Напоминание

Формирование основ здорового образа жизни


Автор: Ефремова Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДСКВ №8 "Рябинка"
Населённый пункт: город Лангепас, Ханты-Мансийский автономный округ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формирование основ здорового образа жизни
Раздел: дошкольное образование





Назад




СБОРНИК

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ,

применяемых в работе с детьми

дошкольного возраста

г. Лангепас

2017

Сборник подготовила: воспитатель Ефремова Ирина Юрьевна.

Сборник

содержит

описание

здоровьесберегающих

технологий,

применяемых при работе с детьми дошкольного возраста.

Публикация предназначена для воспитателей и специалистов дошкольных

образовательных учреждений, а так же для родителей детей-дошкольников

с целью использования данных технологий в домашних условиях.

Содержание

1.

Введение

2.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2.1

Технология «Дыхательная гимнастика»

2.2

Технология: «Подвижные игры»

2.3

Технология «Гимнастика для глаз»

2.4

Технология «Пальчиковая гимнастика»

2.5

Технология «Релаксация»

3.

Технологии обучения здоровому образу жизни

3.1

Технология «Физкультурное занятие»

3.2

Технология «Занятия из серии «Здоровье»

3.3

Технология «Игротерапия»

3.4

Технология «Психогимнастика»

3.5

Технология «Самомассаж»

1.

ВВЕДЕНИЕ

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и

всего

общества.

В

последнее

время

очевиднее

с т а н о в и т с я

катастрофическое ухудшение здоровья детей. Отрицательное влияние на

здоровье детей оказывают неблагоприятные социальные и экологические

факторы.

Таким

образом,

перед

нами

стоит

задача

сохранения

и

укрепления здоровья воспитанников.

Подготовка

к

здоровому

образу

жизни

ребенка

на

основе

здоровьесберегающих

технологий

стала

приоритетным

направлением

в

деятельности педагога, работающего с детьми.

Позиция

созидателя

в

отношении

своего

здоровья

и

здоровья

окружающих базируется на потребности индивида в здоровье, здоровом

образе жизни, а также самооценке им состояния своего здоровья. Проблема

заключается в том, что, как таковой, потребности в здоровье у ребёнка нет.

Она есть у родителей, у специалистов дошкольных учреждений, общества.

Но у каждого малыша огромное желание скорее вырасти, стать сильным, не

отличаться от сверстников, а ещё лучше - хоть в чём-то превосходить их.

В

укреплении

и

сохранении

собственного

здоровья

определяющая

роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его

умение

оценивать

своё

здоровье

и

свои

физические

возможности.

Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания

себя. Оно для ребёнка дошкольного возраста предусматривает:

знание правил гигиены и ухода за своим телом;

знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой

защите;

знание

о

своем

физическом

развитии,

уровне

физическ ой

подготовленности.

Самооценка

физического

здоровья

выявляет

меру

благополучия

в

функционировании организма. Гармония, функциональное равновесие в его

жизнедеятельности

отражаются

в

переживании

нами

хорошего

самочувствия. Но хорошее самочувствие человека во многом зависит также

от осознания им своей успешности и тех путей, которые могут обеспечить

эту успешность. В этой связи дети должны уметь отслеживать «свой путь» в

плане физического развития, развития физических качеств и физической

подготовленности. Это помогает им создать образ себя будущего. Полюбив

этот образ, дети стремятся к его реализации, а достигнув желаемого, ставят

перед собой новые цели.

Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с

ним

показателей

физического

развития

и

физической

подготовленности

являются

предпосылками

приобретения

детьми

дошкольного

возраста

навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте.

Самооценка здоровья возможна только в том случае, если дети в

состоянии осмыслить сущность этого понятия. Дети к критериям здоровья

относят

не

только

физические,

но

также

и

психические

и

социальные

признаки:

эмоциональные;

психической уравновешенности;

интеллектуальные.

Как и взрослые, дети в определении здоровья отдают приоритеты

признакам физического здоровья. Но представление детей дошкольного

возраста

о критериях физического здоровья нелогичны и бессистемны:

например,

дети

не

соотносят

занятия

физкультурой

с

укреплением

здоровья.

Именно

поэтом у

так

необходимо

применение

в

р а б о т е

здоровьесберегающих

технологий.

Основная

цель

здоровьесберегающих

технологий - сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Отсюда

возникают основные задачи, которые мы ставим на первое место:

обеспечение

воспитанникам

возможности

сохранения

здоровья

на

период посещения дошкольного учреждения;

снижение уровня заболеваемости детей;

формирование

у

детей

и

родителей

знаний,

умений

и

навыков

по

здоровому образу жизни.

Применение

здоровьесберегающих

технологий

способствует

повышению результативности воспитательно-образовательного процесса в

учреждении, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации,

направленные на сохранение и укрепление здоровья детей,

позволяет

детям более успешно адаптироваться в социальном пространстве.

В сборник вошли ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

дыхательная гимнастика

подвижные игры

гимнастика для глаз

пальчиковая гимнастика

релаксация

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

физкультурные занятия

занятия из серии «Здоровье»

игротерапия

психогимнастика

самомассаж

Очень

важно,

что

каждая

из

представленных

технологий

имеет

оздоровительную

направленность,

а

используемая

в

комплексе

здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у детей стойкую

мотивацию

на

здоровый

образ

жизни,

полноценное

и

неосложнённое

развитие.

Здоровый

образ

жизни

не

занимает

пока

первое

место

среди

ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого

раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем

личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в

этом

случае

можно

надеяться,

что

будущее

поколение

будет

более

здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и

физически. Если раньше говорили: «В здоровом теле – здоровый дух», то

не ошибется тот, кто скажет, что без духовного не может быть здорового.

2.

ТЕХНОЛОГИИ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ

2.1.

Технология «Дыхательная гимнастика»

«Тело без движения подобно стоящей воде,

которая плесневеет, портиться, и гниёт»

М.Я. Мудров

Актуальность

«Чем чаще всего болеют наши дети?» На этот вопрос ответ почти

всегда бывает одинаковым - простудными заболеваниями.

Какие же недуги чаще всего встречаются у детей, о которых родители

говорят: «Он опять простудился»?

Как правило, это насморк, ангина,

бронхит, пневмония. Одним словом, почти все болезни органов дыхания. И

такая ситуация не случайная в наше сложное и не простое время. Не редко

болезни принимаю затяжное и хроническое течение.

