Напоминание

Использование ментальных карт в обучении


Автор: Коломеец Марина Анатольевна
Должность: преподаватель(в системе профессионального образования) 1 категории по спецдисциплинам
Учебное заведение: Хабаровское подразделение Дальневосточного учебного центра ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Применение ментальных карт при изучении специальных предметов
Тема: Использование ментальных карт в обучении
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций –

структурное подразделение Дальневосточной железной дороги –

филиала ОАО "РЖД"

Хабаровское подразделение

Смотр-конкурс педагогического мастерства работников учебных

центров ОАО «РЖД

»

Номинация: «Лучшие педагогические практики в профессиональном

обучении рабочих кадров ОАО «РЖД»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«Применение ментальных карт при изучении

специальных предметов»

Автор: Коломеец Марина Анатольевна

Должность: преподаватель 1 категории

С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен

«_____»__________2014 г. _______________

подпись

Разрешаю размещение своей работы в сборнике методических разработок и на

корпоративном портале.

«______»_________2014 г. ________________

подпись

Хабаровск

2014

Аннотация

На смотр-конкурс профессионального мастерства преподавателей и руко-

водителей технических школ и учебных центров железных дорог - филиалов

ОАО «РЖД» представляется конкурсная работа на тему: «Применение менталь-

ных карт при изучении специальных предметов».

Данная работа раскрывает практический опыт применения метода изложе-

ния информации в виде ментальных карт при повторении пройденного материа-

ла и проведении контроля знаний обучающихся, по всем дисциплинам для всех

профессий. Применение метода ментальных карт позволяет преподавателю бы-

стро и эффективно оценить уровень усвоения пройденного материала обучающи-

мися.

Применение данной технологии является средством повышения качества

обучения работников ОАО «РЖД».

Содержит полную подборку материала необходимого для внедрения дан-

ной технологии в учебный процесс.

Составитель:

Коломеец

Марина

Анатольевна,

преподаватель

Хабаровского

подразделения Дальневосточного учебного центра профессио-

нальных квалификаций

Рецензент:

Водилова Марина Анатольевна, методист Хабаровского подраз-

деления ДВУЦПК

© Хабаровское подразделение ДВУЦПК, 2014

©М.А.Коломеец

2

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

Введение

4

Актуальность рассматриваемой темы

5

Ментальные карты

6

Правила составления ментальных карт

7

Организация занятия с применением ментальных карт

13

Заключение

15

3

Введение

Перед работниками Дальневосточной железной дороги стоят множество

непростых задач по обеспечению эффективной и безаварийной работы Трансси-

бирской и Байкало-Амурских магистралей. Для выполнения этих задач нужны

компетентные и ответственные специалисты, обладающие широкими и уверен-

ными познаниями в области своей профессии. Подготовка таких специалистов

является основной задачей Дорожных учебных центров профессиональных ква-

лификаций.

Одной из проблем при обучении рабочих массовых профессий является не-

высокий уровень долгосрочного запоминания полученной на уроке информации.

Мы живём во времена когда человек ежедневно получает огромные, возможно

даже избыточные объёмы информации. В таких условиях мозг человека должен

чётко распределять всю полученную информацию на важную и второстепенную

и оставлять в памяти только первую, в противном случае человек просто потеря-

ется в потоке информации.

Одной из методик позволяющих научить человека выделять из всей массы

информации самую важную и выстраивать на её основе хорошо запоминающие-

ся логические, и в то же время творческие цепочки являются ментальные карты

памяти (автор Тони Бьюзен).

Анализ показывает, что применение ментальных карт памяти в процессе

обучения развивает логические и творческие способности, повышает интерес к

изучению предмета и уровень знаний.

Данная методика рекомендована для проведения самостоятельных работ

учащихся и для закрепления учебного материала.

4

1. Актуальность рассматриваемой темы

Представьте себе нашу страну (Россию) в виде живого организма (челове-

ка). В этом случае транспортные артерии и в первую очередь железную дорогу

можно сравнить с кровеносной системой человека, а грузовые перевозки с кис-

лородом который кровеносная система доставляет ко всем важным органам.

Каждому человеку понятно, что если вдруг эта система перестанет функциони-

ровать или в её работе возникнут серьёзные сбои, то это может привести к очень

тяжёлым последствиям для всего организма.

