Напоминание

"Создание информальной среды посредством информационных технологий на уроках математики"


Автор: Кустова Марина Леонидовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №17"
Населённый пункт: г.Новый Уренгой
Наименование материала: статья
Тема: "Создание информальной среды посредством информационных технологий на уроках математики"
Раздел: полное образование





Назад





Создание информальной среды на уроках математики

посредством информационных технологий.
учитель математики МБОУ «СШ №17» г. Новый Уренгой ЯНАО Кустова Марина Леонидовна
2016

Одной из приоритетных задач современной общеобразовательной школы следует признать формирование творчески, смело и свободно мыслящего человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно обновляющимися и развивающимися знаниями, а это значит, обучающиеся должны быть мотивированы на развитие познавательного интереса и творческих способностей. Важнейшими средствами развития познавательного интереса и творческих способностей учащихся выступает содержание и технология обучения. Но эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося, в том случае, если сам учащийся принимает участие в конструировании. Не всякое содержание может быть сконструировано самими учащимися, а лишь то, которое является предметом их непосредственной практической деятельности, направленной на проектирование и создание определенного продукта. Этим обуславливается актуальность и необходимость в современном развивающем образовании продуктивных, деятельностных методов, к числу которых относится «метод проектов». Метод проектов является одной из форм исследовательской, познавательной, творческой деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части проблемы развития познавательного интереса и творческих способностей. На сегодняшний день в нашей стране известны проекты и результаты их реализации в практике обучения различным гуманитарным и естественным дисциплинам: истории, литературе, географии, биологии, химии и др., но не так много информации об использовании этого метода в обучении математике. Очевидно, сложность самой математики часто служит оправданием для традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать» определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия для самостоятельного изучения нового или самостоятельного обобщения и систематизации пройденного материала. Важно не только дать твердые знания математики, но и увлечь школьников этим предметом, обучить мыслительным операциям сравнения, классификации, обобщения, анализа и синтеза,
абстрагирования и конкретизации, проведению практических экспериментов, умениям делать аргументированные выводы, применять знания к решению новых задач и проблем, не отпугивать их излишней серьезностью науки. В старших классах (10-11 кл.) все разделы математики целесообразно заканчивать уроками обобщения и систематизации материала. При этом школьники часто испытывают определенные трудности, которые могут повлиять на их отношение к изучаемому предмету. В этом отношении компьютерные технологии могут оказать существенную поддержку. В данной работе в качестве содержания, на основе которого предлагается использовать сетевые с е р в и с ы Web2 . 0 н а п л ат ф о рм е Google, рассматривается организация исследовательской деятельности (метод проектов) при классификации методов или способов решения различных видов уравнений. Среди уравнений, которые есть в разделах ЕГЭ как в заданиях части 1, так и в заданиях части 2 есть много нестандартных по методу решения, развивающих жажду познания и творчества. Учитывая интерес учащихся к компьютерным технологиям и склонность к сетевому общению, как к современному формату взаимодействия, метод проектов позволяет перейти на более высокий уровень мотивации обучающихся к изучению и исследованию математических объектов, в том числе через информальное образование. Для творчества и развития познавательного интереса нужно время и дополнительные источники информации, поэтому больше склоняюсь к творческим домашним работам: придумать синквейн по предложенной теме, создать презентацию своего метода, придумать рекламу своего метода, выпустить буклет или мини-газету своего метода. Одним из примеров использования проектной деятельности посредством социальных сервисов образовательной Галактики Intel, реализованных мною на практике, является проект по алгебре и началам анализа для учащихся 10-го класса “Нахождение способов решения одного тригонометрического уравнения” . Заключительный этап этого проекта - урок систематизации и обобщения знаний учащихся по теме: “Преобразование тригонометрических выражений” на примере решения одного тригонометрического уравнения разными способами.
