Автор: Прокопова Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Ломоватская ООШ"
Населённый пункт: пос. Ломоватка Великоустюгского района, Вологодской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Окружающий мир"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ломоватская основная общеобразовательная школа»
Рассмотрена
на заседании методического
совета.
Протокол №1 от 25. 08.2015
Принята
на заседании педагогического
совета
Протокол №1 от 28.08.2015
Утверждена
Приказом директора школы
№34 от 31.08.2015
Рабочая программа
Окружающий мир
на ступень начального общего образования
1 класс
Срок реализации программы: 2015 – 2016 учебный год
ФИО учителя, реализующего программу:
Прокопова Валентина Владимировна,
учитель начальных классов
Год составления программы: 2015 г.
2015 год
1
Пояснительная записка
Нормативные
правовые документы, на основании которых разработана рабочая
программа:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации"
Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской
Федерации
"Об
утверждении
и
введении
в
действие
федерального
го сударственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования",
утверждённый
приказом Минобразования России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован
Минюстом России 22 декабря 2009 г. N 15785) ( с последующими изменениями и
дополнениями);
Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». Под
редакцией Виноградовой Н. Ф. – 2-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.,
Авторская
программа
«Окружающий мир» Виноградовой Н.Ф.-
М.: Вентана-
Граф, 2012.
Основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
образовательного учреждения МБОУ «Ломоватская ООШ»;
Федеральный
перечень
учебников,
рекомендованных
(допущенных)
Министерством
образования
и
науки
РФ
к
использованию
в
образовательном
процессе в общеобразовательных школах на 2015-16 …
Цель учебного курса: формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного
образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для
всего
живого.
На
этой
основе
происходит
становление
у
ребенка
современной
экологически
ориентированной
картины
мира,
развивается
чувство
сопричастности
к
жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека —
доброта, терпимость, ответственность.
Задачи курса:
воспитание любви к своей Родине, Вологодскому краю, к своему посёлку;
формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в
природной и социальной среде;
развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих
дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для
развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих
способностей, формирования учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил
личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек,
природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Основная
цель
обучения
предмету Окружающий
мир
в
начальной
школе
—
представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с
природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание
общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила
взаимодействия
во
всех
сферах
окружающего
мира.
В
данном
контексте
к
общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со
средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного
общества;
исторический
аспект
«складывания»
общерусской
культуры,
развитие
национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
2
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение данного предмета в 1 классе отводится 66 ч. (33 учебные недели по 2
часа в неделю)
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности
изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для
интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников.
Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого
предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой
предметной
области
состоит
в
формировании
целостного
взгляда
на
окружающую
социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя,
своего «Я».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
Изучение Окружающего
мира
позволяет
обучения
реализовать
социальные
и
образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших
школьников.
Личностные
результаты
представлены
двумя
группами
целей.
Одна
группа
относится
к
личности
субъекта
обучения,
его
новым
социальным
ролям,
которые
определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
достаточно
высокий
уровень
учебной
мотивации,
самоконтроля
и
самооценки;
личностные
качества,
позволяющие
успешно
осуществлять
учебную
деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая
группа
целей
передает
социальную
позицию
ш кол ь н и ка ,
сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
формирование основ российской гражданской идентичности, понимания
особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в
развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории,
воспитание чувства гордости за национальные достижения;
воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо
от возраста, национальности, вероисповедания;
понимание
роли
человека
в
обществе,
принятие
норм
нравственного
поведения
в
природе,
обществе,
правильного
взаимодействия
со
взрослыми
и
сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой
жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды
обитания.
Предметные
результаты
обучения
нацелены
на
решение,
прежде
всего,
образовательных задач:
осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных
его сторонах и объектах;
обнаружение
и
установление
элементарных
связей
и
зависимостей
в
природе и обществе;
овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира
(наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
использование
полученных
знаний
в
продуктивной
и
преобразующей
деятельности;
3
расширение
кругозора
и
культурного
опыта
школьника,
формирование
умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В
соответствии
со
стандартом
второго
поколения
при
отборе
содержания
обучения
и
конструировании
его
методики
особое
внимание
уделяется
освоению
метапредметных
результатов
естественно-научного
и
обще ствоведче ского
образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать
учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить
формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в
программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание
которого
определяет
круг
общеучебных
и
универсальных
умений,
успешно
формирующихся
средствами
данного
предмета.
