Напоминание

Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях.


Автор: Грачева Анна Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ д/с "Светлячок"
Населённый пункт: ХМАО г. Лянтор
Наименование материала: конспект логопедического занятия
Тема: Автоматизация звука "Р" в словах и предложениях.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок» с приоритетным осуществлением деятельности по социально – личностному развитию детей, г. Лянтор, Сургутского района
ПОДГРУППОВАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ

ГРУППЫ 6-7 ЛЕТ

ИГРА - ПУТЕШЕСТВИЕ

«Путешествие в страну Рычандию»
Разработала учитель-логопед Грачева Анна Михайловна
2012г.

Г. Лянтор, Сургутского района


Цель:
автоматизация звука Р в словах и предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук Р в словах, фразах, предложениях; -активизировать словарь детей по темам «Профессии», «Овощи», «Фрукты», «Дикие животные», «Животные жарких стран», «Обитатели моря»; -закрепить умения согласовывать существительные с числительными, образовывать относительные прилагательные; коррекционно-развивающие: -развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, навык фонематического анализа и синтеза; -формировать навык самоконтроля за собственной речью в ходе звукового анализа слова и ответов на вопросы педагога; -развивать чувство цвета при выборе шаров по настроению, двигательное самовыражение при изображении полета на воздушном шаре; воспитательные: -воспитывать любознательность и творческое воображение, желание добиваться поставленной цели, доводить начатое дело до конца, в процессе отгадывания загадок, решения проблем, возникающих в ходе путешествия.
Вводная часть.

-
Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей) -А на чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) - Здорово, вот мы с вами сегодня совершим путешествие, но не на обычном транспорте, а на воздушных шарах и отправимся в страну Рычандию. Как вы думаете, почему она так называется? Ответы детей. (В этой стране во всех названиях предметов есть звук Р. ) Прежде чем совершить наше путешествие, мы подготовим наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику. Развитие артикуляционного аппарата. Слайд 2,3,4,5. На экране символы.
-« Качели» -«Маляр» -«Лошадка» -«Грибок» -«Гармошка» -«Барабан» -«Индюк» -«Вкусное варенье» -Молодцы. Ребята, скажите, что делают наши губы, зубы, язычок, при произнесении звука Р? (Губы - полураскрыты. Зубы - разомкнуты. Язык – широкий, кончик языка поднят к альвеолам и дрожит). -Язычки наши готовы, а сейчас, ребята, вы каждый выберете себе транспорт, воздушный шар, того цвета, который соответствует вашему настроению. -У меня есть карта, на которой нарисован путь в страну Рычандию. Я буду вашим штурманом и буду показывать вам путь. Звучит музыка. -Дети, мы отправляемся в полет на воздушном шаре. Двигаемся легко, легко. (бежим на носочках, держась за шарики, накачанные гелем). -Посмотрите, какая красота вокруг. Ой, ребята, воздушная яма! (каждый ребенок изображает это явление) -Вот мы прибыли в страну Рычандию, отпустите свой транспорт, пусть он нас здесь подождет, а мы присядем на стулья.
Основная часть.

