Напоминание

"Консультация для родителей"


Автор: Болотова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 10 "Солнышко"
Населённый пункт: г.Ленинск-Кузнецкий Кемеровская область
Наименование материала: Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста
Тема: "Консультация для родителей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сенсорное

развитие

у

детей

младшего

дошкольного возраста

Задачи:

• учить выполнять массаж ладоней, пальцев рук;

• учить выполнять дыхательную гимнастику;

• развивать у детей мелкую моторику рук и пальцев;

• развивать тонкие движения пальцев рук;

• развивать у детей речь, внимание, воображение, память;

• развивать у детей коммуникативные способности;

• формировать дифференцированное восприятие качества предметов (цвет, величина, форма,

вес, звук, запах и т. д.) ;

• воспитывать самостоятельность, умение играть вместе, взаимодействовать в коллективе.

Дидактическое пособие используется в педагогическом процессе, как в непосредственно

образовательной

деятельности,

так

и

в

самостоятельной

игровой

и

поисково-

экспериментальной деятельности детей. Особое внимание уделено подбору сенсомоторных

объектов для пособия в плане их безопасности для жизни и здоровья детей.

Способы развития сенсорных способностей

Способов развития сенсорных способностей немало. Рассмотрим несколько из них:

во-первых, через игрушки и книги, которых сейчас множество в магазинах и которые влияют

на сенсорное развитие детей. Но нужно помнить, что игрушки и книги – это дополнительные

средства дл я познания окружающего мира;

во-вторых, вовлечение детей в свою деятельность. Дети любознательны и поэтому легко

вовлекаются. Нужно лишь рассказывать об окружающих предметах и явлениях, объяснять

свои действия, тем самым помочь ребенку развивать сенсорные способности. Важно, чтобы

ребенок научился сопоставлять данные, которые его мозг получает от разных органов чувств

и объединять их в одно целое;

в-третьих, предметно-игровая форма обучения, играющая особую роль в сенсорном развитии

детей. Игры по сенсорному развитию начинают со знакомства с цветом и формой предметов.

Сначала

используются

яркие

цвета

и

простые

признаки,

формы

предмета:

большой,

маленький, круглый, квадратный, длинный, короткий и т. д. Далее используется цветовая

палитра, и усложненная форма предметов, то есть добавляются различные возможности ими

оперировать (складывать между собой, вставлять, нанизывать и т. д.)

Для чего нужны сенсорные игрушки?

Они

учат

запоминать,

мыслить,

анализировать,

синтезировать,

экспериментировать,

обобщать и т. д. То есть помогают развивать умственные способности детей.

Сенсорные

игрушки

для

маленьких

детей

помогают

им

познакомиться

и

научиться

пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми

посредством речи. Эти развивающие игрушки через тактильные ощущения воздействуют на

мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Нервная

система

ребенка

воспринимает

внешние

раздражители,

такие

как

звук,

свет,

давление, запах, ощущает перемещение предмета, его цвет, форму, размер. На основе

личного

опыта

будет

происходить

дальнейшее

умственное,

физическое

и

эстетическое

развитие каждого малыша. А игрушки для сенсорного развития стимулируют детей совершать

различные

действия:

облизывать

и

кусать

погремушку,

хватать

кубик,

бросать

мяч,

перемещать машину.

Как происходит сенсорное развитие?

Сенсорное развитие происходит с помощью узнавания цвета, формы, величины предмета и т.

д. Поэтому ребенок всегда трогает предмет, берет его в рот, чтобы убедится и понять, что он

из

себя

представляет.

Чтобы

познать

предмет

со

всех

сторон

ребенок

задействует

все

сенсорные

системы.

Причем,

чтобы

понять,

например,

что

эта

вещь

хрупкая

и

легко

сломается, на Ваши слова ребенок никак не реагирует, пока не сломает и сам не убедится, что

она действительно хрупкая и что это вообще значит сломать, как это.

Только благодаря жизненному опыту наши дети, также как когда-то мы, познают мир и

обогащают представления о мире.

То

есть,

подводя

итог

вышесказанному

мы

видим,

что

познание

окружающей

действительности у ребенка начинается с анализа информации, которую он получил путем

визуального наблюдения, различения вкуса, запаха, звука и т. д.

Овладение сенсорными эталонами должны обязательно подкрепляться словесно. Так как

знания,

которые

получил

ребенок

во

время

обследования

и

сравнения

должны

быть

подкреплены вербально, то есть, озвучены действия, предметы, вид деятельности. Ребенок

должен получить полную картину с помощью всей сенсорной системы. Когда все пять пунктов

сенсорной

системы

использованы,

тогда

ребенок

получает

полную

картину

о

предмете,

явлении, виде деятельности и т. д.

