"Создание информальной среды посредством информационных технологий на уроках математики"
Автор: Кустова Марина Леонидовна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "СШ №17" Населённый пункт: г.Новый Уренгой Наименование материала: статья Тема: "Создание информальной среды посредством информационных технологий на уроках математики" Раздел: полное образование
посредством информационных технологий.
учитель математики
МБОУ «СШ №17»
г. Новый Уренгой ЯНАО
Кустова Марина Леонидовна
2016
Одной
из
приоритетных
задач
современной
общеобразовательной
школы
следует признать
формирование творчески, смело и свободно мыслящего
человека, обладающего высокой культурой, широкими и глубокими, постоянно
обновляющимися и развивающимися знаниями, а это значит, обучающиеся
должны
быть
мотивированы
на
развитие
познавательного
интереса
и
творческих способностей.
Важнейшими
средствами
развития
познавательного
интереса
и
творческих
способностей учащихся выступает содержание и технология обучения. Но эти
средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность
обучающегося,
в
том
случае,
если
сам
учащийся
принимает
участие
в
конструировании. Не всякое содержание может быть сконструировано самими
учащимися,
а
лишь
то,
которое
является
предметом
их
непосредственной
практической
деятельности,
направленной
на
проектирование
и
создание
определенного продукта. Этим обуславливается актуальность и необходимость
в
современном
развивающем
образовании
продуктивных,
деятельностных
методов,
к
числу
которых
относится
«метод
проектов». Метод
проектов
является
одной
из
форм
исследовательской,
познавательной,
творческой
деятельности, поэтому ее следует рассматривать в качестве составной части
проблемы развития познавательного интереса и творческих способностей. На
сегодняшний
день
в
нашей
стране
известны
проекты
и
результаты
их
реализации в практике обучения различным гуманитарным и естественным
дисциплинам: истории, литературе, географии, биологии, химии и др., но не так
много информации об использовании этого метода в обучении математике.
Очевидно,
сложность
самой
математики
часто
служит
оправданием
для
традиционной позиции учителя, ведь проще подробно объяснить и «нарешать»
определенное количество стандартных примеров, чем создать детям условия
для
самостоятельного
изучения
нового
или
самостоятельного
обобщения
и
систематизации пройденного материала. Важно не только дать твердые знания
математики, но и увлечь школьников этим предметом, обучить мыслительным
операциям
сравнения,
классификации,
обобщения,
анализа
и
синтеза,
абстрагирования и конкретизации, проведению практических экспериментов,
умениям делать аргументированные выводы, применять знания к решению
новых задач и проблем, не отпугивать их излишней серьезностью науки. В
старших классах (10-11 кл.) все разделы математики целесообразно заканчивать
уроками обобщения и систематизации материала. При этом школьники часто
испытывают
определенные
трудности,
которые
могут
повлиять
на
их
отношение
к
изучаемому
предмету.
В
этом
отношении
компьютерные
технологии
могут
оказать
существенную
поддержку.
В
данной
работе
в
качестве содержания, на основе которого предлагается использовать сетевые
с е р в и с ы Web2 . 0
н а
п л ат ф о рм е Google,
рассматривается
организация
исследовательской деятельности (метод проектов) при классификации методов
или способов решения различных видов уравнений. Среди уравнений, которые
есть в разделах ЕГЭ как в заданиях части 1, так и в заданиях части 2 есть много
нестандартных по методу решения, развивающих жажду познания и творчества.
Учитывая интерес учащихся к компьютерным технологиям и склонность к
сетевому
общению,
как
к
современному
формату
взаимодействия,
метод
проектов позволяет перейти на более высокий уровень мотивации обучающихся
к изучению и исследованию математических
объектов,
в
том
числе
через
информальное
образование.
Для
творчества
и
развития
познавательного
интереса
нужно
время
и
дополнительные
источники
информации,
поэтому
больше склоняюсь к творческим домашним работам: придумать синквейн по
предложенной теме, создать презентацию своего метода, придумать рекламу
своего метода, выпустить буклет или мини-газету своего метода. Одним из
примеров
использования
проектной
деятельности
посредством
социальных
сервисов образовательной Галактики Intel, реализованных мною на практике,
является
проект
по алгебре и началам анализа для учащихся 10-го класса
“Нахождение
способов
решения
одного
тригонометрического
уравнения” .
Заключительный этап этого проекта - урок систематизации и обобщения знаний
учащихся
по
теме:
“Преобразование
тригонометрических
выражений”
на
примере решения одного тригонометрического уравнения разными способами.
Данный
материал
является
обязательным
для
изучения
и
традиционно
выносится
на
итоговую
аттестацию.
Кроме
того,
тема
имеет
практическое
применение
в
алгебре,
геометрии,
физике
и
в
других
предметах,
где
мы
сталкиваемся
с
разнообразными
задачами,
решение
которых
связано
с
решением
тригонометрических уравнений. Так же параллельно с работой в
классе, планируется самостоятельная деятельность учащихся по поиску, отбору,
систематизации
и
представлению
информации.
Работа
по
проекту
осуществляется с помощью виртуальных рабочих тетрадей, тетради созданы на
основе сервисов Web2.0. Результаты самостоятельной, познавательной работы
учащиеся оформляют в виде буклета, презентации, мини-сайта.
Учебный
проект длится 3 недели и рассчитан на 10 учебных занятий и 4 внеурочных
занятия.
Подготовительный этап проекта заключается в том, что класс делится на четыре
группы,
которые
самостоятельно
готовят
к
заключительному
уроку
мини-
проект
–
это
домашняя
работа.