Данный материал является обязательным для изучения и традиционно выносится на итоговую аттестацию. Кроме того, тема имеет практическое применение в алгебре, геометрии, физике и в других предметах, где мы сталкиваемся с разнообразными задачами, решение которых связано с решением тригонометрических уравнений. Так же параллельно с работой в классе, планируется самостоятельная деятельность учащихся по поиску, отбору, систематизации и представлению информации. Работа по проекту осуществляется с помощью виртуальных рабочих тетрадей, тетради созданы на основе сервисов Web2.0. Результаты самостоятельной, познавательной работы учащиеся оформляют в виде буклета, презентации, мини-сайта. Учебный проект длится 3 недели и рассчитан на 10 учебных занятий и 4 внеурочных занятия. Подготовительный этап проекта заключается в том, что класс делится на четыре группы, которые самостоятельно готовят к заключительному уроку мини- проект – это домашняя работа. Каждая группа собирает «копилку» тригонометрических уравнений (не менее 10), решает их различными способами. Совместно с группами разрабатывается маршрут, группы делят обязанности внутри группы и назначают лидера группы, определяют вид защиты проекта, придумывают рекламу способа - синквейн, работу оформляют в виртуальной тетради. Обязанности внутри группы: - Один ученик подбирает весь теоретический материал по данным заданиям. Цель: объединить теоретический материал по данному модулю в единую презентацию и выложить ее в совместный доступ, с помощью онлайн- презентации Google. («Теоретик группы»); - Один ученик подбирает ЦОР и средства Intel, которые наиболее эффективны. Его задача: создать базу данных сайтов, ресурсов, которые максимально смогут помочь в подготовке к защите проекта («Аналитик группы»); В данном случае такими ресурсами являются сервисы визуализации данных Caccoo и
Linoit. Также значимым является применение возможностей онлайн-офиса Google, при помощи которого была создана таблица продвижения обучающихся, а также создана форма мониторинга деятельности обучающихся. - Два ученика решают задания на один из способов каждый. Затем обучают каждого члена группы. («Практики группы») . Следующий этап: отработка двух способов, используя «копилку». Учащиеся с помощью социальных сервисов образовательной Галактики Intel создают общий групповой проект, основа которого сетевое взаимодействие. Всю работу они проводят в виртуальных рабочих тетрадях – сервис Google, предназначенный для дистанционного взаимодействия обучающихся, контент которого наполнен как практическим, так и теоретическим материалом. На заключительном уроке-конференции группы презентуют свои проекты и создают общую презентацию Google-презентацию, а также при помощи методов формирующего итогового оценивания проводят рефлексию пройденного материала. Рефлексия осуществляется на основе виртуальной д о с к и WikiWall – позволяющей обмениваться информацией в едином пространстве. Работа класса по сбору информации, и ее представления в необходимом формате определяется посредством эпистемотеки. Эпистемотека – это своеобразная «надстройка» над уже имеющимися образовательными сайтами и Интернет-ресурсами. Все участники образовательного процесса имеют открытый доступ к информационным ресурсам, с которыми они могут работать одновременно. Так же, используя сервисы Web2.0 и созданный ранее акаунт для доступа к информационным ресурсам, формируется дистанционная, сетевая работа учащихся, которая может проходить как одновременно в режиме Online, так и по отдельности, в зависимости от свободного времени. Эти сервисы позволяют совместно работать над одним проектом не только в классе, но и дома, дистанционно. Проект содержит большое количество фото, видео и графических материалов. Их обработка осуществляется также посредством использования виртуальных
сервисов, а именно Graphing – редактор построения диаграмм и графиков, Fishup, Picasa - фоторедакторы и Movavi – видеоконвертер онлайн. Стоит отметить, что работа в классе строится на основе использования модели «1 ученик: 1 компьютер», разработанной в рамках программы Intel Learning Series, Classmate PC компьютер-трансформер с поворотным сенсорным экраном, благодаря которому этот компьютер может использоваться и как ноутбук, и как планшет. Один из основных компонентов программного обеспечения - система управления классом Classroom Management, позволяющая организовывать виртуальные классы — среду, где формируется живой образовательный процесс, использующий школьную сеть и Интернет. Виртуальный класс позволяет учащимся и учителю вести урок и общаться в сети в режиме реального времени. В кабинетах школы имеются мобильные кейс-комплекты с нэтбуками-трансформерами. Учащиеся имеют свободный доступ к этому оборудованию. По всей территории школы установлено оборудование для передачи и получения информации посредством Wi-Fi. В течение времени нахождения в школе учащиеся имеют возможность пользования нэтбуками, компьютерами библиотеки, обрабатывать информацию, работать над проектом, получать консультации, как по сети, так и очно. На нэтбуках-трансформерах установлено программное обеспечение, которое позволяет работать ученикам в группах, парах, с учителем. Все компьютеры управляются опосредованно модератором-учителем или педагогом – организатором. Таким образом, формируется сетевая и технологическая структура, которая позволяет работать над одним и тем же проектом большой группе участников образовательного процесса. Приходим к выводу, что метод проектов с использованием ресурсов образовательной программы Intel сервисов Web2.0 развивает мотивацию обучающихся к научно-исследовательской деятельности, способствует погружению в информальную среду, формирование которой, в свою очередь, является неотъемлемым процессом современного образования. Литература:
1. Сlassmates: социальная сеть 2. Tim O’Reilly. What is web 2.0// Компьютерра. – 2005.-№37 (609), 38 (610) 3. Таранов А. Что такое web 2.0?//ШколаЖизни.ру: познавательный журнал. – 2007. 4. s://sites. google. com/ site/ school17web2.0 5. s://edugalaxy. intel. ru/?automodule=blog&blogid=13&showentry=2890 6. s://edugalaxy.intelassets/ elements/3/resources/ Range_ of_ Use/ index. h tml.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!