Автор: Косова Наталья Ивановна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ "д/с № 92"
Населённый пункт: город Таганрог
Наименование материала: Статья
Тема: "Особенности организации коррекционно-развивающего процесса с дошкольниками с ЗПР для решения задач ФГОС ДО".
Раздел: дошкольное образование
Особенности организации коррекционно-развивающего процесса с
дошкольниками с ЗПР для решения задач ФГОС ДО.
«Развитие - есть процесс
формирования человека или
личности, совершающийся путем
возникновения на каждой ступени
новых качеств, специфических для
человека, подготовленных всем
предшествующим ходом развития,
но не содержащихся в готовом виде
на более ранних ступенях».
Л.С.Выготский.
«Мы просто другие неизвестно по чьей вине……». Другие дети,
особенные,
с
особыми
образовательными
потребностями,
с
ограниченными
возможностями здоровья, с проблемами развития и еще много эпитетов можно
подобрать к нашим воспитанникам – детям с задержкой психического развития
(ЗПР). Они другие, и работая с ними, мы тоже по-другому, «особо» организуем
условия, окружая вниманием и обеспечивая комфорт.
Есть общепринятое мнение мирового сообщества «будущее любой страны
зависит
от
отношения
государства
к
детям,
старикам
и
людям
с
ограниченными возможностями здоровья». Исходя из содержания принятых
Правительством Российской Федерации Государственных программ, Законов и
других важных документов – у нашей страны есть будущее.
Образовательная
деятельность в
группах
компенсирующей
направленности
МБДОУ
д/с
№92
осуществляется
согласно
Уставу,
Адаптированной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ,
р а з р а б о т а н н о й
н а
о с н о в е «Примерной
адаптированной
основной
образовательной программы для дошкольников с задержкой психического
развития» под
ред.
Л.Б.Баряевой,
Е.А.
Логиновой.
Содержание программы
учитывает требования ФГОС ДО, блоки Примерной образовательной программы
дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.
Васильевой «От рождения до школы» и комплекта методических материалов по
работе
с
детьми
с
задержкой
психического
развития
(У.В.Ульенкова,
С.Г.Шевченко, Р.Д.Тригер и др.).
Специально созданные условия обеспечивают организацию
образовательной деятельности для детей с задержкой психического развития, их
позитивную
социализацию,
личностный
рост,
развитие
инициативы
и
творческих
способностей
на
основе
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
соответствующих
возрасту
видах
деятельности,
учитывая
особенности развития и специфические образовательные потребности.
Коррекционно-образовательная деятельность состоит из коррекционной
работы и работы по образовательным областям, соответствующим Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС
ДО).
1
В каждом из направлений я, как учитель-дефектолог решаю ряд задач в
создании условий для социально-коммуникативного, познавательного и речевого
развития воспитанников с ЗПР.
Особое внимание мной уделяется общению, игре, познавательно-
исследовательской деятельности - как сквозным механизмам развития ребенка
дошкольного возраста и при возрастных нормах развития, и при ограниченных
возможностях здоровья.
В коррекционно-образовательной деятельности использую различные
формы
организации:
образовательная
деятельность
(подгрупповые
и
индивидуальные
коррекционные
занятия);
совместная
деятельность
всех
участников образовательных отношений; создание специальных условий для
самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.
При организации образовательной деятельности эффективно использую:
дидактические игры, игровые упражнения, игровые приемы; обучение способам
коммуникации; познавательно-исследовательскую деятельность воспитанников
по обследованию предметов окружающего мира; восприятие художественной
литературы и фольклора.
Особое
место
занимает
создание
специальных
условий
для
самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста, направленных
на обеспечение эмоционального благополучия детей, укрепление их физического
и
психического
здоровья,
своевременную
коррекцию
и
компенсацию
психических и речевых патологий. Очень важно не только дать дошкольникам
определенную сумму знаний, умений и навыков, но и предоставить возможность
использовать эти знания, создав условия для самостоятельной познавательной и
речевой деятельности ребенка.
Вся профессиональная деятельность учителя-дефектолога направлена на
организацию образовательной
среды
для
ребенка
дошкольного
возраста
(развивающей
предметно-пространственной
среды,
взаимодействие
со
взрослыми
и
другими
детьми,
выстраивание
системы
отношений
к
миру,
к
другим людям и к самому себе).
«Рабочая программа учителя-дефектолога» учитывает особое взаимодействие
с детьми, имеющими нарушения психического развития. Она предусматривает
полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского
учреждения и родителей дошкольников.
Системно-деятельностный подход в реализации рабочей программы
обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития
детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для
активизации познавательных навыков.
Цель рабочей программы учителя-дефектолога: проектирование
коррекционно-развивающего
процесса,
психолого-педагогиче ского
сопровождения,
максимально
обеспечивающего
создание
условий
для
коррекционно-развивающей
работы
по
преодолению
нарушений
развития
у
детей и их социальной адаптации.
