Напоминание

"Подготовка обучающихся к открытому, публичному выступлению"


Автор: Маштакова Ольга Борисовна
Должность: преподаватель по классу "аккордеон"
Учебное заведение: МБУДОД Детская школа искусств
Населённый пункт: г.Менделеевск, Республика Татарстан
Наименование материала: Cтатья
Тема: "Подготовка обучающихся к открытому, публичному выступлению"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Подготовка обучающихся к открытому, публичному

выступлению»

Подготовила преподаватель музыкального отделения по классу

«аккордеон»

Маштакова Ольга Борисовна

МБУДОД «ДШИ». г.Менделеевск, РТ

1.

Концертное

выступление

учащегося

является

одним

из

сложных

видов

деятельности

музыканта

исполнителя.

Оно

предполагает

владение

определённым

комплексом

теоретических

знаний,

практических

и

волевых

навыков, требует постоянного музыкального, интеллектуального, артистического

и психологического совершенствования. Как часто мы, педагоги, сталкиваемся с

проблемой,

когда

учащиеся

не

могут

на

сцене

показать

свою

работу,

проделанную в классе, в полном объёме. Практический опыт замечательных

исполнителей привёл к целому ряду теоретический обобщений. Но, сколько

исполнителей,

столько

не

повторённых

индивидуальностей

со

своими

природными данными, способностями и проблемами. Эта область искусства

находится в постоянном развитии, и в последнее время особое внимание стало

уделяться изучению психологических сторон деятельности исполнителя.

Вопрос о развитии волевых навыков у будущих музыкантов-исполнителей

один из наиболее сложных и одновременно мало исследованных в педагогике

профессионального

музыкального

образования.

Его

важность

обусловлена

особой

ситуацией,

с

которой

встречаются

все

музыканты-исполнители

необходимостью

выхода

на

сцену

и

преодоления

эстрадного

волнения.

Регулярные многочасовые занятия, без которых исполнитель профессионально

не состоится, и умение подчинять публику своему исполнительскому замыслу

так же требуют навыков волевого поведения.

Не смотря на несомненную практическую значимость, данная тематика до

сих

пор

не

получила

широкого

освещения

в

музыкально-педагогических

исследованиях. Проблемы, связанные с предконцертной подготовкой музыканта-

исполнителя

и

борьбой

с

негативными

последствиями

эстрадного

волнения

затронуты в трудах по психологии музыкальной деятельности (А.Л. Готсдинер,

В.И. Петрушин, Л.Л. Бочкарёв, Г.М. Цыпин, В.Ю. Григорьев). Однако, трудов

посвящённых формированию и развитию волевых качеств, умений и навыков в

процессе обучения учащихся музыкантов, в настоящее время недостаточно.

Взяв

данную

тему

для

своего

методического

сообщения

мне

пришлось

почитать, познакомиться с некоторыми трудами и статьями. Я уверена в одном,

что данная проблема очень актуальна и для её решения требуется много времени,

сил и знаний педагога в психологии, так как эта проблема прежде всего из ряда

психологических.

Психологические

состояния

могут

оказывать

на

исполнительскую

деятельность

учащегося

как

положительное

влияние,

так

и

отрицательное,

дезорганизующее,

когда

нарушается

целесообразность

и

экономичность

движений,

появляются

мышечные

напряжения.

Как

следствия

ухудшается

качество исполнения, а если это происходит в процессе работы в классе, то

замедляется,

нарушается

процесс

формирования

игрового

движения

и

закрепление нового навыка. Для успешного протекания процесса формирования

игровых

движений

сохранения

основных

характеристик,

выработанных

в

репетиционной работе, на концертной эстраде наиболее значимыми являются

такие

психические

состояния

как:

заинтересованность

(мотивация),

увлечённость, вдохновение, решительность, уверенность.

2.

Попробуем

выявить

основные

волевые

навыки,

необходимые

для

осуществления музыкально-исполнительской деятельности и определить этапы

их развития у обучающихся.

Психологами установлено, что основными волевыми качествами личности

являются инициативность, решительность, самостоятельность, настойчивость,

выдержка,

самоконтроль,

самообладание.

Эти

качества

формируются

на

протяжении

всей

жизни

и

зависят

от

множества

факторов.

Исходя

из

особенностей

музыкально-исполнительской

деятельности,

волевые

навыки

необходимые музыканту-исполнителю можно подразделить на две группы.

