Автор: Морозова Юлия Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "детский сад комбинированного вида №29"
Населённый пункт: город Иваново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Экскурсия как форма обучения в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Экскурсия как формы обучения
дошкольников в детском саду
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда
закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются
представления о человеке, обществе, культуре, природе. Экскурсии помогают
привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным
ценностям. Задачей при проведении экскурсий с дошкольниками является
направить и сконцентрировать их внимание на конкретном изучаемом или
исследуемом объекте.
Экскурсия – одна из форм организации образовательной деятельности в
детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают
формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об
окружающей жизни. Все разнообразие экскурсий подразделяется по
следующим признакам:
- По содержанию;
- По составу участников;
- По месту проведения;
- По способу передвижения;
- По форме проведения.
В этом организованном процессе познания окружающего мира огромную
роль играет эмоциональная сторона, которая является необходимым
компонентом каждой экскурсии. Экскурсоводу (воспитателю) важно
добиться от детей сопереживания, а не только наблюдения и слушания.
Увиденное и услышанное должно вызывать у детей ответные чувства:
восхищения, возмущения, радости от услышанного и др.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные и тематические.
Тематические экскурсии разделяют на следующие группы:
- Исторические, в которых освещается конкретный период истории края;
- Военно-исторические, т.е.экскурсии по памятным местам военных событий
и в военно-исторические и мемориальные музей;
- Производственные, которые раскрывают историю предприятия, показывают
его достижения, производственный процесс;
- Природоведческие - по экологической тематике, к уникальным памятникам
природы, в отделы природы краеведческого музея;
- Искусствоведческие экскурсии рассказывают о творчестве композиторов,
художников. Это экскурсии в картинные галереи, выставочные залы;
- Литературные;
- Архитектурно-градостроительные - с показом памятников архитектуры,
знакомящие с планировкой и застройкой города .
Главным при подготовке и проведении экскурсии является образовательный и
возрастной уровень ее участников. Важно, чтобы сведения, сообщаемые
экскурсоводом, не были общеизвестными, иначе к ним быстро пропадет
интерес. Но и нельзя, чтобы они были слишком оторваны от знаний детей.
Новые сведения должны ложиться на почву знаний, сформированную
предыдущим жизненным опытом детей.
По месту проведения экскурсии подразделяются на
- Городские (обзорные и тематические);
- Заочные (видеосюжеты);
- Загородные (автобусные и пешеходные);
- Музейные
По способу передвижения экскурсии подразделяются
на пешеходные, транспортные и комбинированные.
По форме проведения экскурсии подразделяются следующим образом:
- Обычные экскурсии (обзорные и тематические);
- Учебные;
- Экскурсии – прогулки .
Важная роль учебных экскурсий состоит в том, что с их помощью
осуществляется краеведческий принцип обучения, т.е. использование
местного географического материала при изучении различных тем в
ознакомлении с окружающим .Экскурсия, представляет собой форму
организации процесса обучения, позволяющая проводить наблюдения и
изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или
музеях, на выставках и производстве и занимает длительный отрезок времени
в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использование
разнообразных методов и приёмов, организацию разнообразной деятельности
детей.
Структура экскурсии:
- вводная беседа;
- коллективное наблюдение;
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей;
- сбор материала;
- игры детей с собранным материалом;
- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог
экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач
воспитательного, образовательного и развивающего характера.
Педагог заранее должен приготовиться к экскурсии: заранее найти место
(Куда? Зачем?); что рассказать, с чем познакомить; Продумать время (общая
продолжительность не более 1 часа, расстояние 1 км. в один конец, или
несколько метров, если дети маленькие); экскурсия с помощником (няня,
методист, второй педагог, родитель). Подготовка воспитателя заключается
прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного
содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований
программы и особенностей окружающей местности. Определяя место
экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему – не утомительный,
не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до
места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей.
Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна
превышать в средней группе 30 минут, в старшей и подготовительной
группах – 40-50 минут. При этом следует учитывать особенности дороги,
состояние погоды. При организации и проведении экскурсии необходимо
помнить, большое количество даже интересной информации приводит к
ослаблению внимания, к проявлению так называемых кризисов внимания
Первый кризис внимания наступает на 14 – 18 минуте, второй – через 11 – 14
минут после первого, третий – через 9-11 минут, четвертый – через 8-9 минут,
и далее интервалы между кризисами внимания следуют каждые 4-5 минут.
Рекомендуются следующие способы поддержания внимания дошкольников:
- Показ экскурсионных объектов, который должен отличаться логичностью,
последовательностью, активностью, точностью, образностью;
- Использование наглядных пособий: при их использовании происходит
переключение слухового восприятия на зрительное, создается определенная
разгрузка напряжения;
- Шутки, юмор;
- Вопрос-ответ;
Основные методические приемы проведения экскурсий:
- Элемент ритуала (в экскурсиях на военно-историческую тематику);
- Исследования (выполнение простых исследовательских заданий,
результаты которых подтверждают сказанное экскурсоводом (создание
альбома «Наша армия родная»);
- Задания (назвать цвета наблюдаемого объекта, сравнить форму иголок у
пихты и ели, угостить животного и т.д.) .
