Автор: Бурумова Елена Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ "Олимп" Спасского муниципального района РТ
Населённый пункт: г. Болгар, РТ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ЭТАП НАЧАЛЬНОГО ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ
СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ОЛИМП»
СПАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
на тему:
«
ЭТАП НАЧАЛЬНОГО ОТБОРА
СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ
»
Выполнила: тренер - преподаватель
Е.А. Бурумова
2017г.
Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и
личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей
специфике того или иного вида спорта.
Выбор
каждым
человеком
вида
спорта,
в
наибольшей
мере
соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность
спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана, прежде всего, с
детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная
ориентация
повышает
эффективность
спортивного
отбора.
Технология
ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации
выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для
конкретного вида спорта.
Спортивный
отбор
—
это
комплекс
мероприятий,
позволяющий
определить высокую степень предрасположенности (одарённость) ребёнка к
тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).
Спортивная
ориентация —
система
организационно-методических
мероприятий,
позволяющих
наметить
направление
специализации
юного
спортсмена в определенном виде спорта.
Спортивные
способности
—
это
совокупность
качеств
личности,
соответствующая
объективным
условиям
и
требованиям
к
определённой
деятельности и обеспечивающая успешное её выполнение [1].
Существует несколько уровней спортивного отбора:
Первый
уровень
—
начальный
отбор
для
выявления
детей
(в
большинстве
видов
спорта
это
возраст
9—14
лет),
обладающих
потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом
спорта.
Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных
юношей и девушек (возраст 16—17 лет).
Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20
лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации.
Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные
сборные команды [2].
В этой статье речь пойдет о первом уровне спортивного отбора. Мы
считаем, что проблема начального спортивного отбора является актуальной, в
связи с тем, что нет наиболее углубленного педагогического тестирования
детей.
Итак,
конкретное
содержание
методики
отбора
обусловлено
спецификой
вида
спорта.
Она
основывается
на
системе
педагогических,
медико-биологических
и
психических
показателей,
имеющих
высокую
прогностическую значимость (уровень физических качеств, специфичных
для данного вида спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-
тактических
действий,
морфологические
данные,
функциональные
особенности
организма,
свойства
высшей
нервной
деятельности
и
др.).
Учитываются
исходный
уровень,
изменение
показателей
обследования
с
возрастом
и
под
влиянием
тренировки,
связь
этих
показателей
со
спортивными
достижениями.
Качество
отбора
служит
важным
условием
успешности
многолетней
подготовки
спортивных
резервов.
В
процессе
многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор
становится
более
углубленным,
вследствие
чего
количество
отсеиваемых
увеличивается [3].
Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной
деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем
работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не
принимается решения о прекращении занятий.
В
группы
начальной
подготовки
ДЮСШ
принимаются
дети
в
соответствии
с
возрастом,
определенным
для
данного
вида
спорта.
Критериями
спортивной
ориентации
являются
рекомендации
учителя
физической
культуры,
данные
медицинского
обследования,
ан-
тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.
Спортивная
практика
свидетельствует
о
том,
что
на
первом
этапе
далеко
не
всегда
можно
выявить
идеальный
тип
детей,
сочетающих
морфологические, функциональные и психические качества, необходимые
для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные
индивидуальные
различия
в
биологическом
развитии
начинающих
значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом
этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.
Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о
наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для
успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических
качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных
результатов,
существуют
так
называемые
консервативные,
генетически
обусловленные
качества
и
способности,
которые
с
большим
трудом
поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки [4]. Эти
физические качества и способности имеют важное прогностическое значение
при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных
школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые
антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к
максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования
вегетативных
систем
организма,
некоторые
психические
особенности
личности спортсмена.
В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким
расчетом,
чтобы
определить
не
столько
то,
что
уже
умеет
делать
занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его
способности
к
решению
двигательных
задач,
проявлению
двигательного
творчества,
умению
управлять
своими
движениями.
Одноразовые
контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь
о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор
тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный
спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня
физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе
специальной
тренировки.
Именно
темпы
прироста
свидетельствуют
о
способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде
деятельности [5].
Нами было проведено педагогическое тестирование детей 9-10 лет для
выявления
предрасположенности
к
лыжным
гонкам.
Исследование
было
проведено на базе ДЮСШ №1 по лыжным гонкам с 1.09.2013 по 30.06.2014.
Проверялся уровень развития физических качеств у детей. Было набрано две
группы по 15 человек. Были проведены вступительные тесты, в которых
измерялись следующие показатели: бег 30 метров; отжимания в упоре лежа;
лыжи
классика
1км;
прыжок
в
длину
с
места;
сгибание
туловища
из
положения
лежа
с
согнутыми
ногами
(пресс);
разгибание
спины
из
положения лежа на животе с руками в «замке» на затылке, локти разведены
на 180º пятки ног зафиксированы.
Оценка результатов проводилась по 5 бальной системе, выводилась
общая сумма балов по всем показателям теста для каждого из учеников.
Вследствие чего выявился уровень начальной подготовки у детей.
В
таблице
приведены
три
лучших
результата,
три
средних
и
три
худших.
Рис.1 Результаты начального тестирования детей (10.09.13).
Спустя
три
месяца
проводился
промежуточный
тест.
Уровень
показателей, учащихся вырос в среднем на два бала. У кого-то результаты
возросли, а у некоторых остались на том же уровне.
Это прежде всего зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от
трудолюбия,
от
развития
умственных
качеств,
уровня
самоанализа.
Есть
ребята, которые не показывают выдающихся результатов на начальном этапе
спортивного отбора, но многолетним трудом и упорством совершенствуют
свои навыки и добиваются успеха.
К примеру, олимпийский чемпион, норвежский лыжник Бьерн Дэли на
юношеском
уровне
не
отличался
высокими
результатами.
Но
упорными
тренировками добился больших успехов в лыжных гонках.
Важной
задачей
тренера-педагога
является
не
упустить
ребенка,
разглядеть задатки. Не только физические, но и психологические.
В конце учебного года было проведено итоговое тестирование.
Рис.2 Результаты итогового тестирования детей (30.06.14).
В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие
относительную лёгкость в овладении знаниями, умениями и навыками и
продуктивность
в
различных
видах
деятельности),
так
и
специальные
способности
(необходимые
для
достижения
высоких
результатов
в
конкретном виде спорта).
Спортивные
способности
во
многом
зависят
от
наследственно
обусловленных (генетических) задатков, которые отличаются стабильностью
и
консервативностью.
Поэтому
при
прогнозировании
спортивных
способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно
мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей
спортивной деятельности.
Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных
способностей
предполагает
выявление
тех
показателей,
которые
могут
существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом необходимо
принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный
уровень.
Важно
учитывать,
что
спортивный
отбор
и
ориентация
–
не
одномоментные
события
на
том
или
ином
этапе
спортивного
совершенствования,
а
практически
непрерывный
процесс,
охватывающий
всю многолетнюю подготовку спортсмена.
Список литературы
1.
Теория
и
методика
физической
культуры:
Матвеев
Л.П.
Москва:
Физкультура и спорт, 1991. 457 с.
2.
Лыжный спорт. Петер Шликенридер. Мурманск: Тулома, 2008. 338 с.
3.
Спортивная
физиология.
Р.
Хедман. Москва: Физкультура и спорт,
1980. 288 с.
4.
Энциклопедия физической подготовки Захаров Е. Н., Москва: Лептос,
1994. 496 с.
5.
Лыжные гонки. Арнд Хемерсбах. Мурманск: Тулома, 2010. 360 с.