Автор: Шардина Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ РАДУГА
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Ритмика как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста".
Раздел: дополнительное образование
Автор: Шардина Татьяна Алексеевна
Ритмика как средство развития творческих способностей у детей
младшего школьного возраста.
Хореография
вошла
в
область
искусства
на
рубеже
XIX-XX
веков
и включает в себя различные танцевальные направления, одним из которых
является – ритмика.
Ритм играет значительную роль в жизни человека, вся наша жизнь
подчиняется ритму: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток
и
времён
года,
ритм
работы
и
музыки.
Ритмичное
дыхание
или
слова,
произнесенные
в
особом
такте,
вдохновляют
хореографа
на
движение
и пластику.
Движения, подчиненные определённому ритму, являются прообразом
танца. Танец рассматривается сегодня как важный и необходимый компонент
для образования и развития детей. Так как нигде кроме, как в танце не
развиваются всеобъемлюще и универсально тело, душа, воля человека.
Ритмика
–
средство
эстетического
воспитания,
ее
особенность
определяется многообразным влиянием на человека. Решая те же задачи
эстетического
и
духовного
развития
и
воспитания
детей,
что
и
музыка,
ритмика
дает
возможность
физического
развития,
что
является
особенно
важно в нынешних условиях экологии и показателей состояния здоровья
подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков,
проходящая
в
процессе
обучения
на
занятиях
ритмики,
связана
с привлечением и активным развитием многих физиологических функций
человеческого
организма:
кровообращения,
дыхания,
нервно-мышечной
деятельности.
Понимание
физических
возможностей
своего
тела
способствует
воспитанию
уверенности
в
себе,
предотвращает
появление
различных психологических комплексов.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.
Жизнь
в
современном
информационном
обществе
новой
культуры
сопровождается
быстрым
устареванием
и
обновлением
знания,
стремительным увеличением его объемов, что требует от сегодняшних детей,
завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как инициативность,
изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно
принимать
решения,
а
это
невозможно
без
умения
работать
творчески,
самостоятельно. Поэтому проблема развития творческих способностей детей
и воспитания активной личности на протяжении всего детского периода
жизни человека остается актуальной на современном этапе и внимание к ней
усиливается во многих странах мира. Занятия ритмикой являются средством
не только физического и эстетического развития ребенка, но и развитием
творческих способностей, раскрытия творческого потенциала личности.
Программно-методическое
обеспечение
преподавания
ритмики
для
детей в непрофессиональных коллективах недостаточно разработано. Другие
учебные пособия не подходят по различным причинам. Одни ориентированы
исключительно
на
бальную
хореографию,
другие
только
на
музыкально-
ритмическое
развитие,
а
физическому
развитию
обучающихся
особого
внимания
не
уделяется:
нет
специальных
упражнений
для
укрепления
осанки,
развития
гибкости
и
пластичности.
Методические
пособия
Министерства культуры по классическому, народному, бальному танцам для
хореографических
отделений
школ
искусств,
представлены
достаточно
широко, но материал этих методических пособий можно лишь частично
использовать на занятиях в непрофессиональном коллективе.
В образовательных программах системы дополнительного образования
для
детских
музыкальных
школ
и
школ
искусств
по
ритмике
дается
рекомендация
использовать
методику
Е.В.
Коноровой,
Г.С.
Франио
и
Т.В.
Бырченко,
разработанную
для
общеобразовательных
учреждений.
Авторы
этой
методики
ставят
задачу
развития
общей
музыкальности
и
чувства
ритма
у
детей
младшего
школьного
возраста.
Ими
предусматривается
развитие
умения
ориентироваться
в
коллективе
и пространстве. Вводится самостоятельное составление детьми ритмических
этюдов
и
игр
с
танцевальными
элементами.
Эта
методика
способствует
развитию
творческих
способностей,
но
она
разработана
для
детей
занимающихся музыкой.
Выявляется
противоречие
между
осознанной
потребностью
в
разработке
и
дальнейшем
использовании
курса
ритмики,
как
дополнительной возможности физического, эстетического, эмоционального,
творческого
развития
ребёнка
и
отсутствием
программно-методического
пособия по ритмики в учреждении дополнительного образования.
Данные противоречия поднимают актуальность значимости проблемы,
обоснования
занятий
ритмики
и
определения
условий
и
способов
использования их как фактора творческого развития личности на примере
младших школьников.
Цель:
создание
методического
пособия
доступного
для
детей,
не
имеющих
особых
природных
данных
для
развития
их
физических,
эстетических и творческих способностей.
Задачи:
изучить
и
проанализировать
методический
материа л
и литературу по вопросам ритмики и хореографии;
рассмотреть
возрастные
особенности
развития
младших
школьников;
характеризовать
творческие
способности
детей
младшего
школьного возраста.
выявить влияние занятий ритмикой на творческие способности
детей младшего школьного возраста;
определить
содержание,
структуру
и
методику
проведения
занятий ритмикой в учреждении дошкольного образования
разработать
и
внедрить
методику
преподавания
ритмики
для
детей младшего школьного возраста, занимающихся в непрофессиональном
коллективе.
создать программу дополнительного образования по ритмике для
детей 7-11лет, на основе разработанной методики.
Формы
нравственного
просвещения
являются
основной
структурой
уроков,
в
сочетании
с
танцем,
творчеством,
игрой
и
другими
формами
включения обучающихся в сферу анализа и осмысления нравственных норм
человеческой жизни.