Среди
метапредметных
результатов
особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
познавательные
как
способность
применять
для
решения
учебных
и
практических
задач
различные
умственные
операции
(сравнение,
обобщение,
анализ,
доказательства и др.);
регулятивные как владение способами организации, планирования различных
видов
деятельности
(репродуктивной,
поисковой,
исследовательской,
творческой),
понимание специфики каждой;
коммуникативные
как
способности
в
связной
логически
целесообразной
форме
речи
передать
результаты
изучения
объектов
окружающего
мира;
владение
рассуждением, описанием повествованием.
Cодержание программы
1 класс (66 ч)
Введение. Что такое окружающий мир (1ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные
руками человека, люди.
Мы — школьники (2 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с
точностью до часа. Домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др.
Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание
посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и
др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена
письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
ОБЖ:
безопасная
дорога
от
дома
до
школы.
Улица
(дорога):
тротуар,
обочина,
проезжая
часть,
мостовая.
Правила
пользования
транспортом.
Дорожные
знаки:
«пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд»,
«велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила
поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Я и другие люди (3 часа)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила
дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать
деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Универсальные учебные действия:
определять время по часам с точностью до часа;
анализировать дорогу от дома до школы: замечать опасные участки, знаки
дорожного движения;
воспроизводить домашний адрес, правила ДД и пользования транспортом;
различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
4
описывать назначение различных школьных помещений;
конструировать
игровые
и
учебные
ситуации,
раскрывающие
правила
поведения на уроке;
реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности.
Твоё здоровье (6 ч)
Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена зубов, ротовой полости,
кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя
гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
демонстрировать
в
учебных
и
игровых
ситуациях
правила
гигиены,
упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.
Труд людей (6 ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые делают для нас одежду,
обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми
приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Универсальные учебные действия:
классифицировать
предметы
(изделия)
по
принадлежности
(одежда,
обувь,
мебель и т. д.);
ориентироваться
при
решении
учебных
и
практических
задач
на
правила
безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного
характера на основе телефонных диалогов.
Родная природа (31 ч)
Красота
природы.
Природа
и
творчество
человека
(поэзия,
живопись,
музыка).
Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и
объектах природы).
Сезонные
изменения
в
природе
(характеристика
времени
года,
сравнение
разных
сезонов;
зависимость
изменений
в
живой
природе
от
состояния
неживой).
Растения
пришкольного участка: название, внешний вид (4–5 растений). Растения сада и огорода:
название,
окраска,
форма,
размер,
употребление
в
пищу
(4–5
растений).
Комнатные
растения: название, внешний вид (3–4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за
комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. Домашние и дикие животные.
Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Универсальные учебные действия:
описывать сезонные изменения в природе;
создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы;
определять
последовательность
времен
года
(начиная
с
любого),
находить
ошибки в предъявленной последовательности;
устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
описывать внешние признаки растения;
характеризовать условия роста растения;
выделять из группы растений опасные для жизни и здоровья людей;
различать животных по классам (без термина);
сравнивать
домашних
и
диких
животных, выделять
признаки
домашних
животных;
различать животных по месту обитания.
Семья (2 ч)
5
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Родная страна (15 ч)
Название города (села), в котором мы живем. Главная улица (площадь). Памятные
места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например,
строитель, шахтер, тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудиться. Труд
работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в
них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник и др.). Уважение к труду
людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки, игрушки.
Универсальные учебные действия:
составлять небольшой рассказ о своей семье;
взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться
мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос;
различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и
быта; кратко рассказывать на тему «Что делают в …»;
называть
достопримечательности
столицы
(с
опорой
на
фото,
рисунки),
ориентироваться
в
понятии
«народное
творчество»: приводить
примеры
малых
фольклорных жанров (без термина), народных сказок, игрушек;
различать (сопоставлять) основные нравственно-этические понятия; называть к
ним антонимы и синонимы;
реализовывать в труде в уголке природы действия по уходу за животными и
растениями.
Экскурсии. Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по
выращиванию
цветов
и
т.п.
(по
выбору
учителя
с
учетом
местных
возможностей).
Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учетом
местных особенностей).
Практические
работы.
Уход
за
комнатными
растениями
и
животными
уголка
природы, зарядка аквариума, террариума, инсектария.
