Автор: Коломеец Марина Анатольевна
Должность: преподаватель(в системе профессионального образования) 1 категории по спецдисциплинам
Учебное заведение: Хабаровское подразделение Дальневосточного учебного центра ОАО "РЖД"
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: Применение ментальных карт при изучении специальных предметов
Тема: Использование ментальных карт в обучении
Раздел: среднее профессиональное
Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций –
структурное подразделение Дальневосточной железной дороги –
филиала ОАО "РЖД"
Хабаровское подразделение
Смотр-конкурс педагогического мастерства работников учебных
центров ОАО «РЖД
»
Номинация: «Лучшие педагогические практики в профессиональном
обучении рабочих кадров ОАО «РЖД»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Применение ментальных карт при изучении
специальных предметов»
Автор: Коломеец Марина Анатольевна
Должность: преподаватель 1 категории
С правилами и условиями проведения конкурса ознакомлен и согласен
«_____»__________2014 г. _______________
подпись
Разрешаю размещение своей работы в сборнике методических разработок и на
корпоративном портале.
«______»_________2014 г. ________________
подпись
Хабаровск
2014
Аннотация
На смотр-конкурс профессионального мастерства преподавателей и руко-
водителей технических школ и учебных центров железных дорог - филиалов
ОАО «РЖД» представляется конкурсная работа на тему: «Применение менталь-
ных карт при изучении специальных предметов».
Данная работа раскрывает практический опыт применения метода изложе-
ния информации в виде ментальных карт при повторении пройденного материа-
ла и проведении контроля знаний обучающихся, по всем дисциплинам для всех
профессий. Применение метода ментальных карт позволяет преподавателю бы-
стро и эффективно оценить уровень усвоения пройденного материала обучающи-
мися.
Применение данной технологии является средством повышения качества
обучения работников ОАО «РЖД».
Содержит полную подборку материала необходимого для внедрения дан-
ной технологии в учебный процесс.
Составитель:
Коломеец
Марина
Анатольевна,
преподаватель
Хабаровского
подразделения Дальневосточного учебного центра профессио-
нальных квалификаций
Рецензент:
Водилова Марина Анатольевна, методист Хабаровского подраз-
деления ДВУЦПК
© Хабаровское подразделение ДВУЦПК, 2014
©М.А.Коломеец
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
Введение
4
Актуальность рассматриваемой темы
5
Ментальные карты
6
Правила составления ментальных карт
7
Организация занятия с применением ментальных карт
13
Заключение
15
3
Введение
Перед работниками Дальневосточной железной дороги стоят множество
непростых задач по обеспечению эффективной и безаварийной работы Трансси-
бирской и Байкало-Амурских магистралей. Для выполнения этих задач нужны
компетентные и ответственные специалисты, обладающие широкими и уверен-
ными познаниями в области своей профессии. Подготовка таких специалистов
является основной задачей Дорожных учебных центров профессиональных ква-
лификаций.
Одной из проблем при обучении рабочих массовых профессий является не-
высокий уровень долгосрочного запоминания полученной на уроке информации.
Мы живём во времена когда человек ежедневно получает огромные, возможно
даже избыточные объёмы информации. В таких условиях мозг человека должен
чётко распределять всю полученную информацию на важную и второстепенную
и оставлять в памяти только первую, в противном случае человек просто потеря-
ется в потоке информации.
Одной из методик позволяющих научить человека выделять из всей массы
информации самую важную и выстраивать на её основе хорошо запоминающие-
ся логические, и в то же время творческие цепочки являются ментальные карты
памяти (автор Тони Бьюзен).
Анализ показывает, что применение ментальных карт памяти в процессе
обучения развивает логические и творческие способности, повышает интерес к
изучению предмета и уровень знаний.
Данная методика рекомендована для проведения самостоятельных работ
учащихся и для закрепления учебного материала.
4
1. Актуальность рассматриваемой темы
Представьте себе нашу страну (Россию) в виде живого организма (челове-
ка). В этом случае транспортные артерии и в первую очередь железную дорогу
можно сравнить с кровеносной системой человека, а грузовые перевозки с кис-
лородом который кровеносная система доставляет ко всем важным органам.
Каждому человеку понятно, что если вдруг эта система перестанет функциони-
ровать или в её работе возникнут серьёзные сбои, то это может привести к очень
тяжёлым последствиям для всего организма.
С целью исключить эти последствия кто-то должен постоянно присматри-
вать за работоспособностью и исправностью элементов системы. Для такого эле-
мента транспортной системы как правильно погруженный груз на открытом по-
движном составе, этим «кто-то» в первую очередь является приемосдатчик груза
и багажа, приемщик поездов.
Приемосдатчики
груза и багажа, приемщики поездов должны хорошо
знать технические условия размещения и крепления грузов на открытом подвиж-
ном составе для того чтобы правильно и быстро оценить его коммерческое со-
стояние и не допустить нарушения безопасности движения , ведь если доктор не
знает анатомию пациента, как он может его вылечить?
