Автор: Селезнёва Татьяна Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ№31"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: проект
Тема: "Что в имени твоём таится..."
Раздел: начальное образование
Имена нашей школы.
1.
Вводное слово.
2.
Первая часть исследования.
Знакомство с начальным этапом: исследования именного состава в каждом
классе. Составление сводных диаграмм и таблиц (какие имена и сколько их).
Этот этап необходим для проведения сравнительных исследований по
параллелям (1 классы, 2 классы, 3 классы, 4 классы).
3.
Вторая часть исследования: торт диаграммы по параллелям.
Количество мальчиков и девочек по параллелям.
Сравнение качественного состава имен параллели 1 классов и 4 классов.
4.
Сводные диаграммы по исследованным классам.
Сравнение имен мальчиков и девочек по происхождению.
Количественное сравнение мужских и женских имен.
Сравнение имен мальчиков и девочек по использованию производного
и производящего имени.
5.
Результаты проектно-исследовательской работы.
1.
слово.
Имена, имена!
В нашей речи звучат не случайно.
Как загадочна эта страна,
Так и имя – загадка и тайна.
С.Маршак
Актуальность
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не
слышит человек так часто, как свое имя.
Имена
–
привычные
на
слух
слова,
а
за
ними
открывается
целый
мир
и
неповторимая судьба человека.
Какое разнообразие имен встречается вокруг нас. Мы думаем, что имя – это
просто слово, которое даётся человеку при рождении. А ведь это увлекательное
занятие: изучить то, что сопутствует человеку всю жизнь.
Тема: «Что в имени твоём таится…»
Цели:
Сбор
и
систематизация
информации
об
именах
учащихся
начальной
школы.
Анализ собранных материалов.
Представление результатов в виде диаграмм.
Объект исследования: имена.
Предмет исследования: имена учащихся начальной школы.
Ожидаемый результат:
Изучим и определим:
самые популярные и самые редкие женские и мужские имена;
какие имена по происхождению преобладают;
каких имен существует больше женских или мужских и почему;
отличается ли «качественный» состав имен 1-х и 4-х классов и какие
причины повлияли на это.
Гипотеза:
Если мы проанализируем имена учащихся нашей школы, то сможем
выявить самые распространенные и самые редкие женские и мужские
имена.
Если больше мы узнаем о своих именах, об именах своих сверстников,
то сможем больше узнать об истории своих предков.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутыми гипотезами определили
задачи:
Собрать сведения о списочном составе учащихся начальной школы.
Проанализировать
списки
с
целью
определения
самых
популярных
и
самых редких женских и мужских имён.
Обработать и систематизировать полученные сведения.
Оформить результат исследования в виде презентации.
Имя – это не просто слово.
За каждым именем стоит определенная личность, человек, который отличен от
всех других, единственный и неповторимый.
С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не
слышит человек так часто, как свое имя.
Наше имя связывает нас с нашей семьей, с нашими друзьями и знакомыми.
Наше имя связывает нас с нашей малой и большой родиной, с нашими предками.
Много есть на свете слов, но для каждого человека есть только одно слово,
которое больше всех других вызывает различные эмоциональные переживания,
слово, которое наиболее благоприятно его душе – его собственное имя.
Имена
–
привычные
на
слух
слова,
а
за
ними
открывается
целый
мир
и
неповторимая судьба человека.
Имена должны быть у всех людей. Имя много значит для человека.
Мы провели небольшое социологическое исследование.
Мы обработали списки 14 классов начальной школы ( имена 320 учащихся).
Из них 170 учащихся – девочки, 150 учащихся – мальчики.
Обработали 110 имен. Из них 57 женских и 53 мужских.
Мы выяснили, какие имена носят девочки и мальчики нашей школы, какое имя
самое
популярно,
какое
–
редкое.
Поинтересовались
происхождением
имен.
Обратили
внимание
на
«качественно»
разный
состав
имен
учеников
1-х
и
4-х
классов, на диспропорцию мужских и женских корневых (основных) имен.
Сейчас мы хотим представить вам результаты нашей работы.
2.
Первая часть исследования.
В начале исследования работали в парах. Каждая пара получила список одного
из классов, обучающихся в нашей школе. Был проведён статистический анализ
мужских и женских имен: составили таблицы женских и мужских имен, выявили,
какие имена в данном классе употребляются чаще остальных, какие имена являются
редкими.
Приведем пример данной работы на примере нашего класса.
В нашем классе обучаются 23 ученика. Их них 8 девочек и 15 мальчиков. Самое
распространённое мужское имя является Иван – у нас 3 мальчика носят это имя.
Самое распространенное женское имя – Дарья, его носят 2 девочки нашего класса.
По результатам исследования были составлены таблицы и две круговые диаграммы,
где наглядно представлены результаты работы.
Такие сводные листы были составлены по всем классам.
Этот начальный этап необходим для работы над следующим этапом: анализ
имен девочек и мальчиков по параллелям.
3.
Вторая часть исследования.
Во
второй
части
нами
были
составлены
таблицы
имен
и
торт-диаграммы
отражающие имена мальчиков и девочек по параллелям.
Результаты мы представляем вам на слайдах.