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день,
за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии,
воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает
содержание и объем тех знаний, которые должны получить дети о данном
круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии,
устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для
отдыха детей. Для того, чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо
подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приемы. Подготовка детей
начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать,
куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать. Необходимо объяснить
воспитанникам, что на экскурсии надо быть дисциплинированными и
внимательными, напомнить правила культурного и безопасного поведения на
улице Нужно обратить внимание и на одежду детей. Они должны быть одеты
удобно, в соответствии с погодой и сезоном. Хорошо привлечь к подготовке
экскурсионного оборудования и снаряжения детей. Это способствует
возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Требования к методам организации и проведения экскурсий:
1. Соответствие содержания интересам детей;
2. Определить количество детей;
3. Направлена на предмет (никакие привходящие явления не должны
отвлекать внимание ребенка от главного, центрального);
4. Не должна носить характер урока, формального обучения.
5. Тщательная подготовка педагога;
6. Заранее установить те речевые формы, которые будут закрепляться или
предлагаться впервые;
7.После экскурсии подобрать картинки, провести беседу, дидактическую
игру, нарисовать свои впечатления;
8. Число экскурсий должно обязательно планироваться в соответствии с
другими занятиями.
Требования к отбору сведений об окружающем, с учетом:
а) Научная достоверность;
б) Систематичность;
в) Доступность;
г) Конкретность знаний;
д) Воспитывающий характер знаний .
Рекомендации для педагогов для проведения экскурсии в детском саду.
Экскурсии – один из основных видов непосредственно образовательной
деятельности, особая форма организации работы по ознакомлению детей с
окружающим миром. В тоже время, экскурсия одна из очень трудоемких и
сложных форм обучения. Для правильной организации экскурсии педагогу
необходимо четко знать методику её проведения.
Составленные краткие рекомендации для воспитателей помогут успешно
спланировать и правильно организовать экскурсию с детьми дошкольного
возраста.
1. Предварительно ознакомьтесь с объектом наблюдения.
2. Получите разрешение на проведение экскурсии, в условленном месте.
3. Согласуйте время посещения.
4. Осмотрите место экскурсии на предмет безопасности.
5. Выберите самый простой и безопасный путь, при этом учитывайте
особенности дороги, состояние погоды
6. Сообщите детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут,
зачем, что нужно узнать, что собрать.)
7. Напомните детям о правилах поведения на улице, в общественных местах
(необходимо быть дисциплинированным и внимательным)
8. Предупредите родителей о предстоящей экскурсии, пригласите их принять
участие в совместном мероприятии.
9. Поставьте в известность администрацию ДОУ, о готовящейся прогулке за
территорию ДОУ.
10. В день экскурсии сделайте отметку в «Журнале регистрации выхода
воспитанников за пределы ДОУ»
11. Обратите внимание на одежду детей (она должны быть удобной,
соответствовать погоде и сезону)
12. Проверьте списочный состав детей перед выходом на экскурсию.
13. Возьмите с собой сигнальные флажки для безопасности детей и
отправляйтесь в путь.
13. Чтобы путь был интересный, подготовьте заранее стихи, загадки,
игровые приёмы.
14. Прибыв на место экскурсии, ещё раз напомните детям о цели, дайте им
осмотреться.
15. В заключительной части экскурсии – подведите итоги работы,
поблагодарите хозяев, родителей и детей за проведение мероприятия.
16. Проверьте списочный состав детей, и отправляйтесь в обратный путь.
17. По возвращении в ДОУ, предложите детям творческие задания, которые
позволят ребёнку выразить свои впечатления о посещении объекта
наблюдения.
18. Обязательно не забудьте взять с собой фотоаппарат!
Проведя экскурсию и опираясь на выше перечисленные пункты памятки,
экскурсия получится познавательной, увлекательной, незабываемой и
интересной!
Список литературы
1. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации
ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях,
реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. -
URL: obrazovatelnye-standarty
2. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство
формы и содержания // Научно-методический электронный журнал
«Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 51–55.
3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой
[Электронный ресурс]. - URL: gramoteyka.jimdo
4. Волосовец , Т. В. Методические разработки. Институт психолого-
педагогических проблем детства Российской академии образования
[Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-standarty
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / Рос. Акад. образования,
Психологический ин-т, Междунар. Ассоциация «Развивающее обучение»
[Электронный ресурс]. - URL: psychlib ›mgppu/DTe/DTe-001.htm
6. Ежкова Н. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях: научный
взгляд // Дошкольное воспитание. -2014. - № 4. - С.81 – 84.
7. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС
дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: obrazovatelnye-
standarty
8. Иванова А.И., Масленникова Н.П., Крепышева Л.Е. Методика организации
экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для
работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 56 с.
9. Калугина С.Е. Организация предметно-пространственной среды при
переходе на ФГОС ДО [Текст]/ С.Е. Калугина, О.В. Артамохина //
Управление ДОУ. - 2015. - № 4. - С. 34 – 36.
10. Коёкина О.И., Цекасова Н.И. Взаимодействие дошкольных организаций
по реализации ФГОС дошкольного образования // Управление ДОУ. - 2015. -
С. 31 - 33. 11. Майер А.А. Актуальные проблемы развития ребёнка в
дошкольном и дополнительном образовании. - СПб.: Детство - пресс. - 2013. -
216 с.
12. Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и
тематических экскурсий для детей 4-7 лет. Учебно-методическое пособие. -
СПб.: ООО «Издательство «Детство -пресс»». - 2010. - 96 с.