Содержание педагогической работы с детьми с ЗПР определяется
целями
и задачами коррекционно-развивающего воздействия и организуется в три
этапа, соответствующих периодизации дошкольного возраста. Каждый этап, в
свою очередь, включает несколько направлений, соответствующих требованиям
2
ФГОС
ДО
к
структуре
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного образования и деятельности специалистов по квалифицированной
коррекции
недостатков
физического
и
(или)
психического
развития
детей
с
ограниченными возможностями здоровья.
На первом этапе проводится коррекционно-развивающая работа с
детьми
среднего
дошкольного
возраста.
Она
посвящена,
прежде
всего,
совершенствованию психофизических механизмов развития детей с задержкой
психического
развития,
формированию
у
них
предпосылок
полноценного
функционирования
высших
психических
функций
и
речи,
а
также
базовых
представлений о себе и об окружающем мире.
Второй этап посвящен работе с детьми старшего дошкольного возраста.
В этот период восполняются пробелы в физическом и психоречевом развитии
детей,
формируются
и
совершенствуются
элементарные
навыки
игровой,
физической,
изобразительной,
познавательной
и
речевой
деятельности.
На третьем этапе начинается целенаправленная работа со старшими
дошкольниками
с
ЗПР.
Она
предполагает
не
только
совершенствование
усвоенных
детьми
игровых,
бытовых
и
других
умений
и
навыков,
но
и
коррекцию
речевых
нарушений,
профилактику
возможных
затруднений
при
овладении чтением, письмом, счетом, развитие коммуникативных навыков в
аспекте подготовки к школьному обучению.
При организации коррекционно-развивающей работы я основываюсь на
положении
о
соотношении
функциональности
и
стадиальности
детского
развития. Функциональное развитие может осуществляться в пределах одного
периода и касается изменений некоторых психических свойств и овладения
отдельными способами действий, представлениями и знаниями. Стадиальное,
возрастное
развитие
заключается
в
более
глобальных
изменениях
детской
личности,
в
перестройке
детского
сознания,
что
обеспечивает
переход
на
следующий, новый этап развития.
Приобретение дошкольниками с проблемами в развитии социального и
познавательного
опыта
осуществляется,
как
правило,
двумя
путями:
под
руководством педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы
и в
ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка.
Несмотря
на
то,
что
в
своей
работе
я
уделяю
внимание
самостоятельной
инициативной деятельности детей, все же приоритетным для меня является
первый из указанных выше путей.
Я опираюсь на следующее положение
«процесс
обучения
–
это
искусственно
организованная
познавательная
деятельность,
способствующая
индивидуальному
развитию
и
овладению
закономерностями
окружающего
мира.
Эта
деятельность
протекает
в
специально созданных условиях, в определенном месте, в определенное время,
в конкретных формах».
Особенности коррекционно-развивающей работы с
д е т ь м и
с
З П Р
с о с т о я т
в
н е о бход и м о с т и
и н д и в и д у а л ь н о го
и
дифференцированного
подхода,
сниженного
темпа
обучения,
структурной
простоты содержания знаний и умений, наглядности, возврата к уже изученному
материалу, развития самостоятельности и активности детей.
Для организации
жизнедеятельности детей с ЗПР необходима непосредственно образовательная
деятельность с определенной структурой и смыслом.
3
Содержание программного материала структурировано в соответствии с
концентрическим
принципом.
Это
означает,
что
ознакомление
детей
с
определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть
содержание
одной
и
той
же
темы
раскрывает ся
в
с л ед у ю щ е й
последовательности:
предметная, функциональная и смысловая стороны,
сфера
отношений,
причинно-следственных,
временных
и
прочих
связей
между
внешними
признаками
и
функциональными
свойствами.
Кроме
того,
между разделами программы существуют тесные межпредметные связи. В одних
случаях это тематические связи, в других – общность педагогического замысла.
Таким образом, повторность в работе с детьми позволяет формировать у
них достаточно прочные представления об окружающем мире, социализировать
детей, обеспечивать их всестороннее развитие, предупреждать и корригировать
психомоторные нарушения.
В
течение
последних
лет
мной
создано
несколько
коррекционно-
развивающих методических разработок (программ) для детей с ЗПР:
-
«Обеспечение дифференциальной диагностики развития ребенка как
одно из условий для определения его образовательного маршрута»;
- «Комплексный
подход
к
организации
здоровьесберегающего
пространства в образовательном процессе с дошкольниками с ОВЗ»;
-
«Организация и планирование образовательного процесса на основе
дифференциальной
диагностики
для
детей
с
задержкой
психического
развития»;
- «Развитие и коррекция
зрительного восприятия у дошкольников с
ЗПР».
Методические разработки раскрыты в конкурсной работе «Лучший
педагогический работник дошкольного образования Ростовской области».
Системный подход в изучении ребёнка, который получил достаточно
глубокое
развитие
в
исследованиях
Л.С.
Выготского,
его
учеников
и
последователей был
взят
за
основу
в
работе
над
темой
«Обеспечение
дифференциальной
диагностики
развития
ребенка
как
одно
из
условий
для
определения его образовательного маршрута». В разработке принципов отбора
диагностических
методик,
основополагающим
для
меня
стало
положение,
сформулированное
Л.С.
