Напоминание

"Ритмика как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста".


Автор: Шардина Татьяна Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО ДДТ РАДУГА
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Ритмика как средство развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Автор: Шардина Татьяна Алексеевна

Ритмика как средство развития творческих способностей у детей

младшего школьного возраста.

Хореография

вошла

в

область

искусства

на

рубеже

XIX-XX

веков

и включает в себя различные танцевальные направления, одним из которых

является – ритмика.

Ритм играет значительную роль в жизни человека, вся наша жизнь

подчиняется ритму: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток

и

времён

года,

ритм

работы

и

музыки.

Ритмичное

дыхание

или

слова,

произнесенные

в

особом

такте,

вдохновляют

хореографа

на

движение

и пластику.

Движения, подчиненные определённому ритму, являются прообразом

танца. Танец рассматривается сегодня как важный и необходимый компонент

для образования и развития детей. Так как нигде кроме, как в танце не

развиваются всеобъемлюще и универсально тело, душа, воля человека.

Ритмика

средство

эстетического

воспитания,

ее

особенность

определяется многообразным влиянием на человека. Решая те же задачи

эстетического

и

духовного

развития

и

воспитания

детей,

что

и

музыка,

ритмика

дает

возможность

физического

развития,

что

является

особенно

важно в нынешних условиях экологии и показателей состояния здоровья

подрастающего поколения. Тренировка тончайших двигательных навыков,

проходящая

в

процессе

обучения

на

занятиях

ритмики,

связана

с привлечением и активным развитием многих физиологических функций

человеческого

организма:

кровообращения,

дыхания,

нервно-мышечной

деятельности.

Понимание

физических

возможностей

своего

тела

способствует

воспитанию

уверенности

в

себе,

предотвращает

появление

различных психологических комплексов.

Творческие способности – далеко не новый предмет исследования.

Жизнь

в

современном

информационном

обществе

новой

культуры

сопровождается

быстрым

устареванием

и

обновлением

знания,

стремительным увеличением его объемов, что требует от сегодняшних детей,

завтрашних взрослых членов общества таких качеств, как инициативность,

изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно

принимать

решения,

а

это

невозможно

без

умения

работать

творчески,

самостоятельно. Поэтому проблема развития творческих способностей детей

и воспитания активной личности на протяжении всего детского периода

жизни человека остается актуальной на современном этапе и внимание к ней

усиливается во многих странах мира. Занятия ритмикой являются средством

не только физического и эстетического развития ребенка, но и развитием

творческих способностей, раскрытия творческого потенциала личности.

Программно-методическое

обеспечение

преподавания

ритмики

для

детей в непрофессиональных коллективах недостаточно разработано. Другие

учебные пособия не подходят по различным причинам. Одни ориентированы

исключительно

на

бальную

хореографию,

другие

только

на

музыкально-

ритмическое

развитие,

а

физическому

развитию

обучающихся

особого

внимания

не

уделяется:

нет

специальных

упражнений

для

укрепления

осанки,

развития

гибкости

и

пластичности.

Методические

пособия

Министерства культуры по классическому, народному, бальному танцам для

хореографических

отделений

школ

искусств,

представлены

достаточно

широко, но материал этих методических пособий можно лишь частично

использовать на занятиях в непрофессиональном коллективе.

В образовательных программах системы дополнительного образования

для

детских

музыкальных

школ

и

школ

искусств

по

ритмике

дается

рекомендация

использовать

методику

Е.В.

Коноровой,

Г.С.

Франио

и

Т.В.

Бырченко,

разработанную

для

общеобразовательных

учреждений.

Авторы

этой

методики

ставят

задачу

развития

общей

музыкальности

и

чувства

ритма

у

детей

младшего

школьного

возраста.

Ими

предусматривается

развитие

умения

ориентироваться

в

коллективе

и пространстве. Вводится самостоятельное составление детьми ритмических

этюдов

и

игр

с

танцевальными

элементами.

Эта

методика

способствует

развитию

творческих

способностей,

но

она

разработана

для

детей

занимающихся музыкой.

Выявляется

противоречие

между

осознанной

потребностью

в

разработке

и

дальнейшем

использовании

курса

ритмики,

как

дополнительной возможности физического, эстетического, эмоционального,

творческого

развития

ребёнка

и

отсутствием

программно-методического

пособия по ритмики в учреждении дополнительного образования.

Данные противоречия поднимают актуальность значимости проблемы,

обоснования

занятий

ритмики

и

определения

условий

и

способов

использования их как фактора творческого развития личности на примере

младших школьников.

Цель:

создание

методического

пособия

доступного

для

детей,

не

имеющих

особых

природных

данных

для

развития

их

физических,

эстетических и творческих способностей.

Задачи:

изучить

и

проанализировать

методический

материа л

и литературу по вопросам ритмики и хореографии;

рассмотреть

возрастные

особенности

развития

младших

школьников;

характеризовать

творческие

способности

детей

младшего

школьного возраста.

выявить влияние занятий ритмикой на творческие способности

детей младшего школьного возраста;

определить

содержание,

структуру

и

методику

проведения

занятий ритмикой в учреждении дошкольного образования

разработать

и

внедрить

методику

преподавания

ритмики

для

детей младшего школьного возраста, занимающихся в непрофессиональном

коллективе.

создать программу дополнительного образования по ритмике для

детей 7-11лет, на основе разработанной методики.

Формы

нравственного

просвещения

являются

основной

структурой

уроков,

в

сочетании

с

танцем,

творчеством,

игрой

и

другими

формами

включения обучающихся в сферу анализа и осмысления нравственных норм

человеческой жизни.

