Автор: Фомина Светлана Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад 19
Населённый пункт: город Алушта,Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у
дошкольников.
Здоровье обуславливает высокий потенциал физической,
психической и умственной деятельности человека, и
служит залогом его
полноценной
жизни.
Здоровье
является
очень
важным
частью
жизни
человека, начиная с раннего детства и заканчивая старостью.
Дошкольный возраст является решающим фундаментом физического
и психического здоровья человека. В это время
происходит интенсивное
развитие всех органов, закладывание личности, формирование характера и это
все
происходит
до
семи
лет.
На
этом
этапе
очень
важно
развить
у
дошкольников знания и практические навыки здорового образа жизни, а также
потребность в занятиях физической культуры и спортом.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы:
экологическая обстановка, которая с каждым годом ухудшается; снижение
уровня жизни; нехватка времени и средств у родителей, для удовлетворения
потребностей детей; состояние семейного воспитания.
Под «здоровым образом жизни» мы понимаем активную деятельность
людей,
которая
направленна
на
сохранение
и
укрепление
здоровья.
Формирование
и
укрепление
здоровья
должно
начинаться
с
дома,
продолжаться в детском саду, а затем в школе. В детском саду фундаментом
для этого являются ежедневные физкультурные и познавательные занятия.
Формирование основ здорового образа жизни у детей – важная
педагогическая
задача.
Однако
для
решения
этой
задачи
недостаточно
разработаны системы педагогических воздействий, средства и условия для
обеспечения формирования основ здорового образа жизни.
На
сегодняшний
день
о
здоровье
детей
говорится
в
ряде
законодательных
и
нормативных
документах.
Это:
закон
Российской
Федерации
«Об
образовании»,
«О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения», Указы Президента России «О неотложных мерах
по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Конвенция о
правах ребенка».
Вместе
с
актуальностью
данного
вопроса
можно
выделить
и
противоречие
между
стремлением
дошкольного
образовательного
учреждения (далее ДОУ) обеспечить формирование здорового образа жизни
у
дошкольников
и
недостаточностью
разработанных
рекомендаций
в
практике педагогов.
Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни у
дошкольников является серьезной проблемой, решение которой находится в
сфере педагогики.
Исторический период человечества всегда был определен
культурными рамками и определенными ценностями. Здоровье оставалось
наиболее стабильным показателем. Феномен «здоровье» изучается учеными
разных
отраслей
в
течение
многих
веков.
По
этой
причине
понятие
«здоровье»
имеет
множество
определений.
С
каждым
годом
меняется
человечество и окружающая среда, из этого исходит, что будут находиться
новые средства, методы и формы сохранения и совершенствования здоровья.
Именно
по
этой
причине
любое
определение
здоровья
можно
считать
верным. Мы рассмотрим некоторые из них.
Самое раннее определений здоровья – это то, что «Здоровье есть
гармония противоположно направленных сил». «Здоровье как правильное
соотношение различных душевных состояний», что .здоровье – это полное
довольство
при
условии
полного
удовлетворения
всех
потребностей.
По
словам многих психологов здоровье - способность реализовать врожденный
потенциал человеческого призвания, воспринимать здорового человека как
подвижного, открытого, независимо от внешних влияний.
Что психологически здоровый человек – это тот, кто способен
согласовать
принцип
удовольствия
с
принципом
р е а л ь н о с т и .
Древнегреческие философы, определял здоровье как гармонию и равновесие,
а болезнь – как их нарушение. Считал здоровым человека, у которого имеется
равновесное
соотношение
между
всеми
органами
тела,
и
определяли
здоровье как результат установившегося равновесия внутренних отношений к
внешним факторам.
Более объемным следует признать определение, данное Всемирной
организацией
здравоохранения:
«Здоровье
–
это
состояние
полного
физического,
психического
и
социального
благополучия,
а
не
просто
отсутствие болезней или физических дефектов». Основываясь на данное
определение выделяют такие компоненты здоровья:
- психическое здоровье – способность человека адекватно реагировать на
внешние
и
внутренние
раздражители,
умение
уравновесить
себя
с
окружающей средой;
-
социальное
здоровье
–
мера
социальной
активности,
деятельного
отношения человеческого индивидуума к миру;
- физическое здоровье – это состояние, при котором у человека имеет место
совершенство
всех
функций
организма,
гармония
физиологических
процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды .
В Большой Медицинской Энциклопедии здоровье трактуется, как
состояние
организма
человека,
когда
функции
всех
его
органов
и
систем
уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие – либо болезненные
изменения.
Живой
организм
–
система
неравновесная
и
все
время
на
протяжении
всего
развития
меняет
формы
взаимодействия
с
условиями
окружающей среды, при этом меняется не только среда, сколько сам организм .
Казначеев В. П.
дает такое определение здоровью – «процесс
(динамическое
состояние)
сохранения
и
развития
биологиче ских,
физиологических,
психических
функций
оптимальной
трудоспособности,
социальной активности, при максимальной продолжительности жизни».
Амосов Н.М. считает, что здоровье организма определяется его
количеством, которое можно оценить максимальной произвольностью органов
при сохранении качественных пределов их функций.