Любые отклонения здоровья малыша – это волнение, а иногда и горе

родителей.

Больной ребенок остаётся в физическом развитии, он бледный, худой,

жалуется на недомогание, головную боль. Родители стараются оберегать

его от всякой физической нагрузки. Правильно ли это? Конечно же, нет!

Полный

«покой»,

напротив,

вреден

для

малыша

и

отрицательно

сказывается на его состоянии.

Разумная двигательная активность – важнейшая часть лечения недуга.

Гимнастика

полезна

всем

детям,

но

особенно

в

период

болезни.

Больному

ребенку

необходимы

ежедневные

упражнения

в

виде

оздоровительной

гимнастики,

лечебной

физкультуры.

Например,

определенная

форма

бронхиальной

астмы

(астма

физического

напряжения) лечится исключительно физическими упражнениями.

Если ваш малыш заболел, как можно раньше обратитесь к врачу и,

посоветовавшись

с

ним,

как

можно

раньше

начинайте

заниматься.

Огромное значение

имеют занятие лечебной гимнастикой

в домашних

условиях. Это и понятно. Дом и семья для ребенка – основная среда

обитания. Здесь он проводит большую часть своего времени. В семье он

живет,

растет

и

развивается.

Не

случайно

народная

мудрость

гласит:

«Семья – ключ к здоровью». Чаще всего от нас самих зависят здоровье и

благополучие наших детей.

Физическая культура в семье – необходимое звено в лечении малыша.

От

умелого

ухода

за

больным

ребенком,

от

правильной

организации

двигательного режима, от нужного подбора физических упражнений зависит

его

здоровье.

Все

это

должно

сочетаться

с

полноценным

питанием,

пребыванием на свежем воздухе и разумным закаливанием.

Цель:

Поддержание

нормальной

жизнедеятельности

организма

и

улучшение

общего

состояния,

приспособление

ребенка

к

обычному,

повседневному уровню физической нагрузки, расширение функциональных

возможностей его лёгких.

Задачи:

Восстановление физической активности организма, утраченной во время

болезни;

Нормализация дренажной функции бронхов;

Снятие спазма мышц бронхов и бронхиол;

Восстановление

нарушенной

проходимости

бронхов

и

легочной

вентиляции;

Стимуляция защитных сил организма.

Содержание

Дыхательную

гимнастику

следует

рассматривать

как

важнейший

лечебный

и

профилактический

метод

при

всех

заболеваниях

органов

дыхания у детей.

У

детей

причиной

или

следствием

многих

заболеваний

органов

дыхания

является

неправильная

постановка

дыхания,

расстройства

его

нормального механизма, функциональная слабость системы дыхания.

Мышечная система и органы дыхания находятся

в определенных

отношениях между собой. Установлено, что при мышечной работе кора

головного

мозга

обеспечивает

легочную

вентиляцию,

кровоснабжение

легких,

темп

и

ритм

дыхания.

При

этом

устанавливается

условно-

рефлекторная связь между привычными видами мышечной деятельности

и дыханием. В детском возрасте применение специальных дыхательных

упражнений дает хороший положительный результат.

Формы проведения физических упражнений у детей с заболеваниями

органов дыхания могут

быть самыми разными: утренняя гигиеническая

гимнастика,

лечебная

гимнастика,

комплекс

специальных

дыхательных

упражнений,

массовые

игры,

в

том

числе

спортивные,

дозированные

прогулки, ходьба, бег, плавание.

В

основе

терапевтического

действия

специальных

физических

упражнений лежит строго дозированная тренировка.

Дыхательная гимнастика способствует:

увеличению вентиляции, лимфо- и кровообращения в лёгких.

снижению

спазма

бронхов

и

бронхиол,

улучшению

их

проходимости,

выделению мокроты.

профилактике заболеваний и осложнений органов дыхания.

Ожидаемый результат:

приспособление ребенка к обычному, повседневному уровню физической

нагрузки;

расширение функциональных возможностей лёгких и всего организма в

целом.

2.2 Технология «Подвижные игры»

Актуальность

Нормально

развивающийся

ребёнок

с

рождения

стремится

к

движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся

удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться,

д

е

й

с

т

в

о

в

а

т

ь

.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития

детей

дошкольного

возраста

в

последние

годы

свидетельствует

о

тревожных тенденциях. Дети дошкольного возраста имеют низкий уровень

двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе

жизни.

Психологи,

педагоги,

медики

отмечают

общую

тенденцию

для

детских

учреждений

-

снижение

двигательной

активности

детей,

а

для

ребенка-дошкольника

потеря

в

движениях

-

это

потеря

в

здоровье,

развитии,

знаниях.

Не

случайно

в

воспитании

и

развитии

детей

в

дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если

учесть,

что

двигательная

активность

является

ещё

и

условием,

стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и

других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

Подвижные

игры

являются

наиболее

эффективным

средством

физического

воспитания.

В

них

проявляется

творческая

инициатива

играющего,

выражающаяся

в

разнообразии

действий,

согласованная

с

коллективными действиями. Подвижные игры, построенные на движениях,

требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен

веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную

систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей.

Активные движения повышают устойчивость ребёнка к заболеваниям,

вызывая мобилизацию защитных сил организма, способствует улучшению

питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению

иммунитета

к

заболеваниям.

Во

время

подвижных

игр

у

детей

совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и

самостоятельность,

уверенность

и

настойчивость.

Они

приучаются

согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В то же время целый ряд проблем, связанных с физическим воспитанием

дошкольников и их развитием, ещё не нашли своего полного разрешения. К

ним

мы

относим,

в

частности,

использование

большого

количества

разнообразных

подвижных

игр,

целенаправленно

развивающих

определенное психофизическое качество.

Цель:

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей,

формирование

основ

здорового образа жизни.

Задачи:

повышение эмоционального тонуса каждого ребенка;

удовлетворение потребности в разнообразных активных движениях;

уточнение

знаний

о

различных

объектах

(птички

летают,

зайчики

прыгают);

развитие ориентировки в окружающем и умение слушать взрослого.

Содержание

Каждому

периоду

детства

соответствует

свой

особый

вид

деятельности, который принято называть «ведущим», влияющим на все

стороны жизни в каждом конкретном периоде.

