Автор: Грачева Анна Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ д/с "Светлячок" Населённый пункт: ХМАО г. Лянтор Наименование материала: конспект логопедического занятия Тема: Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях. Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» с приоритетным осуществлением
деятельности по социально – личностному развитию детей,
г. Лянтор, Сургутского района
ПОДГРУППОВАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ
НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ
ГРУППЫ 6-7 ЛЕТ
ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ
«Путешествие в страну Рычандию»
Разработала учитель-логопед
Грачева Анна Михайловна
2012г.
Г. Лянтор, Сургутского района
Цель: автоматизация звука Р в словах и предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-автоматизировать звук Р в словах, фразах, предложениях;
-активизировать словарь детей по темам «Профессии», «Овощи», «Фрукты», «Дикие
животные», «Животные жарких стран», «Обитатели моря»;
-закрепить умения согласовывать существительные с числительными, образовывать
относительные прилагательные;
коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, навык
фонематического анализа и синтеза;
-формировать навык самоконтроля за собственной речью в ходе звукового анализа
слова и ответов на вопросы педагога;
-развивать чувство цвета при выборе шаров по настроению, двигательное
самовыражение при изображении полета на воздушном шаре;
воспитательные:
-воспитывать любознательность и творческое воображение, желание добиваться
поставленной цели, доводить начатое дело до конца, в процессе отгадывания загадок,
решения проблем, возникающих в ходе путешествия.
Вводная часть.
- Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)
-А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей)
- Здорово, вот мы с вами сегодня совершим путешествие, но не на обычном
транспорте, а на воздушных шарах и отправимся в страну Рычандию. Как вы
думаете, почему она так называется? Ответы детей. (В этой стране во всех названиях
предметов есть звук Р. )
Прежде чем совершить наше путешествие, мы подготовим наши язычки, сделаем
артикуляционную гимнастику.
Развитие артикуляционного аппарата. Слайд 2,3,4,5. На экране символы.
-« Качели»
-«Маляр»
-«Лошадка»
-«Грибок»
-«Гармошка»
-«Барабан»
-«Индюк»
-«Вкусное варенье»
-Молодцы. Ребята, скажите, что делают наши губы, зубы, язычок, при произнесении
звука Р?
(Губы - полураскрыты. Зубы - разомкнуты. Язык – широкий, кончик языка поднят к
альвеолам и дрожит).
-Язычки наши готовы, а сейчас, ребята, вы каждый выберете себе транспорт,
воздушный шар, того цвета, который соответствует вашему настроению.
-У меня есть карта, на которой нарисован путь в страну Рычандию. Я буду вашим
штурманом и буду показывать вам путь.
Звучит музыка.
-Дети, мы отправляемся в полет на воздушном шаре. Двигаемся легко, легко. (бежим
на носочках, держась за шарики, накачанные гелем).
-Посмотрите, какая красота вокруг. Ой, ребята, воздушная яма! (каждый ребенок
изображает это явление)
-Вот мы прибыли в страну Рычандию, отпустите свой транспорт, пусть он нас здесь
подождет, а мы присядем на стулья.
Основная часть.
Автоматизация звука Р в словах. Развитие фонематического слуха. Определение
позиции звука Р в словах.
Слайд6,7. На экране дома и жители Рычандии разных профессий.
-Ребята, а вот и жители Рычандии. Назовите профессии людей, живущих в этой
стране (шофер, рабочие, врач, строитель ,рыбак, повар, дворник).
-Угадайте, кто в каком доме живет, если в названии профессии людей, звук Р
находится в начале слова - они живут в первом доме, если в середине,- то в среднем
доме, если в названии профессии звук Р стоит в конце слова, этот человек живет в
последнем доме. (ответы детей)
Слайд 8. Образование относительных прилагательных.
-Рычандия - очень гостеприимная страна и повар нас хочет угостить супом и соком.
