Автор: Сургаева Елена Михайловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Детский сад "Сказка" г. Нефтегорск
Населённый пункт: город Нефтегорск Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Сказка ложь, да в ней намек..."
Раздел: дошкольное образование
Сказка ложь, да в ней намек…
С
введением
в
работу
учреждений
дошкольного
образования
государственных
стандартов
дошкольного
образования,
изменились
требования к портрету выпускника ДОУ. Для формирования любого качества
у дошкольника требуется системное развитие ребенка. Оно предполагает
развитие
и
физическое,
и
психическое.
Дошкольное
детство
богато
на
новообразования
в
психике
ребенка.
Именно
в
детстве
складывается
и
формируется личность ребенка и ее отдельные качества. Ребенок из объекта
развития превратился в субъект развития.
Первой
задачей
новых
ФГОС
является
«охрана
и
укрепление
физического и психического здоровья детей (в том числе их эмоционального
благополучия)».
Психолого-педагогические
исследования
убедительно
показали
зависимость
эмоционального
благополучия
от
удовлетворения
потребности ребенка в общении и совместной деятельности со сверстниками
и взрослыми.
Проблему
хорошего
эмоционального
самочувствия
в
детском
саду
можно с успехом решать с помощью чтения сказок детям и бесед с ними о
прочитанном.
Человека, который бы не любил
сказки, наверное, в природе не
существует. При погружении в сказочный мир, становится теплее, появляется
удивительное
ощущение
надежды.
Эмоциональное
восприятие
делает
сказочных героев любимыми и нелюбимыми, делает их вполне реальными
существами, поступки которых можно спроецировать на собственную жизнь.
Чтение
сказок
является
способом
воспитания
у
ребенка
особого
отношения
к
миру.
Достоинства
сказки
в
том,
что
в
ней
отсутствуют
нравоучения.
Место
сказочного
действия
неопределенное.
Язык
повествования метафоричный. В ней всегда Добро побеждает Зло. В сказке
всегда есть Тайна и Волшебство. Словом, сказкой трудно навредить!
Велико значение сказки в маленькой жизни!
Сказки помогают установить контакт между детьми и взрослыми -
родителями и воспитателями. Совместное чтение объединяет, ведь сказки
лежат вне времени и вне моды.
Сказки учат жизни. Ребенок начинает знакомиться с реальной жизнью
через сказку. И это хорошо, потому, что если ребенка сразу окунуть в реалии
современной жизни, то это будет для него огромной психической травмой.
Поэтому
с
негативными
сторонами
жизни
нужно
знакомить
ребенка
осторожно. В сказках негатива предостаточно – это и Баба Яга, и Кощей
Бессмертный, и злая мачеха или ведьма.
Сказки развивают речь. Если ребенок с детства слушает правильную
литературную речь, то его речевые возможности активно развиваются. Кроме
того, с ребенком нужно говорить о прочитанной сказке: о чем сказка? кто из
героев понравился (не понравился) и
почему? почему герой совершает такие
поступки? и т.д.
В
психологии
есть
целое
направление
посвященное
сказке
–
сказкотерапия. В ней сказки подразделяются на несколько групп. Одни сказки
–
психотерапевтические
–
раскрывают
глубинный
смысл
происходящих
событий. Другие – психокоррекционные сказки – используют для мягкого
влияния на поведение ребенка. Третьи – медитативные сказки – служат для
накопления положительного образного опыта, снятия напряжения и создания
лучших моделей взаимоотношений. Четвертые -
дидактические сказки –
помогают педагогам «упаковывать» учебный материал.
Все виды сказок, кроме психокоррекционной и психотерапевтической,
могут
быть
использованы
педагогами
дошкольного
учреждения.
Для
применения элементов сказкотерапии не требуется специального образования
и
специально
организованной
среды.
Их
можно
использовать
в
непосредственной
образовательной,
совместной
и
самостоятельной
деятельности
с
детьми.
Для
этого
достаточно
внесение
каких-нибудь
атрибутов или сказочных предметов (волшебный шар, волшебная палочка и
пр.)
Уже с младшего дошкольного возраста можно использовать сказку с
воспитательной
целью.
Например,
сказку
можно
использовать,
чтобы
приучить ребенка чистить зубы или убирать за собой игрушки или уметь
общаться со сверстниками.
Во истину сказки волшебные!