В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности

потому,

что

именно

она

вызывает

качественные

изменения

в

психике

ребенка.

Подвижная

игра

относится

к

тем

проявлениям

игровой

деятельности,

в

которых

ярко

выражена

роль

движений.

Особенность

подвижной игры состоит в мгновенной ответной реакции ребёнка на сигнал

«Беги!», «Стой!» и др. В игре ребёнок упражняется в самых разнообразных

движениях: беге, прыжках, лазании, бросании, ловле и др.

Условно

подвижные

игры

для

дошкольников

можно

разделить

на

сюжетные, бессюжетные и игры-забавы.

Сюжетно-подвижные игры помогают детям закреплять свои знания и

представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о

средствах передвижения (автомобилях, поездах, самолетах) и правилах

пользования

ими;

о

повадках

и

особенностях

движений

различных

животных и птиц и т.д.

Бессюжетные

подвижные

игры

учат

детей

быстро

действовать

по

сигналу, развивать ловкость, внимание и смекалку, умение ориентироваться

в пространстве.

Подвижные

игры-забавы

предназначены

для

развлечения.

Они

повышают настроение, способны развеселить и отвлечь детей.

Подвижные игры для дошкольников должны быть достаточно простыми

и иметь доступные правила. Важно также подбирать такие подвижные игры

для

дошкольников,

которые

будут

соответствовать

уровню

развития

участвующих в них детей – не окажутся сложными, или наоборот, излишне

примитивными.

Ожидаемые результаты:

укрепление

здоровья

детей,

формирование

у

них

навыков

здорового

образа жизни;

формирование у детей уверенности в своих силах;

умение применять игры самостоятельно;

развитие умений работать в коллективе.

2.3

Технология «Гимнастика для глаз»

Актуальность

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью

пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и

вкуса. Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром

природы.

90%

информации

человек

воспринимает

из

внешнего

мира

благодаря зрению. Для любой деятельности: учёба, отдых, повседневная

жизнь, необходимо хорошее зрение. Каждый человек должен понимать,

что

зрение

важно

оберегать

и

сохранять.

Дети

очень

восприимчивы

к

разным

воздействиям.

Нагрузка

на

глаза

у

современного

ребёнка

огромная,

а

отдыхают

они

только

во

время

сна.

В

последнее

время

значительно

увеличилось

число

детей

дошкольного

возраста,

имеющих

нарушения зрения.

Развитию

зрения

в

детском

возрасте

необходимо

уделять

особое

внимание. Одним из замечательных аспектов улучшения зрения является

зрительная

гимнастика.

Специальные

упражнения

для

развития

и

укрепления

мышц

глаза

являются

эффективными

для

профилактики

и

нарушений

зрения.

Они

укрепляют

глазные

мышцы,

снимают

их

напряжение.

Глаза

получают

возможность

свободно

двигаться,

так

как

тренируются

мышцы,

управляющие

движениями

глаз.

Упражнения

активизируют кровообращение в этой области, хорошо снимают умственное

утомление.

Цель: профилактика и сохранение зрения детей дошкольного возраста.

Задачи:

Формировать

у

детей

дошкольного

возраста

представления

о

необходимости

заботы

о

своём

здоровье,

о

важности

зрения,

как

составной части сохранения и укрепления здоровья.

Содержание

Специалистами по охране зрения разработаны различные упражнения

для

профилактики

и

сохранения

зрения,

которые

предусматривают

движение

глазного

яблока

по

всем

направлениям:

вверх-вниз,

влево-

вправо,

по

кругу

и

т.д.

Методика

Э.С.Аветисова

пригодна

как

для

профилактики

зрительных

расстройств,

так

и

для

восстановления

утраченного зрения.

Гимнастика для глаз используется:

для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз;

для укрепления мышц глаз;

для улучшения аккомодации (это способность глаза человека к хорошему

качеству зрения на разных расстояниях).

Зрительная гимнастика проводится регулярно 2-3 раза в день по 3-5

минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные

тренажеры. Для более четкого восприятия детьми дошкольного возраста

упражнений

для

глаз

применяются

стихотворные

формы

словесных

подсказок, которые содержат основную цель упражнения – сосредоточения

взора

на

предмете,

перевод

взора

с

одного

предмета

на

другой,

последовательное

прослеживание,

зрительную

ориентировку

в

окружающем пространстве.

Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажерам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается

возраст, состояние

зрения и быстрота реакции ребенка. Дети во время проведения зрительной

гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и

после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А

сейчас расслабьте глаза, поморгайте часто-часто, легко-легко. Примерно

так, как машет крылышками бабочка».

Можно после гимнастики для глаз использовать для снятия напряжения

гримасы, артикуляционную гимнастику.

Ожидаемые

результаты:

улучшение

и

сохранение

зрения

у

дошкольников.

2.4

Технология «Пальчиковая гимнастика»

«Истоки способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев,

образно говоря, идут тончайшие нити –

ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем

умнее ребенок».

В.А.Сухомлинский

Актуальность

В

последнее

время

в

нашей

стране

отмечается

тенденция

на

увеличение

количества

детей

с

отклонением

в

развитии

речи.

Эти

отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими

условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше

время считается актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают

в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

В развитии

мелкой

моторики

огромную

роль

играет

пальчиковая

гимнастика. Пальчиковая гимнастика очень увлекательна и эмоциональна.

Она

способствует

развитию

речи,

творческого

мышления.

В

ход е

пальчиковой

гимнастики

дети

повторяют

движения

за

взрослыми,

тем

самым активизируя моторику рук, вырабатывая ловкость, умение управлять

своими движениями, концентрироваться.

Начинать пальчиковую гимнастику нужно с рождения. Растёт ребёнок,

усложняется гимнастика. Гимнастика превращается в игру, но польза от

этого не утрачивается.

Пальчиковая

гимнастика

это

ещё

одна

возможность

играть

с

ребёнком, вызывать его улыбку и восторг и одновременно развивать речь

малыша и моторику. Пальчиковая игра для детей не только забава – это

простое решение, как развивать мелкую моторику ребёнка. Зона мозга

ответственная за мелкую моторику и зона мозга ответственная за развитие

находятся рядом. Если развивать одну, то и вторая будет развиваться,

поэтому роль пальчиковой гимнастики – велика.

