Напоминание

Компетентностный подход в образовании - основа социализации обучающихся


Автор: Загрядская Наталья Аркадьевна
Должность: учитель начальных клаассов
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА № 1394
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: эссе
Тема: Компетентностный подход в образовании - основа социализации обучающихся
Раздел: начальное образование





Назад




Компетентностный подход в образовании - основа социализации

обучающихся.

В повседневной жизни мы наблюдаем неравномерное влияние различных

социальных институтов (семьи, образования,

«улицы», медиа и др.) на ребенка. Это влияние имеет различную ценность и

«коннотацию», можно говорить о том, что гражданское общество

формулирует определенные ожидания – назовем их совокупность

«компетентностной моделью социализированной личности».

В понятие социализации закладывается целый спектр свойств и качеств

индивида.

Рассматривая результат социализации с позиций компетентностной

модели социализированной личности, можно считать критерием

социализации сформированность определенных компетенций.

Вот некоторые мнения о том, каковы они.

Так, например, Т. Шульц получил Нобелевскую премию (1979) за

доказательство того, что подавляющее число работодателей в мире хотят

иметь в качестве работников людей с набором следующих качеств: три вида

здоровья (физическое, психическое и социальное – компоненты здоровья,

согласно пониманию Всемирной организации здравоохранения); два вида

интеллекта (критическое мышление и творческая интуиция); совесть.

Коллега ученого Г.С. Беккер получил Нобелевскую премию по экономике

(1992) за доказательство того, что эти же качества являются решающими при

налаживании всех так называемых непроизводственных отношений

(любовных, семейных, соседских, товарищеских, дружественных и т.д.).

В докладе международной комиссии по образованию для XXI века

«Образование: сокрытое сокровище» Ж. Делор так определил основные

компетенции современного человека: «научиться познавать, научиться

делать, научиться жить вместе, научиться жить».

Профессор, член-корреспондент РАО В.В. Сериков выделяет значимые

личностные компетенции («феномены»), лежащие в основе духовности и

представляющие собой основу личностно ориентированного образования

(опираясь на положение Б.М. Бим-Бада о социальной природе

индивидуальности человека, можно показать, что эти

компетенции также составляют основу социализации личности):

избирательность;

рефлексия;

направленность на другого;

способность к поиску смысла;

самоорганизованность (саморегулируемость);

креативность;

ответственность;

самореализация (осуществление своей индивидуальности);

внутренняя свобода.

Довольно обширный список социальных компетенций представлен в

трудах И.А. Зимней. Поскольку в отечественной психологии и педагогике

сформулированы положения относительно того, что человек есть субъект

общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе

отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев),

следовательно, по мнению И.А. Зимней, все компетенции

можно разделить на три группы:

относящиеся к самому себе как личности, как субъекту

жизнедеятельности:

компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм

здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма,

наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены,

обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность

выбора образа жизни;

компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности

бытия,

жизни, ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),

науки, производства, истории цивилизаций, собственной страны, религии;

компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-

адекватной

актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и

обязанностей

гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное

достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства

(герб, флаг, гимн);

компетенции

самосовершенствования,

с аморегулирования,

саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни;

профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение

культурой родного языка, владение иностранным языком.

относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми

компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью,

коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение,

сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса,

национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог,

порождение

и принятие текста, знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-

культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык;

иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на

реципиента.

относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее

типах и формах

компетенции познавательной деятельности: постановка и

решение познавательных задач; нестандартные решения,

проблемные ситуации – их создание и разрешение; продуктивное

и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная

деятельность;

компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и

способы деятельности: планирование, проектирование,

моделирование, прогнозирование, исследовательская

деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

компетенции информационных технологий: прием, переработка,

выдача информации; преобразование информации (чтение,

конспектирование),

массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;

владение электронной, Интернет-технологией.