Каждая
группа
собирает
«копилку»
тригонометрических
уравнений
(не
менее
10),
решает
их
различными
способами.
Совместно с группами разрабатывается маршрут, группы делят обязанности
внутри группы и назначают лидера группы, определяют вид защиты проекта,
придумывают рекламу способа - синквейн, работу оформляют в виртуальной
тетради.
Обязанности внутри группы:
- Один ученик подбирает весь теоретический материал по данным заданиям.
Цель: объединить
теоретический материал по данному модулю в единую
презентацию
и
выложить
ее
в
совместный
доступ,
с
помощью
онлайн-
презентации Google. («Теоретик группы»);
- Один ученик подбирает ЦОР и средства Intel, которые наиболее эффективны.
Его
задача:
создать базу данных сайтов, ресурсов, которые максимально
смогут помочь в подготовке к защите проекта («Аналитик группы»); В данном
случае такими ресурсами являются сервисы визуализации данных Caccoo и
Linoit.
Также
значимым
является
применение
возможностей
онлайн-офиса
Google,
при
помощи
которого
была
создана
таблица
продвижения
обучающихся, а также создана форма мониторинга деятельности обучающихся.
- Два ученика решают задания на один из способов каждый. Затем обучают
каждого члена группы. («Практики группы»)
.
Следующий этап: отработка двух способов, используя «копилку».
Учащиеся с помощью социальных сервисов образовательной Галактики Intel
создают общий групповой проект, основа которого сетевое взаимодействие.
Всю работу они проводят в виртуальных рабочих тетрадях – сервис Google,
предназначенный для дистанционного взаимодействия обучающихся, контент
которого наполнен как практическим, так и теоретическим материалом. На
заключительном
уроке-конференции
группы
презентуют
свои
проекты
и
создают
общую
презентацию
Google-презентацию,
а
также
при
помощи
методов
формирующего
итогового
оценивания
проводят
рефлексию
пройденного
материала.
Рефлексия
осуществляется
на
основе
виртуальной
д о с к и WikiWall
–
позволяющей
обмениваться
информацией
в
едином
пространстве.
Работа
класса
по
сбору
информации,
и
ее
представления
в
необходимом формате определяется посредством эпистемотеки. Эпистемотека –
это
своеобразная
«надстройка»
над
уже
имеющимися
образовательными
сайтами
и
Интернет-ресурсами.
Все
участники
образовательного
процесса
имеют открытый доступ к информационным ресурсам, с которыми они могут
работать одновременно. Так же, используя сервисы Web2.0 и созданный ранее
акаунт для доступа к информационным ресурсам, формируется дистанционная,
сетевая работа учащихся, которая может проходить как одновременно в режиме
Online,
так
и
по
отдельности,
в
зависимости
от
свободного
времени.
Эти
сервисы позволяют совместно работать над одним проектом не только в классе,
но и дома, дистанционно.
Проект содержит большое количество фото, видео и графических материалов.
Их обработка осуществляется также посредством использования виртуальных
сервисов,
а
именно Graphing – редактор построения диаграмм и графиков,
Fishup, Picasa - фоторедакторы и Movavi – видеоконвертер онлайн.
Стоит отметить, что работа в классе строится на основе использования
модели «1 ученик: 1 компьютер», разработанной в рамках программы Intel
Learning Series, Classmate PC компьютер-трансформер с поворотным сенсорным
экраном,
благодаря
которому
этот
компьютер
может
использоваться
и
как
ноутбук, и как планшет. Один
из
основных
компонентов
программного
обеспечения
-
система
управления
классом
Classroom
Management,
позволяющая организовывать виртуальные классы — среду, где формируется
живой образовательный процесс, использующий школьную сеть и Интернет.
Виртуальный класс позволяет учащимся и учителю вести урок и общаться в
сети в режиме реального времени. В кабинетах школы имеются мобильные
кейс-комплекты
с
нэтбуками-трансформерами.
Учащиеся
имеют
свободный
доступ
к
этому
оборудованию.
По
всей
территории
школы
установлено
оборудование для передачи и получения информации посредством Wi-Fi. В
течение
времени
нахождения
в
школе
учащиеся
имеют
возможность
пользования нэтбуками, компьютерами библиотеки, обрабатывать информацию,
работать над проектом, получать консультации, как по сети, так и очно. На
нэтбуках-трансформерах
установлено
программное
обеспечение,
которое
позволяет работать ученикам в группах, парах, с учителем. Все компьютеры
управляются
опосредованно
модератором-учителем
или
педагогом
–
организатором.
Таким
образом,
формируется
сетевая
и
технологическая
структура, которая позволяет работать над одним и тем же проектом большой
группе участников образовательного процесса.
Приходим
к
выводу,
что
метод
проектов
с
использованием
ресурсов
образовательной
программы Intel
сервисов Web2.0
развивает
мотивацию
обучающихся
к
научно-исследовательской
деятельности,
способствует
погружению в информальную среду, формирование которой, в свою очередь,
является неотъемлемым процессом современного образования.
Литература:
1.
Сlassmates: социальная сеть
2.
Tim O’Reilly. What is web 2.0// Компьютерра. – 2005.-№37 (609), 38
(610)
3.
Таранов
А.
Что
такое web
2.0?//ШколаЖизни.ру:
познавательный
журнал. – 2007.
4.
s://sites.
google.
com/
site/
school17web2.0
5.
s://edugalaxy.
intel.
ru/?automodule=blog&blogid=13&showentry=2890
6.
s://edugalaxy.intelassets/
elements/3/resources/
Range_
of_
Use/
index.
h
tml.