Планируемые результаты обучения
1. К концу обучения в первом классе учащиеся научатся:
— воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны,
достопримечательности столицы России;
— различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице;
применять знания о безопасном пребывании на улицах;
— ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
— различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и
быта; приводить примеры различных профессий;
— различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
— определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки
в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
— устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
— описывать
(характеризовать)
отдельных
представителей
растительного
и
животного мира;
— сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в первом классе учащиеся смогут научиться:
—анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных
участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
— различать основные нравственно-этические понятия;
— рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет
6
членов семьи, друзей;
— участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
по окружающему миру в 1 классе
1. Основные средства обучения:
Учебник: Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир»
Москва, «Вентана – Граф», 2012
2. Дидактические пособия:
Рабочая тетрадь «Окружающий мир 1 класс» Автор: Виноградова Н.Ф
3. Методические материалы для учителя:
Программа: сборник программ к комплекту учеников
«Начальная школа XXI века» под руководством
Виноградовой Н.Ф.
Программа «Окружающий мир 1 класс» Автор: Виноградова Н.Ф.,2012
Методические рекомендации «Окружающий мир 1 класс» Автор: Виноградова Н.Ф
4. Электронные образовательные ресурсы:
Окружающий мир 1 класс Электронное учебное пособие. Автор: Виноградова Н.Ф
5. Региональный компонент
1.
Красная книга Вологодской области
1
2.
Вологодская энциклопедия
1
3.
Физическая карта Вологодской области
1
4.
Политическая карта Вологодской области
1
5
Пособия «Родной край»
12
6. Оборудование:
1.
Набор таблиц «Осень»
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Осень в городе
- Осень в лесу
- Осень в огороде
- День знаний
- Приметы осени
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2.
Таблицы по окружающему миру:
- Природное сообщество водоёма
- Природное сообщество леса.
- Природное сообщество луга.
- Природное сообщество поля.
- Птицы зимой.
- Многообразие растений.
- Степь.
- Времена года. Весна.
33
1
1
1
1
1
1
1
1
7
- Живая и неживая природа. Лето.
- Водоёмы. Море.
- Стороны горизонта.
- Многообразие животных.
- Небесные тела.
- Времена года. Осень.
- Грибы.
- Пустыня.
- Деревья, кусты, травы.
- Лесная зона.
- Времена года. Лето.
- Земля.
- Связи в живой природе.
- Круговорот воды в природе.
- Части тела животных.
- Луна.
- Природные явления.
- Неживая и живая природа. Зима.
- Формы земной поверхности.
- Времена года. Зима.
- Живые Организмы.
- Арктическая пустыня.
- Тела и вещества.
- Водоёмы. Река.
- Части растений. Тундра.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
3.
Географические карты:
- карта полушарий
- физическая карта России
- природные зоны России
- глобус Земли
1
1
1
1
4.
Таблица «Наблюдение за погодой»
5.
Наборы иллюстраций
- Животные Африки
- Фрукты
- Дикие животные
- Животные севера
- Одежда
- Школьные принадлежности
6
1
1
1
1
1
1
8
Тематическое планирование
Содержате
ль
ная линия
Учебный материал
Кол-
во
часов
Требования ФГОС Планируемые результаты
Универсальные учебные
действия
Предметные
Знать
Уметь
1. Мы -
школьни
ки
Школьник, ученик,
правило, опасная и
безопасная дорога,
дорожный знак.
Твоя безопасная дорога от
дома до школы.
3 ч
-
принятие и освоение
социальной роли
обучающегося, -развитие
мотивов учебной
деятельности и формирование
личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности
и личной ответственности за
свои поступки, -развитие
навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками
-овладение способностью
принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности,
поиска средств ее
осуществления;
-освоение начальных форм
познавательной и личностной
рефлексии;
-овладение логическими
действиями сравнения,
Ориентировка в понятиях и
терминах: школьник, ученик,
правило, опасная и безопасная
дорога, дорожный знак,
выполнять правила
поведения;
применять правила
дорожного движения;
2.Я и
другие
люди
Правила общения,
дружеские отношения
3 ч
Ориентировка в понятиях и
терминах: правило, дружеские
отношения.
использовать в процессе
общения основные правила
этикета;
строить диалог со
взрослыми и сверстниками;
2. Твоё
здоровье
Здоровье, органы чувств,
время, час, день недели,
гигиена, способы
закаливания, гимнастика.
6 ч
Ориентировка в понятиях и
терминах : здоровье, время, час,
день недели, гигиена,
гимнастика.