С целью исключить эти последствия кто-то должен постоянно присматри-

вать за работоспособностью и исправностью элементов системы. Для такого эле-

мента транспортной системы как правильно погруженный груз на открытом по-

движном составе, этим «кто-то» в первую очередь является приемосдатчик груза

и багажа, приемщик поездов.

Приемосдатчики

груза и багажа, приемщики поездов должны хорошо

знать технические условия размещения и крепления грузов на открытом подвиж-

ном составе для того чтобы правильно и быстро оценить его коммерческое со-

стояние и не допустить нарушения безопасности движения , ведь если доктор не

знает анатомию пациента, как он может его вылечить?

Многие из приемосдатчиков груза и багажа, приемщиков поездов не име-

ют высшего и среднетехнического образования, не имеют навыков работы с

большими объёмами информации, не могут законспектировать изучаемый мате-

риал в простой и понятной форме. Это приводит к снижению эффективности

процесса обучения, невысокому качеству знаний в связи с тем, что у обучаемых

отсутствует в памяти обдуманная, структурированная картина рассмотренного

материала.

В связи с вышесказанным в целях повышения уровня знаний обучаемых

требуется применение новых форм и методов визуализации и структуризации

изучаемого материала. Одной из форм упорядоченной записи информации яв-

ляется ментальная карта (диаграмма связей).

Составление ментальных карт по-

5

мимо того, что способствует лучшему усвоению и запоминанию текста, еще и

влечет за собой развитие творческого и креативного мышления, являясь своеоб-

разной зарядкой для ума.

2. Ментальные карты

Ментальная карта (диаграмма связей) реализуется в виде древовидной схе-

мы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные

ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Подобный способ запи-

си позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.

Ментальные карты используют для создания, визуализации, структуриза-

ции и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, ре-

шения задач, принятия решений. Это не очень традиционный, но очень есте-

ственный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых

преимуществ перед обычными способами записи.

При традиционной системе записи обычно используются текст с заголовка-

ми, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем

знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сде-

ланный самолично. Почему?

Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это

происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно

повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда

у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся. В таком

конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи человек запоминает

благодаря особым ключевым словам, которые для него являются носителями

впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас

не значащих, обычных слов.

Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале за-

писываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечи-

тывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важно-

сти. Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, не

6

усвояемость информации, трата времени, ощущение собственной глупости, ти-

хая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем

старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены

больше бороться с самими собой, а это утомляет.

3. Правила составления ментальных карт

Начнем с бумаги. Удобнее всего рисовать на формате А4 (не большой, не

маленький).

Для

небольшой

ментальной

карты

используйте

лист

А4,

для

большой темы — А3. Расположение горизонтальное, цвет бумаги – белый

Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использо-

вать юмор, нестандартность (большое делаем маленьким, маленькое большим и

т.д.)

7

С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы, в

первую очередь, ментальная карта нравилась вам самим.

Структура ментальной карты - радиальная. Основная идея, задача или

объект внимания - в центре, остальные объекты, связанные с темой, отходят в

виде веток от центра к периферии ментальной карты.

Понятная. Из карты должен быть очевиден порядок следования информа-

ции, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого луч-

ше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета.

Создание целостного, структурного блока информации с понятной последова-

тельностью - вот, к чему стоит стремиться.

Используйте

различные

по

виду

картинки,

меняйте

размер

шрифта,

масштаб. Однообразие неинтересно, и не привлекает внимание.

8

Применяйте кодирование: более важное делайте красным или зеленым, ис-

пользуйте общепринятые коды, придумывайте собственные для выделения той

или иной информации, чтобы придать ее некоторую общность.

Трехмерные динамичные картинки лучше вспоминаются и позволяют про-

строить перспективу. Символы используем как собственные, так и общеприня-

тые. Идея такая: "говорящие" картинки, которые вызывают эмоции, лучше вос-

принимаются, запоминаются и извлекаются из памяти. Центральный образ ри-

суем всегда, он содержит 3 и более цветов, желательно объемный.

9

Не больше одного-двух слов на ветке. Это позволяет расширить возможно-

сти потока ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые, 1-2 слова, уви-

дев которые, вы сможете вспомнить всю картину целиком. Печатные буквы про-

ще читать. Трехмерные привлекают внимание.

Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной

темы. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и парал-

лелепипедах, на этих ветках висящих. Ветки должны быть живыми, гибкими.

Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противо-

речит идее. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много

лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.

