Напоминание

"Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"


Автор: Коченова Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 137»

Нина Владимировна Коченова

Статья

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения

I. Актуальность темы.

На современном этапе развития дошкольного образования становится акту-

альным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный про-

цесс ДОУ метода проектов.

Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо

вида деятельности.

Проектирование - процесс создания проекта.

Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследова-

тельских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога для до-

стижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педаго-

га, оформленной в виде некоего конечного продукта.

Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента

его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов дея-

тельности.

Проектная технология предполагает:

наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследователь-

ского поиска ее решения;

практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых

результатов;

самостоятельную деятельность воспитанника;

структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных ре-

зультатов;

использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вы-

текающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсужде-

ние методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных

данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возмож-

ности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач

или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а

не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского вза-

имодействия.

Преимущества проектного метода:

позволяет рассмотреть проблему комплексно через все виды деятельности;

является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит

развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать

свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;

повышает качество образовательного процесса;

служит развитию критического и творческого мышления.

способствует повышению компетентности педагогов.

Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит

повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для

эффективной воспитательно-образовательной работы.

II. Вариативность использования проектного метода.

Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, кото-

рый задает многочисленные возможности, их использование в различных сочета-

ниях, интеграции различных видов деятельности.

Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как пра-

вило, осуществляется по следующим этапам:

занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования

и т.д.;

комплексные блочно-тематические занятия;

интеграция всех образовательных областей;

форма организации образовательного пространства;

метод развития творческого познавательного мышления детей.

III. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.

В практике современных дошкольных учреждений используются следующие

виды проектов:

исследовательско-творческие: полностью

подчинены

логике

исследования

проблемы (темы) и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую

с подлинным научным исследованием;

ролевые, игровые: участники принимают на себя определенные роли, обу-

словленные характером и содержанием проекта;

ознакомительно-ориентировочные

(информационные): сбор информации

о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с

этой информацией, ее анализ и обобщение фактов;

практико-ориентированные (прикладные): результат обязательно ориенти-

рован на социальные интересы самих участников;

творческие: предполагают соответствующее оформление результатов в виде

детского праздника, детского дизайна.

Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с

младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, напри-

мер, “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

комплексные: “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Книжки-

на неделя”;

межгрупповые: “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Време-

на года”;

творческие: “Мои друзья”, “Любим сказки”, “Мир природы” и др.;

групповые: “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Подводный мир”, “Весёлая

астрономия”;

индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабуш-

киного сундука”;

исследовательские: “Подводный мир”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и

здоровье”.

По продолжительности они бывают:

краткосрочными (один день - неделя) – младшая - средняя группа,

средней продолжительности (2 недели) – средняя – старшая группа,

долгосрочные (месяц - квартал) – подготовительная к школе группа.

Тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его акту-

альностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитан-

ников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция зна-

ний. Чаще привязана к сезонной тематике.

IV. Планирование работы по подготовке проекта.

Работа над проектом происходит в несколько этапов:

I этап – организационно-подготовительный:

подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

пополнение предметно-развивающей среды;

подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.

II этап - рефлексивно-диагностический:

анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предпо-

лагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;

выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;

формирование банка данных об уровне родительской компетентности в во-

просах обозначенной темы.

II этап - практический:

коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;

определение содержания работы как базового компонента в приоритетном

направлении деятельности педагога;

реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, актив-

ное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую

деятельность ребенка;

обобщение и распространение опыта работы.

IV этап - заключительный:

анализ достижения целей и полученных результатов;

определение

дальнейших

направлений

реализации

рассматриваемой

в

проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!