Автор: Дмитриева Ольга Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №29"
Населённый пункт: г.Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы
Тема: "Кружевная сказка"
Раздел: дошкольное образование
МБОУ «Центр образования №29»
Детско-взрослый образовательный проект
«Кружевная сказка»
Дмитриева О.В
(воспитатель)
2017г
1
Паспорт проекта.
Название проекта: Кружевная сказка.
Автор проекта:, Дмитриева О.В.
Вид проекта:
- по количеству участников: групповой.
- по приоритету проекта: информационно – творческий, познавательный.
- по продолжительности: среднесрочный
Актуальность
Двадцать первый век - век промышленного и научного прогресса. Все мы
стремимся вперед, стремимся быть лучше. Но не стоит забывать и о старых
традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева,
однако в наше время — это искусство начинает забываться. Вы скажете, что это
было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Однако мы считаем,
что
кружевоплетение
на
коклюшках
прекрасно
успокаивает,
расслабляет
человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к тому же кружево -
прекрасный подарок!
Вологодское кружево является брэндом нашей области. Оно является не
просто атрибутом исторического промысла, но на современном этапе элементом
дизайна, украшения.
В процессе занятий художественным трудом формируются все психические
процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-
эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие
задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается,
проявляя
индивидуальность
и
получая
результат
своего
художественного
творчества.
Кружевоплетение - традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в
поколение!
Проект рассчитан на определённое время, но по его завершению работа в
этом
направлении
будет
продолжаться,
ведь
наше
подрастающее
поколение
должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии
своего народа.
Проблема: в ходе проведения непосредственной образовательной
деятельности в детском саду по народным промыслам выяснилась
заинтересованность детей созданием вологодских кружев.
Детская проблема: детям стало интересно, как создаются вологодские
кружева.
Цель проекта: развитие познавательного интереса к предмету русского
народного творчества – вологодскому кружеву в процессе разработки детско-
взрослого образовательного проекта «Кружевная сказка».
2
Детская цель: узнать, как плетут Вологодские кружева и где можно его
применить в наше время.
Задачи проекта:
-
формировать
представления
детей
о
старинном
народном
промысле-
кружевоплетении;
- активизировать интерес к труду мастеров родного края и их произведениям
искусства;
- приобщать детей к русскому народному фольклору через сказки,
стихи, загадки, приговорки о Вологодском кружеве.
- формировать базовые навыки технических приемов кружевоплетения;
- воспитать бережное отношение к ценностям традиционной культуры, чувства
национальной гордости;
- научить различать средства музыкальной, изобразительной, художественно –
речевой выразительности при знакомстве с кружевом.
-
проявлять
фантазию
и творчество
в
исполнении
стихов,
песен,
танцев,
частушек, подвижных игр по данной теме.
-
научить
использовать
элементы
Вологодских
кружев
в
изобразительной,
игровой, музыкальной деятельности;
- расширять сотрудничество с родителями;
-
обогатить
опыт
взаимодействия
родителей
и
детей
в
разных
видах
деятельности.
Степень новизны:
Новизной
нашего
опыта,
в
период
реализации
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, когда
каждый педагог ищет новые подходы, идеи организации развивающей среды,
считаем
следующий
инновационный
приём
наглядного
моделирования
–
создание «лэпбука», который получил своё развитие в отечественной педагогике
только
в
последние
годы.
Изучив
требования
современного
стандарта
и
методические рекомендации к нему, имеющуюся литературу по использованию
данного
метода,
начали
использовать
их
в
своей
работе,
что
сделало
нашу
деятельность более эффективной и интересной для детей.
Также
одним
из
требований
современного
стандарта
является
принцип
интеграции образовательных областей. В данном проекте можно проследить
связь
между
образовательными
областями:
художественно
–
эстетическое
развитие,
социально-коммуникативное
развитие,
познавательное
развитие,
речевое развитие.
Кроме
этого,
новизна
проекта
заключается
в
гармонизации
детско-
родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых,
путём организации совместной проектной деятельности. Так, основной нитью в
нашем проекте проходит непосредственная работа с родителями.
3
Для
детей
новизна
проекта
заключается
в
том,
что
в
ходе
проведения
непосредственно образовательной деятельности в детском саду по народным
промыслам, выяснилась заинтересованность старших дошкольников созданием
вологодских
кружев.
В
процессе
проектной
деятельности
дети
смогут
познакомиться с приёмами плетения кружева, а также с использованием кружев в
современной жизни. Услышат песни о кружеве. Узнают и сами поучаствуют в
музыкальных постановках, играх по данной теме.
Этапы и сроки реализации:
1.Подготовительный этап
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;
–
подбор
методической
и
музыкальной
литературы
для
реализации
проекта
(экспонаты, журналы, статьи, рефераты, тексты песен, частушек и т.п.);
–
подбор
наглядно-дидактического
материала: художественной
литературы,
песен, игр, танцев, стихов, репродукций картин, изделий из кружев;
- организация развивающей среды в группе: создание выставки «Вологодские
кружева», поиск изображений сколков и кружев; в музыкальном зале: слушание
песен
о
Вологодских
кружевах,
создание
игровых
заданий
на
карточках,
просмотр и выбор движений для игры «Кружевница».
План работы.
Дата
Содержание работы
Участники
Подготовительный этап
1.02-
7.02
Сбор и анализ знаний детей по
теме «Вологодские кружева».
Диагностическая беседа для
детей.
- Сбор музыкального материала
и анализ знаний детей по теме
-«Вологодские кружева».