Брехман И.И. трактует здоровье, как «способность человека сохранять
соответствующую
возрасту
устойчивость
в
условиях
резких
изменений
количественных
и
качественных
параметров
триединого
потока
сенсорной,
вербальной и структурной информации».
Академик В.П. Петленко предлагает понятие здоровья как состояние
равновесия,
баланса
между
адаптационными
возможностями
человека
и
постоянно меняющимися условиями среды.
Здоровье
характеризуется
физиологическими
резервами
жизнедеятельности,
биологическим
потенциалом
(наследственными
возможностями),
нормальным
психическим
состоянием
и
социальными
возможностями реализации человеком всех задатков, которые генетически
детерминируют.
Выделяют три типа здоровья: «индивидуальное здоровье» (человек,
личность); «здоровье группы» (семья, профессиональная группа, «страта-
слой»)«здоровье населения» (общественное) [44].Выделяют психологическое
здоровье, оно определяет душевное и эмоциональное
человека. Согласно
исследованиям
ученых
Т.А.
Репиной
и
М.
И.
Лисиной
«эмоциональное
благополучие»
детей
дошкольного
возраста
можно
определить
как
устойчивое
эмоционально-положительное
самочувствие
ребенка,
основой
которого
является
удовлетворение
основных
возрастных
потребностей
ребенка:
биологических
и
социальных[6а].
Психологическое
«здоровье»
рассматривают
как,
основу
психологического
здоровья
и
составляет
полноценное
психическое
развитие
ребенка
на
всех
этапах
его
жизни.
Психологическое здоровье нужно рассматривать с точки зрения духовного
богатства личности (доброта, истина, красота).
Л. В. Назарова, Г. Л. Билич в определение Всемирной организации
здравоохранения считают добавить два фактора: «здоровье – это состояние
полного физического, душевного и социального благополучия и способность
приспосабливаться
к
постоянно
меняющимся
условиям
внешней
и
окружающей
среды
и
естественному
процессу
сохранения,
а
также
отсутствие болезней и физических дефектов».
Как считает Г. М. Коджаспирова, здоровье – это
«естественное
состояние
организма,
которое
характеризуется
его
уравновешенностью
с
окружающей
средой
и
отсутствием
каких-либо
болезненных
изменений;
состояние
полного
телесного,
душевного
и
социального
благополучия,
наличие
у
человека
достаточного
количества
энергии,
энтузиазма
и
настроения для выполнения или завершения дела».
Б. Я. Солопова дала следующее определение: «Здоровье –
индивидуальное
психосоматическое
(душевно-телесное)
состояние,
выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные
жизненные потребности» .
Наиболее полным представил определение здоровья Колбанов В. В.:
«здоровье
человека
–
это
континуум
(сменяемость
и
протяженность
во
времени) естественных состояний жизнедеятельности, характеризующийся
способностью
организма
к
совершению
саморегуляции,
поддержанию
гомеостаза,
самосохранению
и
самосовершенствованию
соматического
и
психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем,
адекватном
приспособлении
к
изменяющейся
окружающей
среде
(физической,
биологической,
социальной),
использовании
резервных
и
компенсаторных
механизмов
в
соответствии
с
фенотипическими
потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных
функций.
Отсутствие
какого-либо
из
перечисленных
признаков
означает
частичную
или
полную
утрату
здоровья.
Полная
утрата
здоровья
несовместима с жизнью ».
В настоящее время выделяют несколько видов здоровья:
- соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма
человека,
основу
которого
составляет
биологическая
программа
индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями. Эти
потребности являются пусковым механизмом развития человека, а также
обеспечивают индивидуализацию данного процесса.
-
физическое
здоровье
–
уровень
роста
и
развития
органов
и
систем
организма.
-
психическое
здоровье
–
состояние
общего
душевного
комфорта,
обеспечивающее
адекватную
поведенческую
реакцию.
Такое
состояние
обусловлено биологическими и социальными потребностями.
-
нравственное
здоровье
–
система
ценностей,
установок
и
мотивов
поведения индивида в обществе.
Признаками здоровья считается: специфическая и неспецифическая
устойчивость
к
действию
повреждающих
факторов;
показатели
роста
и
развития; функциональное состояние и возможности организма; наличие и
уровень какого-либо заболевания или дефекта развития; уровень морально-
волевых и ценностно-мотивационных установок.
Дошкольный возраст является основным основой физического и
психического
здоровья.
В
этот
период
формируются
все
органы
и
их
функциональные
системы,
закладываются
главные
черты
личности,
развивается
характер.
В
современной
жизни
из-за
экологического
и
социального
неблагополучия
наблюдается
ухудшение
здоровья.
С
точки
зрения многих ученых при рассматривание психофизического и социального
здоровья,
обращают
на
то,
что
многие
из
выпускников
дошкольного
учреждения
приходят
в
школу
недостаточно
готовыми
к
обучению,
как
физически, так психологически. На современном этапе многие дошкольники
имеют
отклонения
со
стороны
сердечно-сосудистой
системы,
а
также
проблемы с повышенным артериальным давлением. Растет число детей с
отклонениями органов пищеварения, костно-мышечной, нарушение осанки, ,
мочеполовой, эндокринной систем. В школу дети и приходят уже умеют
читать и писать, но у них слабо развита моторика рук, бедный сенсорный
опыт, у многих отсутствие физических качеств. Статистика утверждает, что
ухудшение здоровья детей зависит на 20% от наследственных факторов, на
20%
-
от
условий
внешней
среды,
на
10%
-
от
деятельности
системы
здравоохранения и на 50% - от самого человека, от его образа жизни.