Выготским
об
основных
закономерностях
развития
ребёнка в онтогенезе, сохраняющих
свою силу и при аномальном развитии.
Вместе
с
тем
существуют
и
специфические
закономерности
аномального
развития, что вызывает затруднения во взаимодействии с окружающими.
Большое значение в проведении диагностики приобретает понятие
первичного и вторичного дефектов. С проблемой сложности структуры дефекта
достаточно
часто
сталкиваются
специалисты
нашего
детского
сада,
а
также
педагоги других дошкольных учреждений нашего города.
В результате
– создана система диагностической работы в рамках
образовательного процесса с детьми с ЗПР, которая в значительной степени
способствует успешному познавательному, речевому и эмоционально-волевому
развитию дошкольников с ЗПР.
Ещё одним итогом моей работы по данной теме стала разработка модели
индивидуальной программы комплексной коррекционно-развивающей помощи
4
для
каждого
ребёнка
на
основе
коллегиального
заключения
и
проведённой
комплексной дифференциальной диагностики.
Несколько лет я работала над проблемой
«Комплексный подход к
организации
здоровьесберегающего
пространства
в
образовательном
процессе с дошкольниками с ОВЗ».
Проанализировав имеющийся опыт работы педагогического коллектива
нашего детского сада и рекомендации городской ПМПК, мы разработали свою
систему
обязательных условий
организации
и
планирования
коррекционно-
развивающей работы
в рамках
целостного образовательного процесса в
группах
компенсирующей
направленности.
Научным
ориентиром
в
данной
работе
стали
теоретические
положения
о
взаимосвязи
физического
и
психического развития в онтогенезе, о значении моторики в психическом и
личностном
развитии
ребёнка,
учёте
сензитивных
периодов,
а
также
деятельностном подходе в развитии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р.
Лурия).
Практическим ориентиром явились нормативные документы.
На современном этапе вопрос организации развивающей предметно-
пространственной среды стоит особенно актуально (ФГОС ДО). В соответствии
с
ФГОС
ДО
образовательная
программа
строится с
учётом
принципа
интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников.
При создании РППС мы следовали основным принципам: содержательной
насыщенности; трансформируемости; полифункциональности; вариативности;
доступности; безопасности.
Мой кабинет учителя-дефектолога – это специально оборудованное
отдельное
помещение, в
пространстве
общего
группового
помещения,
для
проведения
диагностической,
коррекционно-развивающей
и
консультативной
работы.
В кабинете для детей создана атмосфера уюта и психоэмоционального
комфорта, которая соответствует требованиям необходимости и достаточности
в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров. В то же время атмосфера в
кабинете
создаёт
рабочий
настрой
и
мотивирует
дошкольников
с
ЗПР
к
познавательной
деятельности.
Кабинет
рассчитан
на
осуществление
подгрупповых и индивидуальных форм работы.
Разнообразие наглядных пособий и дидактических игр в развивающей
предметно-пространственной
среде
в
работе
с
дошкольниками отнюдь
не
означает, что в образовательном процессе не возникает необходимости в
разработке и изготовлении оригинальных пособий или дидактических игр
для решения тех ли иных коррекционно-развивающих задач. Моделирование
предметной
коррекционно-развивающей
среды
позволяет
мне
решать
возникающие
проблемные
ситуации,
используя
при
этом
свой творческий
потенциал.
Так
мною
были
разработаны
(или
модифицированы)
и
затем
изготовлены
следующие методические
наглядные
пособия:
«Уголок
кота
Леопольда»,
«Дни
недели»,
«Моя
Родина
-
Россия»,
«Алгоритм
успеха»,
«Работаю слева направо» и др.
Принцип
партнерского
взаимодействия
с
семьей в
моей
профессиональной
деятельности
является
основополагающим, поскольку
5
усилия
педагогов
только
тогда
бывают
эффективными,
ко гд а
о н и
поддерживаются родителями, понятны им и соответствуют их потребностям.
Сотрудничество
с
родителями
–
одно
из
основных
направлений
в
организации коррекционно-развивающей помощи дошкольникам с ОВЗ в
рамках
образовательного
процесса
нашего
МБДОУ.
Я
стараюсь
всегда
установить доверительные партнёрские отношения с родителями, внимательно
относиться
к
их
запросу,
к
тому,
что
на
их
взгляд
важно
для
их
ребёнка,
договориться о совместных действиях, направленных на поддержку. Я оказываю
помощь родителям детей с ЗПР в понимании актуальных задач, перспектив
развития их ребёнка и включения его в образовательную среду. Совместно с
педагогами
группы
и
родителями
разрабатываю
и
конструирую
эту
образовательную среду.
Таким образом, становится очевидным, что важным условием успешности
и эффективности коррекционно-развивающей деятельности с дошкольниками с
ЗПР
является
создание
оптимальной
образовательной
среды.
Необходимо,
насколько
это
возможно
заранее
окружить
ребенка такой
средой
и
такой
системой
взаимоотношений,
которые
стимулировали
бы
его
самую
разнообразную познавательную и творческую деятельность и развивали бы в
нем
именно
то,
что
в
соответствующий
момент
способно
наиболее
эффективно совершенствоваться.
6