Автор: Кузнецова Светлана Аександровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУ "ЦСПС и Д г. Полевского"
Населённый пункт: г. Полевской Свердловская область
Наименование материала: ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА - ДОШКОЛЬНИКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Тема: "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ"
Раздел: дошкольное образование
Психолого-педагогические условия формирования личности
ребёнка дошкольного возраста в неполной семье.
Актуальность темы заключается в следующем: Важнейшим институтом
формирования личности ребенка является семья. Именно в ней, в окружении
близких людей, закладываются основы личности дошкольника.
Однако в последние десятилетия современная семья во всём мире, в том
числе и в России, претерпевает серьёзные изменения. Российская семья сейчас
находится в состоянии кризиса, социальной деградации.
Так, например, одной из общих черт, свойственных семьям в современном
обществе является:
-
широкое распространение внебрачных рождений;
-
рост семей с неродными родителями;
-
рост разводов, и соответственно, рост неполных семей.
Таким образом, складывается противоречие между потребностью общества в
формировании полноценной личности и увеличением числа неблагополучных
семей с нарушенной семейной социализацией.
Целью
данной
работы,
является
выявление
психолого-педагогических
условий формирования личности ребёнка дошкольного возраста в неполной семье.
Дети
дошкольного
возраста
из
неполных
семей
тревожны,
агрессивны,
уровень
развития
восприятия
низкий.
Дошкольники
из
полных
семей
менее
агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.
В нашем исследовании принимало участия 23 ребенка дошкольного возраста,
при выборе испытуемых нами было выдвинуто два критерия: из полных семей и из
неполных семей,
из группы испытуемых
12 человек из неполных семей и 11
человек из полных семей.
Исследование проходило в три этапа:
Первый этап: Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П.,
Титаренко Т.М. Цель - выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада.
Использование специальной анкеты.
Второй этап: Исследование тревожности при помощи «Теста тревожности» Р.
Тэммла, М. Дорки, В. Амена. Задачи метода: исследование тревожности ребенка по
отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими
людьми.
Третий
этап:
Исследование
незащищенности,
тревожности,
чувство
полноценности, враждебности, конфликтности и фрустации, недоверия к себе,
трудностей общения, депрессивности у детей дошкольного возраста с помощью
проективной методики «Дом, дерево, человек» Романова Е.С., Потемкина С.Ф.
Четвертый
этап:
Исследование
уровня
развития
восприятия
у
детей
дошкольного возраста с помощью методики «Чего не хватает» Р.С. Немова.
Из
предложенной
серии
рисунков,
ребенок
должен
как
можно
быстрее
определить и назвать отсутствующую деталь.
Пройдя все 4 этапа, мы можем заметить, что дети дошкольного возраста из
неполных
семей
более
агрессивны,
чем
дети
из
полных
семей.
Они
имеют
следующие личностные особенности: нападают на остальных детей, обзывают их и
бьют,
намеренно
употребляет
грубые
выражения,
одним
словом,
становятся
«грозой»
всего
детского
коллектива,
источником
огорчений
воспитателей
и
родителей. Дети дошкольного возраста из неполных семей более тревожны, чем
дети из полных семей.
Таким образом, в результате нашего исследования и анализа полученных
результатов мы делаем вывод:
Дети дошкольного возраста из неполных семей, более агрессивны, тревожны,
чем дети из полных семей.
Нами
разработаны
практические
рекомендации
для
родителей,
а
также
методические рекомендации для воспитателей по организации работы с неполной
семьёй.
Опыт показал, что психолого-педагогические условия формирования
личности ребенка дошкольного возраста в неполной семье будут эффективными,
если установятся между участниками образовательного процесса, деловое
сотрудничество и доброжелательные межличностные отношения.
В нашем случае, дошкольники стали, более открытыми, доброжелательными,
менее тревожными, у детей появилось доверие к самому себе, чувство
полноценности. Родители сменили свое отношение к детскому саду. Они стали
активными участниками образовательного процесса, стараются помочь в
организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что,
не менее важно, родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его
понимать.