Напоминание

"Кружевная сказка"


Автор: Дмитриева Ольга Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Центр образования №29"
Населённый пункт: г.Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Проект по нравственно - патриотическому воспитанию для детей подготовительной группы
Тема: "Кружевная сказка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБОУ «Центр образования №29»

Детско-взрослый образовательный проект

«Кружевная сказка»

Дмитриева О.В

(воспитатель)

2017г

1

Паспорт проекта.

Название проекта: Кружевная сказка.

Автор проекта:, Дмитриева О.В.

Вид проекта:

- по количеству участников: групповой.

- по приоритету проекта: информационно – творческий, познавательный.

- по продолжительности: среднесрочный

Актуальность

Двадцать первый век - век промышленного и научного прогресса. Все мы

стремимся вперед, стремимся быть лучше. Но не стоит забывать и о старых

традициях. Веками на Руси процветало производство коклюшечного кружева,

однако в наше время — это искусство начинает забываться. Вы скажете, что это

было принято раньше в деревнях, что это занятие сложное. Однако мы считаем,

что

кружевоплетение

на

коклюшках

прекрасно

успокаивает,

расслабляет

человека от городской спешки, ручной труд всегда ценится, к тому же кружево -

прекрасный подарок!

Вологодское кружево является брэндом нашей области. Оно является не

просто атрибутом исторического промысла, но на современном этапе элементом

дизайна, украшения.

В процессе занятий художественным трудом формируются все психические

процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-

эмоциональное восприятие окружающего мира. Также развиваются творческие

задатки, мелкая моторика пальцев рук. Ребенок, как личность, самоутверждается,

проявляя

индивидуальность

и

получая

результат

своего

художественного

творчества.

Кружевоплетение - традиция, которую можно и нужно передавать из поколения в

поколение!

Проект рассчитан на определённое время, но по его завершению работа в

этом

направлении

будет

продолжаться,

ведь

наше

подрастающее

поколение

должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии

своего народа.

Проблема: в ходе проведения непосредственной образовательной

деятельности в детском саду по народным промыслам выяснилась

заинтересованность детей созданием вологодских кружев.

Детская проблема: детям стало интересно, как создаются вологодские

кружева.

Цель проекта: развитие познавательного интереса к предмету русского

народного творчества – вологодскому кружеву в процессе разработки детско-

взрослого образовательного проекта «Кружевная сказка».

2

Детская цель: узнать, как плетут Вологодские кружева и где можно его

применить в наше время.

Задачи проекта:

-

формировать

представления

детей

о

старинном

народном

промысле-

кружевоплетении;

- активизировать интерес к труду мастеров родного края и их произведениям

искусства;

- приобщать детей к русскому народному фольклору через сказки,

стихи, загадки, приговорки о Вологодском кружеве.

- формировать базовые навыки технических приемов кружевоплетения;

- воспитать бережное отношение к ценностям традиционной культуры, чувства

национальной гордости;

- научить различать средства музыкальной, изобразительной, художественно –

речевой выразительности при знакомстве с кружевом.

-

проявлять

фантазию

и творчество

в

исполнении

стихов,

песен,

танцев,

частушек, подвижных игр по данной теме.

-

научить

использовать

элементы

Вологодских

кружев

в

изобразительной,

игровой, музыкальной деятельности;

- расширять сотрудничество с родителями;

-

обогатить

опыт

взаимодействия

родителей

и

детей

в

разных

видах

деятельности.

Степень новизны:

Новизной

нашего

опыта,

в

период

реализации

Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования, когда

каждый педагог ищет новые подходы, идеи организации развивающей среды,

считаем

следующий

инновационный

приём

наглядного

моделирования

создание «лэпбука», который получил своё развитие в отечественной педагогике

только

в

последние

годы.

Изучив

требования

современного

стандарта

и

методические рекомендации к нему, имеющуюся литературу по использованию

данного

метода,

начали

использовать

их

в

своей

работе,

что

сделало

нашу

деятельность более эффективной и интересной для детей.

