Напоминание

Духовно-нравственное воспитание дошкольников


Автор: Бурка Галина Дмитреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Детский дом - школа № 95"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: Статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКОУ «Детский дом-школа №95»

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Автор-составитель:

Воспитатель БУРКА ГАЛИНА ДМИТРИЕВНА

Новокузнецк 2017

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Вопрос о том, как развивать духовно-нравственные качества личности ребёнка, становится всё

более важным для нашего общества. В воспитании детей детских домов эта проблема ещё более

актуальна.

Основы духовности и нравственности личности закладываются в дошкольном возрасте. Именно в

этом возрасте у детей складывается первоначальное понимание нравственных норм,

формируются моральные суждения и оценки.

Духовность – это внутренняя опора человеческого бытия, благодаря которой личность обретает

способность выходить за пределы ближайших потребностей бытия и строить жизнь в соответствии

с представлениями о смысле человеческой жизни и высшими идеалами (Н.А.Коваль).

Нравственное развитие – это формирование у детей «нравственной шкалы отношений», с

помощью которой ребёнок может «измерить» свои и чужие поступки с общечеловеческих

позиций добра и зла и не только оценить, но и подчинить своё поведение нравственным нормам.

Нравственное развитие – одна из центральных линий психического развития ребёнка. Оно

теснейшим образом связано с развитием эмоциональной сферы личности. Нравственное развитие

невозможно, если ребёнок не может понять эмоциональное состояние другого человека, не

способен управлять своими эмоциями. Этот аспект включает три взаимосвязанные сферы:

становление нравственного сознания, развитие нравственных переживаний и чувств,

формирование нравственного поведения.

Проблемы в развитии эмоциональной сферы у детей, живущих в закрытых детских учреждениях,

негативно сказываются на формировании личности и возможности подготовки детей к

дальнейшей жизни в социуме. Последствия социально-эмоциональных нарушений, усиленные

биологическими и педагогическими факторами, а также спецификой жизни ребёнка

ограниченном замкнутом коллективе, достаточно серьёзны. Прежде всего это искажения

характера и форм общения со взрослыми и сверстниками, затрудняющие процесс социализации и

становления личности, девиантное и деликвентное поведение.

Подавляющее большинство исследователей отмечают в качестве основных эмоциональных

нарушений у детей, воспитывающихся в детском доме или интернате, высокий уровень

агрессивности, эмоциональная холодность, тревожность и враждебность по отношению ко

взрослому, аффективность поведенческих проявлений, неспособность конструктивного выхода из

конфликта.

Эмоциональная сфера, как правило, слабо дифференцирована, а эмоции имеют примитивный и

уплощённый характер.

Социально-эмоциональные нарушения проявляются в пассивном отношении к окружающему, в

низкой эмоциональной вовлечённости в общение, в эмоциональной глухоте. Отсутствие

эмпатических тенденций и неадекватность эмоционального реагирования порождают нарушения

межличностных отношений, препятствуют формированию навыков речевой коммуникации.

Всё это настойчиво требует активного внедрения в практику педагогов детского дома

психологических средств коррекции эмоциональной сферы как основы духовно-нравственного

воспитания личности.

Духовно-нравственное воспитание, как и любой другой аспект воспитания детей в детском доме,

требует комплексного психолого-педагогического подхода. В этой связи возрастает важность

формирования гуманных отношений между педагогами и детьми.

Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро

личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его

этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции,

патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное

состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной

педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно

актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях,

обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает

особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному

образованию и воспитанию детей. В процессе работы над программой мы познакомились с

опытом работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, сложившимся в последние

годы в разных регионах России. Особенность существующих программ в том, что они содействуют

сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у

них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование

абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом

семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи,

образовательного учреждения и государства.

Принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников:

Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований

христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),

Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к

ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к

себе, к миру и с миром (любовь к ближним).

Природосообразностъ (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и

социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его

полу и возрасту).

Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами

национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям

тех или иных регионов).

Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Принципы отбора содержания образования:

Научность и каноничность (сочетание современных достижений педагогики и психологии с

каноничностью).

Учет требований типовых программ.

Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).

Принципы организации занятий

Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и

индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения

знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения;

вариативный подход. Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный,

словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

чтения педагогом рассказов;

экскурсий в музей, храм;

наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

экскурсий по городу, целевых прогулок;

моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

чтения литературных произведений воспитателем;

чтения стихотворений детьми, воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-

драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и

др.);

приготовить с детьми различные блюда (овощной или фруктовый сок, картофельное пюре,

овощной суп и др.);

оформить коллекцию семян для занятия;

сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы,

викторины;

провести экскурсии различной направленности;

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми:

Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников.

Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств

обучения.

Экскурсии, целевые прогулки (по городу, району).

Детская благотворительность.

Тематические вечера духовно-нравственной направленности (живопись, музыка, поэзия).

Организация выставок (совместная деятельность детей и взрослых).

Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

Творческие вечера.

Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и

строительные, про гулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр

диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по

интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Работа по духовно-нравственному воспитанию ставит своей целью достичь следующих

результатов:

Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости

души, внутреннего мира к Вышнему.

Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому

себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской

картины мира.

Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.

Субъективное психоэмоциональное благополучие.

Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.

Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного

уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.

Деятельное отношение к труду.

Ответственность за свои дела и поступки.

Главный результат заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия,

сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Сегодня духовное воспитание - одно из самых востребованных понятий. Лишь через овладение

наукой о нравственности человек может приобрести спокойствие души. Духовность – это высшая

ценность и достижение человека.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!