Напоминание

"Инновационные технологии на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения"


Автор: Король Людмила Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Октябрьская СОШ им.Ю.Чумака"
Населённый пункт: п.Октябрьский, Белгородская область, Белгородский район
Наименование материала: статья
Тема: "Инновационные технологии на уроках математики в условиях перехода на стандарты второго поколения"
Раздел: среднее образование





Назад




Тема:

Инновационные технологии на уроках математики в условиях перехода на

стандарты второго поколения.

Учитель математики Король Людмила Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Октябрьская средняя

общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области имени Героя

России Ю.А.Чумака»

Мы не очень знаем ФГОС,

Но деваться некуда-

Детей за руки возьмем

И вперед потопаем.

Исторически сложилось мнение, что школа обязана «давать » знания, а ученики

должны их «получать», но результат такой системы отрицательный, то есть воспитывали

ученика-потребителя, который считал, что ему всё должны «дать» в готовом виде.

Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит уже не в том,

чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения,

позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в

творческую, исследовательскую деятельность, т.е. обучение и развитие ученика

происходит в процессе его собственной деятельности. Народная мудрость гласит:

« Скажи мне- я забуду

Покажи мне- я запомню

Дай мне действовать самому-

И я научусь»

В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения

деятельностных технологий, среди которых метод проектов, игровые технологии,

технологии критического мышления, проблемное обучение, дифференцированной

подход в обучении. Кроме этого в работе широко использую информационно-

коммуникационные технологии. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики

заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у

учащихся, их активность на протяжении всего урока. Использование ИКТ , в том числе

Интерактивной доски являются эффективными средствами обучения, которые

активизирует мысль школьников. Появляется возможность оптимально сочетать

практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными

особенностями каждого ученика. Это: тестирования при помощи компьютеров по темам,

по разделам, тестирование в режиме онлайн (через Интернет); самопроверка своих

работ; составление кроссвордов в программе Excel; подготовка сообщений, рефератов;

составление презентаций . В своей практике обучения широко использую табличный

способ представления содержания задачи, опорные схемы, конспекты.

Здоровьесберегающие технологии: Формируют знания, умения и навыки,

позволяющие укреплять и сохранять здоровье, а также утверждают позитивное и

ответственное отношение к здоровью

Я в своей практике использую различные приёмы активизации

познавательной деятельности:

« Математический футбол»

К доске выходят вратарь и два защитника. Класс – нападающие. Учитель – судья.

Нападающие задают вопросы по определенной теме – « забивают голы». На вопрос

вначале отвечают защитники (справа или слева). Если защитник не смог ответить, то мяч

«отбивает» вратарь. Ответ не верен – «минус» или гол вратарю. Игра идет до 10 знаков и в

соответствии со знаками ставится оценка вратарю и защитникам. Поощряются также и

лучшие нападающие.

«Конвейер»

Имеется набор карточек, в которых записаны задания. Карточки лежат на первых партах

по вариантам. По команде учащиеся, которые сидят за первыми партами, берут по одной

карточке и решают ее в тетради. Решив задание, ученик передает ее соседу сзади, а сам

решает следующую. Осуществляется конвейер. Из 6 команд побеждает та, чей конвейер

закончил работу быстрее и правильно.

«Испорченный телефон»

На каждый ряд заготавливаются по большому арифметическому примеру. Карточки с

примером лежат на вариантах каждого ряда первых парт. Ученики по очереди решают по

одному действию и передают дальше товарищам. Если все справились правильно с

заданием, то ответ, сказанный учащимся, сидящим на последней парте, правильный. Если

ответ не верен, то нужно найти, где «испортился» телефон.

На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

• Отстаивают своё мнение;

• Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях;

• Задают вопросы друг другу и учителю;

• Анализируют ответы друг друга;

• Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка);

• Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников;

• Самостоятельно выбирают разноуровневые задания;

• Находят несколько вариантов решения проблемы;

• Нахождение "ошибкоопасных мест”.

Для успешного перехода в среднем и старшем звене считаю применение

следующих методов:

1. Метод проблемного обучения. На уроках создаю проблемные ситуации,

которые направляют деятельность учеников на максимальное овладение изучаемым

материалом и повышают мотивацию.

2. Метод алгоритмизированного обучения. Ребята самостоятельно составляют

алгоритм решения проблемы.

3. Метод эвристического обучения, основной целью которого является поиск и

сопровождение способов и правил, по которым ученики приходят к открытию

определённых законов. (Задаю сложные вопросы, а потом с помощью наводящих вопросов

получаем ответ).

4. Метод исследовательского обучения. Этот метод рассматривает правила

правдоподобных истинных результатов, последующую их проверку, отыскание границ их

применения. Ребята выдвигают гипотезу и на основе проведенных наблюдений, анализа,

решения познавательных задач, формируют вывод.

Активными методами обучения я считаю те, которые максимально повышают

уровень познавательной активности школьников. Это:

1. Метод дискуссий – добиваюсь, чтобы учащиеся могли свободно, не боясь высказывать

своё мнение и внимательно слушать мнение других.

2. Метод самостоятельной работы – даю задание, например, самостоятельно составить

план доказательства теоремы или план изложения нового материала. Очень любят мои

ученики различные дополнительные сообщения, так как в кабинете есть свободный

доступ в интернет. Ребята учатся анализировать, выделять главное, развивать устную речь,

пользоваться различными источниками информации.

3. Метод самостоятельной работы с дидактическим материалом. Это и карточки для

закрепления и карточки с целью контроля, практические задания, тестовые задания и др.

4. Метод проблемного изложения. При создании на уроках проблемных ситуаций, ребята

выдвигают свои гипотезы решения данной проблемы. Этот метод способствует

формированию приёмов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения,

обобщения, установления причинно-следственных связей.

Позиция учителя: к классу не с ответом, а с вопросом.

Позиция ученика: за познание мира в специально организованных условиях

Добавленное напоследок

всегда кажется самым

важным.

Сенека Старший

Несколько значимых табу и формул работы учителя по ФГОСам:

Формула:Сомневаюсь, что это правильно.

Боюсь, ты не совсем точен.

Табу: Ты никогда не дослушиваешь до конца! Помолчи!

Формула:Очень жаль, но, как правило, ты не выслушиваешь собеседника до конца.

Табу: Неужели это так сложно?!

Формула:Возможно, я не точно сформулировал проблему. Давай попробуем ещё раз.

Формула:Может быть нам вместе обсудить этот вопрос?

В перспективе планирую формирование ключевых компетенций через метод учебных

проектов, позволяющий организовывать самостоятельную деятельность учащихся.

Участие в создании проекта позволяет формировать способность брать ответственность на

себя, принимать совместные решения, заниматься самообразованием и саморазвитием.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ МИНИ-ПРОЕКТОВ: «Математика в жизни моих родителей»;

«В царстве дробей». Защита мини-проектов происходит на уроке «Решение задач»;

«Числа правят миром».

Живем в эпоху нанотехнологий,

И каждый год дает нам новый старт,

То освоение журналов электронных,

То новый наш образовательный стандарт.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!