Дети,

которые

постоянно

занимаются

пальчиковой

гимнастикой,

быстрее

учатся

писать,

лучше

говорят,

обладают

хорошей

памятью,

развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

Цель: Осуществление непрерывного процесса по формированию у детей

активной речи, путём развития мелкой моторики пальцев рук, используя

пальчиковые игры и упражнения.

Задачи:

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

развивать точность и координацию движения руки и глаза, гибкость рук,

ритмичность.

Содержание

Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда

входят

массаж

кисти

рук

и

каждого

пальчика.

Выполняя

пальчиками

различные

упражнения,

ребёнок

достигает

хорошего

развития

мелкой

моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на

развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти

рук

приобретают

хорошую

подвижность,

гибкость,

исчезает

скованность

движений. Это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Гимнастика

для

пальцев

рук

делится

на

пассивную

и

активную.

Пассивная

гимнастика

рекомендуется

как

предварительный

этап

перед

активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики.

Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в

зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребенка.

Пальчиковая

гимнастика

является

эффективной

для

детей

с

различными

нарушениями.

На

результативность

использования

пальчиковой гимнастики сильно влияет эмоциональная и образная окраска

упражнений. Различные упражнения можно объединять в один сюжет, при

описании которого получается живой рассказ на какую-то тему, например,

«Прогулка в лес». Детям совсем нетрудно самим придумать такие образы,

да ещё в движении, как улитка ползёт, бабочка летает, травка колышется от

ветра, прилетает птица.

Результативность занятий пальчиковой гимнастики зависит от того, чем

ещё занимается ребёнок. Занятия лепкой, рисованием, аппликацией, игры в

конструкторы и мозаики – всё это способствует развитию мелкой моторики и

повышает

умственную

деятельность

ребёнка,

развивает

его

речевые

способности.

Пальчиковая гимнастика:

способствует овладению навыками мелкой моторики;

помогает развивать речь детей;

повышает работоспособность коры головного мозга;

развивает у детей психические процессы: мышление, внимание, память,

воображение;

снимает тревожность.

Ожидаемые результаты:

дети свободно будут играть в пальчиковые и дидактические игры;

научатся рассказывать небольшие сказки, стихи по иллюстрациям;

станут общительнее;

речь станет чище, красивее.

2.5

Технология «Релаксация»

Актуальность

Для

психического

здоровья

детей

необходима

сбалансированность

положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание

душевного

равновесия

и

жизнеутверждающего

поведения.

Умение

расслабляться

позволяет

устранить

беспокойство,

возбуждение,

скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

Современные

дошкольники

порой

загружены

не

меньше

взрослых.

Посещая

детский

сад,

различные

кружки

и

спортивные

секции,

они

получают

большое

количество

информации,

устают

физически

и

эмоционально.

Ведь

всюду

нужно

успеть!

Такие

нагрузки

отрицательно

сказываются на психическом здоровье детей. Поэтому так важно в работе с

дошкольниками использовать упражнения на релаксацию.

Цель:

научить

детей

расслабляться,

успокаиваться

после

активных

действий, подвижных игр.

Задачи:

Научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением.

Научить ребенка управлять своим телом, слышать свое тело.

Содержание

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое

мышечное

расслабление,

сопровождающееся

снятием

психического

напряжения. При проведении релаксационных упражнений нужно говорить

успокаивающие слова, как, например: «Ты отдыхаешь, каждая клеточка

твоего тела отдыхает, ты полностью расслаблен, у тебя всё хорошо…».

Голос при этом должен быть негромким и спокойным. Упражнения принесут

пользу,

если

сам

взрослый

будет

спокойным,

расслабленным,

уравновешенным

и

с

хорошим

настроением.

Можно

использовать

спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Релаксация проводится для детей всех возрастных групп.

Ожидаемые результаты:

сохранение психического здоровья ребенка;

снятие излишнего напряжения и восстановление равновесия.

3. ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

3.1

Технология «Физкультурное занятие»

Актуальность

Физкультурное

занятие

является

одной

из

форм

организации

физического воспитания.

С социальных позиций физическое воспитание

представляет

собой

часть

государственной

политики,

направленной

на

комплексную

реабилитацию

и

улучшение

качества

жизни

детей

с

ограниченными возможностями и проблемами здоровья, их социализацию и

интеграцию в общество.

С позиции личности ребёнка - это деятельность, удовлетворяющая

естественную

потребность

в

движении,

игре,

общении,

эмоциях,

самоутверждении,

признании,

креативном

самовыражении,

получении

знаний, умений и опыта использования физических упражнений в условиях

повседневной жизни, быта и отдыха.

Педагогический

и

социальный

смысл

физического

воспитания

физкультурное воспитание и самовоспитание личности ребёнка, телесное,

психическое и нравственное здоровье, повышение двигательной активности

и работоспособности, общефизических и координационных способностей,

отказ

от

вредных

привычек,

привлечение

к

систематическим

занятиям

спортом, играми.

Коррекционно-развивающая

направленность

педагогической

деятельности

неразрывно

связана

с

процессом

обучения

двигательным

действиям

и

развитием

физических

качеств,

и

занимает

приоритетное

место в физическом воспитании детей данной категории.

Цель:

расширение

двигательной

активности

детей,

приобщение

их

к

доступной спортивной деятельности.

Задачи:

формирование

двигательных

умений

и

развитие

физических

и

нравственных качеств (развивающая направленность);

коррекция движений, координационных способностей, сенсорных систем

и психических функций (коррекционная направленность);

коррекция

осанки,

плоскостопия,

профилактика

соматических

заболеваний,

укрепление

сердечно-сосудистой

и

дыхательной

систем

(оздоровительная направленность);

совершенствование

физической,

технической,

психической,

волевой

подготовки (спортивная направленность).

Содержание

Развитие

двигательной

активности

детей

дошкольного

возраста

на

занятиях

физкультурой

не

происходит

спонтанно,

занятие

имеет

определённую структуру: вводная часть, которая состоит из упражнений в

ходьбе, лёгком беге, упражнений малой подвижности на формирование

правильной осанки, профилактику плоскостопия, восстановление дыхания;

дыхательной

гимнастики;

словесно-подвижных

игр

на

развитие

умения

выполнять упражнения в соответствии с текстом игры.

