Напоминание

ЭТАП НАЧАЛЬНОГО ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ


Автор: Бурумова Елена Александровна
Должность: тренер-преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДЮСШ "Олимп" Спасского муниципального района РТ
Населённый пункт: г. Болгар, РТ
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ЭТАП НАЧАЛЬНОГО ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ

СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ОЛИМП»

СПАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему:

«

ЭТАП НАЧАЛЬНОГО ОТБОРА

СПОРТСМЕНОВ В ЛЫЖНЫХ ГОНКАХ

»

Выполнила: тренер - преподаватель

Е.А. Бурумова

2017г.

Вовлечение людей в систематические занятия спортом, их интерес и

личные достижения зависят от соответствия индивидуальных особенностей

специфике того или иного вида спорта.

Выбор

каждым

человеком

вида

спорта,

в

наибольшей

мере

соответствующего его индивидуальным особенностям, составляет сущность

спортивной ориентации. Спортивная ориентация связана, прежде всего, с

детско-юношеским и массовым спортом. Хорошо поставленная спортивная

ориентация

повышает

эффективность

спортивного

отбора.

Технология

ориентации и отбора едина, различие только в подходе: при ориентации

выбирают вид спорта для конкретного человека, а при отборе — человека для

конкретного вида спорта.

Спортивный

отбор

это

комплекс

мероприятий,

позволяющий

определить высокую степень предрасположенности (одарённость) ребёнка к

тому или иному роду спортивной деятельности (виду спорта).

Спортивная

ориентация —

система

организационно-методических

мероприятий,

позволяющих

наметить

направление

специализации

юного

спортсмена в определенном виде спорта.

Спортивные

способности

это

совокупность

качеств

личности,

соответствующая

объективным

условиям

и

требованиям

к

определённой

деятельности и обеспечивающая успешное её выполнение [1].

Существует несколько уровней спортивного отбора:

Первый

уровень

начальный

отбор

для

выявления

детей

большинстве

видов

спорта

это

возраст

9—14

лет),

обладающих

потенциальными способностями к успешному овладению конкретным видом

спорта.

Второй уровень — углубленный отбор для выявления перспективных

юношей и девушек (возраст 16—17 лет).

Третий уровень—отбор для выявления спортсменов (возраст 18—20

лет) для зачисления в коллективы спортсменов высокой квалификации.

Четвертый уровень — отбор для выявления спортсменов в различные

сборные команды [2].

В этой статье речь пойдет о первом уровне спортивного отбора. Мы

считаем, что проблема начального спортивного отбора является актуальной, в

связи с тем, что нет наиболее углубленного педагогического тестирования

детей.

Итак,

конкретное

содержание

методики

отбора

обусловлено

спецификой

вида

спорта.

Она

основывается

на

системе

педагогических,

медико-биологических

и

психических

показателей,

имеющих

высокую

прогностическую значимость (уровень физических качеств, специфичных

для данного вида спорта, уровень способностей, лежащих в основе технико-

тактических

действий,

морфологические

данные,

функциональные

особенности

организма,

свойства

высшей

нервной

деятельности

и

др.).

Учитываются

исходный

уровень,

изменение

показателей

обследования

с

возрастом

и

под

влиянием

тренировки,

связь

этих

показателей

со

спортивными

достижениями.

Качество

отбора

служит

важным

условием

успешности

многолетней

подготовки

спортивных

резервов.

В

процессе

многолетней подготовки комплекс методов отбора расширяется, сам отбор

становится

более

углубленным,

вследствие

чего

количество

отсеиваемых

увеличивается [3].

Спортивный отбор продолжается постоянно в процессе спортивной

деятельности. Так, если новичок зачисляется в спортивную группу, то затем

работа с ним продолжается до тех пор, пока по каким-либо причинам не

принимается решения о прекращении занятий.

В

группы

начальной

подготовки

ДЮСШ

принимаются

дети

в

соответствии

с

возрастом,

определенным

для

данного

вида

спорта.

Критериями

спортивной

ориентации

являются

рекомендации

учителя

физической

культуры,

данные

медицинского

обследования,

ан-

тропометрические измерения и их оценка с позиций перспективы.

Спортивная

практика

свидетельствует

о

том,

что

на

первом

этапе

далеко

не

всегда

можно

выявить

идеальный

тип

детей,

сочетающих

морфологические, функциональные и психические качества, необходимые

для дальнейшей специализации в определенном виде спорта. Существенные

индивидуальные

различия

в

биологическом

развитии

начинающих

значительно затрудняют эту задачу. Поэтому данные, полученные на этом

этапе отбора, следует использовать как ориентировочные.

Педагогические контрольные испытания (тесты) позволяют судить о

наличии необходимых физических качествах и способностях индивида для

успешной специализации в том или ином виде спорта. Среди физических

качеств и способностей, определяющих достижение высоких спортивных

результатов,

существуют

так

называемые

консервативные,

генетически

обусловленные

качества

и

способности,

которые

с

большим

трудом

поддаются развитию и совершенствованию в процессе тренировки [4]. Эти

физические качества и способности имеют важное прогностическое значение

при отборе детей и подростков в учебно-тренировочные группы спортивных

школ. К их числу следует отнести быстроту, относительную силу, некоторые

антропометрические показатели (строение и пропорции тела), способность к

максимальному потреблению кислорода, экономичность функционирования

вегетативных

систем

организма,

некоторые

психические

особенности

личности спортсмена.