Здоровье человека напрямую зависит от систем ценностей,
существующих в обществе, они и
определяют смысл жизни. Ценностью
всего общества и отдельной личности является здоровье. Развитие такой
установки на личное здоровье занимается новая отрасль – «валеология»
(наука о здоровье).
Здоровье близко связано с образом жизни. Его уровня нельзя добиться
без целенаправленного и последовательного обучения людей ценить свое
здоровье и вести здоровый образ жизни, начиная с раннего детства. Идея
воспитания здорового человека уходит глубоко в исторические корни. Еще с
античных времен и на протяженности всего пути становления и развития
педагогической
и
медицинской
наук,
проблема
обучения
и
воспитания
здорового подрастающего поколения заботила как педагогов и ученых, так и
врачей.
Становление
медицины
и
педагогики
способствовали
философы
Древней
Греции.
Они,
обладали
энциклопедическими
знаниями,
активно
изучали связь здоровья и поведения человека и причины долголетия. Живым
и выдающимся примером долголетия тех времен являются такие философы
как:
Пифагор,
Платон,
Демосфен,
Сократ.
В
произведениях
тех
времен
предлагались рекомендации по укреплению здоровья и профилактические
предписания. Эти рекомендации по здоровью и профилактики применяются
до сих
пор: режим дня, труда и отдыха; правильное питание; гигиена
жилища
и
тела
(«Целебные
наставления»).
В I
в
н.э.
утверждали,
что
здоровый образ жизни является основой в предупреждении болезней, а его
нарушение – главная причина их развития. Педагогические взгляды того
времени,
базировались
на
необходимости
воспитания
детей
с
учетом
их
возрастных и индивидуальных особенностей, и использовались три метода
обучения (подражание, наставление и упражнение), и предлагалось разумное
сочетания
занятий,
игр
и
отдыха
во
избежание
переутомления
детей
и
сохранения их здоровья нашли отражения в трудах римских философов. В
эпоху
средневековья
задачи
оздоровления
и
воспитания
соединились.
В
христианской литературе ХI века для охраны здоровья детей предлагалось
помимо занятий физическими упражнениями вести разумный образ жизни. В
эпоху Возрождения развивается такое отношение к человеку как гуманизм.
Человек в эту эпоху не только дух, но и тело, при этом телесная жизнь его
самооценка,
она
воспевается
поэтами,
художниками
и
вызывает
интерес
ученых.
Целый ряд философов (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М. В.
Ломоносов, К. Маркс), психологов (Л.С. Выготский, В. М. Бехтерев), ученых-
медиков (Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, Ю. П. Лисицын, М. М. Буянов, И.И.
Брехман, Б. Н. Чумаков), педагогов (Л. Г. Татарникова, В. В. Колбанов, В. К.
Зайцев,
С.
В.
Попов)
плодотворно
занимались
проблемами
здоровья,
формирование здорового образа жизни у детей. Они разработали и оставили
многочисленные
труды
о
сохранении
здоровья,
продления
жизненного
потенциала и долголетия. Интересно высказывание выдающегося английского
философа Джона Локка в трактате «Мысли о воспитании»: «Здоровый дух в
здоровом теле - вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом
мире. Кто обладает и тем и другим, тому остается желать немногого, а кто
лишен хотя бы одного, тому в малой степени может компенсировать, чтобы то
ни было иное.
Счастье или несчастье человека в основном является делом его
собственных рук.
Тот, у кого тело нездоровое и слабое, никогда не будет в
состоянии продвигаться вперед по этому пути.
Как говорит Адам Смит, шотландский мыслитель: «Жизнь и здоровье
составляет
главный
предмет
заботливости
внушаемой
каждому
человеку
природой. Заботы о собственном здоровье, о собственном благосостоянии, обо
всем, что касается нашей безопасности и нашего счастья, и составляют предмет
добродетели, называемой благоразумием». «Оно не допускает нас рисковать
нашим здоровьем, нашим благосостоянием, нашим добрым именем». «Одним
словом,
благоразумие,
направленное
для
сохранения
здоровья
считается
качеством почтенным».
О положительном влиянии физического воспитания на здоровье
человека писал французский философ Клод Гельвеций: «Задача этого рода
воспитания заключается в том, чтобы сделать человека более сильным, более
крепким,
более
здоровым,
следовательно,
более
счастливым,
более
часто
приносящим
пользу
своему
отечеству».
«Совершенство
физического
воспитания
зависит
от
совершенства
правительства.
При
мудром
государственном устройстве стремятся воспитать сильных и крепких граждан.
Такие
люди
и
будут
счастливы,
и
более
способны
выполнять
различные
функции, к которым их призывает интерес государства».
Началом первого этапа в современной истории развития формирования
здорового
образа
жизни
был
«Отчет
Лалонда».
