Автор: Яковлева Анна Сергеевна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МБОУ СШ № 37 Населённый пункт: Город Волжский, Волгоградская область Наименование материала: Статья Тема: Духовно-нравственное воспитание школьников Раздел: дополнительное образование
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Как часто мы получаем информацию
из средств
массовой информации о
деградации общества, о падении нравственности у молодёжи. Когда же произошло
упущение,
почему
мы
пожинаем
плачевные
результаты?
Не
потому
ли,
что,
возможно,
уделяли
в
своё
время
мало
внимания
духовно-нравственному
воспитанию
тем
малышам, которые в данный момент представляют
молодое
поколение нашей страны.
Всем известно, что
дошкольный возраст – фундамент общего развития
ребенка,
стартовый
период
всех
высоких
человеческих
начал.
Сохранить
человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их
более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и
умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного
учреждения.
Россия, Родина, родной край… До боли знакомые каждому человеку слова. Но
в последнее время эти необходимые и дорогие слова для каждого русского человека
стали уходить на второй план. В наше неспокойное время, полное противоречий и
тревог,
когда
привычными
стали
слова
«насилие»,
«безнравственность»,
«бездуховность»,
мы
всерьез
задумываемся
о
том,
какими
вырастут
нынешние
дошкольники. Рост научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий,
изобретений
породили
гипертрофированные
представления
об
абсолютном
приоритете логического познания перед эмоционально-чувственным, вещественного
богатства
над
духовным.
Засилье
иностранных
слов,
песен,
фильмов,
игр
способствует
спаду
интереса
к
истории
своей
страны,
традициям
и
обычаям,
национальной культуре. Как в век техницизма и прагматизма сохранить у детей
интерес к искусству, национальным традициям, обычаям? Не получим ли мы в лице
современных
дошкольников
«потерянное
поколение»,
не
имеющее
никаких
нравственных ценностей?
Крылатая фраза «Все начинается с детства» - как нельзя больше
коллектируется с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств,
мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых
листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической
задачей.
Ребенок
не
рождается
злым
или
добрым,
нравственным
или
безнравственным.
Воспитание детей без духовно – нравственной основы неполноценно, более
того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений
детей, без чётких представлений о добре и зле. Вредно оно и для нас, взрослых,
потому, что мы не заботимся о самом важном в развитии ребёнка – питании его
души.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями
с е м ь и ,
о б р а з о в а т е л ь н о г о
у ч р е ж д е н и я
и
г о с у д а р с т в а .
Одна
из
проблем
современного
образования
состоит
в
том,
что
в
процессе
воспитания
не
соблюдается
историческая
преемственность
поколений.
Дети
лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как
люди
решали
свои
проблемы,
что
стало
с
теми,
кто
пошел
против
высших
ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.
Понятия
«нравственный»
и
«духовный»
определяются
следующим
образом:
Духовность
-
это
состояние
близости
души,
внутреннего
мира
человека.
Нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми
в л е ч е н и я м и
с е р д ц а
и
с о в е с т и
( д о б р о н р а в и е ) .
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются
основным
средством
духовно-нравственного
воспитания,
а
основной
формой
-
служение добру, служение людям. То, какие нравственные качества разовьются у
ребенка,
зависит,
прежде
всего,
от
родителей,
педагогов
и
окружающих
его
взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Дошкольным
учреждениям
в этой области воспитания
необходимо решать
следующие задачи:
Воспитание нравственных и эстетических чувств;
Формирование базисных основ личности;
Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию
своего народа;
- к природе родного края;
Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого
ребенка;
Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного
развития, выявление ранней одаренности.
Поставленные задачи могут реализоваться через следующие формы воспитательно-
образовательного процесса:
Непосредственная образовательная деятельность;
Педагогических проекты;
Мастер-классы;
Творческие объединения педагогов;
Кружковая деятельность;
Досуги, развлечения;
Экскурсии;
Конкурсы, выставки
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного
края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к
которым
привлекается
внимание
детей,
должны
быть
яркими,
образными,
конкретными,
вызывающими
интерес.
Поэтому,
начиная
работу
по
воспитанию
любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать,
что
целесообразнее
показать
и
рассказать
детям,
особо
выделив
наиболее
характерное для данной местности или данного края.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример
взрослых, в особенности же близких людей, конкретные факты из жизни старших
членов семьи. Поэтому, для высоких результатов воспитания духовной личности,
педагогами
дошкольных
учреждений
планируется
разнообразная
работа
с
родителями: беседы, консультации, совместная подготовка и участие на детских
праздниках и развлечениях и т.д.
В формировании нового человека исключительно велико значение духовно-
нравственного
воспитания.
И
большая
роль
в
этом
принадлежит
дошкольным
учреждениям,
педагогам. Вся воспитательная работа ДОУ должна строиться на
основе единства знаний, убеждений и действия, слова и дела.