Автор: Крончева Наталья Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Буратино"
Населённый пункт: г. Надым ЯНАО
Наименование материала: Мастер-класс для родителей
Тема: Первые шаги на пути к новым открытиям
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс для родителей
Первые шаги на пути к новым открытиям
-
Высокие
достижения
в
науке -
двигатели
прогресса
обеспечивают
благополучие страны. Каким же вырастет будущее поколение почемучек-
исследователей? Какие вопросы интересуют сегодня наших детей, что хотят
они знать? Послушаем… (включить запись «Вопросы детей»)
- Каждый из вас часто сталкивается с подобными детскими вопросами. И что
вы обычно делаете, как поступаете в своей семье? («Мозговой штурм» -
ответы родителей)
- Практика показывает, что взрослые чаще всего дают уже готовые ответы
детям. Но сегодня дошкольное воспитание выстраивает свою систему работы
таким образом, что дети сами добывают новые знания, определяют способы
решения встающих перед ними задач и находят ответы на возникающие
вопросы.
- Они проводят исследования по следующему алгоритму. Он перед вами (на
экране):
1.
Определение проблемы
2.
Выдвижение гипотез по её решению
3.
Проверка гипотез с помощью опытов и экспериментов
4.
Анализ и выбор правильного ответа
5.
Выводы
Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего
ребёнка.
- А вот как это выглядит на практике. Попробуем ответить на вопросы детей
дошкольного возраста. Проведем простые эксперименты.
«Спрятанная картинка»
Материалы: светло-желтый, синий мелок, белая бумага, красная прозрачная
папка из пластика.
- Итак, вопрос, заданный ребенком: «Как прячутся животные в лесу»
Ваши гипотезы: … (их окрас сливается с пейзажем)
Проверяем
гипотезу
с
помощью
эксперимента.
Для
этого
вам
даны
необходимые материалы под №1.
Цветными мелками рисуем птичек на белой бумаге.
Накрываем картинку красным, потом зелёным прозрачным пластиком.
Что мы видим? (желтая птичка исчезла, стала невидимой)
Почему это произошло? Ваши гипотезы:…
Таким образом, можно сделать вывод: красный цвет - не чистый, он содержит
в себе жёлтый, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют
окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им
спрятаться от хищников.
- Вот – одна из форм поиска ответа на поставленный вопрос.
- Перейдем к опыту 2.
- Как вы считаете, можно ли нарисовать картину, не имея карандаша и кисти?
Ваши гипотезы… (выслушать ответы, активизировать при необходимости)
- Наряду с формированием у детей исследовательских умений, необходимо
развивать и творческое воображение. Для этого педагоги в детском саду все
чаще
обращаются
к
нетрадиционным
художественным
техникам.
Их
преимущества:
простые по технологии способы изображения
отсутствие жесткой заданности и строгого контроля
творческая свобода и радость открытия
раскрытие возможностей каждого
очень эффектный (сюрпризность) результат, почти не зависящий от
умелости и способностей
напоминают игру
-
Предлагаю
вам
ощутить
свободу
творчества
и
радость
открытия
в
художественном экспериментировании.
- Внимание – задание! У вас на столах лежат конверты с вопросами детей.
Попробуйте сначала, не открывая их, ответить на вопросы сами, выдвинув
гипотезы.
Потом
откройте
и,
прочитав
инст рукцию-подсказку,
экспериментальным путем найти ответ. На работу вам отводится 3 минуты.
(работа в подгруппах)
Задание для 1 группы
Вопрос: «Можно ли рисовать на молоке?»
Оборудование: пищевые красители разных цветов, пипетки, миски, молоко
3.2%, палочки (зубочистки), пробирки с жидкостью для мытья посуды.
Инструкция:
налить в тарелку молоко, дождаться, пока жидкость
перестанет
двигаться,
иначе
красители
расплывутся
раньше
времени. Набираем пипеткой краситель и в центре тарелки ставим
несколько точек (пятен) красителями разных цветов. Не жалейте
красок - пятна нужно поставить довольно жирные, но, важно! - не
сливающиеся
друг
с
другом.