Это
отчет
министра
здравоохранения
Канады.
Он
впервые
в
мире
констатировал
на
правительственном уровне, что медицина и традиционная система в частности,
играют
не
главную
роль
в
комплексе
факторов,
определяющих
состояние
здоровья человека.
Как утверждали великие философы-мыслители – человек должен думать
и заботиться о своем здоровье, о благосостоянии и стремиться поддержать его.
Именно от этого зависит человеческое счастье.
В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни
рассматривается
со
стороны
сознания,
психологии
человека,
мотивации.
Взаимосвязь
между
образом
жизни
и
здоровьем
выражается
в
понятии
здоровый образ жизни.
Образ жизни – это устойчивая, продолжительная система человека с
природной и социальной средой, суждений о нравственных и материальных
ценностях,
намерений,
поступков,
стереотипов
поведения,
реализация
стратегий,
направленных
на
удовлетворение
различных
потребностей,
на
основе адаптации к правилам, законам и традициям общества.
По мнению Э. Н. Вайнера понятие образа жизни следовало бы
определить
как
способ
жизнедеятельности
человека,
которого
он
придерживается
в
повседневной
жизни
в
силу
социальных,
культурных,
материальных и профессиональных обстоятельств.
С. В. Попов считает, что образ жизни – биосоциальная категория,
интегрирующая
представления
об
определенном
типе
жизнедеятельности
человека и характеризующаяся его трудовой деятельностью, бытом, формой
удовлетворения
материальных
и
духовных
потребностей,
правилами
индивидуального и общественного поведения. Здоровье человека зависит от
стиля
жизни,
который
характеризует
поведенческие
особенности
жизни
человека, а поведение человека зависит, в первую очередь, от воспитания.
Многие ученые включали в образ жизни следующие категории: 1.
Экономическую – уровень жизни; 2.Социологическую – качество жизни;
3.Социально-психологическую – стиль жизни; 4.Социально-экономическую –
уклад жизни.
Суждения о здоровом образе жизни встречаются еще в античной
философии, где здоровый образ жизни рассматривали как некую гармонию,
к которой следует идти путем соблюдения целого ряда профилактических
мероприятий. Особое внимание придавали физическому здоровью человека
и опирались на основы духовного здоровья.
Понятие «здоровый образ жизни» появилось в России, этот термин
приписывают профессору-фармакологу Израилю Брехману. Именно он в 1989
году выступил на конференции с докладом о внедрении научной концепции
здорового
образа
жизни.
В
своих
идеях
он
рассказывает
про
сбалансированное питание, полноценный сон, свежий воздух и движение.
Учитывая,
что
ничего
сверхъестественного
в
его
идеях
не
было,
среди
медиков
его
доклады
все
равно
пользовались
невероятным
успехом
и
популярностью. Именно благодаря Брехману в 1991 году появляется наука
валеология. Идея валеологизации образования стала ведущей в последние
годы.
Согласно
этой
идее,
здоровье
детей
рассматривается
как
главная
ценность,
необходимое
условие
и
результат
успешного
педагогического
процесса.
В
дошкольном
образовании
валеология
ставит
своей
целью
обучение детей правилам и нормам гигиены, укрепление здоровья, привитие
навыков здорового образа жизни (активный труд, отдых, закаливание, занятия
физической культурой, полноценное питание, личная гигиена). «Валеология»
в
детском
саду
является
начальным
и
важным
этапом
непрерывного
валеологического
образования
человека.
Этот
этап
обеспечивает
такие
задачи
как:
установление
гармоничных
отношений
и
связей
детей
с
природой; воспитание у детей понятие того, что человек часть природы и
общества; формирование личности ребенка; воспитание личной гигиены;
закаливание; профилактика и устранение вредных привычек.
В западной и русской науке проблему здорового образа жизни
затрагивали такие мыслители и врачи как: Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. де Руа, Ж.
Ламетри, П. Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев.
Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено. Многие
ученые (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, В. И. Столяров) рассматривают
здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, а также как
составную часть жизни общества в целом.
Здоровый образ жизни – это «результат действий многих внутренних
и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно
влияющих на состояние здоровья».
Выделяют несколько принципов здорового образа жизни:
1.
Творец
своего
счастья
сам
человек
как
существо
деятельное
в
биологическом и социальном отношении;
2.
Отказ от вредных привычек;
3.
Соблюдение сбалансированного питания;
4.
Рациональная двигательная активность;
5.
Соблюдение общепринятых норм и принципов морали.
Формирование культуры здорового образа жизни во многом зависит от
социализации личности. Социализацию ребенка проходит в определенной
социальной среде, являющейся важным фактором регуляции его поведения.
В педагогической литературе здоровый образ жизни стал предметом
специального исследования многих авторов. Нами было установлено, что у
большинства исследователей имели разные мнения о том, что здоровье – это
следствие
и
результат
здорового
образа
жизни,
являющегося
главным
фактором, который обуславливает состояние здоровья человека. Здоровье во
многом
зависит
от
образа
жизни.
Здоровый
образ
жизни
предполагает
отсутствие
вредных
привычек.