В системе отбора контрольные испытания должны проводиться с таким

расчетом,

чтобы

определить

не

столько

то,

что

уже

умеет

делать

занимающийся, а то, что он сможет сделать в дальнейшем, т.е. выявить его

способности

к

решению

двигательных

задач,

проявлению

двигательного

творчества,

умению

управлять

своими

движениями.

Одноразовые

контрольные испытания в подавляющем большинстве случаев говорят лишь

о сегодняшней готовности кандидата выполнить предложенный ему набор

тестов и очень мало о его перспективных возможностях. А потенциальный

спортивный результат спортсмена зависит не столько от исходного уровня

физических качеств, сколько от темпов прироста этих качеств в процессе

специальной

тренировки.

Именно

темпы

прироста

свидетельствуют

о

способности или неспособности спортсмена к обучению в том или ином виде

деятельности [5].

Нами было проведено педагогическое тестирование детей 9-10 лет для

выявления

предрасположенности

к

лыжным

гонкам.

Исследование

было

проведено на базе ДЮСШ №1 по лыжным гонкам с 1.09.2013 по 30.06.2014.

Проверялся уровень развития физических качеств у детей. Было набрано две

группы по 15 человек. Были проведены вступительные тесты, в которых

измерялись следующие показатели: бег 30 метров; отжимания в упоре лежа;

лыжи

классика

1км;

прыжок

в

длину

с

места;

сгибание

туловища

из

положения

лежа

с

согнутыми

ногами

(пресс);

разгибание

спины

из

положения лежа на животе с руками в «замке» на затылке, локти разведены

на 180º пятки ног зафиксированы.

Оценка результатов проводилась по 5 бальной системе, выводилась

общая сумма балов по всем показателям теста для каждого из учеников.

Вследствие чего выявился уровень начальной подготовки у детей.

В

таблице

приведены

три

лучших

результата,

три

средних

и

три

худших.

Рис.1 Результаты начального тестирования детей (10.09.13).

Спустя

три

месяца

проводился

промежуточный

тест.

Уровень

показателей, учащихся вырос в среднем на два бала. У кого-то результаты

возросли, а у некоторых остались на том же уровне.

Это прежде всего зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от

трудолюбия,

от

развития

умственных

качеств,

уровня

самоанализа.

Есть

ребята, которые не показывают выдающихся результатов на начальном этапе

спортивного отбора, но многолетним трудом и упорством совершенствуют

свои навыки и добиваются успеха.

К примеру, олимпийский чемпион, норвежский лыжник Бьерн Дэли на

юношеском

уровне

не

отличался

высокими

результатами.

Но

упорными

тренировками добился больших успехов в лыжных гонках.

Важной

задачей

тренера-педагога

является

не

упустить

ребенка,

разглядеть задатки. Не только физические, но и психологические.

В конце учебного года было проведено итоговое тестирование.

Рис.2 Результаты итогового тестирования детей (30.06.14).

В спорте имеют значение как общие способности (обеспечивающие

относительную лёгкость в овладении знаниями, умениями и навыками и

продуктивность

в

различных

видах

деятельности),

так

и

специальные

способности

(необходимые

для

достижения

высоких

результатов

в

конкретном виде спорта).

Спортивные

способности

во

многом

зависят

от

наследственно

обусловленных (генетических) задатков, которые отличаются стабильностью

и

консервативностью.

Поэтому

при

прогнозировании

спортивных

способностей следует обращать внимание, прежде всего на те относительно

мало изменчивые признаки, которые обуславливают успешность будущей

спортивной деятельности.

Наряду с изучением консервативных признаков прогноз спортивных

способностей

предполагает

выявление

тех

показателей,

которые

могут

существенно изменяться под влиянием тренировки. При этом необходимо

принимать во внимание, как темпы роста показателей, так и их исходный

уровень.

Важно

учитывать,

что

спортивный

отбор

и

ориентация

не

одномоментные

события

на

том

или

ином

этапе

спортивного

совершенствования,

а

практически

непрерывный

процесс,

охватывающий

всю многолетнюю подготовку спортсмена.

Список литературы

1.

Теория

и

методика

физической

культуры:

Матвеев

Л.П.

Москва:

Физкультура и спорт, 1991. 457 с.

2.

Лыжный спорт. Петер Шликенридер. Мурманск: Тулома, 2008. 338 с.

3.

Спортивная

физиология.

Р.

Хедман. Москва: Физкультура и спорт,

1980. 288 с.

4.

Энциклопедия физической подготовки Захаров Е. Н., Москва: Лептос,

1994. 496 с.

5.

Лыжные гонки. Арнд Хемерсбах. Мурманск: Тулома, 2010. 360 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!