В основной части занятия проводятся общеразвивающие упражнения

с предметами или без предметов, и

основные виды движений, которые

упражняют

детей

в

прыжках,

лазанье,

ползании,

равновесии,

метании,

катании,

бросании

и

ловле,

с

использованием

гимнастического

оборудования (гимнастическая стенка, гимнастические скамейки,

дуги,

стойки со шнурами, ребристые доски,), со спортивным

инвентарём и

атрибутами (мешочки с песком или крупой, обручи, мячи, колючие мячики и

валики, мягкие модули, нетрадиционное оборудование: массажные коврики

с

пуговицами,

мягкие

мячи

и

т.д.),

направленные

на

усвоение

детьми

конкретных умений, навыков и знаний. Каждому возрасту соответствует

программный

материал;

усвоенные

физические

упражнения

и

игры

систематически повторяются и закрепляются из квартала в квартал, из года

в

год.

Коррекционные

упражнения,

направленные

на

профилактику

и

исправление проблем в физическом развитии, подбираются индивидуально

с учётом физических особенностей и возможностей детей.

Заключительная

часть

занятия

содержит

в

себе

подвижные

игры,

упражнения

на

восстановление

дыхания,

игры

малой

подвижности,

пальчиковую гимнастику.

Физкультурные занятия могут быть построены на основе литературного

сюжета, где за основу берутся сюжеты сказок, рассказов, но структура

занятия при этом сохраняется.

В физическом воспитании соблюдается дифференцированный подход:

при подборе игр и физических упражнений, в их дозировке учитывается

возраст, состояние здоровья, физического развития и подготовленности, а

также индивидуальные особенности детей.

Ожидаемые результаты:

укрепление здоровья детей;

развитие основных физических качеств;

формирование основ здорового образа жизни;

формирование уверенности в своих силах;

развитие коммуникативных навыков и умений;

умение применять полученные знания и умения самостоятельно.

3.2

Технология «Занятия из серии «Здоровье»

Актуальность

Сегодня

нет

необходимости

убеждать

кого-либо

в

актуальности

проблемы здоровья детей.

К началу ХХI века в России сложилась поистине драматическая

ситуация.

С

1990

года

происходило

поистине

беспрецедентное

уменьшение

народонаселения

России.

Смертность

превышала

рождаемость в 1,5 – 2,5 раза. Только 8% новорождённых имели высокую

жизнеспособность;

31%

подростков

страдали

психическими

расстройствами.

Наблюдалось

резкое

увеличение

доли

детей-

инвалидов.

Специалисты прогнозировали, что если ситуацию не переломить, то

к 2035 году каждый второй ребёнок родится с врождённым дефектом.

Не случайно сегодня поддержка и сохранение здоровья как детского,

так

и

взрослого

населения

является

стратегическим

направлением

государственной политики, одним из национальных проектов.

Тревожная

ситуация

ухудшения

здоровья

детей,

осознание

необходимости

формирования

у

детей

дошкольного

возраста

основ

здорового образа жизни, культуры здоровья; приоритетность физического

воспитания, развития

двигательной активности у детей как

одного из

факторов

повышения

сопротивляемости

организма

всё

это

лежит

в

основе проведения с детьми занятий из серии «Здоровье».

Цель: Воспитание у детей потребности в здоровье, формирование у них

элементарных представлений о здоровом образе жизни.

Задачи:

привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

знания детей о своём теле, уходу за ним;

соблюдение основ безопасного поведения в быту и социуме;

формирование

навыков

коммуникативного

общения,

поведения

в

обществе, норм этикета;

умение

объективно

оценивать

положительные

и

отрицательные

явления нашей жизни и действовать в зависимости от ситуации.

Содержание

Занятия

из

серии

«Здоровье»

длительностью

15-30

минут

зависимости от возраста детей). В процессе воспитания здорового образа

жизни у детей, наряду, с занятиями, в ходе которых также решаются задачи

по

закреплению

словаря,

в

обязательном

порядке

необходима

предварительная работа, которая ведется в свободное от занятий время с

опережением данных занятий на одну неделю. Как во время проведения

занятий, так и в ходе предварительной работы используется наглядность

для более эффективного восприятия ребёнком поданного материала.

Решая

задачи

по

формированию

здорового

образа жизни у детей дошкольного возраста в

ходе работы, педагог в обязательном порядке

должен также заботится и о здоровье самого

р е б ё н к а ,

п р и м е н я я

в

р а б о т е

здоровьесберегающие технологии: гимнастику

д л я

гл аз ,

озд орови тел ь н ы е

м и н у т к и ,

самомассаж,

точечный

массаж,

музыкальную

терапию и т.д., с целью снятия мышечного и

нервного

напряжения,

психоэмоционального

напряжения,

а

также

озд оров и тел ь н о-

профилактического действия.

Занятия

помогут

расширить

представления

детей

о

состоянии

собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и

заботится о нём, помогут

детям в формировании привычек здорового

образа

жизни,

в

привитии

стойких

культурно

-

гигиенических

навыков.

Данные занятия расширят знания дошкольников о питании, его значимости,

о взаимосвязи здоровья и питания, о лекарственных растениях.

Ожидаемые результаты:

формирование

основ

здорового

образа

жизни

у

детей

дошкольного

возраста;

умение применять полученные знания и умения самостоятельно;

формирование у детей потребности в здоровом образе жизни;

формирование

у

детей

осознанно-правильного

отношения

к

безопасности жизнедеятельности.

3.3

Технология «Игротерапия»

Актуальность

У

малышей,

как

и

у

взрослых,

всегда

есть

место

для

небольших

проблем, избавиться от которых им помогают вот эти самые игры, рисунки.

Природа

заботится

о

них

больше,

чем

о

взрослых,

поэтому

им

на

подсознательном

уровне

закладывается

то,

что

прежде

чем

решить

проблему её нужно увидеть со стороны. Перенести в другой мир, в мир

выдуманный.

А

потом,

когда

видишь

уже

свою

заботу,

можно

её

и

разрешить.

Сталкиваясь с трудностями, ребёнок начинает рисовать их на бумаге

цветными

карандашами.

