Автор: Силина Юлия Сергеевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ "Кармановская средняя школа"
Населённый пункт: г. Гагарин, Смоленская область
Наименование материала: статья
Тема: Проблемы образования: химия в школе.
Раздел: полное образование
Проблемы образования: химия в школе
Наше Государство сейчас переживает нелёгкие времена. Из-за кризиса
в стране, наука и образование находятся в сложном положении, особенно
это
касается
области
точных
и
естественных
наук.
Я
отношусь
очень
болезненно к этому вопросу, потому что являюсь учителем химии.
По своему опыту могу сказать, что главной проблемой преподавания
химии в школе, является недостаток практических работ, что отрицательно
сказывается на усвоении материала, подготовке к учёбе в образовательном
учреждении
высшей
ступени
и
на
отношении
к
предмету
в
целом.
Существуют
совершенно
объективные
причины
данной
проблемы.
Рассмотрим их.
Во-первых,
это
недостаток
количества
часов
по
химии.
Число
их
сократилось до 68 в год в 8-х и 9-х классах (два часа в неделю), а в 10 –х - до
34
часов
(один
час в неделю).
Каким
образом дать
учащимся за
такой
короткий
период
времени
весь
курс
освоения
предмета
со
всеми
практическими работами, лабораторными и демонстрационными опытами,
если кроме этого нужно объяснить теоретический материал, пройти курс
решения
расчётных
задач.
Больше
всего
страдают
в
этой
ситуации
выпускники,
цель которых
сдать
ЕГЭ по
химии и
поступить в
высшее
учебное
заведение
технологической
или
медицинской
направленности.
Учащимся и их родителям приходится прибегать к помощи репетиторов,
тратить много денег и главное сил, которые стоило бы приберечь для сдачи
экзаменов, а их уже обычно не остаётся к концу учебного года.
Во-вторых,
сокращение
штата
работников
школы,
в
частности
–
лаборантов, помощь которых очень важна для учителя химии тоже является
немаловажной
причиной
недостатка
практических
работ.
В
современной
школе на плечи учителя химии взвалилась работа не только преподавания, но
и подготовки оборудования, химических реактивов, лабораторной посуды, а
после урока ещё мытьё и уборка огромного количества пробирок и прочего.
А в наши школьные годы всё это делал лаборант. Самое интересное, что
нагрузка
учителя
химии
увеличилась
в
несколько
раз,
несмотря
на
уменьшение количество часов, а работа преподавателя как лаборанта не
оплачивается, а как отдельный работник лаборант по химии в штат уже не
включается.
Как
решать
проблему
недостатка
практических
работ?
Существуют виртуальные лабораторные и демонстрационные опыты. Да, это
удобно для учителя, но эффективно ли это для ученика? Может ли он
освоить
материал,
не
потрогав
своими
руками,
не
перелив
раствор
в
пробирку, не наливая кислоты. Приведём грубый пример. Учителя химии
всегда повторяют правило: льём кислоту в воду, а не воду в кислоту, потому
что
может
произойти
мгновенное
вскипание
и
разбрызгивание
воды
с
капельками кислоты, а это опасно для глаз и кожи. Но что такое кислота в
реальности, ученики и представления не имеют, потому что это становится
невозможным при виде опыта на плоском экране. Затем они приходят в вузы
и
боятся
перелить
концентрированную
серную
кислоту
из
химического
стакана или нагреть раствор в пробирке, потому что никогда не делали этого.
Кто виноват в этом? Учитель? Думаю, нет. Потому что учитель просто чисто
физически не может всё успеть. Провести шесть уроков в день, потом всё
вымыть и подготовиться к следующей практической. Если так подумать, то
учителю нужно оставаться ночевать в школе и забыть про свою личную
жизнь,
при
этом
получая
зарплату
как
за
обычную
нагрузку.
Конечно,
преподаватель
проводит
и
опыты,
и
практические,
потому
что
он
ответственный работник и знает как нужно учить своему предмету детей, но
при этом жертвуя своим собственным временем и здоровьем.
В-третьих, акцент школа делает в основном на экзамены и не уделяет
достаточно времени на практические работы. Самым важным, по мнению
современной школы, является успешная сдача экзаменов, золотые медали,
что повышает авторитет образовательной организации. Но каким трудом
досталось всё это? В основном зубрёшкой, непониманием логики предмета и
неспособностью применить на практике.
В-четвёртых, отсутствие хорошо оборудованных кабинетов химии не
даёт
возможность
в
полной
мере
проводить
лабораторные
занятия.
Недостаточное
количество
реактивов,
современного
оборудования
для
проведения
опытов,
условий
для
обработки
посуды.
На
всё
это
нужны
огромные деньги, которых просто нет.
В-пятых, проблема состоит в том, что люди уже в юном возрасте
решают точно, куда хотят поступать и чем заниматься и фокусируют своё
внимание на двух-трёх предметах. И часто система высшего образования
сама этому способствует, что не позволяет получить необходимый кругозор.
Во взрослой жизни люди восполняют недостающие знания уже с большим
трудом. И как печально, когда решение заниматься другим делом, более
подходящим, становится невозможным из-за недостатка знаний, которые
можно было бы получить в школе.
Проблема
преподавания
химии
в
школе
не
может
остаться
без
внимания, она должна решаться в положительную сторон, иначе в будущем
мы столкнёмся с более крупными трудностями современного общества.
Силина Юлия Сергеевна, учитель химии.