Понятие
здорового
образа
жизни
гораздо
шире,
чем
отсутствие
вредных
привычек,
режим,
система
питания,
различные упражнения. В здоровый образ жизни входит система отношений
к себе, к другому человеку, к жизни, а также осмысленность бытия, ценности
Культура здорового образа жизни содержит в себя: отношение личности к
себе и различные факторы здоровья. Главное, чтобы в личности гармонично
соединялось
соматическое,
психическое,
физическое
и
нравственное
здоровье все это создает здоровье человека. Большое влияние на здоровье
оказывают
соблюдение
режимов
дня
и
питания,
полезные
привычки,
двигательная активность.
Основными
составляющими
компонентом
здорового
образа
жизни
являются: сбалансированное питание, режим дня, двигательная активность,
закаливание,
личная
гигиена,
грамотное
экологическое
поведение,
психогигиена
и
умение
управлять
своими
эмоциями,
отказ
от
вредных
привычек, безопасное поведение в социуме.
Культура
здорового
образа
жизни
определяется
как
деятельность
дошкольника, которая основывается на его представлениях о здоровье как
общечеловеческой
ценности,
сформированных
привычках
поведения
как
умения осуществления здорового стиля жизни. При этом представление о
здоровье и здоровом образе жизни всецело зависит от реального участия
дошкольника в процессе сохранения и укрепления здоровья.
Большое значение формирования у дошкольников здорового образа
жизни играет система дошкольного образования. Об укреплении здоровья
ребенка должна заботиться не только медицина, но и педагогика, так как
правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми
обеспечивает формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Состояние
здоровья
детей
на
данный
момент
становится
национальной
проблемой,
а
формирование
здорового
образа
жизни
у
дошкольников
является государственной задачей, решение которой зависит от организации
работы по данному направлению дошкольного учреждения.
Вокруг
дошкольников
необходимо
создавать
такую
учебно-
воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, знаниями,
ритуалами
и
обычаями
различного
характера.
Это
все
приведет
к
формированию ценности здоровья и
потребности вести здоровый образ
жизни, а также к сознательному сохранению своего здоровья и здоровья
окружающих, к овладению и приобретению практических умений и навыков.
На сегодняшний день укрепление и сохранение здоровья детей – одна
из важнейших задач государства. Она регламентируется такими нормативно-
правовыми документами:
-Законы
РФ
«Об
образовании»,
«О
санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения»;
-Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья
населения РФ», «Об утверждении основных направлений государственной
социальной политики по улучшению положения детей в РФ»;
-Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования.
Среди
задач
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
является
«охрана
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья детей, в том числе «эмоционального благополучия», «формирования
общей культуры личности детей», « ценности здорового образа жизни».
Образовательной область «Физическое развитие» включает в себя
«становление
ценностей
здорового
образа
жизни,
овладение
его
элементарными нормами и правилами».
Мировоззрение, умственное развитие детей зависит от их бодрости и
эмоционального
состояния,
только
здоровый
ребенок
может
достичь
интеллектуального развития если он здоров физически, психологически и
если ему комфортно в его окружение.
Здоровье человека тесно зависит от его образа жизни, поэтому так
важно
с
детства
формировать
у
детей
привычку
ценить
свое
здоровье,
приучать к здоровому образу жизни, и бережно относится к самому себе.
Научить ребенка понимать ценность здоровья для жизни человека.
Известно, что именно в дошкольный период протекает становление
важнейших качеств человеческой личности, а также закладываются навыки
по
формированию
здорового
образа
жизни.
Задача
взрослых
–
помочь
ребенку осознанно относиться к своему здоровью, ценить его
и вести
здоровый образ жизни. В период дошкольного детства семья и дошкольное
учреждение должны помочь понять ребенку ценность здоровья, осознать
цель его жизни, побуждать
к активному
формированию, сохранению и
приумножению своего здоровье.
Существуют такие основные принципы создания оздоровительного
режима, которые определил Ю. Ф. Змановский.
В
режиме
дня
должны
присутствовать
стабильные
и
динамичные
компоненты.
В
течение
дня
должна
быть
достаточная
двигательная
активность
и
умственная
нагрузка,
преобладать
положительные
эмоциональные
впечатления.
Достаточная
продолжительности
сна
детей,
организация режима дня в соответствии с временем года,
возрастными
особенностями детей.
У детей дошкольного возраста формирование представлений о здоровом
образе жизни будет успешным, если: понятия «культура здорового образа
жизни», будет включать в себя биологические, социальные и экологические
представления
и
раскрывать
зависимость
здорового
образа
жизни
от
состояния окружающей среды.
Создана здоровьесберегающая технология, с ее формами, условиями,
принципами, этапами формирования представлений о ценности здоровья и
здоровом
образе
жизни,
разработана
модель
взаимодействия
педагого
и
ребенка
в
воспитательно-образовательном
процессе.
К
формированию
навыков здорового образа жизни следует подходить комплексно, привлекая
как родителей детей, так и специалистов дошкольных учреждений.
К вопросу формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
следует
подходить
комплексно,
привлекая
как
родителей
детей,
так
и
специалистов дошкольных учреждений.
