Напоминание

"Нужен ли нам Щедрин?"


Автор: Журавлева Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Лукинская ООШ
Населённый пункт: с. Лукино
Наименование материала: Статья
Тема: "Нужен ли нам Щедрин?"
Раздел: среднее образование





Назад





«Нужен ли нам сегодня Щедрин?»
27 января исполняется 190 лет со дня рождения великого русского писателя, сатирика, нашего земляка, Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. (Настоящая фамилия его Салтыков, а Щедрин – псевдоним, появившийся позднее). «Как никто другой, Салтыков владел нелёгким даром – говорить читателям правду. Уйти, скрыться от щедринской правды не мог никто», - сказал однажды о сатирике А.П. Чехов. А сам классик тревожился, сомневаясь. «Не напрасно ли трудился я в течение сорока лет? Поймут ли её (сатиру) как следует? Принесёт ли она какую–нибудь пользу?» - скажет он на закате своих лет. «А действительно, нужен ли нам Щедрин? Нужна ли сегодня его едкая, самобытная сатира? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать: каким человеком был писатель, чем жил, к чему стремился. С тверским краем у писателя связано очень многое. Родился Михаил Евграфович в селе Спас-Угол (под Калязиным). Отец, Евграф Васильевич, принадлежал к старинному обедневшему дворянскому роду, был человек кроткий и добрый. А мама, Ольга Михайловна, была дочерью московского купца, имела властный, энергичный и крутой характер, отличалась практичностью и прямотой. В семье заведена была строгая бережливость, граничащая со скупостью. Детство будущего сатирика прошло в обстановке крепостного быта. Получил мальчик прекрасное домашнее образование. А жизненные наблюдения и впечатления от окружающей действительности в крепостной глубинке нашли потом отражение во многих произведениях будущего писателя ( «Господа Головлёвы», «Помпадуры и помпадурши», «История одного города», «Пошехонская старина», «Сказки») Затем будущий сатирик обучался два года в Московском дворянском институте. В числе лучших учеников был переведён в Царскосельский лицей, где среди сверстников заметно
отличался энергичностью и сильной впечатлительностью. После обучения Салтыков поступил на службу. Параллельно занимался литературной деятельностью. «Писал и служил, служил и писал…», - так говорил о себе Михаил Евграфович. Ранние повести Салтыкова привлекли внимание царского цензурного комитета. Автора, молодого чиновника военного ведомства, «за вредный образ мыслей» решили сослать в Вятку, где он пробыл с 1848 до 1855 гг. В ссылке он не писал, но зато плодотворно работал. Вот его служебная характеристика: «Сведущ, деятелен, бескорыстен, требователен относительно сотрудников, взыскателен относительно подчинённых». И после ссылки, где бы ни служил Салтыков-Щедрин, всегда окружал себя людьми честными, образованными, энергичными. В среде чиновников слыл требовательным, иногда жёстким, но глубоко порядочным администратором и руководителем. Взяточников и воров увольнял или предавал суду без сожаления. А в своих литературных произведениях писатель обличал пороки чиновников с присущим ему мастерством. И только огромным трудолюбием и исключительной работоспособностью можно объяснить то, что Михаил Евграфович мог совмещать сложную, ответственную административную работу с литературной деятельностью. Уже будучи вице-губернатором Тверской области (1860-1862гг) Салтыков много внимания уделял вопросам культуры и просвещения в родном крае. Он стремился улучшить материальное положение учительства, принимал участие в создании публичной библиотеки в Твери и был активным членом её попечительского совета, подарил много книг и опекал её вплоть до самой отставки в 1862 году. Салтыков-Щедрин прилагал много усилий к тому, чтобы ознакомить земляков с талантливыми литераторами России того времени. Перед отъездом из Твери он организовал в зале Дворянского собрания (ныне Дом офицеров на улице Советской) прощальный литературный вечер с участием драматурга А.Н.Островского, прозаика А.М. Жемчужникова и поэта А.Н. Плещеева. В 1868 году Салтыков-Щедрин окончательно вышел в отставку и посвятил себя литературе, журналистике и редакторскому делу. В 1869 году вышла в свет "История одного города" — вершина его сатирического искусства. В последние годы жизни писатель создал свои шедевры: "Сказки" (1882 — 86гг); "Мелочи жизни" (1886 — 87гг); автобиографический роман "Пошехонская старина" (1887-89гг). В жанре сказки наиболее ярко проявились художественные особенности щедринской сатиры: ее острота и целеустремленность, реализм и фантастика, беспощадность и искрометность юмора. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Сказки как бы подводят итог сорокалетней творческой деятельности писателя. Именно в них сатирик предстаёт перед нами как истинный реалист. Но, изображая действительность, он добавляет в свои произведения сказочный элемент, и делает это так виртуозно и поэтично, что русская жизнь изображается со всей откровенностью и прямотой.
Хотя надо сказать, что к сказочному жанру Щедрин прибегал в своем творчестве часто. Элементы сказочной фантастики есть и в других его произведениях. В сатирический роман "Современная идиллия" и хронику "За рубежом" включены законченные сказки. И всегда читатель безошибочно угадывал, о ком и о чём идёт речь, чьи пороки высмеивает мастер, какие выводы скрывает он за эзоповым языком. Воображение читателя рисует конкретный социальный тип: властного и грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, непутёвую канарейку, трусливого зайца и т. п. Образы сказок давно уже вошли в обиход, стали нарицательными и живут своею жизнью многие годы, а герои сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня часто встречаются в нашей жизни, достаточно только пристальнее оглядеться вокруг ... и понять, что Щедрин нам нужен сегодня, нужна его прямота и принципиальность, с которой он показывает, как устроено любое государство в любое время, по каким законам живёт общество. За несколько дней до смерти он написал первые страницы нового произведения "Забытые слова", где хотел напомнить людям об утраченных ими словах: "…Совесть, отечество, человечество... другие там еще...". Умер М. Салтыков-Щедрин 28 апреля (10 мая н.с.) 1889 в Петербурге, похоронен, по завещанию, на Волковском кладбище, рядом с И.С. Тургеневым. В январе в МБОУ Лукинской ООШ в 7-9 классах прошла читательская конференция, посвящённая жизни и творчеству знаменитого земляка-сатирика. Ребята познакомились с биографией М.Е. Салтыкова-Щедрина, обсудив основные проблемы и образы в творчестве писателя, подготовили публичные выступления по темам: «Трагическое в сатире Салтыкова-Щедрина», «Художественные особенности щедринской сатиры», «Публицистика в творчестве сатирика» и др. Девизом конференции стали слова писателя:
«Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо,

кроме

России».
А закончилась конференция анализом щедринской сказки «Пропала совесть»(1869г). В сказке говорилось, что совесть, которой тяготились, от которой все старались отделаться, предложила своему последнему владельцу отыскать русское дитя, растворить себя в его сердце. «… Авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, … да и в люди потом со мной выйдет — не погнушается…» Далее так и получилось. «…. Растёт маленькое дитя, и вместе с ним растёт в нём и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нём большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама». Эти слова — завет, оставленный Салтыковым-Щедриным нам всем. Журавлева Т.М., учитель русского языка и литературы МБОУ Лукинской ООШ


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!