Благодаря восприятию происходит сенсорное развитие, а восприятие формируется благодаря

синтезу

различных

ощущений:

зрительных,

слуховых,

обонятельных,

кинестетических,

тактильных и т. д. И уже к концу периода младенчества у малыша сформированы практически

все свойства восприятия.

Процесс восприятия напрямую связан с вниманием, мышлением, памятью и направляется

мотивацией, а также имеет определенную эффективно-эмоциональную окраску.

Игровая деятельность в сенсорном развитии

Игра «Луна и солнце»

Цель:

формировать умение называть части суток (день, ночь) ;

развивать моторику рук, пальцев, память.

Описание игры: на тёмном фоне ткани пришит жёлтый полукруг с закрытым глазом. Это

говорит о том, что ночью все спят, отдыхают. Яркие жёлтые звёздочки на ночном небе

прикрепить их можно при помощи кнопочек. На белом фоне ткани пришит жёлтый полукруг с

открытым глазом. Это говорит о том, что днём всё живёт, цветёт, дышит. Жёлтые лучики

солнца ребенок прикрепляет при помощи липучки, а звездочки на кнопочках.

Жёлтое и круглое Светит на детей!

Солнечные лучики

Прикрепи быстрей

Маленькие звёздочки

Глазоньки луны,

Жёлтенькие бусинки

К небу прикрепи!

Игра «Ветер, ветер, ветерок… »

Цель:

стимулировать работу мозга, регулировать нервно - психические процессы;

развивать речевое дыхание, вызывать радость от общения.

Ход игры: Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками) .

Игра «Девочка на полянке»

Цель:

различать и называть части тела человека, мелкую моторику рук и речевую активность;

вызывать радость от общения.

Описание игры: Нашито лицо девочки, шея, руки, платье, ноги, туфли. На голове вшиты

верёвочки для плетения косичек. На лице глазки, нос – пуговка и рот пришит из материала.

Около девочки пришиты разного цвета пуговицы. Цветочки, связанные крючком из разного

цвета пряжи можно пристегнуть к такой же по цвету пуговице.

Ручки есть и ножки тоже.

Также есть и голова.

Ротик, носик и глаза.

На лице – всё как у нас

Любит девочка всех вас!

Игра «Ароматные цветы»

Цель:

формировать дифференцированное восприятие качества (запах) ;

тренировать память и воображение.

Описание игры: Цветок состоит из двух частей, соединяет его липучка. Отклеив липучку, мы

можем взять в руки серединку цветочка (киндер сюрприз с дырочками для запаха, которые

можно понюхать и узнать, как пахнет цветок.

Бежит тропинка через луг,

Ныряет влево, вправо.

Куда ни глянь, цветы вокруг,

Да по колено травы.

Зеленый луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета.

Красивых, радужных цветов.

На них разбросаны букеты.

Игра «Кармашки с секретом»

Цель:

формировать умение понимать количественную характеристику из отдельных предметов,

используя в речи слова «один», «много»;

развивать мелкую моторику рук и пальцев, речевую активность.

Описание игры: Детям предлагается расстегнуть кармашки и посмотреть, что внутри. Им

интересно,

что

находится

внутри,

и

они

стараются

открыть

замочек,

а

там

прячутся

геометрические фигуры. Кармашек с застежками поможет детям научиться застегивать свои

сандалики.

Что в портфеле, интересно?

Раз, два, три - нажми замок,

Раз, два, три – замок открылся

Вынимай и посмотри!

Игра «Солнышко лучистое»

Цель:

развивать мелкую моторику рук, речевую активность;

совершенствовать знания детей о цветах спектра и их оттенках;

упражнять в подборе цветов;

развивать точность цветового восприятия, умение видеть и анализировать цветовую гамму

картины.

Описание игры: Каждый бантик на липучки, дети подбирают по цветовому решению и с

собственными ощущениями, находят правильный вариант.

Радуга, скажи,

Какая сила. Все твои цвета.

Соединила?

- Это дружба, -

Радуга в ответ. -

Дружат краски в радуге,

Ребята.

Крепкой дружбой

Радуга богата,

Ясный излучающая свет.

Игра «Матрешка»

Цель:

развивать мелкую моторику рук, память, внимание, развивать речевую активность;

вызывать радость от общения, закреплять знание основных цветов (синий, красный, зеленый,

желтый).

Описание игры: Упражнение с цветной матрешкой поднимает у детей настроение. Детям

предлагается разложить цветные платочки в кармашки, какого же цвета. Можно выбирать

бусины одного цвета, нанизывать в определенном порядке, чередуя по цвету, величине.

К маме Маша приходила,

Маму в бусы нарядила.

Бусин много раз, два, три –

Как красиво, посмотри.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!