выполнять режим дня;
соблюдать правила
гигиены;
3.Труд
людей
Мир профессий, предметы
труда, уважение к труду,
экономное отношение.
Профессии нашего поселка.
6 ч
Ориентировка в понятиях и
терминах: труд, уважение к
труду, экономное отношение,
одежда, обувь, мебель,
безопасность.
выполнять несложные
трудовые действия в
рамках обслуживающего,
общественно-полезного
труда
3. Семья
. Семья. Члены семьи. Труд
и отдых в семье.
2 ч
Ориентировка в понятиях и
терминах
Составлять небольшой
рассказ о семье
9
анализа, синтеза, обобщения,
классификации
4.Родная
природа
Природа живая и неживая,
виды животных (домашние
и дикие, млекопитающие,
земноводные и т.д) и
растений ( хвойные,
лиственные, смешанные
леса, цветы и т.д.), способы
охраны природы, Красная
книга.
Растения, животные
нашего поселка, занесенные
в Красную книгу природы.
31 ч
Ориентировка в понятиях и
терминах: природа (живая,
неживая ), время года, сезон,
растение (открытого грунта,
комнатное), животное
(домашнее, дикое), теплица,
заповедник, Красная книга.
различать живую и
неживую природу;
различать сезонные
изменения в природе;
ухаживать за комнатными
растениями;
различать виды животных
5. Наша
страна –
Россия.
Родной
край.
Россия, символика России,
столица, основные права и
обязанности граждан
России, виды транспорта,
народное творчество
15 ч
Ориентировка в понятиях и
терминах: семья, родители,
город, село, страна, памятное
место, транспорт, фольклор,
народное творчество, профессия.
рассказывать о себе по плану:
имя, фамилия, ласковое имя,
любимое занятие;
знать название своего города,
страны, столицы;
знать символику страны;
знать полное имя, домашний
адрес;
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Да
та
Наименование
темы уроков,
число часов.
Тип урока
Дидактические материалы,
наглядные пособия, учебно-
методические пособия.
Универсальные учебные действия.
формирование специальных
умений и навыков.
формирование общеучебных
умений и навыков.
Форма урока
1
2
3
4
5
6
7
1.
Нас
окружает
удивитель
ный мир
1
Экскурсия
комбиниро
ванный
урок
дидактическая игра «Узнай по
описанию, кто это»;
загадки;
предметные картинки.
понимать, что такое окружающий
мир.
понимать, что такое живая и
неживая природа
учебно-организационные:
- организация рабочего места;
- режим дня;
- правильная осанка.
10
2.
Давай
познаком
им-ся.
1
комбиниро
-ванный
урок
загадки;
иллюстрации с видами
Москвы,
России.
Название области, района,
поселка.
рассказывать о себе по плану:
имя, фамилия, ласковое имя,
любимое занятие;
знать название своего города,
страны, столицы.
знать полное имя, домашний
адрес;
учебно-организационные:
- правила поведения на уроке;
- правильно пользоваться
учебными принадлежностями.
3.
Мы-
школьник
и
1
урок –
экскурсия по
школе
побывать в библиотеке;
в классах дополнительного
образования.
знать расположение помещений
в школе;
ориентироваться в
расположении помещений;
уважать труд работников школы;
оказывать посильную помощь
взрослым.
учебно-коммуникативные:
- умение слушать и слышать;
- умение выражать свои мысли.
4.
Правила
поведения
в школе
1
Презентация
Комбинирова
н-ный урок
иллюстрации
игра-практикум
знать и соблюдать правила
поведения в школе
учебно-организационные:
- правила поведения на уроке;
перемене
5.
Сентябрь-
первый
месяц
осени
1
Экскурсия
комбиниро
-ванный
урок
загадки;
иллюстрации с видами
осенней природы
Изменения в природе нашего
края.
знать признаки неживой и живой
природы;
знать сезонные изменения в
природе;
учебно-коммуникативные:
- умение слушать и слышать;
- умение выражать свои мысли.
6.
Что нам
осень
подарила.
1
комбиниро
-ванный
урок
дидактическая игра:
«Собираем «овощи-фрукты»;
предметные картинки.
классифицировать по признаку
«овощи-фрукты».
учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
7.
Грибная
пора
1
Презентация
комбиниро
-ванный
урок
Иллюстрации с
изображением съедобных и
несъедобных грибов
Грибы нашего леса.
классифицировать по признаку:
съедобные и несъедобные грибы
учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
11
8.
