Напоминание

"ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ"


Автор: Кузнецова Светлана Аександровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГАУ "ЦСПС и Д г. Полевского"
Населённый пункт: г. Полевской Свердловская область
Наименование материала: ВЫЯВЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА - ДОШКОЛЬНИКА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ
Тема: "ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Психолого-педагогические условия формирования личности

ребёнка дошкольного возраста в неполной семье.

Актуальность темы заключается в следующем: Важнейшим институтом

формирования личности ребенка является семья. Именно в ней, в окружении

близких людей, закладываются основы личности дошкольника.

Однако в последние десятилетия современная семья во всём мире, в том

числе и в России, претерпевает серьёзные изменения. Российская семья сейчас

находится в состоянии кризиса, социальной деградации.

Так, например, одной из общих черт, свойственных семьям в современном

обществе является:

-

широкое распространение внебрачных рождений;

-

рост семей с неродными родителями;

-

рост разводов, и соответственно, рост неполных семей.

Таким образом, складывается противоречие между потребностью общества в

формировании полноценной личности и увеличением числа неблагополучных

семей с нарушенной семейной социализацией.

Целью

данной

работы,

является

выявление

психолого-педагогических

условий формирования личности ребёнка дошкольного возраста в неполной семье.

Дети

дошкольного

возраста

из

неполных

семей

тревожны,

агрессивны,

уровень

развития

восприятия

низкий.

Дошкольники

из

полных

семей

менее

агрессивны, тревожны, уровень развития восприятия высокий.

В нашем исследовании принимало участия 23 ребенка дошкольного возраста,

при выборе испытуемых нами было выдвинуто два критерия: из полных семей и из

неполных семей,

из группы испытуемых

12 человек из неполных семей и 11

человек из полных семей.

Исследование проходило в три этапа:

Первый этап: Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьева Г.П.,

Титаренко Т.М. Цель - выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада.

Использование специальной анкеты.

Второй этап: Исследование тревожности при помощи «Теста тревожности» Р.

Тэммла, М. Дорки, В. Амена. Задачи метода: исследование тревожности ребенка по

отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими

людьми.

Третий

этап:

Исследование

незащищенности,

тревожности,

чувство

полноценности, враждебности, конфликтности и фрустации, недоверия к себе,

трудностей общения, депрессивности у детей дошкольного возраста с помощью

проективной методики «Дом, дерево, человек» Романова Е.С., Потемкина С.Ф.

Четвертый

этап:

Исследование

уровня

развития

восприятия

у

детей

дошкольного возраста с помощью методики «Чего не хватает» Р.С. Немова.

Из

предложенной

серии

рисунков,

ребенок

должен

как

можно

быстрее

определить и назвать отсутствующую деталь.

Пройдя все 4 этапа, мы можем заметить, что дети дошкольного возраста из

неполных

семей

более

агрессивны,

чем

дети

из

полных

семей.

Они

имеют

следующие личностные особенности: нападают на остальных детей, обзывают их и

бьют,

намеренно

употребляет

грубые

выражения,

одним

словом,

становятся

«грозой»

всего

детского

коллектива,

источником

огорчений

воспитателей

и

родителей. Дети дошкольного возраста из неполных семей более тревожны, чем

дети из полных семей.

Таким образом, в результате нашего исследования и анализа полученных

результатов мы делаем вывод:

Дети дошкольного возраста из неполных семей, более агрессивны, тревожны,

чем дети из полных семей.

Нами

разработаны

практические

рекомендации

для

родителей,

а

также

методические рекомендации для воспитателей по организации работы с неполной

семьёй.

Опыт показал, что психолого-педагогические условия формирования

личности ребенка дошкольного возраста в неполной семье будут эффективными,

если установятся между участниками образовательного процесса, деловое

сотрудничество и доброжелательные межличностные отношения.

В нашем случае, дошкольники стали, более открытыми, доброжелательными,

менее тревожными, у детей появилось доверие к самому себе, чувство

полноценности. Родители сменили свое отношение к детскому саду. Они стали

активными участниками образовательного процесса, стараются помочь в

организации мероприятий, создается доверительная домашняя обстановка, и что,

не менее важно, родители сближаются со своим ребенком, начинают лучше его

понимать.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!