10

Используем

разнообразные

цвета

и

текстовыделитель

для

выделения

объектов информации и лучшего последующего их запоминания.

С цветами

надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, помним о целостном вос-

приятии и соотношениях цвета. Если ментальная карта будет пестреть 20-30

разными оттенками, получится какофония и целостное восприятие нарушится.

Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает це-

лостному и структурированному восприятию.

Чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии

равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать зна-

11

чимость, последовательность и связи одного блока информации с другой. Для

указания связи используем стрелки.

Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешива-

лись с соседними ветвями.

12

4.Организация занятия с применением ментальных карт

Тема занятия: «Технические условия размещения и крепления грузов на

открытом подвижном составе.».

Метод обучения: репродуктивный

(опрос, выполнение упражнений по образцу). Тип занятия: Урок-обобщение и

систематизация знаний.

Цели занятия:

1.

Познавательная

1.1.Обобщение и систематизация знаний

1.2.Обучение работе с картами памяти

2.

Развивающие

2.1.Проводить классификацию, систематизацию объектов

2.2.Анализировать информацию, переводить её в другую форму.

3.

Воспитательная

3.1.Воспитание познавательного интереса к учебному предмету и окружаю-

щим явлениям.

3.2.Воспитание культуры мышления

Задачи занятия:

1.

Оценить уровень знаний учащихся по пройденным темам

2.

Научить учащихся составлять план ответа в виде ментальной карты

13

Форма организации работы – групповая

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Время

Содержание деятельности

преподавателя

Содержание дея-

тельности учащих-

ся

1. Организационный

этап

5 мин.

взаимное приветствие препо-

давателя и студентов,

проверяет наличие учащихся,

объявляет тему урока, цели,

план и регламента урока,

мотивирует слушателей на

актуальность темы

взаимное привет-

ствие, слушают

2. Изучение методи-

ки ментальных карт

20 мин.

При помощи презентации и

раздаточного материала разъ-

ясняет порядок составления

ментальных карт, далее

распределяет учащихся на

группы по 4-5 человек (6-8

групп), раздаёт материалы

(листы бумаги А4, цветные

фломастеры), даёт команду

Старт

слушают, задают

уточняющие во-

просы

3.Самостоятельная

работа учащихся в

группах по состав-

лению ментальных

карт

15 мин.

контролирует самостоятель-

ную работу учащихся, даёт

команду Стоп по истечению

выделенного времени

работают в группе,

составляют

ментальные карты

4.Защита составлен-

ных ментальных

карт

40 мин

оценивает качество менталь-

ных карт, задаёт дополни-

тельные вопросы, выставляет

оценки (баллы) в форме ито-

говой оценки работы групп

группа защищает

карту, остальные

учащиеся слуша-

ют, вносят коррек-

тировки и замеча-

ния

5. Подведение ито-

гов

5 мин

объявляет оценки группам

подводит итоги, отмечает

лучшие работы

слушают

6. Домашнее зада-

ние

5 мин.

оглашение домашнего зада-

ния (разработка ментальной

карты на указанную тему)

слушают,

записывают

14

Форма для итоговой оценки работы групп

Номер ко-

манды

(состав ко-

манды)

полнота ответа

(степень раскры-

тия устройства

тележек, наличие

ошибок)

участие всех чле-

нов группы в про-

цессе создания

карты

ответы

на дополнительные

вопросы другим

группам

ответы

на дополнительные

вопросы своей

группы

Итоговая

оценка

1

2

3

4

5

6

Применение методики ментальных карт в течение 2014 года в нескольких

группах повышения квалификации приемосдатчиков груза и багажа, приемщи-

ков поездов. Сравнительный анализ результатов контроля знаний по предмету:

«Технические условия размещения и крепления груза на открытом подвижном

составе» показывает, что в группах, где применялись ментальные карты, успевае-

мость повысилась на 0,3 балла.

Заключение

Основными задачами УЦПК являются профессиональная подготовка и по-

вышение квалификации рабочих и служащих структурных подразделений ОАО

"РЖД". Успешное выполнение данных задач требует постоянного совершенство-

вания и поиска новых методов обучения, позволяющих в достаточно сжатые сро-

ки гарантировать высокий уровень знаний работников по изучаемой специально-

сти. Применение методики ментальных карт для обобщения и систематизации

знаний, полученных во время обучения, позволит улучшить качество образова-

ния при минимальных затратах на организацию уроков по данной методике.

15



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!