Консультация для родителей
«Вологодское кружево в музыке»
«Значимость ручного труда для
ребёнка»
Воспитатель,
дети и
родители
1. Постановка целей,
определение актуальности и
значимости проекта.
2. Подбор методической и
музыкальной литературы для
реализации проекта - журналы,
статьи, рефераты, песни,
частушки, танцы, игры и т.п..
Воспитатель
4
Подбор наглядно-дидактического
материала
художественной литературы;
дидактических игр, разработка
бесед.
Разработка рекомендаций для
родителей по разучиванию песен
– попевок о кружевах.
Подбор движений для танца в
парах «Кружевница – коклюшка»
Подбор репродукций
художественных картин с
изображением кружев и
кружевниц.
Воспитатель,
родители
Подготовка к сюжетно-ролевой
игре «Экскурсовод»,
музыкальной - «Кружевница»
Воспитатель, дети
Организация развивающей среды
в подготовительной группе
дошкольников (размещение мини
музея «Вологодское кружево»)
Воспитатели, дети и
родители
2.Основной этап
08.02
Чтение и обсуждение
литературных произведений;
слушание песен, частушек о
кружеве.
Знакомство с правилами
поведения в музее.
Воспитатель
и дети.
09.01
2
Рассмотрение репродукций картин
с изображение кружевниц.
Заучивание стихов, текста песен о
вологодском кружеве.
Воспитатель дети.
10.02
Просмотр и обсуждение
презентации «Музей кружева в
Вологде».
Разучивание движений и правил
игр по теме.
Воспитатели и
дети.
13.02
Проведение сюжетно-ролевой
игры «Экскурсовод».
Разучивание текста частушек.
Воспитатели и
дети.
5
Просмотр и обсуждение
мультфильмов «Гора
самоцветов», «Кружевная сказка».
14.02
Проведение беседы с
кружевницей, мастер класс.
Дидактическая игра «Собери
картинку», «
Разучивание песен - попевок о
Вологодских кружевницах
Воспитатели и
дети.
Непосредственная
образовательная деятельность –
художественно-эстетическое
развитие «Вологодские кружева».
Разучивание музыкального
материала по данной теме.
Разучивание дидактической игры
«Догони коклюшку»
Воспитатели и
дети.
15.02
Проведение во время прогулки
игры «Кружева» (русская
народная игра)
Воспитатели и
дети.
Изготовление Лэпбука.
Загадки о Вологодском кружеве.
Индивидуальные занятия с детьми –
разучивание частушек группами.
Выбор игр на смекалку по данной
теме для родителей.
Воспитатели, дети
и родители.
22.02
Оформление выставки в
музыкальном зале по этой теме.
Репетиция с родителями в
музыкальном зале (демонстрация
одежды с Вологодскими
кружевами, чтение стихов).
Воспитатели, дети.
3.Заключительный этап
Организация мини музея
«Вологодские кружева».
Совместное обсуждение полученных
результатов.
Воспитатели, дети,
музыкальный
руководитель,
родители
6
24.02
Создание мультимедийная
презентация проекта «Вологодские
кружева».
Оформление лэпбука.
Проведение открытого
мероприятия в музыкальном зале:
Праздник «Кружевная сказка».
Выступление детей, музыкального
руководителя, воспитателей с
презентацией «Наши результаты»
перед родителями.
Участники проекта:
Дети подготовительной группы, родители, воспитатели,
музыкальный руководитель.
Условия реализации:
Наполнение предметно-пространственной среды по теме проекта:
фотографии, репродукции картин, изделия из кружев, подбор тематических
дидактических и музыкальных игр и видеоматериалов.
Помощь родителей в пополнении предметно-пространственной среды
группы и музыкального зала, желание участвовать в проекте вместе со своими
детьми.
Организация работы мини музея «Вологодские кружева» в группе.
Привлечение социальных партнёров: приглашение кружевницы с мастер-
классом по плетению кружев; интерактивная экскурсия «Музей кружева в
Вологде». Проведение открытого мероприятия: «Кружевная сказка» совместно с
музыкальным руководителем.
Практическая значимость:
В ходе проекта «Вологодские кружева» значительно пополнилась
предметно-пространственная среда группы и методическая копилка педагогов:
- создание выставки изделий из вологодского кружева в группе детского
сада;
- пополнение музыкально – дидактического материала;
- создание фонотеки с записями песен, частушек по данной теме.
- подбор сказок, фотографий, видеоматериалов, написание сценария
праздника по теме;
- написание конспектов непосредственно-образовательной деятельности;
- оформление папки-передвижки с консультацией для родителей;
- создание выставки рисунков детей «Кружевная салфетка»,
7
- оформление лэпбука.
Предполагаемый результат:
Для педагогов:
повышение уровня компетентности в вопросах реализации современных
педагогических технологий в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования;
творческое использование вологодских кружев в разных видах детской
деятельности;
обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.
Для воспитанников:
повышение качества усвоения знаний: углубление представлений о
народном промысле вологодском кружеве, об основных элементах плетения
кружева, об областях применения кружев в современное время.
появление интереса к народному творчеству - вологодским кружевам,
знакомство с песнями, играми, танцами; побуждение эмоциональной
отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого
самовыражения;
получение первичных представлений и знаний о Вологодских кружевах;
Для родителей:
просвещение в области народных промыслов Вологодчины;
желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в дошкольном
образовательном учреждении;
мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в
условиях семейного воспитания;
повышение статуса семейного воспитания через творческое
сотрудничество;
•
вовлечение в образовательную деятельность.
8
На будущее планируем расширить тему до «Вологодских промыслов» и
создать мини-музей «Северная чернь».
9