Обильно
смочите
кончик
палочки
средством для мытья посуды. Аккуратно поместите кончик в самый
центр тарелки, окунув его на 2-3 мм. Ждите и наслаждайтесь!
Задание для 2 группы
Вопрос: «Как создать изображение при помощи нитки?»
Оборудование: отрезки из плотных ниток (2-5 шт.) длиной 50-60 см. любого
цвета, жидкая гуашь/тушь разных цветов, альбомная бумага, ёмкость для
использованных ниток.
Инструкция: отрезок нитки обмакнуть в краску и постепенно извилисто
разложить его на альбомный лист так, чтобы один её конец выходил за
границы
листа.
Сверху
нитку
прикрыть
другим
альбомным
листом
и
прогладить ладонью. Слегка прижав верхний лист рукой, удалить нить и
аккуратно,
стараясь
не
сдвинуть,
снять
верхний
лист.
А
теперь
можно
пофантазировать и дорисовать какие-то элементы
Задание для 3 группы
Вопрос: «Что можно изобразить при помощи пипетки и жидкой краски?»
Оборудование: трубочки для коктейля, пипетки, тушь, бумага для рисования,
фломастеры.
Инструкция: набрать тушь в пипетку, накапать её в одну точку на лист
бумаги. Взять трубочку и подуть через неё в центр кляксы, раздувая её в
разные
стороны.
Подумать,
что
напоминают
получившиеся
кляксы.
При
необходимости дорисовать детали фломастерами.
- Итак, работа подходит к концу, вижу интересные результаты. Поделитесь с
нами:
какой был задан вопрос,
подтвердились ли ваши гипотезы,
как вам удалось сделать такую красоту,
довольны ли вы результатом.
(По
необходимости
можно
вставить
комментарии:
Вы
освоили
технику
«Эбру». Вами была показана техника «нитеграфия». Техника «кляксография»
всегда увлекает детей)
Вывод: подобная деятельность очень увлекает детей, способствует развитию
индивидуальности,
вариативности
решений,
созданию
оригинальных
изображений; учит самостоятельному нахождению ответов на возникающие
вопросы. В детском саду мы предоставляем каждому ребенку свободу выбора
разнообразных изобразительных материалов и способов рисования ими.
- Поиску ответов на свои вопросы дети учатся самостоятельно. Роль педагога
– создать необходимые условия, стимулирующие поисковую деятельность.
Сможете ли вы с помощью лабораторного оборудования найти правильный
ответ на детские вопросы:
Где живет ток?
Как с помощью тока запустить вентилятор?
Можно ли получить белый цвет из других цветов?
- На столе вы найдете необходимое оборудование для проведения опытов.
Предлагаю подойти и выбрать тот вопрос, который вас заинтересовал. На
работу вам отводится 5 мин.
(использовать наборы: «Юный физик», «Свет и цвет», «Мастерская
электричества»)
- С работой, вижу, все справились. Итак, каждая группа, коротко отвечает на
вопрос, который интересовал детей.
- Сейчас мы с вами работали за столами, а в нашем детском саду для детей
созданы
условия,
где
каждый
ребенок
может
попробовать
себя
в
роли
маленького физика, химика или эколога. Одна из новых форм работы с
детьми – это работа в лабораториях «Территория творчества» и «Чудеса
открытий».
Здесь
они делают
свои
первые,
маленькие
открытия,
самостоятельно учатся добывать знания, проверяя гипотезы при проведении
опытов и экспериментов.
(продемонстрировать видео - деятельность детей в лабораториях)
- Кем станут наши дети, когда вырастут, покажет время. Для нас главное –
обеспечить
каждому
из
них
максимальные
условия
для
развития
его
способностей, самостоятельности и творчества.
Благодарю всех за внимание и активное участие!