Для формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
дошкольников используются различные методы и приемы: занятия, досуги,
режимные моменты, спортивные соревнования, праздники и различные виды
игр. Главным компонентом развития здоровья и здорового образа жизни
остается
строгое
соблюдение
режима
дня. Режим
дня
помогает
при
воспитании
самостоятельности,
а
также
обеспечивает
развитие
навыков
самообслуживания.
При
правильном
и
жестком
соблюдении
режима
вырабатывается четкий ритм работы организма, как в физическом, так и
психическом смысле, а это, способствует укреплению здоровья, и созданию
благоприятных
условий
для
работы
и
восстановления.
При
проведении
режимных
моментов
нужно
соблюдать
таких
правил:
полное
и
своевременное
удовлетворение
потребностей
детей
во
сне,
питании;
гигиенический
уход,
обеспечение
чистоты
тела,
одежды,
постели;
привлечение
детей
к
посильному
участию
в
режимных
процессах;
формирование культурно-гигиенических навыков;
э
моциональное общение в
ходе выполнения режимных процессов; учитывать возрастные потребностей
детей и их индивидуальные особенности.
В процессе работы педагоги
стараются закрепить у дошкольников основные правила гигиены, для того,
чтобы у детей появилось понимание их значения и важность для здоровья, и
приучить дошкольников выполнять их быстро и своевременно. Для этого
дети
приучают
закатывать
рукава,
хорошо
намыливать
руки
мылом,
тщательно
их
ополаскивать,
мыть
лицо,
досуха
вытирать
полотенцем,
пользоваться носовым платком. В процессе воспитательно-образовательной
работы детям разумно объяснять детям, что руки моют для того, чтобы они
были
чистыми
и
на
них
не
было
микробов,
что
грязные
руки
–
это
нечистоплотно,
неэстетично,
помогает
избежать
многих
заболеваний.
Выполнение
гигиенических
процедур
целесообразно
сопровождать
проговариванием
потешек,
рифмовок,
массажем
при
тщательном
и
старательном
вытирании
каждого
пальчика
полотенцем.
В
закреплении
культурно-гигиенических навыков, в воспитание опрятности и аккуратности
большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры и чтение
художественной
литературы.
Примеры
поведения
героев
литературных
произведений
оказывают
большое
эмоциональное
влияние
развитие
личности
детей.
При
формировании
культурно-гигиенических
навыков
используются различные приемы, как показ, объяснение, непосредственная
помощь, поощрение.
Гигиеническая
культура
–
это
еще
важный
аспект
формирования
ценности
и
здорового
образа
жизни
Когда
человек
ухаживает
за
собой
создается ситуация ощущение чистоты, здоровья: каждая клетка организма
принимается жить в оптимальном режиме, не расстраивая её владельца.
Приучать ребёнка к индивидуальным гигиеническим нормам инд: своя
расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце,
своя зубная щётка. Подводить детей к осознанию
того, что соблюдение
чистоты тела важно не только для охраны и укрепления личного здоровья, но
и здоровья окружающих.
Представления
детей
о
человеке
как
о
живом
существе,
его
организме, об образе жизни и зависимости здоровья от него; о влиянии
различных
факторов
на
здоровье
и
образ
жизни
человека;
о
поведении
человека,
которое
способствует
формированию
здорового
образа
жизни,
развивают на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Тематика
таких занятий носит экологическую направленность: условия необходимые
для жизни человека, взаимосвязь здоровья человека с окружающей средой.
В
ходе
физкультурно-оздоровительной
работы
развиваются
физические,
психические
и
нравственные
качества
детей,
воспитывается
самостоятельность.
Для формирования ценностного отношения детей к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни
используется
традиционные
и
специфические
средства
физической
культуры.
Традиционные
средства
физической
культуры
совершенствуют
физические
качества,
укрепляют
здоровье, формируют двигательные умения и навыки. Для формирования
привычки к здоровому образу жизни важно, чтобы ребенок понял значимость
физических упражнений, которые он выполняет входе утренней гимнастики
и
физкультурных
занятий.
Большое
значение
отводится
упражнениям
на
дыхание.
Этот
один
из
видов
закаливания,
который
укрепляет
всю
дыхательную
систему
ребёнка.
Суть
его
заключается
в
выполнении
комплекса игровых упражнений на дыхание. Всем известно, что умственная
работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к
снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий
и
между
ними
проводятся
физкультминутки,
способствующие
активному
отдыху и повышению тонуса. Упражнения для них обновляются 1-2 раза в
месяц. Реагируют дети
на физкультминутки
своеобразно - это улыбки и
радость оттого, что во время серьезного занятия вдруг начинается какая-то
словесная игра с движениями. В ходе этого даем понять детям о том, что
физкультминутки помогут им вырасти сильными, о том, что отдых может
быть активным и интересным, и даже, ученики в школах - все проводят
физкультминутки для того, чтобы немного отдохнуть и с новыми силами
приступить к работе.
В
физкультурно-оздоровительной
работе
также
используется
самомассаж рук, поскольку интенсивное воздействие на кончики пальцев
стимулирует
к
ним
прилив
крови.
Это
благоприятно
влияет
на
психоэмоциональную
устойчивость,
повышает
функциональную
деятельность
головного
мозга,
тонизирует
весь
организм.
