Автор: Варвянская Оксана Валерьевна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад№4
Населённый пункт: пос. Власиха
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация ребенка к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование
ПОМОЖЕМ РЕБЕНКУ и РОДИТЕЛЯМ
АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ
С
момента
поступления
ребенка
в
садик,
начинается
более
самостоятельная
жизнь
малыша.
Ребенок
попадает
не
просто
в
новые
условия, а новую психологическую атмосферу, приобретает новый статус. От
того, как пройдет адаптация ребенка к дошкольному учреждению, зависит
многое в его социально- психологической сфере дальнейшей жизни.
Нельзя сказать, что существует единый стандарт адаптации ребенка к
садику. Каждому малышу необходим индивидуальный подход. К сожалению,
таким
подходом
могут
воспользоваться
только
родители;
воспитатели
и
детские
психологи
редко
имеют
такую
возможность
из-за
большого
количества детей, за которых они несут ответственность. Тем не менее, мы
можем условно различать несколько стратегий адаптации детей, из которых
родители могут выбирать подходящие.
Во-первых,
детей
необходимо
различать по
возрасту. Адаптация
к
ясельной
и
младшей
группам
идёт
по-разному
-
и
это
понятно,
ведь
двухлетние дети очень отличаются от трехлетних. Родителям первых обычно
приходится
труднее. Двухлетние
дети очень тяжело расстаются с мамой,
поэтому было бы лучше если вместо мамы в первый день с ребенком в садик
пойдет
кто-нибудь
другой,
например,
папа
или
бабушка.
Идеальным
вариантом,
конечно
же,
является
предварительное
знакомство
с
воспитателем, обсуждение с ним особенностей ребенка. В некоторых садиках
разрешено 2-3 дня приходить в группу с ребенком вместе, знакомиться с
детьми, игрушками. Если такой возможности нет, то ребенка лучше оставлять
не больше чем на 2 часа. Двухлетний ребенок не способен сдерживать свои
чувства, поэтому может* прореветь и час, и два, и день. Двухлетку можно
отвлечь игрушками, но любое напоминание о матери и близких вызывает
плачь.
Такое
поведение
может
раздражать
воспитателя,
и
терпеливым
оставаться
здесь
очень
трудно.
Именно
поэтому
большая
часть
ответственности
за
качество
адаптации
ребенка
к
садику
несут
всё-таки
родители.
Как
же
подготовить
ребенка
предварительно
к
новой
обстановке?
Необходимо почаще оставлять ребенка с родственниками, гулять с другими
ребятками
вместе,
знакомить
ребенка
с
чужими
взрослыми.
Идеальным
вариантом здесь является планирование поступить в детский сад осенью,
после летних прогулок, когда ребенок вдоволь общается и с чужими мамами,
и
с
ребятами
в
песочнице.
Такому
ребенку
будет
легче
привыкнуть
к
детскому саду. Помните, что, устраивая ребенка в ДОУ, устали Вы, а теперь
же на период адаптации сильно будет уставать ребенок. Будьте внимательны
к
ребенку
дома,
напоминайте
вечером
ему
о
садике,
о
ребятах,
о
воспитательнице. Повспоминайте вместе с ним игрушки, которые там
были. Самое главное- не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может
реагировать иначе! Хуже, если ребенок будет в молчании забиваться в угол.
Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы
практикуют подобный тип реакции при расставании с ребенком утром, когда
ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной,
лучше
доверить
папе
отвести
ребенка
в
садик.
Ваша
уверенность
и
спокойствие передадутся ребенку равно как нервозность и волнение. Если
Вы не уверены в людях, которым «вручаете» своего ребенка, то с какой стати
ребенок должен доверять чужой тёте.
Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3-3,5
года.
Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух-
четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть
к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что
они привыкли к домашним условиям. Другими словами, двухлеток вести в
садик еще рано, а в четыре года- поздновато. К четырем годам ребенок
склонен осознавать себя и переживать, он может стесняться сказать что-то
воспитательнице.
Двухлетка
просто
еще
не
способен
сказать
о
своих
ощущениях пока еще чужому человеку (ощущения голода, холода, желание
сходить в туалет). Трехлетний ребенок может сказать о своих ощущениях и
не испытывает стыда от своих случайных промахов. С трехлеткой легче всего
наладить
контакт
чужому
человеку.
Тем
не
менее,
и
у
трехлеток
и
у
четырехлеток
есть
общий
положительный
момент
в
адаптации
к
ДОУ,
который
качественно
отличает
их
от
двухлеток.
Дети
3-4
лет
способны
слушать и слышать взрослых. Родители должны максимально использовать
эту способность детей данной категории. Мама заранее может подготовить
ребенка
к
садику,
рассказывая
о
нем,
или
создавая
искусственно
«садиковские» условия с помощью игры. Это может быть : ролевая игра, где
мама, например, воспитательница, которая проводит занятия. Игра может
быть проведена с помощью кукол и мягких игрушек, тогда есть возможность
показать, что в группе будет много детей {дети 3-4 лет могут «испугаться»
такого количества сверстников, тем более что некоторые из них способны
проявлять агрессию или излишний интерес к новичку).
Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за
успешность адаптации лежит на нем. Постарайтесь быть терпимыми в
период адаптации ребенка к ДОУ в любом возрасте, не жалейте времени
на
эмоционально-
личностное
общение
с
ребенком,
поощряйте
посещение
детского
сада
ребенком.
Помните,
что
детский
сад-
это
первый
шаг
в
общество,
импульс
к
развитию
знаний
ребенка
о
поведении в обществе.