К собственно социальным компетенциям (в узком смысле слова), согласно

И.А. Зимней, относятся:

компетенции здоровьесбережения;

компетенции гражданственности;

компетенции социального взаимодействия;

компетенции общения;

информационно-технологическая компетенции.

В терминах федерального государственного образовательного стандарта

общего образования к основным компетенциям относятся:

личностные компетенции (включающие социальные компетенции в более

узком значении);

метапредметные компетенции (универсальные учебные действия, так

называемые УУД);

предметные компетенции (опыт специфической для данной предметной

области деятельности по получению нового знания, который ложится в

основу профессионального самоопределения).

В современной педагогике выделяются и другие компетенции (более

конкретные, детальные, ориентированные на определенную сферу

жизнедеятельности человека) как критерии и показатели качества

социализации личности – в области межличностного

общения, в области здорового образа жизни, в области профориентации, в

области воспитания экологической культуры, в области реализации

этнокультурного компонента образования и т.д.

Анализ научно-методической литературы и образовательной практики

позволяет выделить следующие компетенции, необходимые гражданину

современного общества (можно выразить их через слово «способность»,

которое будет подразумевать под собой совокупность компонентов,

представленных ниже, кратко можно обозначить их в виде

цепочки «хочу – знаю – умею – могу – делаю»):

способность к самопознанию, саморегуляции, самоактуализации,

непрерывному развитию в физическом, душевном, социальном

(профессиональном и поло-ролевом), интеллектуальном и духовно-

нравственном аспектах самоактуализации и самореализации (в том числе

способность реализовывать здоровьеориентированную личностную

позицию) – данная способность

невозможна без способности к рефлексии, принятия ответственности и др.;

способность опираться в своей деятельности на результаты

самостоятельной мыслительной деятельности (с учетом всех видов

мышления – образного, абстрактного, творческого, критического и т.д.);

способность ориентироваться в своей деятельности на гуманистические

ценности, национальные и культурные традиции и приоритеты гражданского

общества;

способность использовать информацию из любых доступных источников

для решения текущих задач;

способность конструктивно взаимодействовать – вербально и невербально

с социумом (обществом, общностью, коллективном, семьей, друзьями,

партнерами) и отдельной личностью – в том числе в области кросс-

культурных коммуникаций.

Обобщая описанные выше позиции, можно говорить о том, что успешность

социализации выражается в способности обучающегося задавать самому себе

и успешно выполнять задания при отсутствии внешних требований и

побуждений, что ведет к личностным новообразованиям, а в качестве

основных компонентов процесса успешной социализации

(социализированности) выделяются социальная приспособленность и

личностная обособленность.

Таким образом, в целом сущность успешной социализации может быть

представлена как присвоение и осмысление обучающимися положительного

социального опыта, основанное на гуманистических ценностях и

собственном осознанном выборе, обеспечивающее гармоничное физическое,

психическое и духовно-нравственное развитие

индивида и его деятельность созидательного характера.

Формирование социальных компетенций детей и подростков в системе

Образования.

Организационные формы и содержание деятельности общеобразовательных

организаций в области социализации обучающихся и воспитанников

разнообразны:

Урочная деятельность

Социальные компетенции, особенно способность к саморегуляции,

самоактуализации, непрерывному развитию и самореализации, способность

опираться в своей деятельности на результаты самостоятельной

мыслительной деятельности, способность использовать информацию из

любых доступных источников для решения текущих задач, формируются, по

замыслу разработчиков федеральных государственных образовательных

стандартов, на всех школьных предметах. Ориентация на гуманистические

ценности, национальные и культурные традиции и приоритеты гражданского

общества развивается наилучшим образом на предметах гуманитарного и

естественнонаучного циклов. Способность конструктивно взаимодействовать

в межличностном общении и коллективной работе формируется в урочной

деятельности при использовании учителем технологий активного обучения

(например, игровых, технологии кооперативного обучения или тренинговых

форм работы), но наилучшим образом – во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность

Образовательная среда предоставляет школьникам разнообразные

возможности для социализации во второй половине дня (кружки, секции,

научные общества, клубы по интересам, групповые занятия с психологом,

соревнования, викторины, экскурсии, встречи с деятелями искусства и

культуры, спортсменами, представителями различных профессий и другие

виды внеурочной деятельности).