На

рисунке

он

четко

прорисовывает

всех

действующих лиц, даёт им имена. Такую же картинку он может сложить и из

своих игрушек. Рассадить их по комнатке, дать каждому имя и наделить

определенными свойствами. После того, как все роли розданы, проблема

нарисована, малыш начинает её самостоятельно решать.

То есть переносится сам в свой собственный выдуманный мир, и,

озвучивая всех персонажей, регулируя их действиями, постепенно выходит

на счастливое разрешение проблемы. Потому что он пока не знает о том,

что не бывает неразрешимых проблем. Это конечно, истина, но о ней

помнят только дети.

Игра - это такой волшебный инструмент, которым можно избавить

себя от многих болезней и неприятностей. Дети умеют им пользоваться.

Ведь, как говорится, все болезни, вся негативная энергия у нас в голове. Но,

по секрету, разрешение этих проблем там же.

Цель:

Формирование

произвольности

психических

процессов,

речи,

познавательной деятельности, совершенствование опорно-двигательной и

эмоционально – волевой сфер ребёнка.

Задачи:

Развитие и коррекция предметной и игровой деятельности;

Развитие и коррекция речи и психических процессов.

Развитие

и

коррекция

коммуникативной,

эмоционально-волевой

и

опорно-двигательной сфер.

Содержание

Игра

является

самым

действенным

средством

к оррекции

психофизического

развития

детей.

Игротерапия

а к тивизирует

формирование

произвольности

психических

процессов,

р еч и ,

познавательной деятельности, совершенствование опорно-двигательной и

эмоционально–волевой сфер.

Содержание

занятий

по

игротерапии

строится

с

у ч ё то м

закономерностей развития нормально развивающихся детей. Это вытекает

из

признания

общности

закономерностей

психического

развития

нормального

и

аномального

ребёнка.

Вместе

с

тем,

при

разработке

коррекционно-развивающих

занятий

учитываются

следующие

принципы

построения занятий:

частая смена видов деятельности;

структурная простота содержания;

доступность и постепенность усложнения игрового задания;

наглядность и выразительность игрового материала;

учёт

индивидуальных

психических

показателей

с

тенденцией

к

некоторому опережению, т.е. с перспективой зоны их развития.

Спецификой построения коррекционно-развивающих занятий является

логическая взаимосвязь всех заданий, содержание которых включает в себя

игровые действия персонажей. Единая сюжетная нить, пронизывающая всё

занятие позволяет детям достаточно быстро овладевать предметными и

игровыми действиями, преодолевать собственные затруднения в общении и

в поведении. Положительный эффект игротерапевтического воздействия на

ребёнка во время занятий обеспечивается тем, что вся работа идёт на

положительном эмоциональном настрое с максимальной психологической

поддержкой со стороны педагога, с воздействием на все органы чувств.

Занятия с детьми в возрасте от 1 года до 3–4 лет проводятся два раза в

неделю.

Время

занятий

колеблется

от

5–7

минут

до

15–20

минут

в

зависимости

от

возраста

ребёнка

и

уровня

его

развития.

Занятия

проводятся в первую и вторую половину дня.

Технология

коррекционно-развивающей

игротерапии

построена

на

использовании

широко

известных

потешек,

которые

хорошо

знакомы

малышам и которые они с удовольствием вновь слушают и обыгрывают.

Потешки,

песенки

создают

благоприятный

эмоциональный

фон,

способствуют

развитию

умения

слушать

и

понимать

содержание,

улавливать ритм речи, учат разговорной речи. Потешки используются с

первых дней обучения. На разных этапах обучения одни и те же потешки

используются

с

разными

целями:

для

развития

восприятия

речи,

для

развития

речевых

средств,

для

развития

речевой

коммуникации.

Содержание

потешек

позволяет

наглядно

воспроизводить

сценки

с

несколькими последовательно меняющимися действиями. Ценность их в

том

и

состоит,

что

слово

можно

соединить

с

действием

ребёнка.

Содержание многих потешек очень динамично, богато глаголами, их легко

инсценировать тогда, когда дети ещё не владеют активной речью. Под

чтение потешки дети могут изображать движение действующих лиц или

выполнять

действия

с

игрушкой.

Поняв,

как

используется

предмет

или

игрушка при инсценировке потешки, малыш с помощью педагога легче

переходит к употреблению игрушек в самостоятельной игре.

Потешки, прибаутки, образные слова представляют ту ценную звуковую

и

речевую

среду,

которая

благоприятствует

освоению

языка,

помогает

педагогу установить с ребёнком эмоциональный контакт, а затем и деловое

и речевое общение. Раннее соприкосновение с народным творчеством, с

людьми, способными пробудить в душе эмоциональный отклик на ритм,

музыкальность потешек, обогащают чувства ребёнка пониманием добра,

ласки, тепла. Кроме потешек в занятиях по коррекционно-развивающей

игротерапии используются произведения русских и советских писателей.

Развитие предметной и игровой деятельности, психических процессов,

перевоспитание особенностей личности и поведения осуществляется через

систему разнообразных игр. Это дидактические игры, направленные на

формирование

сотрудничества

ребёнка

с

взрослым,

по

развитию

предметной и игровой деятельности, по сенсорному развитию, по развитию

речи; театрализованные игры, подвижные игры.

Процесс

формирования

предметной

и

игровой

деятельности

на

занятиях по игротерапии обеспечивают разнообразные приёмы и методы

обучения в различных сочетаниях. Особая роль при этом принадлежит

практическим

и

наглядным

методам.

Их

рациональное

использование

способствует воспитанию достаточно точных и ёмких представлений об

окружающем.

На

первых

этапах

формирования

предметно-игровых

и

игровых действий большое значение имеет использование таких приёмов,

как

совместные

действия

ребёнка

и

взрослого,

выполнение

детьми

действий

по

подражанию

взрослому,

по

образцу,

демонстрируемому

взрослым.

Словесная

инструкция

и

действия

детей

по

собственному

замыслу используется на этапе закрепления и повторения формируемых

действий. Они применяются на фоне высокой эмоциональной активности

педагога

и

детей,

что

позволяет

вызвать

интерес

у

каждого

ребёнка,

наладить

положительный

эмоциональный

контакт

между

взрослым

и

ребёнком, постепенно перерастающий в сотрудничество.