Многие из приемосдатчиков груза и багажа, приемщиков поездов не име-
ют высшего и среднетехнического образования, не имеют навыков работы с
большими объёмами информации, не могут законспектировать изучаемый мате-
риал в простой и понятной форме. Это приводит к снижению эффективности
процесса обучения, невысокому качеству знаний в связи с тем, что у обучаемых
отсутствует в памяти обдуманная, структурированная картина рассмотренного
материала.
В связи с вышесказанным в целях повышения уровня знаний обучаемых
требуется применение новых форм и методов визуализации и структуризации
изучаемого материала. Одной из форм упорядоченной записи информации яв-
ляется ментальная карта (диаграмма связей).
Составление ментальных карт по-
5
мимо того, что способствует лучшему усвоению и запоминанию текста, еще и
влечет за собой развитие творческого и креативного мышления, являясь своеоб-
разной зарядкой для ума.
2. Ментальные карты
Ментальная карта (диаграмма связей) реализуется в виде древовидной схе-
мы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные
ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. Подобный способ запи-
си позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться.
Ментальные карты используют для создания, визуализации, структуриза-
ции и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, ре-
шения задач, принятия решений. Это не очень традиционный, но очень есте-
ственный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых
преимуществ перед обычными способами записи.
При традиционной системе записи обычно используются текст с заголовка-
ми, списки, таблицы и схемы. Вещи вроде бы простые и логичные. Однако всем
знакомо усилие, которое приходится прилагать, вчитываясь в конспект, даже сде-
ланный самолично. Почему?
Записанное трудно запомнить и еще труднее восстановить в памяти. Это
происходит потому, что визуально такая запись выглядит монотонно, с постоянно
повторяющимися элементами — словами, абзацами, списками и т.д. А мы, когда
у нас перед глазами плывут монотонные картинки, легко отключаемся. В таком
конспекте трудно выделить главное. Обычно главные идеи человек запоминает
благодаря особым ключевым словам, которые для него являются носителями
впечатлений об идее. Этих слов немного и они теряются в массе ничего для нас
не значащих, обычных слов.
Время при такой записи расходуется очень неэффективно. Мы вначале за-
писываем много ненужного, а потом вынуждены это ненужное читать и перечи-
тывать, пытаясь найти те самые ключевые слова и определить степень их важно-
сти. Последствия всего этого обширны и разнообразны: скука, рассеянность, не
6
усвояемость информации, трата времени, ощущение собственной глупости, ти-
хая ненависть к изучаемому предмету и так далее. Причем бывает так, что чем
старательнее мы записываем, тем хуже результат, потому что мы вынуждены
больше бороться с самими собой, а это утомляет.
3. Правила составления ментальных карт
Начнем с бумаги. Удобнее всего рисовать на формате А4 (не большой, не
маленький).
Для
небольшой
ментальной
карты
используйте
лист
А4,
для
большой темы — А3. Расположение горизонтальное, цвет бумаги – белый
Стиль карты важно сделать запоминающимся! Для этого можно использо-
вать юмор, нестандартность (большое делаем маленьким, маленькое большим и
т.д.)
7
С практикой появится собственный неповторимый стиль. Важно, чтобы, в
первую очередь, ментальная карта нравилась вам самим.
Структура ментальной карты - радиальная. Основная идея, задача или
объект внимания - в центре, остальные объекты, связанные с темой, отходят в
виде веток от центра к периферии ментальной карты.
Понятная. Из карты должен быть очевиден порядок следования информа-
ции, важность, приоритетность того или иного блока информации, для этого луч-
ше использовать выделение, например ореол или использование другого цвета.
Создание целостного, структурного блока информации с понятной последова-
тельностью - вот, к чему стоит стремиться.
Используйте
различные
по
виду
картинки,
меняйте
размер
шрифта,
масштаб. Однообразие неинтересно, и не привлекает внимание.
8
Применяйте кодирование: более важное делайте красным или зеленым, ис-
пользуйте общепринятые коды, придумывайте собственные для выделения той
или иной информации, чтобы придать ее некоторую общность.
Трехмерные динамичные картинки лучше вспоминаются и позволяют про-
строить перспективу. Символы используем как собственные, так и общеприня-
тые. Идея такая: "говорящие" картинки, которые вызывают эмоции, лучше вос-
принимаются, запоминаются и извлекаются из памяти. Центральный образ ри-
суем всегда, он содержит 3 и более цветов, желательно объемный.
9
Не больше одного-двух слов на ветке. Это позволяет расширить возможно-
сти потока ассоциаций, идей, мыслей. Слова подбирать ключевые, 1-2 слова, уви-
дев которые, вы сможете вспомнить всю картину целиком. Печатные буквы про-
ще читать. Трехмерные привлекают внимание.
