новых знаний
Выбор ткани и ниток для
изготовления изделия в
зависимости от их свойств.
Текущий:
практическая
проверка
11
Декоративное
оформление изделий
вышивкой
Урок
комплексного
применения
знаний
Выбор ткани и ниток для
изготовления изделия в
зависимости от их свойств.
Знакомство с ремёслами и их ролью
в культуре народов мира.
Текущий:
практическая
проверка
12
Новогодние игрушки
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Разметка деталей с опорой на эскиз
с помощью линейки, циркуля
Текущий:
практическая
проверка
13
Брелок из проволоки
Урок усвоения
новых знаний
Знакомство с видами проволоки,
используемой на уроках: цветная в
пластиковой изоляции, тонкая
медная. Экономное расходование
материалов при разметке
Текущий:
практическая
проверка
14
Открытка-ландшафт
Урок
Разметка деталей с опорой на эскиз.
Текущий:
актуализации
знаний
Последовательность практических
действий и операций
практическая
проверка
15
Ремонт книг с заменой
обложки
Урок усвоения
новых знаний
Ремонт книг с заменой обложки..
Практическое применение картона в
жизни.
Текущий:
практическая
проверка
16
Подарочные открытки
из гофрированного
картона
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Наблюдение за свойствами бумаги и
изготовление планшета для панно
Текущий:
практическая
проверка
17
Картонные фигурки с
элементами движения
для театра
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Практическое применение картона в
жизни. Разметка деталей по
шаблону. Сборка изделия.
Текущий:
практическая
проверка
18
Игрушки-сувениры из
пластмассовых
упаковок-капсул
Урок усвоения
новых знаний
Изготовление игрушек-сувениров из
пластмассовых упаковок-капсул.
Наблюдения и опыты за
технологическими свойствами
пластмасс.
Текущий:
практическая
проверка
19
Декоративное панно
Урок
актуализации
знаний
Разметка деталей по шаблону.
Сборка изделия
Текущий:
практическая
проверка
20
Устройство из полос
бумаги
Урок усвоения
новых знаний
Наблюдение за свойствами бумаги.
Разметка и сборка изделия.
Текущий:
практическая
проверка
21
Змейка для определения
движения теплого
воздуха
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Знакомство с видами и способами
соединения деталей. Общее
представление о конструкции
прибора для определения движения
теплого воздуха
Текущий:
практическая
проверка
22
Устройство,
демонстрирующее
циркуляцию воздуха
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Знакомство с видами и способами
соединения деталей. Общее
представление о конструкции
прибора для определения движения
Текущий:
практическая
проверка
теплого воздуха
23
Палетка
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Разметка деталей с опорой на эскиз
Текущий:
практическая
проверка
24
Работа с конструктором
Урок усвоения
новых знаний
Конструирование и моделирование
из металлических стандартных
деталей технических моделей по
технико-технологическим условиям
Текущий:
практическая
проверка
25
Работа с конструктором
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Конструирование и моделирование
из металлических стандартных
деталей технических моделей по
технико-технологическим условиям
Текущий:
практическая
проверка
Проект коллективного
создания парка машин
для перевозки грузов.
Проект коллективного
создания
сельскохозяйственной
техники
26
Компьютер и
дополнительные
устройства,
подключаемые к
компьютеру.
Урок усвоения
новых знаний
Знакомство с компьютером как
техническим устройством для
работы с информацией. Основные
устройства компьютера. Назначение
основных устройств компьютера.
Текущий:
практическая
проверка
27
Компьютер и
дополнительные
устройства,
подключаемые к
компьютеру
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Знакомство с компьютером как
техническим устройством для
работы с информацией. Основные
устройства компьютера. Назначение
основных устройств компьютера.
Текущий:
устный опрос
28
Основы работы за
компьютером
Урок усвоения
новых знаний
Знакомство с дополнительными
устройствами, подключаемыми к
компьютеру, их назначением.
Текущий:
устный опрос
Носители информации.
Электронный диск. Дисковод как
техническое устройство для работы
с электронными дисками. Приемы
работы с электронным диском,
обеспечивающие его сохранность.
29
Основы работы за
компьютером
Урок усвоения
новых знаний
Знакомство с дополнительными
устройствами, подключаемыми к
компьютеру, их назначением.
Носители информации.
Электронный диск. Дисковод как
техническое устройство для работы
с электронными дисками. Приемы
работы с электронным диском,
обеспечивающие его сохранность.
Текущий:
устный опрос
30
Основы работы за
компьютером
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Знакомство с дополнительными
устройствами, подключаемыми к
компьютеру, их назначением.
Носители информации.
Электронный диск. Дисковод как
техническое устройство для работы
с электронными дисками. Приемы
работы с электронным диском,
обеспечивающие его сохранность.
Текущий:
устный опрос
31
Основы работы за
компьютером
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Знакомство с дополнительными
устройствами, подключаемыми к
компьютеру, их назначением.
Носители информации.
Электронный диск. Дисковод как
техническое устройство для работы
с электронными дисками. Приемы
работы с электронным диском,
обеспечивающие его сохранность.
Текущий:
устный опрос
32
Основы работы за
компьютером
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Знакомство с дополнительными
устройствами, подключаемыми к
компьютеру, их назначением.
Носители информации.
Электронный диск. Дисковод как
техническое устройство для работы
с электронными дисками. Приемы
работы с электронным диском,
обеспечивающие его сохранность.
Текущий:
устный опрос
33
Технология работы с
инструментальными
программами
Урок усвоения
новых знаний
Подготовка компьютера к работе
(включение компьютера).
Правильное завершение работы на
компьютере
Текущий:
практическая
проверка
34
Технология работы с
инструментальными
программами
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Подготовка компьютера к работе
(включение компьютера).
Правильное завершение работы на
компьютере
Текущий:
практическая
проверка
35
Технология работы с
инструментальными
программами
Урок
комплексного
усвоения
знаний
Подготовка компьютера к работе
(включение компьютера).
Правильное завершение работы на
компьютере
Текущий:
практическая
проверка