В зависимости от уровня предметной деятельности обучающие игры

направлены:

на демонстрацию отдельных предметно-игровых действий;

на обучение выполнения цепочки предметно-игровых действий;

на демонстрацию новых, более обобщенных способов решения игровых

задач

с

помощью

предметов-заместителей,

нарисованных

или

воображаемых предметов.

Игротерапия:

Способствует формированию умения развертывать условные действия с

сюжетной

игрушкой,

предметом-заместителем

и

воображаемым

предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку,

словесно

обозначать

их,

продолжать

по

смыслу

действие,

начатое

партнером – взрослым, а затем сверстником.

Игротерапия – один из самых эффективных способов воздействия на

ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: УЧИТЬ

– ИГРАЯ!

Развивает у детей психические процессы: мышление, внимание, память,

воображение.

Ожидаемые результаты:

Дети

смогут

самостоятельно

организовывать

дидактические,

сюжетно-ролевые, творческие игры;

Будут

развиты

познавательная,

коммуникативная,

эмоционально

волевая, опорно - двигательная сферы ребёнка.

Дети

научатся

рассказывать

небольшие

сказки,

стихи

по

иллюстрациям;

Научатся правильно и красиво говорить.

3.4

Технология «Психогимнастика»

Актуальность

То,

что

дети

дошкольного

возраста

нуждаются

в

психологической

помощи,

доказывать

уже

никому

не

надо.

Важно,

чтобы

методами

психопрофилактики и психокоррекции владели не только психологи, но и

воспитатели и использовали их в своей повседневной работе с детьми,

учитывая их индивидуальные особенности и проблемы.

В основе психогимнастики лежит игра, являющаяся основным видом

деятельности

дошкольника.

Психогимнастикой

называется

метод,

при

котором участники проявляют себя и общаются без помощи слов.

Это

эффективное

средство

оптимизации

социально-перцептивной

сферы личности, так как позволяет обратить внимание на «язык тела» и

пространственно-временные характеристики общения.

Психогимнастика

показана

детям

с

чрезмерной

утомляемостью,

истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами,

нарушениями

характера,

легкими

задержками

психического

развития

и

другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на границе

здоровья и болезни.

Это важно особенно в наше время, когда нагрузки на детей растут, а

возможности для отдыха и для эмоциональной и двигательной разрядки

становятся меньше.

Цель:

Преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания

себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей

для самовыражения.

Задачи:

Развивать невербальное, бессловесное общение с помощью мимики и

жестов.

Создать возможности для самовыражения.

Развивать умение снятия психического напряжения.

Содержание

Психогимнастика

это

курс

специальных

занятий

(этюдов,

упражнений, игр) направленных на развитие и коррекцию различных сторон

психики ребёнка. Его познавательной и эмоционально-личностной сферы. В

психогимнастике

придаётся

большое

значение

общению

детей

со

сверстниками,

что

очень

важно

для

нормального

развития

и

эмоционального здоровья детей. Имеются десятки причин, вызывающих

нарушения общения. Нарушения взаимоотношений могут быть, в частности,

следствием двигательной расторможенности, а также неумения словесно

общаться.

Во

время

занятий

психогимнастикой

в

основном

используется

бессл овесный

материал ,

хотя

с л о в е с н о е

выражение детьми своих чувств

поощряется

ведущим.

Ведь

назвать

значит

более

или

менее понять.

Выразительные

движения:

Восприятие внешнего выражения

эмоций возбуждает ответные эмоциональные переживания и реакции у

людей

и

играет

видную

роль

в

человеческом

общении.

Владение

выразительными движениями предполагает также тонкое понимание всех

оттенков

и

нюансов

выражения

лица,

жеста

и

движения

тела

другого

человека.

Мимика. Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и

настроениях

человека.

Если

человек

улыбается,

значит,

он

радуется;

сдвинутые

брови

и

вертикальные

складки

на

лбу

свидетельствуют

о

недовольстве, гневе. О многом может сказать взгляд человека. Он может

быть

прямой,

открытый,

потупленный,

доверчивый,

ласковый,

хмурый,

вопрошающий,

испуганный,

невыразительный,

застывший,

блуждающий.

Общее

выражение

лица

может

быть

осмысленное,

грустное,

угрюмое,

брезгливое,

самодовольное,

безразличное.

Много

определений

можно

подобрать и к смеху и плачу. Мимика бывает живой, вялой, бедной, богатой,

маловыразительной, напряженной, спокойной.

Жесты. Жесты делятся на: условные, указывающие, подчеркивающие,

ритмичные, показывающие и эмоциональные. Жестикуляция может быть

живой,

вялой,

бедной,

богатой,

маловыразительной,

естественной,

спокойной, порывистой, робкой, энергичной, жест может и отсутствовать.

Проведём несложное исследование группы детей 4-6-летнего возраста.

Мы увидим, что даже маленькие дети знают жестикуляцию и умеют ею

пользоваться. Когда им называли слова «высокий», «маленький», «там»,

«я» и т. д. и просили показать жестом, они легко справлялись с этим

заданием.

Обучение

выразительным

движениям.

Для

тренировки

лицевой

мускулатуры у детей используются этюды из «Психогимнастики». Внимание

детей привлекается к какому-то одному компоненту выразительности: «Он

так удивился, что у него даже брови полезли на лоб». В этюдах типа

«Удивление»

и

«Сердитый

дедушка»

следует

тренировать

мышцы,

отвечающие только за брови — лоб, в этюдах «Гневная гиена» и «Соленый

чай»

только

мышцы

носа

(наморщивание)

и

губ.

Можно

упражнять

мимику

и

во

время

психомышечной

тренировки.

Постепенно

объём

внимания

ребёнка

надо

расширить.

Эти

же

этюды

рекомендуются

отстающим

в

эмоциональном

развитии

детям,

плохо

различающим

выражение

лица

другого

человека.

Такие

тренировки

помогают

им

осмысливать

сцепление

определенных

движений

мускулов

лица

с

определенными переживаниями. Одновременно ребёнок учится называть

свои чувства. Ему становятся понятны слова: интерес, удивление, радость,

горе и т. д.

Психогимнастика:

способствует снятию психического напряжения;

помогает преодолевать барьеры в общении;

развивает у детей психические процессы: мышление, внимание, память,

воображение;

способствует развитию выразительных движений.

Ожидаемый результат:

дети станут общительней, раскрепощённее;

научатся контролировать свои эмоции;

будет

развита

познавательная

и

эмоционально-личностная

сфера

ребёнка.

