Напоминание

"Экскурсия как форма обучения в детском саду"


Автор: Морозова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад комбинированного вида №29"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экскурсия как форма обучения в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экскурсия как формы обучения

дошкольников в детском саду

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда

закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются

представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают

привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным

ценностям. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является

направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или

исследуемом объекте.

Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в

детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают

формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об

окружающей жизни. Все разнообразие экскурсий подразделяется по

следующим признакам:

- По содержанию;

- По составу участников;

- По месту проведения;

- По способу передвижения;

- По форме проведения.

В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную

роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым

компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно

добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания.

Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства:

восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.

Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:

- Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;

- Военно-исторические, т.е.экскурсии по памятным местам военных событий

и в военно-исторические и мемориальные музей;

- Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают

его достижения, производственный процесс;

- Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам

природы, в отделы природы краеведческого музея;

- Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов,

художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;

- Литературные;

- Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры,

знакомящие с планировкой и застройкой города .

Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и

возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые

экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет

интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей.

Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную

предыдущим жизненным опытом детей.

По месту проведения экскурсии подразделяются на

- Городские (обзорные и тематические);

- Заочные (видеосюжеты);

- Загородные (автобусные и пешеходные);

- Музейные

По способу передвижения экскурсии подразделяются

на пешеходные, транспортные и комбинированные.

По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:

- Обычные экскурсии (обзорные и тематические);

- Учебные;

- Экскурсии – прогулки .

Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью

осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование

местного географического материала при изучении различных тем в

ознакомлении с окружающим .Экскурсия, представляет собой форму

организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и

изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или

музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени

в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование

разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности

детей.

Структура экскурсии:

- вводная беседа;

- коллективное наблюдение;

- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;

- сбор материала;

- игры детей с собранным материалом;

- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог

экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач

воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии: заранее найти место

(Куда? Зачем?); что рассказать, с чем познакомить; Продумать время (общая

продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или

несколько метров, если дети маленькие); экскурсия с помощником (няня,

методист, второй педагог, родитель). Подготовка воспитателя заключается

прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного

содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований

программы и особенностей окружающей местности. Определяя место

экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный,

не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до

места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей.

Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна

превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной

группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги,

состояние погоды. При организации и проведении экскурсии необходимо

помнить, большое количество даже интересной информации приводит к

ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания

Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14

минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут,

и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.

Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников:

- Показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью,

последовательностью, активностью, точностью, образностью;

- Использование наглядных пособий: при их использовании происходит

переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная

разгрузка напряжения;

- Шутки, юмор;

- Вопрос-ответ;

Основные методические приемы проведения экскурсий:

- Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);

- Исследования (выполнение простых исследовательских заданий,

результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание

альбома «Наша армия родная»);

- Задания (назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить форму иголок у

пихты и ели, угостить животного и т.д.) .

Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день,

за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии,

воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает

содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном

круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии,

устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для

отдыха детей. Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо

подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей

начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать,

куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить

воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и

внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на

улице Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты

удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке

экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует

возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.

Требования к методам организации и проведения экскурсий:

1. Соответствие содержания интересам детей;

2. Определить количество детей;

3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны

отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);

4. Не должна носить характер урока, формального обучения.

5. Тщательная подготовка педагога;

6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или

предлагаться впервые;

7.После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую

игру, нарисовать свои впечатления;

8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с

другими занятиями.

Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом:

а) Научная достоверность;

б) Систематичность;

в) Доступность;

г) Конкретность знаний;

д) Воспитывающий характер знаний .

Рекомендации для педагогов для проведения экскурсии в детском саду.

Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной

деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с

окружающим миром. В тоже время, экскурсия одна из очень трудоемких и

сложных форм обучения. Для правильной организации экскурсии педагогу

необходимо четко знать методику её проведения.

Составленные краткие рекомендации для воспитателей помогут успешно

спланировать и правильно организовать экскурсию с детьми дошкольного

возраста.

1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.

2. Получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном месте.

3. Согласуйте время посещения.

4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.

5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте

особенности дороги, состояние погоды

6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут,

зачем, что нужно узнать, что собрать.)

7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах

(необходимо быть дисциплинированным и внимательным)

8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять

участие в совместном мероприятии.

9. Поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за

территорию ДОУ.

10. В день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода

воспитанников за пределы ДОУ»

11. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной,

соответствовать погоде и сезону)

12. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.

13. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей и

отправляйтесь в путь.

13. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки,

игровые приёмы.

14. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им

осмотреться.

15. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы,

поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия.

16. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.

17. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания, которые

позволят ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта

наблюдения.

18. Обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат!

Проведя экскурсию и опираясь на выше перечисленные пункты памятки,

экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и

интересной!

Список литературы

1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации

ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях,

реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. -

URL: obrazovatelnye-standarty

2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство

формы и содержания // Научно-методический электронный журнал

«Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой

[Электронный ресурс]. - URL: gramoteyka.jimdo

4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-

педагогических проблем детства Российской академии образования

[Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty

5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования,

Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение»

[Электронный ресурс]. - URL: psychlib ›mgppu/DTe/DTe-001.htm

6. Ежкова Н. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях: научный

взгляд // Дошкольное воспитание. -2014. - № 4. - С.81 – 84.

7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС

дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-

standarty

8. Иванова А.И., Масленникова Н.П., Крепышева Л.Е. Методика организации

экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для

работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 56 с.

9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при

переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина //

Управление ДОУ. - 2015. - № 4. - С. 34 – 36.

10. Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций

по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. - 2015. -

С. 31 - 33. 11. Майер А.А. Актуальные проблемы развития ребёнка в

дошкольном и дополнительном образовании. - СПб.: Детство - пресс. - 2013. -

216 с.

12. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и

тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. -

СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010. - 96 с.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!