Семья
1
комбиниро
-ванный
урок
фотографии мам;
иллюстрация: «Как мама
заботится о малыше?».
Моя семья
рассказывать о своей маме;
знать профессию мамы;
оказывать маме посильную
помощь;
читать потешки о маме.
учебно-организационные:
- уметь вежливо и корректно
возразить собеседнику, применяя
выражения: «Я хочу возразить…»,
«Я не согласен с вами…».
9.
Любимые
занятия
1
урок – игра
закрепления
знаний.
атрибуты к ролевой игре
«Моя семья. Воскресный
день»;
иллюстрация «Воскресный
день семьи Димы».
различать основные
нравственно-этические понятия
(сочуствие-равнодушие;
трудолюбие-леность;
послушание-непослушание).
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
10.
Как из
зерна
булка
получилас
ь.
1
презентация
комбиниро
-ванный
урок
схемы;
атрибуты к ролевой игре
«Если бы я был хлеборобом»;
рабочая тетрадь;
цветные карандаши.
выполнять правила ролевой
игры;
работать со схемами;
рассказывать о своей профессии.
учебно-организационные:
- учиться работать в заданном
темпе.
11.
Человек и
домашние
животные
1
презентация
Комбинирова
нный урок
Иллюстрации с
изображением домашних
животных
Домашние животные
нашего поселка
рассказывать о домашних
животных;
знать правила общения с
животными
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
12.
Прогулка в
парк:
Октябрь
уж
наступил
1
урок -
экскурсия
атрибуты к игре «От какого
дерева лист».
Осенние изменения в природе
нашего края.
собрать природный материал;
наблюдать за живой и не живой
природой.
учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение.
12
13.
Лесные
новости.
Как звери
готовятся
к зиме
1
урок – игра
закрепления
знаний.
речевая разминка: «Разговор
белки и ежа, медведя и дятла,
лисы и зайца»;
атрибуты к ролевой игре
лесное собрание: «Кто как
готовится к зиме».
придерживаться правил игры;
знать и играть свою роль;
работать над выразительностью;
знать как животные готовятся к
зиме.
учебно-коммуникативные:
-запоминать
14.
Явления
природы
1
урок -
экскурсия
видеофильм
«Водоплавающие птицы».
наблюдать за живой природой.
учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение.
15.
Где ты
живешь?
Дорога от
дома до
школы.
1
комбиниро
-ванный
урок -
практикум
значки «Магазин»,
«Стадион», «Поликлиника»,
«Кинотеатр».
Правила поведения на
дороге.
знать маршрут «Школа –
Дом».
учебно-организационные:
- режим дня;
- правильная осанка.
16.
Правила
поведения
на дорогах
РК:
Правила
ДД на
улицах
нашего
города.
1
комбиниро
-ванный
урок
знаки – таблицы ПДД.
выполнять упражнения в
рабочей тетради;
знать, зачем нужны правила
дорожного движения;
знать дорожные знаки:
«пешеходный переход»,
«подземный переход»,
«железнодорожный переезд»,
«разметка дороги», «зебра»,
«островок безопасности».
учебно-коммуникативные:
- запоминать.
13
17.
Ты и вещи.
РК:
Профессии
людей
нашего
города.
1
комбиниро
-ванный
урок
иллюстрации о профессиях;
рабочая тетрадь;
цветные карандаши.
Профессии моих родителей
рассказывать о профессиях: «Кем
я хочу быть», «Что я буду
делать?», «Что мне нужно для
работы?»;
выполнять самооценку работы.
учебно-коммуникативные:
- осуществлять самоконтроль.
18.
Кто
работает
ночью
1
урок - игра
дидактическая игра: «Угадай
профессию»;
работа в рабочей тетради.
рассказывать о профессии не
называя её.
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
19.
Твои
помощник
и - органы
чувств.
1
презентация
комбинирова
нный урок
дидактическая игра: «Угадай
предмет на ощупь, по звуку,
по форме и цвету».
выполнять упражнения:
правильная поза при чтении,
просмотре телевизора;
знать органы чувств, как их
охранять.
учебно-организационные:
- организация рабочего места.
20.
Правила
гигиены
1
комбинирова
нный урок
Конкурс загадок о предметах
гигиены;
фрагмент учебного фильма
знать и соблюдать правила
гигиены;
понимать значение гигиены для
здоровья человека
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
21.
О режиме
дня
Практическа
я работа
1
комбинирова
нный урок
дидактическая игра «Кто
быстрее ответит на вопросы?»