Также

одним

из

требований

современного

стандарта

является

принцип

интеграции образовательных областей. В данном проекте можно проследить

связь

между

образовательными

областями:

художественно

эстетическое

развитие,

социально-коммуникативное

развитие,

познавательное

развитие,

речевое развитие.

Кроме

этого,

новизна

проекта

заключается

в

гармонизации

детско-

родительских отношений, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых,

путём организации совместной проектной деятельности. Так, основной нитью в

нашем проекте проходит непосредственная работа с родителями.

3

Для

детей

новизна

проекта

заключается

в

том,

что

в

ходе

проведения

непосредственно образовательной деятельности в детском саду по народным

промыслам, выяснилась заинтересованность старших дошкольников созданием

вологодских

кружев.

В

процессе

проектной

деятельности

дети

смогут

познакомиться с приёмами плетения кружева, а также с использованием кружев в

современной жизни. Услышат песни о кружеве. Узнают и сами поучаствуют в

музыкальных постановках, играх по данной теме.

Этапы и сроки реализации:

1.Подготовительный этап

– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;

подбор

методической

и

музыкальной

литературы

для

реализации

проекта

(экспонаты, журналы, статьи, рефераты, тексты песен, частушек и т.п.);

подбор

наглядно-дидактического

материала: художественной

литературы,

песен, игр, танцев, стихов, репродукций картин, изделий из кружев;

- организация развивающей среды в группе: создание выставки «Вологодские

кружева», поиск изображений сколков и кружев; в музыкальном зале: слушание

песен

о

Вологодских

кружевах,

создание

игровых

заданий

на

карточках,

просмотр и выбор движений для игры «Кружевница».

План работы.

Дата

Содержание работы

Участники

Подготовительный этап

1.02-

7.02

Сбор и анализ знаний детей по

теме «Вологодские кружева».

Диагностическая беседа для

детей.

- Сбор музыкального материала

и анализ знаний детей по теме

-«Вологодские кружева».

Консультация для родителей

«Вологодское кружево в музыке»

«Значимость ручного труда для

ребёнка»

Воспитатель,

дети и

родители

1. Постановка целей,

определение актуальности и

значимости проекта.

2. Подбор методической и

музыкальной литературы для

реализации проекта - журналы,

статьи, рефераты, песни,

частушки, танцы, игры и т.п..

Воспитатель

4

Подбор наглядно-дидактического

материала

художественной литературы;

дидактических игр, разработка

бесед.

Разработка рекомендаций для

родителей по разучиванию песен

– попевок о кружевах.

Подбор движений для танца в

парах «Кружевница – коклюшка»

Подбор репродукций

художественных картин с

изображением кружев и

кружевниц.

Воспитатель,

родители

Подготовка к сюжетно-ролевой

игре «Экскурсовод»,

музыкальной - «Кружевница»

Воспитатель, дети

Организация развивающей среды

в подготовительной группе

дошкольников (размещение мини

музея «Вологодское кружево»)

Воспитатели, дети и

родители

2.Основной этап

08.02

Чтение и обсуждение

литературных произведений;

слушание песен, частушек о

кружеве.

Знакомство с правилами

поведения в музее.

Воспитатель

и дети.

09.01

2

Рассмотрение репродукций картин

с изображение кружевниц.

Заучивание стихов, текста песен о

вологодском кружеве.

Воспитатель дети.

10.02

Просмотр и обсуждение

презентации «Музей кружева в

Вологде».

Разучивание движений и правил

игр по теме.

Воспитатели и

дети.

13.02

Проведение сюжетно-ролевой

игры «Экскурсовод».

Разучивание текста частушек.

Воспитатели и

дети.

5

Просмотр и обсуждение

мультфильмов «Гора

самоцветов», «Кружевная сказка».

14.02

Проведение беседы с

кружевницей, мастер класс.

Дидактическая игра «Собери

картинку», «

Разучивание песен - попевок о

Вологодских кружевницах

Воспитатели и

дети.