В

первую

входят тренировочные

навыки, обеспечивающие

достаточное

количество

занятий

и

автоматизацию

исполнительских

действий.

Это

навык

систематических занятий и навык упражнения, в атмосфере увлечённости и

вдохновения. Другими словами – то, чем мы занимаемся на уроках и домашних

занятиях.

Во вторую группу входят сценические навыки: предотвращение негативных

форм эстрадного волнения и достижения оптимального концертного состояния.

Рассмотрим последовательность развития этих этапов в процессе подготовки

учащихся к выступлению.

В.В. Медушевским установлено, что процесс познания нового произведения

можно подразделить на три стадии.

1 стадия – синкрезис – первичное восприятие произведения в целом (при

проигрывании). Мы слушаем новое произведение отмечая его художественные

качества – характер, темп, динамику, не замечая и не вдаваясь в детали.

2 стадия – анализ. Под руководством педагога начинается детальная работа

над текстом, звукоизвлечением, вычленяются исполнительские трудности и т.д.

3

стадия

синтез – должна включать охват художественного целого на

основе выявления и понимания отдельных структур.

Не смотря на неисчерпаемость художественных и технических задач в работе

над произведением, наступает время, когда репертуар нужно «выносить» на

сцену. За некоторое время до этого постепенно прекращается постановка новых

задач,

связанных

с

детальной

работой

и

приступают

к

целостному

охвату

произведения,

к

игре

с

«удовольствием».

Это

не

что

иное,

как

попытка

«включить»

синтетическое

мышление.

Однако

часто

в

процессе

обучения

синтетическая

стадия

не

наступает

в

силу

незнания

многими

педагогами

закономерностей музыкального мышления, а, так же, понятного стремления к

тому,

чтобы

«сделать»

с

учащимся

произведение

как

можно

тщательнее.

Исполнение при такой подготовке может быть грамотным, но без захвата целого;

оно в подобных случаях почти всегда в эмоциональном отношении недостаточно

выразительно. Виной этому – продолжающееся пребывание ученика на стадии

аналитического мышления.

Между тем, именно синтетическая стадия мышления позволяет исполнителю

получать удовольствие от своей игры. Не вызывает сомнений, что исполнитель,

получающий удовольствие от своей игры, испытывает перед выходом на сцену

значительно

большую

уверенность,

чем

тот

же

исполнитель

оставшийся

на

аналитической стадии работы.

3.

Итак, обозначим последовательность процесса развития волевых навыков в

работе над музыкальным произведением, включающую в себя три основных

этапа: а) синкретический, б) тренировочно-аналитический, в) обобщающий. И

немаловажный

этап

психологической

подготовке

учащихся

к

концертному

выступлению с учётом их индивидуально-психологических особенностей.

Проанализируем взаимосвязь названных этапов с развитием определённых

волевых навыков.

Первый

этап

создаёт

базу

для

развития

волевых

навыков

обеих

групп:

навыков тренировочных и навыков сценического поведения.

Второй

этап

направлен

преимущественно

на

развитие

первой

группы

волевых навыков: систематических занятий и автоматизации исполнительских

действий.

Произведение

проигрывается

преимущественно

фрагментами

и

в

замедленных темпах; эпизоды разучиваются по элементам и т.д.

Третий

этап

направлен

на

развитие

волевых

навыков

второй

группы:

сценических. Он позволяет ощутить произведение целиком и научиться получать

удовольствие от своей игры, что формирует эстрадную уверенность и желание

играть на сцене.

Последний, четвёртый этап, связан непосредственно с подготовкой выхода на

эстраду.

Известно,

что

сценическое

волнение

в

негативных

формах

может

существенно исказить результаты работы, а постоянная сильная боязнь сцены

способна

заставить

музыканта-исполнителя

отказаться

от

своей

профессии.

Поэтому,

помимо

работы

по

выучиванию

произведения,

необходима

психологическая

подготовка

учащегося

к

выступлению

с

учётом

его

индивидуальных особенностей.

Основные приёмы психологической подготовки можно подразделить на две

группы: собственно психологические и профессионально исполнительские.

4. Психологические приёмы.

1. Объясняю ученику, подверженному эстрадному волнению, что волнение

свойственно в той или иной мере всем музыкантам-исполнителям и привожу

примеры

из

собственного

опыта.