Самомассаж
используется на занятиях и в режимных моментах, как и физкультминутки.
Одним
из
важнейших
составляющих
здорового
образа
жизни
является
обеспечение оптимальной двигательной активности дошкольников, которая
позволяет
удовлетворить
физиологическую
потребность
в
движении,
развивает основные двигательные качества. Движения являются одним из
основных средств сохранения и укрепления здоровья, для развития всех
систем
организма:
нервной,
сердечно-сосудистой,
дыхательной,
костно-
мышечной.
Но
их
и
не
должно
быть
излишне
много,
чтобы
избежать
перегрузки
детского
организма.
В
ходе
формирования
ценностного
отношения
детей
к
здоровью
и
здорового
образа
жизни,
используется
комплекс
как
традиционных,
так
и
специфических
средств
физической
культуры.
Традиционные
средства
физической
культуры
совершенствуют
физические качества, развивают двигательные умения и навыки, укрепляют
здоровье,
но
не
позволяют
в
полной
мере
сформировать
ценностное
отношение
к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни.
Учитывая
анатомо-
физиологические
и
психологические
особенности
детей
дошкольного
возраста,
используются
специальные
игры
и
игровые
упражнения
(специфические
средства),которые
способствуют
формированию
представлений о здоровье и функциях организма. Еще одни практические
действия
в
организации
здоровой
жизнедеятельности
-
это
специальные
игровые задания. Среди них – игры-путешествия. Они включают все виды
двигательной активности. Каждая игра имеет цель, сюжет и итог. Каждое из
физических упражнений, составляет композицию, оказывает определенное
воздействие на ребенка, решает конкретные задачи программы. Упражнения
способствуют
формированию
у
детей
осознанного
старания
быть
здоровыми.
Игры
считаются
основным
методом
проведения
занятий
по
формированию
ценностного
отношения
к
здоровью.
Все
упражнения,
объединены одним игровым сюжетом, который быстро меняется. Ребенок с
радостью
подражает
действиям
животных,
птиц,
насекомых,
явлениям
природы и общественной жизни. Дыхательные упражнения также проводятся
в форме игры (имитация задувания свеч, согревания озябших на морозе рук и
т.д.).
Положительное
воздействие
на
память,
мышление
и
фантазию
оказывает пальчиковая гимнастика, которая является основой для развития
мелкой
моторики,
ручной
умелости,
координаций
движении
рук.
Нетрадиционную
методику
развития
мышечной
силы
и
гибкости
с
элементами
йоги-терапии
и
упражнениями
на
растягивание
включает
игропластика. Это очень эффективна креативная гимнастика, содержит в себя
нестандартные
упражнения,
специальные
задания,
творческие
игры,
развивающие
выдумку,
творческую
инициативу,
мышление,
умение
самовыражаться. На занятиях по изобразительному исскуству дошкольники с
помощью
продуктивной
деятельности
выражают
свои
представления
о
здоровом образа жизни и здоровье в рисунках, аппликациях, поделках. На
музыкальных
занятиях
у
дошкольников
развиваются
представления
о
значении для здорового образа жизни творческих возможностях человека.
Создаются условия эмоционального виденье детьми значения здоровья и
здорового образа жизни и закрепление происходит в проведение досугов и
праздников.
Театрализованная
деятельность
позволяет
детям
выбирать
решения,
которые
соответствуют
здоровью
и
здоровому
образу
жизни.
Сюжетно-ролевые
и
дидактические
игры,
художественная
литература,
продуктивная и предметно-практическая деятельность это главные средства
формирования
ценности
здоровья
и
здорового
образа
жизни.
Сюжетно-
ролевые
игры
«Доктор»,
«Больница»,
«Семья»;
книги
«Мойдодыр»,
«Айболит»;
беседы
и
занятия
на
темы:
«Ядовитые
грибы
и
ягоды»,
«Микробы
и
бактерии»,
«Витамины
в
нашей
пище»
и
др.
-
все
это
положительно влияет на
сознание дошкольников, помогает формировать
поведенческие навыки и умения, способствующее здоровому образу жизни и
здоровью. У детей появляется понимание, того что рациональное питание и
соблюдение личной гигиены – помогают росту и развитию их организма,
сохраняют и преумножают их здоровье. Принципами рационального питания
является:
умение
обеспечить
баланс,
дать
детскому
организму
основные
питательные вещества, витамины и минералы; режим питания.
Рациональное питание
определяет полноценное развитие ребенка,
влияние на жизнедеятельность всего организма, рост, состояние здоровья
ребенка,
поднимает
устойчивость
к
неблагоприятным
воздействиям.
И
поэтому стоит порекомендовать родителям в выходные и праздничные дни
придерживаться того же распорядка приема пищи, что и в детском саду.
Огромное значение в формировании здорового образа жизни имеет
положительный пример взрослых. С родителями проводятся консультации,
беседы, организовываются совместные с детьми развлечения и праздники.
Проводится анкетирование родителей, для того, чтобы определить уровень
знаний
родителей
о
здоровом
образе
жизни
и
их
детей.