Непосредственная

образовательная деятельность –

художественно-эстетическое

развитие «Вологодские кружева».

Разучивание музыкального

материала по данной теме.

Разучивание дидактической игры

«Догони коклюшку»

Воспитатели и

дети.

15.02

Проведение во время прогулки

игры «Кружева» (русская

народная игра)

Воспитатели и

дети.

Изготовление Лэпбука.

Загадки о Вологодском кружеве.

Индивидуальные занятия с детьми –

разучивание частушек группами.

Выбор игр на смекалку по данной

теме для родителей.

Воспитатели, дети

и родители.

22.02

Оформление выставки в

музыкальном зале по этой теме.

Репетиция с родителями в

музыкальном зале (демонстрация

одежды с Вологодскими

кружевами, чтение стихов).

Воспитатели, дети.

3.Заключительный этап

Организация мини музея

«Вологодские кружева».

Совместное обсуждение полученных

результатов.

Воспитатели, дети,

музыкальный

руководитель,

родители

6

24.02

Создание мультимедийная

презентация проекта «Вологодские

кружева».

Оформление лэпбука.

Проведение открытого

мероприятия в музыкальном зале:

Праздник «Кружевная сказка».

Выступление детей, музыкального

руководителя, воспитателей с

презентацией «Наши результаты»

перед родителями.

Участники проекта:

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели,

музыкальный руководитель.

Условия реализации:

Наполнение предметно-пространственной среды по теме проекта:

фотографии, репродукции картин, изделия из кружев, подбор тематических

дидактических и музыкальных игр и видеоматериалов.

Помощь родителей в пополнении предметно-пространственной среды

группы и музыкального зала, желание участвовать в проекте вместе со своими

детьми.

Организация работы мини музея «Вологодские кружева» в группе.

Привлечение социальных партнёров: приглашение кружевницы с мастер-

классом по плетению кружев; интерактивная экскурсия «Музей кружева в

Вологде». Проведение открытого мероприятия: «Кружевная сказка» совместно с

музыкальным руководителем.

Практическая значимость:

В ходе проекта «Вологодские кружева» значительно пополнилась

предметно-пространственная среда группы и методическая копилка педагогов:

- создание выставки изделий из вологодского кружева в группе детского

сада;

- пополнение музыкально – дидактического материала;

- создание фонотеки с записями песен, частушек по данной теме.

- подбор сказок, фотографий, видеоматериалов, написание сценария

праздника по теме;

- написание конспектов непосредственно-образовательной деятельности;

- оформление папки-передвижки с консультацией для родителей;

- создание выставки рисунков детей «Кружевная салфетка»,

7

- оформление лэпбука.

Предполагаемый результат:

Для педагогов:

повышение уровня компетентности в вопросах реализации современных

педагогических технологий в соответствии с Федеральным государственным

образовательным стандартом дошкольного образования;

творческое использование вологодских кружев в разных видах детской

деятельности;

обобщение, распространение и презентация опыта работы по данной теме.

Для воспитанников:

повышение качества усвоения знаний: углубление представлений о

народном промысле вологодском кружеве, об основных элементах плетения

кружева, об областях применения кружев в современное время.

появление интереса к народному творчеству - вологодским кружевам,

знакомство с песнями, играми, танцами; побуждение эмоциональной

отзывчивости в самостоятельной деятельности, проявление творческого

самовыражения;

получение первичных представлений и знаний о Вологодских кружевах;

Для родителей:

просвещение в области народных промыслов Вологодчины;

желание родителей участвовать в совместных мероприятиях в дошкольном

образовательном учреждении;

мотивация на эмоционально-личностное и эстетическое развитие ребенка в

условиях семейного воспитания;

повышение статуса семейного воспитания через творческое

сотрудничество;

вовлечение в образовательную деятельность.

8

На будущее планируем расширить тему до «Вологодских промыслов» и

создать мини-музей «Северная чернь».

9



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!