Иногда

одного

сознания

того,

что

«это

происходит не только со мной», бывает достаточно, чтобы волнение значительно

ослабело и перешло в позитивную форму сценического «подъёма». Если же

учащийся демонстрирует на сцене раскованность и уверенность, и волнение у

него не заметно, не стоит вообще привлекать его внимание к этой проблеме.

2. Препятствовать формированию страха, боязни предстоящего выступления.

Особенно

важен

такой

приём

для

учащихся

с

заниженной

самооценкой,

неуверенных в себе, которые уже за много дней до выступления часто не могут

думать

ни

о

чём,

кроме

того,

что

им

предстоит

играть.

Целесообразно

не

напоминать им о предстоящем выступлении, убедить их в этот период заняться

иными делами, отвлечь их внимание чем-либо другим.

3. Психологический приём «смещать» поле внимания со своего состояния и

направлять его на музыкальное произведение. Психические состояния могут

мгновенно передаваться от одного человека к другому. Это так же следует

учитывать в педагогической практике – перед выступлением избегать разговоров

с

учеником

о

страхе,

сценическом

волнении.

Часто

мы,

педагоги,

сами

совершаем большую ошибку акцентируя внимание ученика на его собственных

переживаниях

такими

пожеланиями

перед

выступлением

«ты

только

не

волнуйся», «соберись», «не переживай» и тому подобные выражения. Учащийся

и так предельно концентрируется на технических трудностях произведения или

боится забыть текст, т.е. испытывает стрессовое состояние. Необходимо сместить

внимание

на

основную

задачу

публичного

выступления

исполнение

произведения в удовольствие себе и слушателям, акцентировать внимание на

художественных задачах. Возвращение внимания на истинную задачу способно

значительно ослабить стресс.

5. Профессионально-исполнительские приёмы.

1. Выучивание наизусть посредством сочетания всех видов музыкальной

памяти,

включая

конструктивно-логическую.

В

боязни

сцены

существенную

роль

играет

страх

забыть

текст.

Те

учащиеся,

которые

выучивают

наизусть

преимущественно слухомоторной памятью, чаще подвержены забыванию текста

и

следующей

из

этого

неуверенности,

чем

те,

кто

учит

с

помощью

конструктивно-логической памяти.

2. Учитывая то, что в первые минуты нахождения на сцене концентрация

стрессовых явлений наиболее велика, необходимо строить программу так, чтобы

первое произведение было на порядок легче остальных. При этом необходимо

учитывать личностные особенности учащегося. Для исполнителей с сильным

типом нервной системы наиболее трудным будет кантиленное произведение; оно

в ситуации наибольшего волнения в начале программы может прозвучать грубо.

Для учащихся со слабым типом нервной системы, подверженных «волнению-

апатии»,

наибольшую

сложность

представляют

произведения

технически

трудные; а кантилена может прозвучать у них более выразительно.

3.

Моделирование

сценической

ситуации,

т.е

«обыгрывание»

программы.

Несколько выступлений перед любой аудиторией позволяют натренировать все

навыки, связанные с исполнением и значительно снижают волнение.

4.

Исключение

ситуации,

при

которой

учащийся,

не

уверенный

в

себе,

выступает в сборном концерте с одним-двумя произведениями. При этом всё

выступление

приходится

на

первый,

психологически

максимально

неблагоприятный

период.

В

то

же

время

по

отношению

к

учащимся

самоуверенным и раскованным такие выступления можно и нужно практиковать.

Немаловажным

фактором

в

реализации

названных

этапов

является

заинтересованность музыканта в достижении цели. Воля начинает руководить

всеми действиями исполнителя, способствует выработке чёткого плана действий

и возможности его осуществить. Волевое усилие помогает довести дело до

результата, воспитывает чувство радости от каждого выхода на сцену.

Список использованной литературы:

1.

В,В, Крюков «Музыкальная педагогика»

2.

«Искусство и образование» №2 (52) (М,В, Ананьева «Этапы развития

волевых навыков у студентов музыкально-исполнительских ВУЗов»). 2008г.

3.

«Музыкальная

психология

и

психотерапия»

№6

(Н.Э.

Тараканова

«Психологические

методы

развития

мотивационной

сферы

личности

юных

музыкантов»). 2008г.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!