Автор: Король Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Октябрьская СОШ им.Ю.Чумака"
Населённый пункт: п.Октябрьский, Белгородская область, Белгородский район
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения"
Раздел: среднее образование
Тема:
Инновационные технологии на уроках математики в условиях перехода на
стандарты второго поколения.
Учитель математики Король Людмила Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Октябрьская средняя
общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя
России Ю.А.Чумака»
Мы не очень знаем ФГОС,
Но деваться некуда-
Детей за руки возьмем
И вперед потопаем.
Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать » знания, а ученики
должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали
ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.
Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том,
чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения,
позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в
творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие ученика
происходит в процессе его собственной деятельности. Народная мудрость гласит:
« Скажи мне- я забуду
Покажи мне- я запомню
Дай мне действовать самому-
И я научусь»
В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения
деятельностных технологий, среди которых метод проектов, игровые технологии,
технологии критического мышления, проблемное обучение, дифференцированной
подход в обучении. Кроме этого в работе широко использую информационно-
коммуникационные технологии. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики
заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у
учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ , в том числе
Интерактивной доски являются эффективными средствами обучения, которые
активизирует мысль школьников. Появляется возможность оптимально сочетать
практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ученика. Это: тестирования при помощи компьютеров по темам,
по разделам, тестирование в режиме онлайн (через Интернет); самопроверка своих
работ; составление кроссвордов в программе Excel; подготовка сообщений, рефератов;
составление презентаций . В своей практике обучения широко использую табличный
способ представления содержания задачи, опорные схемы, конспекты.
Здоровьесберегающие технологии: Формируют знания, умения и навыки,
позволяющие укреплять и сохранять здоровье, а также утверждают позитивное и
ответственное отношение к здоровью
Я в своей практике использую различные приёмы активизации
познавательной деятельности:
« Математический футбол»
К доске выходят вратарь и два защитника. Класс – нападающие. Учитель – судья.
Нападающие задают вопросы по определенной теме – « забивают голы». На вопрос
вначале отвечают защитники (справа или слева). Если защитник не смог ответить, то мяч
«отбивает» вратарь. Ответ не верен – «минус» или гол вратарю. Игра идет до 10 знаков и в
соответствии со знаками ставится оценка вратарю и защитникам. Поощряются также и
лучшие нападающие.
«Конвейер»
Имеется набор карточек, в которых записаны задания. Карточки лежат на первых партах
по вариантам. По команде учащиеся, которые сидят за первыми партами, берут по одной
карточке и решают ее в тетради. Решив задание, ученик передает ее соседу сзади, а сам
решает следующую. Осуществляется конвейер. Из 6 команд побеждает та, чей конвейер
закончил работу быстрее и правильно.
«Испорченный телефон»
На каждый ряд заготавливаются по большому арифметическому примеру. Карточки с
примером лежат на вариантах каждого ряда первых парт. Ученики по очереди решают по
одному действию и передают дальше товарищам. Если все справились правильно с
заданием, то ответ, сказанный учащимся, сидящим на последней парте, правильный. Если
ответ не верен, то нужно найти, где «испортился» телефон.
На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:
• Отстаивают своё мнение;
• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;
• Задают вопросы друг другу и учителю;
• Анализируют ответы друг друга;
• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);
• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;
• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;
• Находят несколько вариантов решения проблемы;
• Нахождение "ошибкоопасных мест”.
Для успешного перехода в среднем и старшем звене считаю применение
следующих методов:
1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации,
которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым
материалом и повышают мотивацию.
2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют
алгоритм решения проблемы.
3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и
сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию
определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов
получаем ответ).
4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила
правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их
применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа,
решения познавательных задач, формируют вывод.
Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают
уровень познавательной активности школьников. Это:
1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать
своё мнение и внимательно слушать мнение других.
2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить
план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои
ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный
доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь,
пользоваться различными источниками информации.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для
закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.
4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята
выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует
формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, установления причинно-следственных связей.
Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях
Добавленное напоследок
всегда кажется самым
важным.
Сенека Старший
Несколько значимых табу и формул работы учителя по ФГОСам:
Формула:Сомневаюсь, что это правильно.
Боюсь, ты не совсем точен.
Табу: Ты никогда не дослушиваешь до конца! Помолчи!
Формула:Очень жаль, но, как правило, ты не выслушиваешь собеседника до конца.
Табу: Неужели это так сложно?!
Формула:Возможно, я не точно сформулировал проблему. Давай попробуем ещё раз.
Формула:Может быть нам вместе обсудить этот вопрос?
В перспективе планирую формирование ключевых компетенций через метод учебных
проектов, позволяющий организовывать самостоятельную деятельность учащихся.
Участие в создании проекта позволяет формировать способность брать ответственность на
себя, принимать совместные решения, заниматься самообразованием и саморазвитием.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ МИНИ-ПРОЕКТОВ: «Математика в жизни моих родителей»;
«В царстве дробей». Защита мини-проектов происходит на уроке «Решение задач»;
«Числа правят миром».
Живем в эпоху нанотехнологий,
И каждый год дает нам новый старт,
То освоение журналов электронных,
То новый наш образовательный стандарт.