"Содержание и методики преподавания химии в условиях реализации ФГОС"
Автор: Гасанова Светлана Пантелеевна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ "Гимназия№1" Населённый пункт: г.Благовещенск, Амурская область Наименование материала: Статья Тема: "Содержание и методики преподавания химии в условиях реализации ФГОС" Раздел: среднее образование
Содержание и методики преподавания химии в условиях реализации ФГОС.
Переход
на
ФГОС
предъявляет
повышенные
требования
к
химической
и
методической подготовке учителя химии.
Примерная программа основного общего образования задает перечень вопросов,
которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе по
химии сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный
характер образования, на освоение школьниками основополагающих понятий и идей.
Вместе с тем подходы к формированию содержания школьного химического образования
претерпели
существенные
изменения,
отвечающие
требованиям
сегодняшнего
дня.
В
Примерной программе основного общего образования по химии иначе сформулированы
цели и требования к результатам обучения, что меняет акценты в преподавании; в нее
включена
характеристика
учебной
деятельности
учащихся
в
процессе
освоения
содержания курса.
Система химического образования в основной школе должна стать более
динамичной за счет вариативной составляющей на всем протяжении второй ступени
общего образования. Предусмотрено значительное увеличение активных форм работы,
направленных на вовлечение учащихся в деятельность, на обеспечение понимания ими
химического
материала
и
развития
интеллекта,
приобретение
практических
навыков,
умений проводить рассуждения, доказательства.
Урок современного типа должен строиться на основе принципа системно-
деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом
обучения, быть вдохновителем учащихся.
Основная проблема, связанная с изучением и введением нового стандарта —
научить учителя строить новые взаимоотношения между детьми, партнерские отношения
между учителем и ребенком.
Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе
познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями,
непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным
вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить, чтобы у детей
возникали собственные вопросы «ЧЕМУ МНЕ НАДО НАУЧИТЬСЯ? Ребенок должен
стать «архитектором образовательного процесса».
Процесс обучения должен быть направлен на получение новых результатов, УУД:
личностных, метапредметных и предметных.
Формы и методы организации учебной деятельности изменяются: от игровых —
к выполнению работы под непосредственным руководством учителя — к самостоятельной
работе в малых группах. Затем максимально самостоятельная учебная работа в малых
группах и индивидуальная самостоятельная работа творческого характера. Конечно, надо
учить, самостоятельности, но не пускать на самотёк, а помогать. Не все дети могут быть
самостоятельными, очень многие нуждаются в контроле. Самостоятельность формируется
годами.
Деятельностный подход в обучении — необходимое условие овладения знанием.
Для организации деятельности учащегося учитель переходит с позиции носителя знаний
на позицию организатора познавательной деятельности.
Как заинтересовать химией? Дело непростое. Многое зависит от того, как
поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение
сложившейся ситуации. Творческая активность учащихся, успех урока целиком зависит от
методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету
у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке
и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну
материала, эмоциональную окраску урока.
Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от
“прослушанного”, как известно, через две недели в памяти остается только 20 %. Важно
сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая
предположения, обсуждая их, доказывая истину. Учащиеся включаются в деятельность,
которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения
существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации. Это
оправдывающий себя дидактический прием, с помощью которого учитель держит
в постоянном напряжении одну из внутренних пружин процесса обучения — детскую
любознательность