Автор: Коченова Нина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 137"
Населённый пункт: г. Дзержинск Нижегородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения"
Раздел: дошкольное образование
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 137»
Нина Владимировна Коченова
Статья
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения
I. Актуальность темы.
На современном этапе развития дошкольного образования становится акту-
альным вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный про-
цесс ДОУ метода проектов.
Проект (буквально "брошенный вперед") - прототип, прообраз какого-либо
вида деятельности.
Проектирование - процесс создания проекта.
Метод проектов как педагогическая технология – это совокупность исследова-
тельских, поисковых, проблемных методов, приемов и действий педагога для до-
стижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для педаго-
га, оформленной в виде некоего конечного продукта.
Другими словами, проектный метод – это осуществление замысла от момента
его возникновения до его завершения с прохождением определенных этапов дея-
тельности.
Проектная технология предполагает:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследователь-
ского поиска ее решения;
практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых
результатов;
самостоятельную деятельность воспитанника;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных ре-
зультатов;
использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вы-
текающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения. Обсужде-
ние методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных
данных, подведение итогов, корректировка, выводы.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возмож-
ности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач
или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Как следствие, проектная деятельность дает возможность воспитывать “деятеля”, а
не “исполнителя”, развивать волевые качества личности, навыки партнерского вза-
имодействия.
Преимущества проектного метода:
позволяет рассмотреть проблему комплексно через все виды деятельности;
является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит
развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать
свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
повышает качество образовательного процесса;
служит развитию критического и творческого мышления.
способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит
повысить уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для
эффективной воспитательно-образовательной работы.
II. Вариативность использования проектного метода.
Проектная деятельность представляет собой такой тип усвоения знаний, кото-
рый задает многочисленные возможности, их использование в различных сочета-
ниях, интеграции различных видов деятельности.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как пра-
вило, осуществляется по следующим этапам:
занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования
и т.д.;
комплексные блочно-тематические занятия;
интеграция всех образовательных областей;
форма организации образовательного пространства;
метод развития творческого познавательного мышления детей.
III. Виды проектов, используемых в работе дошкольного учреждения.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
виды проектов:
исследовательско-творческие: полностью
подчинены
логике
исследования
проблемы (темы) и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую
с подлинным научным исследованием;
ролевые, игровые: участники принимают на себя определенные роли, обу-
словленные характером и содержанием проекта;
ознакомительно-ориентировочные
(информационные): сбор информации
о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с
этой информацией, ее анализ и обобщение фактов;
практико-ориентированные (прикладные): результат обязательно ориенти-
рован на социальные интересы самих участников;
творческие: предполагают соответствующее оформление результатов в виде
детского праздника, детского дизайна.
Ведущим видом деятельности дошкольника является игра, поэтому, начиная с
младшего возраста, используются ролевые, игровые и творческие проекты, напри-
мер, “Любимые игрушки”, “Азбука здоровья” и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
комплексные: “Мир театра”, “Здравствуй, Пушкин!”, “Эхо столетий”, “Книжки-
на неделя”;
межгрупповые: “Математические коллажи”, “Мир животных и птиц”, “Време-
на года”;
творческие: “Мои друзья”, “Любим сказки”, “Мир природы” и др.;
групповые: “Сказки о любви”, “Познай себя”, “Подводный мир”, “Весёлая
астрономия”;
индивидуальные: “Я и моя семья”, “Генеалогическое древо”, “Секреты бабуш-
киного сундука”;
исследовательские: “Подводный мир”, “Дыхание и здоровье”, “Питание и
здоровье”.
По продолжительности они бывают:
краткосрочными (один день - неделя) – младшая - средняя группа,
средней продолжительности (2 недели) – средняя – старшая группа,
долгосрочные (месяц - квартал) – подготовительная к школе группа.
Тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его акту-
альностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний воспитан-
ников из разных областей наук. То есть практически достигается интеграция зна-
ний. Чаще привязана к сезонной тематике.
IV. Планирование работы по подготовке проекта.
Работа над проектом происходит в несколько этапов:
I этап – организационно-подготовительный:
подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
пополнение предметно-развивающей среды;
подбор диагностического инструментария для выявления знаний детей.
II этап - рефлексивно-диагностический:
анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей и предпо-
лагаемых затруднений, а также заинтересованности коллег темой проекта;
выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта;
формирование банка данных об уровне родительской компетентности в во-
просах обозначенной темы.
II этап - практический:
коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
определение содержания работы как базового компонента в приоритетном
направлении деятельности педагога;
реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, актив-
ное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми, в т. ч. проектно-игровую
деятельность ребенка;
обобщение и распространение опыта работы.
IV этап - заключительный:
анализ достижения целей и полученных результатов;
определение
дальнейших
направлений
реализации
рассматриваемой
в
проекте проблемы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.