Напоминание

Проблемы образования: химия в школе.


Автор: Силина Юлия Сергеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Кармановская средняя школа"
Населённый пункт: г. Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы образования: химия в школе.
Раздел: полное образование





Назад




Проблемы образования: химия в школе

Наше Государство сейчас переживает нелёгкие времена. Из-за кризиса

в стране, наука и образование находятся в сложном положении, особенно

это

касается

области

точных

и

естественных

наук.

Я

отношусь

очень

болезненно к этому вопросу, потому что являюсь учителем химии.

По своему опыту могу сказать, что главной проблемой преподавания

химии в школе, является недостаток практических работ, что отрицательно

сказывается на усвоении материала, подготовке к учёбе в образовательном

учреждении

высшей

ступени

и

на

отношении

к

предмету

в

целом.

Существуют

совершенно

объективные

причины

данной

проблемы.

Рассмотрим их.

Во-первых,

это

недостаток

количества

часов

по

химии.

Число

их

сократилось до 68 в год в 8-х и 9-х классах (два часа в неделю), а в 10 –х - до

34

часов

(один

час в неделю).

Каким

образом дать

учащимся за

такой

короткий

период

времени

весь

курс

освоения

предмета

со

всеми

практическими работами, лабораторными и демонстрационными опытами,

если кроме этого нужно объяснить теоретический материал, пройти курс

решения

расчётных

задач.

Больше

всего

страдают

в

этой

ситуации

выпускники,

цель которых

сдать

ЕГЭ по

химии и

поступить в

высшее

учебное

заведение

технологической

или

медицинской

направленности.

Учащимся и их родителям приходится прибегать к помощи репетиторов,

тратить много денег и главное сил, которые стоило бы приберечь для сдачи

экзаменов, а их уже обычно не остаётся к концу учебного года.

Во-вторых,

сокращение

штата

работников

школы,

в

частности

лаборантов, помощь которых очень важна для учителя химии тоже является

немаловажной

причиной

недостатка

практических

работ.

В

современной

школе на плечи учителя химии взвалилась работа не только преподавания, но

и подготовки оборудования, химических реактивов, лабораторной посуды, а

после урока ещё мытьё и уборка огромного количества пробирок и прочего.

А в наши школьные годы всё это делал лаборант. Самое интересное, что

нагрузка

учителя

химии

увеличилась

в

несколько

раз,

несмотря

на

уменьшение количество часов, а работа преподавателя как лаборанта не

оплачивается, а как отдельный работник лаборант по химии в штат уже не

включается.

Как

решать

проблему

недостатка

практических

работ?

Существуют виртуальные лабораторные и демонстрационные опыты. Да, это

удобно для учителя, но эффективно ли это для ученика? Может ли он

освоить

материал,

не

потрогав

своими

руками,

не

перелив

раствор

в

пробирку, не наливая кислоты. Приведём грубый пример. Учителя химии

всегда повторяют правило: льём кислоту в воду, а не воду в кислоту, потому

что

может

произойти

мгновенное

вскипание

и

разбрызгивание

воды

с

капельками кислоты, а это опасно для глаз и кожи. Но что такое кислота в

реальности, ученики и представления не имеют, потому что это становится

невозможным при виде опыта на плоском экране. Затем они приходят в вузы

и

боятся

перелить

концентрированную

серную

кислоту

из

химического

стакана или нагреть раствор в пробирке, потому что никогда не делали этого.

Кто виноват в этом? Учитель? Думаю, нет. Потому что учитель просто чисто

физически не может всё успеть. Провести шесть уроков в день, потом всё

вымыть и подготовиться к следующей практической. Если так подумать, то

учителю нужно оставаться ночевать в школе и забыть про свою личную

жизнь,

при

этом

получая

зарплату

как

за

обычную

нагрузку.

Конечно,

преподаватель

проводит

и

опыты,

и

практические,

потому

что

он

ответственный работник и знает как нужно учить своему предмету детей, но

при этом жертвуя своим собственным временем и здоровьем.

В-третьих, акцент школа делает в основном на экзамены и не уделяет

достаточно времени на практические работы. Самым важным, по мнению

современной школы, является успешная сдача экзаменов, золотые медали,

что повышает авторитет образовательной организации. Но каким трудом

досталось всё это? В основном зубрёшкой, непониманием логики предмета и

неспособностью применить на практике.

В-четвёртых, отсутствие хорошо оборудованных кабинетов химии не

даёт

возможность

в

полной

мере

проводить

лабораторные

занятия.

Недостаточное

количество

реактивов,

современного

оборудования

для

проведения

опытов,

условий

для

обработки

посуды.

На

всё

это

нужны

огромные деньги, которых просто нет.

В-пятых, проблема состоит в том, что люди уже в юном возрасте

решают точно, куда хотят поступать и чем заниматься и фокусируют своё

внимание на двух-трёх предметах. И часто система высшего образования

сама этому способствует, что не позволяет получить необходимый кругозор.

Во взрослой жизни люди восполняют недостающие знания уже с большим

трудом. И как печально, когда решение заниматься другим делом, более

подходящим, становится невозможным из-за недостатка знаний, которые

можно было бы получить в школе.

Проблема

преподавания

химии

в

школе

не

может

остаться

без

внимания, она должна решаться в положительную сторон, иначе в будущем

мы столкнёмся с более крупными трудностями современного общества.

Силина Юлия Сергеевна, учитель химии.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!