Автоматизация звука Р в словах. Развитие фонематического слуха. Определение

позиции звука Р в словах.
Слайд6,7. На экране дома и жители Рычандии разных профессий. -Ребята, а вот и жители Рычандии. Назовите профессии людей, живущих в этой стране (шофер, рабочие, врач, строитель ,рыбак, повар, дворник).
-Угадайте, кто в каком доме живет, если в названии профессии людей, звук Р находится в начале слова - они живут в первом доме, если в середине,- то в среднем доме, если в названии профессии звук Р стоит в конце слова, этот человек живет в последнем доме. (ответы детей) Слайд 8. Образование относительных прилагательных. -Рычандия - очень гостеприимная страна и повар нас хочет угостить супом и соком. Из чего приготовлены у вас суп и сок, и как он называется, скажите мне сами фразой: -у меня суп с горохом - это гороховый суп; -у меня суп с вермишелью - это вермишелевый суп; -у меня суп с картофелем - это картофельный суп; - у меня сок из граната – это гранатовый сок; - у меня сок из арбуза – это арбузный сок; - у меня сок из груши – это грушевый сок; - у меня сок из моркови – это морковный сок; - у меня сок из винограда – это виноградный сок. -Молодцы, ребята. Скажите спасибо повару за угощенье. А мы отправимся дальше. - Смотрите, ребята, зоопарк. ( на столе муляжи животных) Подбор прилагательных к существительному, отвечая на вопрос какой?какая?какое? -Ребята, что за животные живут в Рычандии? (жираф, крокодил, кенгуру, носорог, зебра, пантера, тигр) -Расскажите мне про этих животных начиная со слов: - жираф, он какой? Жираф он …длинный, пятнистый, оранжевый -крокодил, он какой? Крокодил он …хищный, зеленый, зубастый - носорог, он какой? Носорог он...рогатый, большой, неуклюжий, - зебра, она какая? Зебра она...полосатая, - пантера, она какая? Пантера она ..черная, хищная, хитрая
-тигр, он какой? Тигр он ...грозный, зубастый, полосатый. Согласование существительных с числительными -Здорово, ребята, а давайте мы их посчитаем. Представим что крокодилов 5, пантер 5, тигров 5.( один крокодил, два крокодила,…пять крокодилов)… Физпауза -Ребята, мы с вами знаем песню про Жирафов, давайте, подарим ее зоопарку. «У жирафов пятна...» - хлопаем ладошками по всему телу «У слонов есть складки...» -«собираем складки» - щипаем себя. «У котяток шёрстка...» - поглаживаем себя «А у зебры есть полоски...»-проводим пальцами или ребром ладони по телу Припев - показываем указательными пальцами обеих рук на соответствующие части тела. -Отправляемся ребята дальше. Слайд 9. -Посмотрите, это же море. Давайте заглянем в подводный мир Рычандии. Назовите предметы подводного мира, и определите количество слогов в каждом слове. Слайд 10,11,12 «Подводный мир». Рыба, ракушка, кораллы, водоросли, рак, краб, русалка (дети прохлопывают количество слогов) -Здорово, а сейчас присядем за столы, и сделаем звуковой анализ слова РАК. Слайд 13. (дети выкладывают на столе слово фишками) -Посмотрите на экран, такая ли схема у вас получилась? (самоконтроль) -Дайте, пожалуйста, характеристику каждому звуку. Слайд 14 Р-согласный, твердый, звонкий, обозначен, синим цветом А – гласный, обозначен красным цветом.
К - согласный, глухой, обозначен, синим цветом. -Сколько звуков в этом слове? -Молодцы. Ребята, посмотрите на следующую картинку, слово рассыпалось и нам нужно поставить все звуки на свои места. Слайд 15. Чтобы отгадать это слово, я вам загадаю загадку. Блещет в речке чистой Спинкой серебристой? Слово рыба.- а б ы р Слайд 16. Правильно, слово РЫБА. Какие это звуки? - Придумайте предложение со словами РАК и РЫБА. -Наше путешествие подошло к концу, пора отправляться в детский сад. Возьмите свои шары, и полетели за мной!
Заключительная часть
-Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? -Скажите, а почему эта страна называется Рычандия? -Что вам понравилось в этой стране больше всего? -Я предлагаю вам дорисовать вот эти фигуры, чтобы получились предметы, которые живут в Рычандии. ( звучит музыка, детям раздаются листы бумаги и карандаши, на которых изображены геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) -Ребята, а у меня для вас есть подарок, в память о нашем путешествии, я подарю вам раскраски, где дома вместе с мамой и папой, раскрашивая каждую страницу, вы сможете еще раз попасть в эту необычную страну Рычандию.


В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!