Анкетирование
позволяет понять, насколько родители создают условия для формирования
ценностей здоровья о здоровом образе жизни в семье, придерживаются ли
этим
нормам здорового образа жизни члены всей семьи. Рассматривая
зависимостьп психофизического здоровья и эмоционального благополучия
детей от среды, в которой они живут и воспитываются,
Нужно создавать
условия для обеспечения психологического здоровья
ребенка, :гуманное
отношение, индивидуальный подход, создание психологического комфорта,
интересной , насыщенной жизни в саду и дома.
Главной задачей дошкольного учреждения является охрана и укрепление
здоровья.
Здоровье зависит от многих факторов и только 50% от самого
человека.
И
на
эти
50%
могут
и
должны
повлиять
взрослые
своим
положительным примером. Здоровье нельзя приобрести, его можно только
заработать долгим постоянным трудом. Чтобы сохранить здоровье ребенка,
надо объединить усилия воспитателей, родителей, и специалистов. Нужно
создать вокруг ребенка атмосферу, наполненную потребностями, традициями
и привычками здорового образа жизни и умением ценить свое здоровье. У
ребенка с ранних лет формируется культура поведения и соответствующий
стиль жизни. Умения, знания, навыки, заложенные в детстве, станут крепким
фундаментом
в
охране
и
укрепление
здоровья
в
будущем.
От
работы
воспитателя зависит, как ребенок относиться к окружающему миру и людям.
Если
педагог
целенаправленно,
с
любовью
и
компетентно
строит
свою
работу, то у ребенка будет правильное отношение к миру и к окружающим.
Воспитатель должен предоставить возможность дошкольнику поразмышлять,
подумать, прислушаться к своему организму, а не заваливать его большим
количеством информации, которая ему непонятна. Здоровый образ жизни –
это стиль жизни, умение адекватно вести себя в различных ситуациях. Всё,
чему научится ребенок, он должен применить в реальной жизни. Поэтому
главная
задача
взрослых
–
вырабатывать
у
детей
самостоятельность
и
ответственность. Особое внимание нужно уделить таким формам работы с
д е т ьми
ка к:
за ня т ия м
по
физич е с кой
культуре ,
п р о г ул к а м ,
сбалансированному питанию, привитию культурно-гигиенических навыков,
закаливанию,
разнообразному
отдыху.
Необходимо
уделять
большое
внимание
формированию
нравственных
качест:
дружелюбное
отношение
друг
к
другу,
умение
слушать,
бережное
отношение
к
природе
к
окружающему,
формирование
понятия
«не
вреди
себе
сам».
Отношение
ребенка к здоровью зависит от заложенным в его сознании этого понятия
здоровья и здорового образа жизни.
Укрепление, сохранение и развитие здоровья необходимо осуществлять
по нескольким направлениям:
1.Лечебно-профилактическое,
которое
включает
в
себя:
профилактику
заболеваний, профилактические прививки, витаминизация .
2.Психологическая безопасность личности ребенка- комфортная организация
режимных
моментов,
наилучший
двигательный
режим,
строгое
распределение
физических
и
интеллектуальных
нагрузок,
использование
приемов
релаксации
в
режиме
дня,
использование
различных
средств
и
методов: элементы аутотренинга, психогимнастика, музыкотерапия.
3.Оздоровительние
направленное
на
воспитательно-образовательный
процесса
с
учет
гигиенических
требований
к
нагрузке
на
детей
в
разнообразных
формах работы, создание условий для оздоровительного
режима, бережное отношение к нервной системе ребенка: учет возрастных и
индивидуальных особенностей, предоставление свободы выбора, создание
условий для самореализации; ориентирование на зону ближайшего развития
ребенка.
4. Развитие валеологической культуры- знания о здоровье, умение оберегать,
поддерживать и сохранять здоровье, воспитывать сознательное отношения к
здоровью и здоровому образу жизни.
Различные способы организации деятельности детей, установка
эмоционально-личностных
контактов
педагога
с
дошкольниками
образовывают позитивное отношение ребенка к представлению о здоровье и
здоровом образе жизни. Развитие основ здоровья и здорового образа жизни
дошкольников
обеспечивает
высокий
уровень
здоровья
воспитанников,
осознанного отношения к своему здоровью, умение использовать знания о
сохранении здоровья в своей жизни.
Полученные ребенком знания о себе,
своем здоровье,
культуре безопасности жизнедеятельности помогут найти
способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки решат
осознанно выбирать путь здорового образ жизни. Приобретенный опыт даст
возможность избежать несчастных случаев.
мире и людям зависит от воспитателя.
Главную роль в формировании ценности здоровья и здорового образа
жизни у детей дошкольного возраста выступает взаимодействие с семьей.
Родители являются примером для подражания своих детей, поэтому они
должны знать все основы ценности здоровья и здорового образа жизни,а в
этом им поможет тесное взаимодействие с дошкольным учреждением.
Большое значение в формировании ценности здоровья и здорового
образа
жизни
у
дошкольников
имеет
совместная
работа
с
родителями
воспитанников.
Ведь
ни
одна
программа
и
методика
не
будут
иметь
полноценного
результата,
если
семья
не
внедряет
и
не
придерживается
принципов ценности здоровья и здорового образа жизни.