Одним из новых видов деятельности по развитию социальных компетенций

школьников является проектно-исследовательская.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта

технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых,

проблемных методов, творческих по своей сути. То есть в основе метода

проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений

самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в

информационном пространстве, развитие критического и творческого

мышления – то есть социальные компетенции. Проект предполагает

практическую социальную направленность и конкретный общественно

значимый продукт.

Система дополнительного образования обладает богатыми возможностями

для социализации детей и подростков, поскольку в организациях

дополнительного образования происходит интеграции личности в социально-

креативную среду, где и происходит ее адаптация, развитие и саморазвитие в

условиях усвоения и воспроизводства культуры общества.

В общих чертах, технология социализации в рамках дополнительного

образования может иметь следующий алгоритм.

1. Выбор подростком направления деятельности, детского объединения

на основе свободного и добровольного принятия решения. Шагами к

самостоятельному выбору школьника являются:

накопление информации о самом себе (своих способностях, пожеланиях,

состоянии здоровья) и качестве образовательных услуг различных

организаций

системы дополнительного образования;

поиск альтернатив, их аргументация и «взвешивание» вариантов решения

(от эмоциональных желаний детей до стоимости образовательных услуг);

принятие школьником самостоятельного (иногда совместного с

родителями или лицами, их заменяющими) решения.

2. Социальная адаптация в условиях избранного вида деятельности или

области знания. Воспитанники погружаются в традиции детского

творческого коллектива, новые правила общения и сотрудничества с

педагогом, в круг требований к занятиям и обязанностей обучающегося по

освоению образовательной программы и др. Важным социализирующим

фактором является признание права ребенка на ошибку, на самоутверждение

в своем выборе, на пересмотр решения.

3. Социализация обучающихся в условиях становления и развития

интереса к

избранному виду деятельности. У обучающихся формируется опыт

«творческой пробы» и групповой работы, система отношений и творческого

лидерства в коллективе, ответственность за общий успех коллектива, личный

опыт волевой саморегуляции, самовоспитания и самосовершенствования в

процессе занятий. Промежуточный контроль за освоением образовательной

программы и аттестационные испытания (обычно в конце учебного года)

педагоги проводят в условиях игры, праздника. Социализирующий и

воспитательный эффект события проявится на последующих этапах обучения

и социализации, связанных с формированием устойчивого интереса

воспитанника.

4. Социализация обучающихся в условиях формирования устойчивого

интереса к избранному виду деятельности. Обучающиеся получают новый

опыт сольных выступлений, участия в состязаниях, социальных проектах,

опыт переживания неудач и успехов, учатся радоваться за победы друг друга

и т.д. Продвигаясь в избранной программе, школьник участвует в оценочной

деятельности, получает опыт самооценки, начинает строить ступени своего

личностного развития и роста в полюбившейся деятельности. Влияние

внешних побудителей к занятиям снижается, возрастает значение

внутренних мотивов: достижение высоких результатов, мотивы социального

успеха, лидерства, признания, творческой самореализации и др.

5. Социализация обучающихся в условиях формирования

допрофессиональных интересов в избранной области знания и

творчества. Развитие опыта социального партнерства, социальной

инициативы и социального действия каждого проявляется в

подготовке и реализации авторских творческих проектов. Актуальны

договорные отношения с учреждениями среднего и высшего

профессионального образования, с учреждениями культуры, спорта, с

общественными организациями, подготовка планов совместной

деятельности, межведомственных проектов и акций; актуально участие

воспитанников в кастингах, просмотрах, в совместных выступлениях с

профессионалами и т.д.

Таким образом, социализация в системе дополнительного образования

является логическим продолжением этой деятельности в системе основного

образования и будет более эффективной при условии социального

партнерства с семьей и различными организациями системы образования и

производственной сферы.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!