3.5

Технология «Самомассаж»

Актуальность

Самомассаж

является

одним

из

самых

распространенных

видов

массажа, который был известен еще в Древней Греции и Древнем Риме.

Упоминание

о

нём

содержится

в

трудах

древнейших

греческих

врачей

Герадикоса и Гиппократа.

Механизм

действия самомассажа на организм и влияние его на

отдельные

системы

такие

же,

как

и

при

массаже,

выполняемом

массажистом.

Здоровье

отдельных

клеток

тела

зависит

от

обильной

поставки крови и лимфы потому что эти жидкости поставляют питательные

вещества и кислород и уносят излишки и токсины.

Таким образом, это так просто понять, почему хорошая циркуляция

настолько

важна

для

нашего

здоровья

и

почему

массаж

может

быть

настолько полезен для всего тела хотя бы из-за одного его положительного

воздействия

на

циркуляцию.

Установлено,

что

5-8-минутный

сеанс

самомассажа заменяет 20-30 минут пассивного отдыха.

Самомассаж

облегчает

пробуждение

организма,

стимулирует

деятельность

внутренних

органов,

оказывает

общеукрепляющее

воздействие,

мобилизует

защитные

силы

организма,

стимулирует

его

способность

к

естественному

исцелению,

способствует

повышению

работоспособности, психоэмоциональной разрядке, улучшению настроения.

Поэтому он полезен для людей любого возраста, особенно - детям,

для которых важно закладывать основы здоровья, формировать привычку

«быть

здоровым»,

готовить

организм

к

всё

возрастающим

нагрузкам.

Регулярные занятия имеют и воспитательное значение. Они способствуют

формированию

у

детей

привычки

следить

за

своим

здоровьем,

тонко

чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы, не

дожидаясь начала заболевания.

Цель: оздоровление и укрепление организма, улучшение кровообращения,

лимфотока,

обменных

процессов

и

питания

тканей,

профилактика

заболеваний простудного характера.

Задачи:

способствовать

повышению

функциональных

возможностей

детского

организма, снижению утомления;

формировать навыки самомассажа;

закреплять знание частей тела;

формировать привычку к здоровому образу жизни.

Содержание

При выполнении самомассажа следует соблюдать те же правила, что и

при обычном массаже. Проводить его следует в хорошо проветренном

помещении, однако, в нём не должно быть слишком холодно, так как это

способствует

рефлекторному

повышению

тонуса

мышц.

Оптимальная

температура воздуха в комнате должна составлять +20 °С. Руки перед

выполнением процедуры необходимо тщательно вымыть с мылом. Если

условия

не

позволяют

сделать

это,

можно

протереть

руки

спиртовым

раствором. Для того, чтобы они были мягкими, хорошо скользили по телу и

не раздражали кожу, на них следует нанести детскую присыпку, тальк или

специальные

смазывающие

вещества:

массажное

масло,

детский

или

косметический

крем.

Лучшим

средством

при

массаже

больших

поверхностей

тела

(спины,

грудной

клетки,

всего

тела)

является

тальк,

который обладает прекрасными впитывающими свойствами (абсорбирует

пот, кожный жир), делает кожу гладкой, не вызывает аллергической реакции.

После

сеанса

самомассажа

тальк

следует

аккуратно

удалить

чистой

салфеткой.

Поза во время проведения

сеанса

должна

способствовать

максимальному

расслаблению

мышц,

так

как

это

значительно

п о в ы ш а е т

э ф ф е к т и в н о с т ь

массажа.

Массируемые

участки

тела

нужно

обнажить,

однако,

если

условия

не

позволяют

сделать

этого,

можно

выполнить

массаж через одежду.

Движения

во

время

самомассажа

следует

производить

по

естественному

ходу

тока

крови

и

по

направлению

к

близлежащим

лимфатическим

узлам.

Они

располагаются

в

подмышечной

впадине,

подколенной ямке, в области паха и других местах, их массировать не

нужно. Таким образом, самомассаж рук необходимо выполнять, начиная от

кончиков

пальцев

и

продвигаясь

вверх

до

подмышечной

впадины.

Самомассаж нижних конечностей — от кончиков пальцев до коленного

сустава к паховых узлам. Самомассаж груди — от центра груди к плечам

(подмышечным

впадинам).

Самомассаж

спины

от

позвоночника

в

стороны, шеи — от границы естественного роста волос вниз (к спине,

плечам, ключицам и подмышечным впадинам); лица — от переносицы в

разные

стороны

и

от

висков

вниз.

При

выполнении

самомассажа

используют

те

же

приёмы,

что

и

в

обычном

массаже:

разного

рода

поглаживания, выжимания, растирания, активные, пассивные движения и

движения

с

сопротивлением,

разминания,

потряхивание,

встряхивание,

поколачивание и другие приёмы.

С а м о м а с с а ж

м о ж е т

б ы т ь

ч а с т н ы м

и

о б щ и м .

Наиболее простыми, доступными пониманию, запоминанию и исполнению

ребенка являются комплексы самомассажа, представленные в игровой,

сюжетно-ролевой форме.

З а н и м а т ь с я

л у ч ш е

ежедневно, либо в одни и те же

дни

недели,

на

гол од н ы й

желудок,

после

сна.

С

целью

повышения

интереса

детей

к

з а н я т и я м ,

п р е д л а г а е т с я

проводить их в сюжетно-игровой

форме,

представляя

с ебя,

например,

просыпающимися

медвежатами.

Воспитатель

рассказывает

сказку,

а

ребята

её

представляют,

выполняя разнообразные приемы массажа. До тех пор, пока ребята не

выучат приёмы, рассказ должен сочетаться с показом.

Сюжет сказки периодически необходимо менять, сохраняя порядок

приемов массажа. Просыпаться может барсук, енот, кот... Герой может не

просыпаться,

а

готовиться

к

каким-либо

спортивным

или

иным

достижениям, например, к выступлению в зверином театре, встрече деда

Мороза, иным событиям, значимым для детей.

Ожидаемые результаты:

овладение детьми и родителями навыками самомассажа;

повышение функциональных возможностей организма;

снижение утомления;

быстрое восстановление сил после физических и умственных нагрузок;

повышение эффективности отдыха.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!