Автор: Сидорова Оксана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 31"
Населённый пункт: город Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование коммуникативных компетенции учащихся на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА"
Учитель: Сидорова Оксана Александровна
«Скажи мне и я забуду.
Научи меня и я запомню.
Вовлеки меня и я выучу».
Бенджамин Франклин
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального
общего
образования представляет собой совокупность требований.
Одно
из
требований
к
метапредметным
результатам
освоения
основной
образовательной программы начального общего образования является овладение навыками
смыслового чтения текстов различных стилей
и жанров, овладение младшими школьниками
умениями
осознанно
строить
речевое
высказывание
в
соответствии
с
задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
В последнее время в методике преподавания русского языка в начальной школе
утвердился
коммуникативно-деятельностный
подход к
обучению,
направленный
на
формирование
коммуникативной
компетенции
учеников,
под
которой
понимается
«способность человека решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи
в разных сферах и ситуациях общения» [ 3 ]. Поскольку высшей единицей коммуникации
является текст, то именно текст должен выступать и в качестве единицы обучения.
Коммуникативная
компетентность
обеспечивает
успешную
социализацию,
адаптацию
и
самореализацию
в
современных
условиях
жизни,
готовность
ставить
и
достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию,
представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном
выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к
ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Текст является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи.
Именно
поэтому
текст
рассматривается
и
как
дидактическая
единица
в
методике
преподавания русского языка. С одной стороны, в произведении отражается личность его
создателя, с другой – это явление, объективно представляющее систему языка, на котором
оно создано.
Общепринятым в русском языке является следующее определение текста: «Текст –
это реальное высказанное (написанное) предложение или совокупность предложений, ...
могущее ... служить материалом для наблюдения фактов данного языка» [ 2 ]. Сегодня в
лингвистике термином «текст» обозначают не только записанный, зафиксированный так или
иначе текст, но и любое кем-то созданное «речевое произведение» любой протяженности -
любой протяженности от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги [ 4 ] .
Работа с текстом (развитие речи) младших школьников осуществляется на основе
специально разработанной системы текстовых упражнений. Традиционно выделяются три
группы текстовых упражнений [ 2 ].
Первая группа – аналитические упражнения, которые формируют
умения, связанные
с анализом готового текста (умение отличать текст от предложения и группы предложений,
умение определять тему текста, умение определять основную мысль текста, умение выделять
опорные слова из текста, умение делить текст на три структурные части, умение определять
стиль готового текста и т.п.). Приведем пример аналитического упражнения.
1.
Прочитайте текст. Определите жанр текста (дразнилка, шутка или поговорка)?
Объясните свой выбор.
Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
- Чем ты бороду красил?
- Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.
Вторая − конструктивные (или реконструктивные) упражнения, направленные на
формирование умений, связанных с переработкой данного текста (умение устанавливать
последовательность
предложений
в
тексте,
умение
членить
текст
на
абзацы,
соответствующие микротемам, и обозначать абзацы на письме красной строкой, умение
устранять повторы-недочеты в тексте, умение восстанавливать текст определенного типа и
т.п.). Приведем пример.
2. Прочитайте текст. Расположите части текста в нужной последовательности.
Выйдешь из леса на луг с высокой травой и от радости ахнешь: сколько красуется
разных цветов, похожих на праздничный хоровод.
Я очень люблю эти простые цветы – веселые колокольчики.
По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики. А выше всех –
лиловые колокольчики.
Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших
лугов и лесов.
Третья − продуктивные упражнения, формирующие умения, связанные с созданием
текста (умение конструировать текст на заданную тему, умение конструировать текст по
опорным словам, умение соотносить цель создания текста с его стилем, умение соотносить
содержание текста со схемой текста определенного типа и т.п.). Приведем пример.
3. Спишите рассказ мальчика о зоопарке. Дополните его.
В зоопарке живут бурые и белые медведи. На площадке для молодняка бурый
медвежонок играет с лисенком и козленком. На пруду плавают прекрасные белые лебеди.
Поэтапно от класса к классу мы учим приёмам работы с текстом, которые единые и
можно использовать на всех предметах.
1 класс
1.
Приёмы понимания - диалог с текстом.
Поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов.
Вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос.
Самоконтроль- проверка своих предположений по тексту.
2 класс
1.
Работа над смыслом текста. Извлечь концепт – системы взглядов автора.
Умение видеть – основную мысль – концептуальную.
Умение видеть фактуальную мысль.
Умение видеть подтекстовую информацию.
3 класс
1.
Развитие читательского воображения.
Развитие воссоздающего воображения.
Развитие творческого воображения.
Осмысление (разных образов, разных точек зрения, практические действия)
Способность изменить ход событий;
Способность придумать завязку;
Способность сочинить развязку истории.
4 класс
1.
Внимание к слову и видам текстовой информации.
а. Умение осуществлять перенос мысли на другие тексты.
Создание своих пословиц, рассказов.
б. Формирование исследовательских навыков.
Различение принадлежности текстов.
Выделение приёмов, придающих тексту изобразительность.
Сравнительный анализ текстов по предложенному основанию.
В настоящее время работа с текстом предполагает его восприятие, воспроизведение
и создание. Обучение тексту будет результативным, если оно направлено на формирование у
учащихся выполнения осознанных речевых действий, понимание мотивации обучения род -
ному языку, воспитание потребности в речевом оформлении мысли (В.И. Капинос, Т.А.
Ладыженская, М.Р. Львов, Н.И. Политова, Т.Г. Рамзаева и др.).
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции по средством работы
с
текстом
не
только
помогает
успешно
учиться,
но
и
способствует
разностороннему
развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника
реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к
различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся
коммуникабельность,
способность
к
сотрудничеству
и
социальному
речевому
взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах
применения языка.
Список литературы
1.
Архипова,
Е. В. Об уроке развития речи в начальной школе [Текст] /Е.В .
Архипова // Начальная школа. 2000. – №4. – С. 35-39.
2.
Вяльшина, О.Г., Тальникова, Н.И. Актуальные вопросы методики преподавания
русского языка в начальной школе [Текст] / О.Г. Вяльшина, Н.И. Тальникова. – Новокузнецк:
Изд-во КузГПА, 2011. – 103 с.
3.
Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся
[Текст]/ Т.А. Ладыженская. – М.: Педагогика, 1974. – С.256.
4.
Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя [Текст] / Н.
Е. Богуславская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А.Ладыжеской. – М.:
Просвещение,1991.- 240 с.