Из чего приготовлены у вас суп и сок, и как он называется, скажите мне сами фразой:
-у меня суп с горохом - это гороховый суп;
-у меня суп с вермишелью - это вермишелевый суп;
-у меня суп с картофелем - это картофельный суп;
- у меня сок из граната – это гранатовый сок;
- у меня сок из арбуза – это арбузный сок;
- у меня сок из груши – это грушевый сок;
- у меня сок из моркови – это морковный сок;
- у меня сок из винограда – это виноградный сок.
-Молодцы, ребята. Скажите спасибо повару за угощенье. А мы отправимся дальше.
- Смотрите, ребята, зоопарк.
( на столе муляжи животных)
Подбор прилагательных к существительному, отвечая на вопрос какой?какая?какое?
-Ребята, что за животные живут в Рычандии? (жираф, крокодил, кенгуру, носорог,
зебра, пантера, тигр)
-Расскажите мне про этих животных начиная со слов:
- жираф, он какой? Жираф он …длинный, пятнистый, оранжевый
-крокодил, он какой? Крокодил он …хищный, зеленый, зубастый
- носорог, он какой? Носорог он...рогатый, большой, неуклюжий,
- зебра, она какая? Зебра она...полосатая,
- пантера, она какая? Пантера она ..черная, хищная, хитрая
-тигр, он какой? Тигр он ...грозный, зубастый, полосатый.
Согласование существительных с числительными
-Здорово, ребята, а давайте мы их посчитаем. Представим что крокодилов 5, пантер 5,
тигров 5.( один крокодил, два крокодила,…пять крокодилов)…
Физпауза
-Ребята, мы с вами знаем песню про Жирафов, давайте, подарим ее зоопарку.
«У жирафов пятна...» - хлопаем ладошками по всему телу
«У слонов есть складки...» -«собираем складки» - щипаем себя.
«У котяток шёрстка...» - поглаживаем себя
«А у зебры есть полоски...»-проводим пальцами или ребром ладони по телу
Припев - показываем указательными пальцами обеих рук на соответствующие части
тела.
-Отправляемся ребята дальше.
Слайд 9.
-Посмотрите, это же море. Давайте заглянем в подводный мир Рычандии. Назовите
предметы подводного мира, и определите количество слогов в каждом слове.
Слайд 10,11,12 «Подводный мир».
Рыба, ракушка, кораллы, водоросли, рак, краб, русалка (дети прохлопывают
количество слогов)
-Здорово, а сейчас присядем за столы, и сделаем звуковой анализ слова РАК.
Слайд 13.
(дети выкладывают на столе слово фишками)
-Посмотрите на экран, такая ли схема у вас получилась? (самоконтроль)
-Дайте, пожалуйста, характеристику каждому звуку.
Слайд 14
Р-согласный, твердый, звонкий, обозначен, синим цветом
А – гласный, обозначен красным цветом.
К - согласный, глухой, обозначен, синим цветом.
-Сколько звуков в этом слове?
-Молодцы. Ребята, посмотрите на следующую картинку, слово рассыпалось и нам
нужно поставить все звуки на свои места.
Слайд 15.
Чтобы отгадать это слово, я вам загадаю загадку.
Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой?
Слово рыба.- а б ы р
Слайд 16.
Правильно, слово РЫБА. Какие это звуки?
- Придумайте предложение со словами РАК и РЫБА.
-Наше путешествие подошло к концу, пора отправляться в детский сад. Возьмите
свои шары, и полетели за мной!
Заключительная часть
-Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие?
-Скажите, а почему эта страна называется Рычандия?
-Что вам понравилось в этой стране больше всего?
-Я предлагаю вам дорисовать вот эти фигуры, чтобы получились предметы, которые
живут в Рычандии.
( звучит музыка, детям раздаются листы бумаги и карандаши, на которых изображены
геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)
-Ребята, а у меня для вас есть подарок, в память о нашем путешествии, я подарю вам
раскраски, где дома вместе с мамой и папой, раскрашивая каждую страницу, вы
сможете еще раз попасть в эту необычную страну Рычандию.