выполнять режим дня;
составлять свой режим дня.
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
22.
Урок в
спортивно
м зале.
Будем
закаляться!
1
Урок
практическая
работа
Игра «Какое бывает
настроение»;
конкурс загадок о видах
спорта
Знать основные правила
закаливания организма
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
14
23
Ноябрь-
зиме
родной
брат.
1
Презентация
комбинирова
нный урок
речевая разминка: погода в
ноябре;
дидактическая игра –
классификация: домашние и
дикие животные
Изменения в природе нашего
края
называть основные изменения в
природе в ноябре;
рассказывать как дикие
животные готовятся к зиме.
учебно–организационные:
-организация рабочего места;
-режим дня.
24.
Дикие
животные
1
изучение
нового
материала
дидактическая игра –
классификация: домашние и
дикие животные
рассказывать как дикие
животные готовятся к зиме.
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли
25.
Звери -
млекопита
ющие
1
изучение
нового
материала
материал учебника;
иллюстрации с изображением
животных
иметь представление о
млекопитающих животных;
знать отличительные признаки
млекопитающих от других
животных
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно
описывать объект наблюдения.
26.
Что мы
знаем о
птицах?
Птицы
нашего
края
1
комбинирова
нный урок
Иллюстрации, рисунки
перелетных птиц, кочующих,
зимующих
различать и классифицировать
животных
решать логическую задачу
«Почему птицы улетают на юг»
учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
27.
Родной
край . Где
ты
живешь?
1
Урок мини -
исследование
рисунки, иллюстрации для
конструктивной игры:
«Город», «Село».
Родной поселок Ломоватка
знать различные объекты села и
города.
различать профессии, связанные
с сельским хозяйством;
промышленностью
учебно-информационные:
- выполнять обобщения.
28.
Дом, в
котором ты
живешь
1
урок-игра
рисунки, иллюстрации для
конструктивной игры: «Твой
дом»
иметь представление о разных
видах жилья человека
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
15
29.
Игра:
«О чем
рассказыва
ют
вывески».
1
урок –
закрепления
знаний.
Форма: игра
атрибуты к ролевой разминке
«Что я могу купить в разных
магазинах».
Вывески в нашем поселке
составлять описательный
рассказ.
учебно-коммуникативные:
-оценивать результаты своей и
чужой работы, а также отношение
к ней.
30.
Игра:
«О чем
рассказыва
ют
вывески».
1
комбинирова
нный урок
дидактическая игра: «Угадай
профессию»;
работа в рабочей тетради.
рассказывать о профессии не
называя её.
учебно-коммуникативные:
- умение выражать свои мысли.
31.
В декабре,
в декабре…
1
урок изучения
и первичного
закрепления
новых знаний
иллюстрации зимы;
посуда для проведения
опытов
Изменения в природе нашего
края в декабре.
Определять и называть свойства
воды, льда, снега.
учебно–коммуникативные:
-умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли.
32.
Какая
бывает
вода?
Проведем
опыты.
1
урок –
закрепление
практическая
работа
посуда для проведения
опытов.
работать с таблицей «Свойства
воды в разном состоянии»
умение работать коллективно
учебно–коммуникативные:
-умение слушать и слышать;
-умение выражать свои мысли.
33.
Поговорим
о дружбе.
1
комбинирова
нный урок
иллюстративный материал.
рассказ В. Осеевой «Синие
листья»
воображаемая ситуация
«Цветик - трехцветик (мои
желания).
Различать основные
нравственно-этические понятия.
учебно-информационные: -умение
вести учебный диалог.
16
34.
35.
Игра:
«Идем в
гости».
С Новым
годом
1
урок – игра
закрепления
знаний.
Форма: игра
речевая разминка «Пригласи
друзей в гости»
дидактическая игра «Ждем
гостей» (Накроем стол для
чая, обеда, «Подготовим
программу концерта для
гостей»).
знать и придерживаться правил
этикета;
умение строить диалог
различать основные
нравственно-эстетические
понятия.
учебно-организационные:
-объяснять;
-оказывать помощь.
36.
Январь
-году
начало,зим
е
-середина
1
урок -
экскурсия
видеофильм
«Природа зимой»;
дидактическая игра: «Узнай
дерево по силуэту».
Изменения в природе нашего
края в январе.
сравнивать лиственные и
хвойные деревья.
учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение.
37.
Хвойные
деревья
1
урок – игра
практическая
работа
картинки с изображением
сосны и ели на каждого
участника;
цветные карандаши;
рабочая тетрадь.
