Напоминание

"Адаптация ребенка к детскому саду"


Автор: Варвянская Оксана Валерьевна
Должность: педагог психолог
Учебное заведение: МДОУ детский сад№4
Населённый пункт: пос. Власиха
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация ребенка к детскому саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОМОЖЕМ РЕБЕНКУ и РОДИТЕЛЯМ

АДАПТИРОВАТЬСЯ К ДЕТСКОМУ САДУ

С

момента

поступления

ребенка

в

садик,

начинается

более

самостоятельная

жизнь

малыша.

Ребенок

попадает

не

просто

в

новые

условия, а новую психологическую атмосферу, приобретает новый статус. От

того, как пройдет адаптация ребенка к дошкольному учреждению, зависит

многое в его социально- психологической сфере дальнейшей жизни.

Нельзя сказать, что существует единый стандарт адаптации ребенка к

садику. Каждому малышу необходим индивидуальный подход. К сожалению,

таким

подходом

могут

воспользоваться

только

родители;

воспитатели

и

детские

психологи

редко

имеют

такую

возможность

из-за

большого

количества детей, за которых они несут ответственность. Тем не менее, мы

можем условно различать несколько стратегий адаптации детей, из которых

родители могут выбирать подходящие.

Во-первых,

детей

необходимо

различать по

возрасту. Адаптация

к

ясельной

и

младшей

группам

идёт

по-разному

-

и

это

понятно,

ведь

двухлетние дети очень отличаются от трехлетних. Родителям первых обычно

приходится

труднее. Двухлетние

дети очень тяжело расстаются с мамой,

поэтому было бы лучше если вместо мамы в первый день с ребенком в садик

пойдет

кто-нибудь

другой,

например,

папа

или

бабушка.

Идеальным

вариантом,

конечно

же,

является

предварительное

знакомство

с

воспитателем, обсуждение с ним особенностей ребенка. В некоторых садиках

разрешено 2-3 дня приходить в группу с ребенком вместе, знакомиться с

детьми, игрушками. Если такой возможности нет, то ребенка лучше оставлять

не больше чем на 2 часа. Двухлетний ребенок не способен сдерживать свои

чувства, поэтому может* прореветь и час, и два, и день. Двухлетку можно

отвлечь игрушками, но любое напоминание о матери и близких вызывает

плачь.

Такое

поведение

может

раздражать

воспитателя,

и

терпеливым

оставаться

здесь

очень

трудно.

Именно

поэтому

большая

часть

ответственности

за

качество

адаптации

ребенка

к

садику

несут

всё-таки

родители.

Как

же

подготовить

ребенка

предварительно

к

новой

обстановке?

Необходимо почаще оставлять ребенка с родственниками, гулять с другими

ребятками

вместе,

знакомить

ребенка

с

чужими

взрослыми.

Идеальным

вариантом здесь является планирование поступить в детский сад осенью,

после летних прогулок, когда ребенок вдоволь общается и с чужими мамами,

и

с

ребятами

в

песочнице.

Такому

ребенку

будет

легче

привыкнуть

к

детскому саду. Помните, что, устраивая ребенка в ДОУ, устали Вы, а теперь

же на период адаптации сильно будет уставать ребенок. Будьте внимательны

к

ребенку

дома,

напоминайте

вечером

ему

о

садике,

о

ребятах,

о

воспитательнице. Повспоминайте вместе с ним игрушки, которые там

были. Самое главное- не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может

реагировать иначе! Хуже, если ребенок будет в молчании забиваться в угол.

Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы

практикуют подобный тип реакции при расставании с ребенком утром, когда

ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной,

лучше

доверить

папе

отвести

ребенка

в

садик.

Ваша

уверенность

и

спокойствие передадутся ребенку равно как нервозность и волнение. Если

Вы не уверены в людях, которым «вручаете» своего ребенка, то с какой стати

ребенок должен доверять чужой тёте.

Самый лучший возраст, когда ребенка следует отдавать в садик 3-3,5

года.

Трехлетние дети отличаются адаптационными возможностями от двух-

четырехлеток. Двухлетка сильно привязан к матери, ему трудно привыкнуть

к новой обстановке. Четырехлеткам сложно привыкнуть к саду из-за того, что

они привыкли к домашним условиям. Другими словами, двухлеток вести в

садик еще рано, а в четыре года- поздновато. К четырем годам ребенок

склонен осознавать себя и переживать, он может стесняться сказать что-то

воспитательнице.

Двухлетка

просто

еще

не

способен

сказать

о

своих

ощущениях пока еще чужому человеку (ощущения голода, холода, желание

сходить в туалет). Трехлетний ребенок может сказать о своих ощущениях и

не испытывает стыда от своих случайных промахов. С трехлеткой легче всего

наладить

контакт

чужому

человеку.

Тем

не

менее,

и

у

трехлеток

и

у

четырехлеток

есть

общий

положительный

момент

в

адаптации

к

ДОУ,

который

качественно

отличает

их

от

двухлеток.

Дети

3-4

лет

способны

слушать и слышать взрослых. Родители должны максимально использовать

эту способность детей данной категории. Мама заранее может подготовить

ребенка

к

садику,

рассказывая

о

нем,

или

создавая

искусственно

«садиковские» условия с помощью игры. Это может быть : ролевая игра, где

мама, например, воспитательница, которая проводит занятия. Игра может

быть проведена с помощью кукол и мягких игрушек, тогда есть возможность

показать, что в группе будет много детей {дети 3-4 лет могут «испугаться»

такого количества сверстников, тем более что некоторые из них способны

проявлять агрессию или излишний интерес к новичку).

Любой родитель должен помнить, что основная ответственность за

успешность адаптации лежит на нем. Постарайтесь быть терпимыми в

период адаптации ребенка к ДОУ в любом возрасте, не жалейте времени

на

эмоционально-

личностное

общение

с

ребенком,

поощряйте

посещение

детского

сада

ребенком.

Помните,

что

детский

сад-

это

первый

шаг

в

общество,

импульс

к

развитию

знаний

ребенка

о

поведении в обществе.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!