Сначала
мы
проследили
соотношение
количества
мальчиков
и
девочек
по
параллелям. Установили следующее:
В первых классах преобладают девочки;
Во вторых классах преобладают мальчики;
В третьих – количество мальчиков и девочек одинаково;
В четвёртых – преобладают девочки.
Затем мы проследили популярность имен по параллелям. Получили следующие
результаты: озвучиваются преобладающие имена.
Особое
внимание
мы
обратили
на
популярные
имена
учеников
1-х
и
4-х
классов, особенно хорошо это прослеживается на примере имен девочек.
В именах девочек 4-х классов преобладают в значительной степени имена
греческие, состоящие из большого количества открытых слогов, певучие, созвучные
русскому языку.
Совсем незначительное количество имен латинских, еврейских,
скандинавских,
германских.
В
именах
девочек
1-х
классов
наряду
с
именами
греческими преобладают латинские (раскатистые, с удвоенными согласными, со
стечением
согласных)
что
сильно
отличает
качественный
состав
имен
первоклассников. На сводной круговой диаграмме эти имена выделены красным
цветом.
Обратите внимание,
насколько эти имена необычны для нашего русского
языка. В именах четвероклассников подобной картины мы не наблюдаем.
Мы
прикинули
время
рождения
родителей
учеников
первых
классов.
Выяснили, что это «дети девяностых». Это время характеризовалось переоценкой
ценностей, огромным наплывом западных фильмов, мексиканских и бразильских
сериалов.
90-е
принесли
российскому
телезрителю
обилие
рекламы:
от
карамелек
"Chupa-Chups"
и
жвачки
"Лав
ис",
до
набиравшего
огромную
популярность
напитка
"Coca-Cola"
и
даже
обычных
сушек.
Всё
это
стало
причиной появления большого количества новых модных имен, не похожих на
привычные и знакомые. Эти «дети девяностых» выросли, стали родителями, но
время наложило на них свой отпечаток, что проявилось в именах их детей.
4.
Третья часть исследования.
На завершающем итоговом этапе мы провели исследование происхождения
имен
отдельно
мужских
и
женских
по
всем
исследованным
классам
нашей
начальной школы.
Получили следующие результаты:
Анализ слайдов: среди имен мальчиков преобладают греческие имена, часто
встречаются еврейские и римские имена. Также есть имена ………………
Анализ
слайдов:
среди
имен
девочек преобладают греческие имена, часто
встречаются
латинские
имена.
Хотя
в
именах
мальчиков
латинские
имена
встречаются в очень небольшом количестве. А вот еврейские имена, которые часто
встречаются среди имен мальчиков у девочек встречаются редко. Так же есть имена
………………………
Пока нам не удалось выяснить и понять, почему наблюдается такая разница
между количеством греческих, латинских и еврейских имен у мальчиков и девочек.
Это стоит в планах нашей дальнейшей работы.
В
процессе
анализа
происхождения
имен
девочек
было
замечено,
что
количество
корневых
(основных)
женских
имен
значительно
меньше,
чем
количество корневых (основных) мужских. Это побудило нас найти ответ на этот
вопрос.
Исторически в древнерусских семьях так сложилось, что мужчина неоспоримо
считался хозяином дома, семьи. Он руководил домом, принимал важные решения.
Женщина была хозяйкой лишь у себя в комнате и на кухне. Женщина брала в свои
руки руководство домом лишь тогда, когда муж надолго покидал дом (или уходил
на
войну,
или
умирал).
Поэтому
женские
имена
очень
редко
попадали
в
переписанные
книги
и
другие
древние
документы.
В
«Словаре
древнерусских
личных собственных имен» составленном на их основе 5300 мужских имен и всего
лишь 50 женских.
Этот исторический факт объяснил ещё одно «открытие», которое мы сделали в
процессе анализа образования женских имён.
Среди имен девочек много встречается производных имен (образованных от
какого-либо основного (корневого) имени). В то время как в именах мальчиков
такого нами замечено не было. Мы предположили, что этот процесс был необходим
для увеличения количества женских имен.
Обращаемся к сводным таблицам: например, от имени Юлиана образовано три
имени: Юлия, Яна, Ульяна. Кристина образовано от имени Христина.
Нами было замечено, что при образовании новых имен убирались вторые
гласные буквы стоящие рядом: Татиана – Татьяна, Наталия – Наталья.
Желание увеличить количество женских имен привело еще к тому, что женские
имена
стали
образовываться
от
мужских
(Александр
и
Александра;
Валерий
-
Валерия)
Так же мы установили, какие женские и мужские имена являются самыми
популярными
в
нашей
школе.
Результаты
представлены
в
таблицах.
Обратите
внимание среди мужских имен наиболее популярны ………………………………….. . Среди
женских наиболее популярны ……………………………..
В результате проведённой проектно-исследовательской работы мы узнали:
Какие мужские и женские имена являются наиболее популярными
в нашей школе;
Какие имена по происхождению преобладают среди мужских и
женских;
Каких имен больше: мужских или женских и почему;
Чем отличается «качественный» состав имен учеников 1-х и 4-х
классов:
Веянием времени, в котором жили родители детей;
Переоценка ценностей;
Наплыв западных фильмов и сериалов;
Воздействие средств массовой информации.
kurufinindex.html Европейские имена происхождение и их значение.