Хвойные деревья нашего
леса.
сравнивать ветки сосны и ели.
учебно-логические:
- выделять главное, существенное.
38.
Жизнь
птиц.
Гости с
Севера.
1
Презентация
комбинирова
нный урок
Иллюстрации, рисунки
перелетных птиц, кочующих,
зимующих
Различать и классифицировать
животных
Решать логическую задачу
«Почему птицы улетают на юг»
учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
39.
Зимующие
птицы
нашей
местности
Игра:
«Сообража
лки».
1
урок – игра
Форма: игра
дидактический материал:
«Птицы»;
рисунки кормушек;
материал для логической
задачи.
решать логическую задачу
«Почему птиц нужно зимой
подкармливать?»;
знать основные условия
благополучной жизни птиц.
учебно-организационные:
- объяснять;
- оказывать помощь.
17
40.
Наша
страна –
Россия.
О гербе, о
флаге и
гимне.
1
изучение
нового
материала
иллюстрации к рассказу
учителя: права и обязанности
граждан России;
иллюстрации национальных
костюмов.
иллюстрация герба, флага;
видеофильм «Символы
России»
знать свою национальность;
знать какие народы живут в
России.
учебно-информационные:
- постановка вопроса к рассказу
учителя.
41.
Москва —
столица
нашей
Родины
1
Презентация
изучение
нового
материала
иллюстративный
материал «Москва – столица
России»;
знать основные
достопримечательности столицы
России.
учебно-организационные:
- режим дня;
- организация рабочего места.
42-
43
Богата
природа
России
Леса и
цветы
России
1
урок-
путешествие
иллюстративный материал;
материал учебника
иметь представление о тайге,
хвойных, смешанных,
лиственных лесах,
иметь представление о
разнообразии растений
учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
44.
Какого
народа ты
сын?
Мы-
россияне!
1
урок – игра
атрибуты к ролевой игре «К
нам в гости приехали люди
разных национальностей. Они
рассказывают, где и как
живут».
составлять описательный рассказ
по картине;
знать народное творчество
своего народа: пение, танцы,
сказки, игрушки.
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно
описывать объект наблюдения.
45.
Февраль-
месяц
метелей и
вьюг.
1
Экскурсия
изучение
нового
материала
картины природы
приметы февраля
зимующие птицы
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно
описывать объект наблюдения.
46 -
47.
Звери -
млекопита
ющие
1
изучение
нового
материала
материал учебника;
иллюстрации с изображением
животных
иметь представление о способах
передвижения и питания
млекопитающих животных;
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно
описывать объект наблюдения.
18
48.
Наш
уголок
природы.
1
комбинирова
нный урок
картинки с изображением
растений, животных
Родной уголок в природе
нашего края.
различать представителей
растительного мира (по
внешнему виду, месту обита-ния,
способу движения);
учебно-организационные:
- умения ужаживать за
обитателями живого уголка
49.
Комнатные
растения
1
урок-
практикум
практическая
работа
материал учебника;
растения живого уголка
описывать растения уголка
природы;
знать правила ухода за
растениями уголка природы.
учебно-организационные:
- умения выполнять трудовые
поручения по уголку природы:
поливать растения, сеять семена,
сажать черенки.
50.
Мы-
граждане
России.
Прав и
обязанност
и
гражданин
а России
1
урок –
закрепление
атрибуты к ролевой игре:
«Покажем и расскажем
нашим гостям о Москве».
составлять описательный рассказ
по картине;
знать основные права и
обязанности
учебно-коммуникативные:
- умения из упражнения №
46.
51.
Правила
поведения
1
Комбинирова
нный урок
иллюстративный материал.
рассказ В. Осеевой «Синие
листья»
воображаемая ситуация
«Цветик - трехцветик (мои
желания).
различать основные
нравственно-этические понятия.
учебно-информационные: -умение
вести учебный диалог.
52-
53.
23 февраля
–День
Защитника
Отечества 8
марта-
праздник
всех
1
Комбинирова
нный урок
иллюстративный материал;
материал учебника
иметь представление об одном
из государственных праздников
учебно-информационные: -умение
вести учебный диалог.
19
женщин
54.
Март-
капельник
1
Экскурсия
Изучение
нового
материала
дидактическая игра: «Кто
это?»;
называть приметы весны
изменения в приподе
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно
описывать объект наблюдения.
55.