По

сравнению

с

существующими

программами,

предлагаемая

программа дополнительного образования детей «Ритмика» для детей 7-11 лет

расширяет

диапазон

взглядов

на

развивающие

возможности

танца.

Она

содержит оптимальный объём структурированного и систематизированного

материала, дающего представление о сложном и многообразном искусстве

танца

как

составляющей

культуры

и

наиболее

влияющего

на

развитие

творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Творчество

это

естественная,

природная

функция,

которая

проявляется

и

реализуется

в

деятельности

в

меру

наличия

специальных

способностей к той или иной конкретной деятельности.

Творческие

способности,

или

творческие

потенциалы,

заложены

в каждом ребенке и представляют собой сплав многих качеств.

Стратегия современного образования заключается в предоставлении

возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал,

подразумевающий возможность реализации личных планов. Человек может

полноценно действовать в окружающем изменяющемся мире, вносить в него

что-то новое, при условии, что он может сделать самостоятельный выбор,

принять

самостоятельное

решение,

который

может

творчески

применить

полученные знания, умения и навыки.

Мы считаем, что уделять большое внимание развитию творческого

начала в учебной деятельности, будет важным принципом исследования.

Мышление детей младшего школьного возраста имеет конкретно- образный

характер. В воображении младших школьников чаще создаются образы, не

противоречащие

действительности,

хотя

они

и

не

являются

простым

отражением практики, что обусловлено способностью ребенка к критической

оценке.

Особенности мышления и познавательной деятельности определяют

специфические свойства творчества младших школьников, которое имеет

в

значительной

степени

подражательный

характер.

Развивая

творческие

навыки в работе с детьми, большое значение уделяется прослушиванию

и разбору музыкального произведения, образному и поэтическому слову,

беседам, направляющим творческую активность детей. Следует опираться на

личные наблюдения, опыт детей, чаще использовать наглядность (картины,

рисунки, фотографии, слайды и т.д.). Показ образов должен включать только

некоторые

детали,

штрихи,

которые

помогли

бы

пробудить

фантазию,

представить

какое-то

действие

персонажа,

понять

характерные

его

особенности.

Главную

роль

в

развитии

творческих

способностей,

играет

деятельность,

связанная

с

импровизацией.

Музыкальные

игры

и

импровизация

на

занятиях

помогают

развивать

эмоциональность

и

образность

восприятия

музыки,

чувство

ритма

и

гармонический

слух,

ощущение музыкальной формы, музыкальную память.

Одним из методов формирования творческих способностей являются

сюжетно-образные движения, которые наиболее доступны детям младшего

школьного

возраста,

так

как

носят

подражательный

характер.

Дети

с

удовольствием

инсценируют

сюжеты

песен,

хороводных

игр,

перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи.

Работая

над

сюжетно-образными

движениями,

педагогу

требуются

навыки

особой

гибкости,

стремления

поддержать

любое

проявление

творческого начала, исключая штампы и шаблоны. В создании того или иного

образа

необходимо

отталкиваться

от

музыки,

её

целостного

восприятия,

обращая внимание на отдельные выразительные средства, являющиеся в

данном произведении ведущими, определяющими характер и

основное эмоциональное содержание музыкального произведения.

Следующий метод развития творческих способностей детей является

сюжетно-образная

драматизация.

Она

может

использоваться

при

условии

достаточно развитого восприятия музыки и наличия в активе школьников как

двигательных, так и специальных навыков, таких, как мимика, сценическая

игра,

характерная

интонация,

чтобы

на

этой

базе

найти

свой

способ

реализации творческого замысла.

Для

развития

творческих

способностей

большое

значение

имеет

совместная

с

педагогом

или

самостоятельная

работа

учащихся.

Сочиняя

новые

варианты

упражнений

и

музыкальных

игр,

подбирая

песни

для

инсценировок,

музыкальных

пьес

для

воссоздания

определённых

персонажей, подбирая музыкальное оформление к сказке или небольшому

спектаклю, у детей быстрее формируются творческие задатки.

Следовательно, развитие творческих способностей рассматривается как

деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств личности:

умственной

активности,

смекалки,

изобретательности,

стремления

самостоятельно добывать знания, необходимые для выполнения конкретной

работы,

самостоятельности

в

выборе

и

решении

задач,

трудолюбия,

способности видеть главное, общее в различных и сходных условиях, то есть

всего

того,

что

является

базой

для

гармоничного

развития

младшего

школьника.

Занимаясь дополнительными уроками по танцам, и в том числе по

ритмике,

ребенок,

развивая

творческие

способности,

раскрывается

как

личность,

и

борется

со

своими

страхами.

Благоприятно

влияет

на

психическое состояние учащегося процесс развития творческого потенциала,

что ведет к расположенному общению с взрослыми.

Список используемых источников

1 . Ашевская

Л.А.

Развитие

творческих

способностей

и

личности

учащихся, [текст]: учеб. пособие

/

А.Л. Ашевская – М., 2007.

69 с.

2 . Винокурова

Н.К.

Управление

процессом

развития

творческих

способностей

школьников. [текст]: учеб. пособие

/

Н.К. Винокурова – М.,

2013. – 57с.

3 . Савенков

А.И.

Принципы

разработки

учебных

программ

для

одаренных детей, [текст]: учеб. пособие / А.И. Савенков – М., 2009 –101с.

4. Петров К.В. Формирование творческого потенциала учащихся как

условие

акмеологически

задаваемого

развития,

[текст]:

учеб.

пособие

/К.В.Петров – М ., 2006.– 180 с.

5

. Чудновский

В.Э.

Воспитание

способностей

и

формирование

личности, [текст]: учеб. пособие

/

В.Э. Чудновский – М., 2009 – 80 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!