По
сравнению
с
существующими
программами,
предлагаемая
программа дополнительного образования детей «Ритмика» для детей 7-11 лет
расширяет
диапазон
взглядов
на
развивающие
возможности
танца.
Она
содержит оптимальный объём структурированного и систематизированного
материала, дающего представление о сложном и многообразном искусстве
танца
как
составляющей
культуры
и
наиболее
влияющего
на
развитие
творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Творчество
–
это
естественная,
природная
функция,
которая
проявляется
и
реализуется
в
деятельности
в
меру
наличия
специальных
способностей к той или иной конкретной деятельности.
Творческие
способности,
или
творческие
потенциалы,
заложены
в каждом ребенке и представляют собой сплав многих качеств.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении
возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал,
подразумевающий возможность реализации личных планов. Человек может
полноценно действовать в окружающем изменяющемся мире, вносить в него
что-то новое, при условии, что он может сделать самостоятельный выбор,
принять
самостоятельное
решение,
который
может
творчески
применить
полученные знания, умения и навыки.
Мы считаем, что уделять большое внимание развитию творческого
начала в учебной деятельности, будет важным принципом исследования.
Мышление детей младшего школьного возраста имеет конкретно- образный
характер. В воображении младших школьников чаще создаются образы, не
противоречащие
действительности,
хотя
они
и
не
являются
простым
отражением практики, что обусловлено способностью ребенка к критической
оценке.
Особенности мышления и познавательной деятельности определяют
специфические свойства творчества младших школьников, которое имеет
в
значительной
степени
подражательный
характер.
Развивая
творческие
навыки в работе с детьми, большое значение уделяется прослушиванию
и разбору музыкального произведения, образному и поэтическому слову,
беседам, направляющим творческую активность детей. Следует опираться на
личные наблюдения, опыт детей, чаще использовать наглядность (картины,
рисунки, фотографии, слайды и т.д.). Показ образов должен включать только
некоторые
детали,
штрихи,
которые
помогли
бы
пробудить
фантазию,
представить
какое-то
действие
персонажа,
понять
характерные
его
особенности.
Главную
роль
в
развитии
творческих
способностей,
играет
деятельность,
связанная
с
импровизацией.
Музыкальные
игры
и
импровизация
на
занятиях
помогают
развивать
эмоциональность
и
образность
восприятия
музыки,
чувство
ритма
и
гармонический
слух,
ощущение музыкальной формы, музыкальную память.
Одним из методов формирования творческих способностей являются
сюжетно-образные движения, которые наиболее доступны детям младшего
школьного
возраста,
так
как
носят
подражательный
характер.
Дети
с
удовольствием
инсценируют
сюжеты
песен,
хороводных
игр,
перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи.
Работая
над
сюжетно-образными
движениями,
педагогу
требуются
навыки
особой
гибкости,
стремления
поддержать
любое
проявление
творческого начала, исключая штампы и шаблоны. В создании того или иного
образа
необходимо
отталкиваться
от
музыки,
её
целостного
восприятия,
обращая внимание на отдельные выразительные средства, являющиеся в
данном произведении ведущими, определяющими характер и
основное эмоциональное содержание музыкального произведения.
Следующий метод развития творческих способностей детей является
сюжетно-образная
драматизация.
Она
может
использоваться
при
условии
достаточно развитого восприятия музыки и наличия в активе школьников как
двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая
игра,
характерная
интонация,
чтобы
на
этой
базе
найти
свой
способ
реализации творческого замысла.
Для
развития
творческих
способностей
большое
значение
имеет
совместная
с
педагогом
или
самостоятельная
работа
учащихся.
Сочиняя
новые
варианты
упражнений
и
музыкальных
игр,
подбирая
песни
для
инсценировок,
музыкальных
пьес
для
воссоздания
определённых
персонажей, подбирая музыкальное оформление к сказке или небольшому
спектаклю, у детей быстрее формируются творческие задатки.
Следовательно, развитие творческих способностей рассматривается как
деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств личности:
умственной
активности,
смекалки,
изобретательности,
стремления
самостоятельно добывать знания, необходимые для выполнения конкретной
работы,
самостоятельности
в
выборе
и
решении
задач,
трудолюбия,
способности видеть главное, общее в различных и сходных условиях, то есть
всего
того,
что
является
базой
для
гармоничного
развития
младшего
школьника.
Занимаясь дополнительными уроками по танцам, и в том числе по
ритмике,
ребенок,
развивая
творческие
способности,
раскрывается
как
личность,
и
борется
со
своими
страхами.
Благоприятно
влияет
на
психическое состояние учащегося процесс развития творческого потенциала,
что ведет к расположенному общению с взрослыми.
Список используемых источников
1 . Ашевская
Л.А.
Развитие
творческих
способностей
и
личности
учащихся, [текст]: учеб. пособие
/
А.Л. Ашевская – М., 2007.
–
69 с.
2 . Винокурова
Н.К.
Управление
процессом
развития
творческих
способностей
школьников. [текст]: учеб. пособие
/
Н.К. Винокурова – М.,
2013. – 57с.
3 . Савенков
А.И.
Принципы
разработки
учебных
программ
для
одаренных детей, [текст]: учеб. пособие / А.И. Савенков – М., 2009 –101с.
4. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как
условие
акмеологически
задаваемого
развития,
[текст]:
учеб.
пособие
/К.В.Петров – М ., 2006.– 180 с.
5
. Чудновский
В.Э.
Воспитание
способностей
и
формирование
личности, [текст]: учеб. пособие
/
В.Э. Чудновский – М., 2009 – 80 с.