Автор: Бурка Галина Дмитреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом - школа № 95"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование
МКОУ «Детский дом-школа №95»
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Автор-составитель:
Воспитатель БУРКА ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА
Новокузнецк 2017
Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Вопрос о том, как развивать духовно-нравственные качества личности ребёнка, становится всё
более важным для нашего общества. В воспитании детей детских домов эта проблема ещё более
актуальна.
Основы духовности и нравственности личности закладываются в дошкольном возрасте. Именно в
этом возрасте у детей складывается первоначальное понимание нравственных норм,
формируются моральные суждения и оценки.
Духовность – это внутренняя опора человеческого бытия, благодаря которой личность обретает
способность выходить за пределы ближайших потребностей бытия и строить жизнь в соответствии
с представлениями о смысле человеческой жизни и высшими идеалами (Н.А.Коваль).
Нравственное развитие – это формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с
помощью которой ребёнок может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих
позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.
Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития ребёнка. Оно
теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы личности. Нравственное развитие
невозможно, если ребёнок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не
способен управлять своими эмоциями. Этот аспект включает три взаимосвязанные сферы:
становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств,
формирование нравственного поведения.
Проблемы в развитии эмоциональной сферы у детей, живущих в закрытых детских учреждениях,
негативно сказываются на формировании личности и возможности подготовки детей к
дальнейшей жизни в социуме. Последствия социально-эмоциональных нарушений, усиленные
биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребёнка
ограниченном замкнутом коллективе, достаточно серьёзны. Прежде всего это искажения
характера и форм общения со взрослыми и сверстниками, затрудняющие процесс социализации и
становления личности, девиантное и деликвентное поведение.
Подавляющее большинство исследователей отмечают в качестве основных эмоциональных
нарушений у детей, воспитывающихся в детском доме или интернате, высокий уровень
агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко
взрослому, аффективность поведенческих проявлений, неспособность конструктивного выхода из
конфликта.
Эмоциональная сфера, как правило, слабо дифференцирована, а эмоции имеют примитивный и
уплощённый характер.
Социально-эмоциональные нарушения проявляются в пассивном отношении к окружающему, в
низкой эмоциональной вовлечённости в общение, в эмоциональной глухоте. Отсутствие
эмпатических тенденций и неадекватность эмоционального реагирования порождают нарушения
межличностных отношений, препятствуют формированию навыков речевой коммуникации.
Всё это настойчиво требует активного внедрения в практику педагогов детского дома
психологических средств коррекции эмоциональной сферы как основы духовно-нравственного
воспитания личности.
Духовно-нравственное воспитание, как и любой другой аспект воспитания детей в детском доме,
требует комплексного психолого-педагогического подхода. В этой связи возрастает важность
формирования гуманных отношений между педагогами и детьми.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро
личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его
этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,
патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное
состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной
педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно
актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях,
обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает
особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному
образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с
опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние
годы в разных регионах России. Особенность существующих программ в том, что они содействуют
сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у
них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование
абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом
семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи,
образовательного учреждения и государства.
Принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников:
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований
христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к
ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к
себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и
социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его
полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами
национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям
тех или иных регионов).
Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
Принципы отбора содержания образования:
Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с
каноничностью).
Учет требований типовых программ.
Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
Принципы организации занятий
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и
индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения
знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения;
вариативный подход. Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный,
словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения педагогом рассказов;
экскурсий в музей, храм;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсий по городу, целевых прогулок;
моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-
драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и
др.);
приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре,
овощной суп и др.);
оформить коллекцию семян для занятия;
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы,
викторины;
провести экскурсии различной направленности;
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Формы работы с детьми:
Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств
обучения.
Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району).
Детская благотворительность.
Тематические вечера духовно-нравственной направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и взрослых).
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Творческие вечера.
Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и
строительные, про гулки, экскурсии, походы).
3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр
диафильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по
интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Работа по духовно-нравственному воспитанию ставит своей целью достичь следующих
результатов:
Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости
души, внутреннего мира к Вышнему.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому
себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской
картины мира.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
Субъективное психоэмоциональное благополучие.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного
уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Деятельное отношение к труду.
Ответственность за свои дела и поступки.
Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия,
сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение
наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души. Духовность – это высшая
ценность и достижение человека.