Ключевые слова помещаются на ветвях, расходящихся от центральной
темы. Важно помещать слова на ветках, а не во всевозможных пузырях и парал-
лелепипедах, на этих ветках висящих. Ветки должны быть живыми, гибкими.
Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противо-
речит идее. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много
лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов.
10
Используем
разнообразные
цвета
и
текстовыделитель
для
выделения
объектов информации и лучшего последующего их запоминания.
С цветами
надо быть аккуратнее, иногда больше не значит лучше, помним о целостном вос-
приятии и соотношениях цвета. Если ментальная карта будет пестреть 20-30
разными оттенками, получится какофония и целостное восприятие нарушится.
Обязательно используйте разные цвета для основных ветвей. Это помогает це-
лостному и структурированному восприятию.
Чем ближе линия к центральному образу - тем она толще. Длина линии
равна длине слова или размеру картинки. Линии также призваны показывать зна-
11
чимость, последовательность и связи одного блока информации с другой. Для
указания связи используем стрелки.
Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешива-
лись с соседними ветвями.
12
4.Организация занятия с применением ментальных карт
Тема занятия: «Технические условия размещения и крепления грузов на
открытом подвижном составе.».
Метод обучения: репродуктивный
(опрос, выполнение упражнений по образцу). Тип занятия: Урок-обобщение и
систематизация знаний.
Цели занятия:
1.
Познавательная
1.1.Обобщение и систематизация знаний
1.2.Обучение работе с картами памяти
2.
Развивающие
2.1.Проводить классификацию, систематизацию объектов
2.2.Анализировать информацию, переводить её в другую форму.
3.
Воспитательная
3.1.Воспитание познавательного интереса к учебному предмету и окружаю-
щим явлениям.
3.2.Воспитание культуры мышления
Задачи занятия:
1.
Оценить уровень знаний учащихся по пройденным темам
2.
Научить учащихся составлять план ответа в виде ментальной карты
13
Форма организации работы – групповая
ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия
Время
Содержание деятельности
преподавателя
Содержание дея-
тельности учащих-
ся
1. Организационный
этап
5 мин.
взаимное приветствие препо-
давателя и студентов,
проверяет наличие учащихся,
объявляет тему урока, цели,
план и регламента урока,
мотивирует слушателей на
актуальность темы
взаимное привет-
ствие, слушают
2. Изучение методи-
ки ментальных карт
20 мин.
При помощи презентации и
раздаточного материала разъ-
ясняет порядок составления
ментальных карт, далее
распределяет учащихся на
группы по 4-5 человек (6-8
групп), раздаёт материалы
(листы бумаги А4, цветные
фломастеры), даёт команду
Старт
слушают, задают
уточняющие во-
просы
3.Самостоятельная
работа учащихся в
группах по состав-
лению ментальных
карт
15 мин.
контролирует самостоятель-
ную работу учащихся, даёт
команду Стоп по истечению
выделенного времени
работают в группе,
составляют
ментальные карты
4.Защита составлен-
ных ментальных
карт
40 мин
оценивает качество менталь-
ных карт, задаёт дополни-
тельные вопросы, выставляет
оценки (баллы) в форме ито-
говой оценки работы групп
группа защищает
карту, остальные
учащиеся слуша-
ют, вносят коррек-
тировки и замеча-
ния
5. Подведение ито-
гов
5 мин
объявляет оценки группам
подводит итоги, отмечает
лучшие работы
слушают
6. Домашнее зада-
ние
5 мин.
оглашение домашнего зада-
ния (разработка ментальной
карты на указанную тему)
слушают,
записывают
14
Форма для итоговой оценки работы групп
Номер ко-
манды
(состав ко-
манды)
полнота ответа
(степень раскры-
тия устройства
тележек, наличие
ошибок)
участие всех чле-
нов группы в про-
цессе создания
карты
ответы
на дополнительные
вопросы другим
группам
ответы
на дополнительные
вопросы своей
группы
Итоговая
оценка
1
2
3
4
5
6
Применение методики ментальных карт в течение 2014 года в нескольких
группах повышения квалификации приемосдатчиков груза и багажа, приемщи-
ков поездов. Сравнительный анализ результатов контроля знаний по предмету:
«Технические условия размещения и крепления груза на открытом подвижном
составе» показывает, что в группах, где применялись ментальные карты, успевае-
мость повысилась на 0,3 балла.
Заключение
Основными задачами УЦПК являются профессиональная подготовка и по-
вышение квалификации рабочих и служащих структурных подразделений ОАО
"РЖД". Успешное выполнение данных задач требует постоянного совершенство-
вания и поиска новых методов обучения, позволяющих в достаточно сжатые сро-
ки гарантировать высокий уровень знаний работников по изучаемой специально-
сти. Применение методики ментальных карт для обобщения и систематизации
знаний, полученных во время обучения, позволит улучшить качество образова-
ния при минимальных затратах на организацию уроков по данной методике.
15