Лесные
новости
1
комбиниро
-ванный
урок
речевая разминка: «Какое у
людей настрое-ние весной и
почему?»;
рабочая тетрадь;
логическая задача.
называть весенние изменения в
живой и неживой природе;
участвовать в диалоге «животных
и растений».
учебно-организационные:
- осознанное и выразительное
чтение в соответствии с
литературными нормами
56.
Здоровая
пища
1
комбиниро
-ванный
урок
иллюстрированный материал
по теме: «Здоровая пища»;
логическая задача;
потешка «Кому что».
знать основные правила
здорового образа жизни;
понимать какие продукты
приносят пользу;
решать логические задачи;
читать-драматизировать
потешку.
учебно-коммуникативные:
- учиться слушать партнера по
общению, не перебивать его;
- говорить самому только после
того, как собеседник закончил
говорить;
- не использовать грубых, резких
слов и выражений;
- общаясь к собеседнику, смотрите
ему в глаза;
- для снятия конфликта,
напряженности в разговоре
используй улыбку, шутку.
57.
Если
хочешь
быть
здоров,
закаляйся!
1
комбиниро
-ванный
урок
логическая задача;
спортинвентарь
речевая разминка
знать правила закаливания
уметь правильно закаливать
организм
учебно-коммуникативные:
осуществлять контроль и
самоконтроль
20
58.
Звуки
весны:
апрель-
водолей.
1
комбиниро
-ванный
урок
речевая разминка: угадай
звуки весны (капель, голос
птиц, журчание ручьев,
урчание лягушек и др.)
знать смысл понятия «животное
– живое существо»;
заполнять схемы.
учебно-информационные:
-умение намечать задачу
59.
Лесные
новости.
1
урок –
закрепление
игра
сочинялки: «Вылез из под
снега подснежник обернулся
и увидел…», «Вылез из
берлоги медведь, посмотрел
по сто-ронам и сказал…»,
«Выб рался из под старых
листьев ёж, греется на
солнышке и ворчит…».
уметь описывать предмет;
выполнять творческие задания.
учебно-информационные:
-выступать перед публикой
60.
Весенние
работы
Кто
работает
на
транспорте
1
Урок изучения
нового
материала
Иллюстративный материал;
работа с текстом учебника
Весенние работы в нашем
поселке
Конкурс загадок о
транспортных средствах;
демонстрация
иллюстративного материала
составлять описательный рассказ
по иллюстрации;
иметь представление об
основных видах весенних работ;
Знать основные виды
транспортных средств;
иметь представления о мире
профессий
учебно-информационные:
- составлять устный рассказ, устно
описывать объект наблюдения.
учебно-интеллектуальные:
- классификация
-обобщение
61.
День
космонавт
ики.
1
комбиниро
-ванный
урок
речевая разминка: «Если бы я
попал на другую планету…»;
иллюстрированный материал
о космонавтике;
рассказ В.Гагарина
«Подкидыш».
составлять описательный рассказ
об иллюстрации.
учебно-коммуникативные:
- правильно выбирать формы
обращения «ты» или «вы»;
- не говорить одновременно с
несколькими собеседниками,
следует высказываться по очереди.
21
62.
Май весну
завершает,
лето
начинает.
(экскурсия)
1
урок -
экскурсия
видеофильм «Природа
весной»;
рассматривание пейзажа.
Изменения в весенней
природе в нашей местности.
различать времена года.
приметы весны
приметы лета
летние месяцы
учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
63.
Жизнь
земноводн
ых весной
1
комбинирова
нный урок
презентация;
работа с текстом учебника
знать, кто такие земноводные;
иметь представление о фазах
развития земноводного
учебно-коммуникативные:
- запоминать, выражать свое
мнение
64.
Животное
– живое
существо.
1
комбинирова
нный урок
видеофильм о животных
различать животных;
знать признаки живых существ
учебно-интелектуальные:
- классификация;
- обобщение.
65.
Природе
нужны все
1
комбинирова
нный урок
иллюстрации животных
таблицы
иметь представление о роли
природы в жизни человека
иметь представление о редких
животных;
знать, что такое «Красная книга»
учебно-информационные:
- осуществлять наблюдение.
66.
Скоро лето.
Ты-
пешеход
1
Урок - проект
знаки – таблицы ПДД.
знать дорожные знаки:
«пешеходный переход»,
«подземный переход»,
«железнодорожный переезд»,
«разметка дороги», «зебра»,
«островок безопасности».
учебно-коммуникативные:
- запоминать.
22
23