Напоминание

Основные формы и направления в работе с ансамблями младших классов ДМШ


Автор: Лобанова Елена Витальевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУДО "Детская музыкальная школа №6 имени С.Сайдашева"
Населённый пункт: г.Набережные Челны, РТ
Наименование материала: статья
Тема: Основные формы и направления в работе с ансамблями младших классов ДМШ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Основные формы и направления в работе

с ансамблями младших классов ДМШ

Лобанова Елена Витальевна,

преподаватель высшей

квалификационной категории

МАОУДОД "

Детская музыкальная

школа им. Салиха Сайдашева №6"

г.Набережные Челны, РТ

Совместное музицирование уходит корнями в глубину эпох, когда еще не

было

концертирующих

инструменталистов.

Многочисленные

любители

музыки

относились

к

музицированию,

как

к

средству

приятного

времяпровождения и развлечения.Их репертуар состоял

как правило, из

простых бытовых пьес песенного и танцевального происхождения. Зачастую

такое музицирование

ограничивалось рамками семейного и дружеского

общения..

Постепенно обнаруживались изменения в ансамблевом репертуаре. Он

удалялся

от

непритязательных

бытовых

пьес

и

становился

все

более

сложным

в

музыкально-языковом

и

в

образно-смысловом

аспектах.

Формирование

концертного

репертуара,

изначально

ориентированного

на

взыскательную

публику,

требовало

и

соответствующей

подготовки

профессиональных исполнителей.

Сегодня ансамблевое исполнительство успешно развивается по всему

миру

как

в

профессиональной

музыкальной

культуре

(академической,

эстрадной, фольклорной), так и в сфере любительского музицирования. В

России, Италии, Финляндии, Германии, Австрии

ежегодно проводятся

аккордеонные

фестивали,

впечатляющие

и

количеством

участников,

и

разнообразием

заявленных

коллективов,

и

многочасовыми

красочными

телевизионными

трансляциями.

Местом

такого

фестиваля

может

стать

и

огромный парк, и большая площадь, и океанский лайнер.

Стремление исполнителей к поиску новых ансамблевых форм отражает

процесс естественного развития инструментальной исполнительской

культуры. Особенно заметно данная

тенденция проявилась в последние

десятилетия

XX

века

-

стала

интенсивно

возрастать

популярность

ансамблевого исполнительства.

Высокий профессиональный уровень ансамблевого исполнительства

оказал влияние на появление и развитие ансамблевых коллективов в детском

инструментальном исполнительстве. Детское коллективное музицирование –

это мощный резерв развития музыкальных способностей ребёнка.

Коллективная форма музицирования очень

нравится детям.

Игра в

ансамбле доставляет ребёнку огромное удовольствие и радость. Для них это

очень

комфортная,

благоприятная

сфера

для

развития

их

творческого

потенциала.

Поэтому, игра в ансамбле – одна из важнейших форм мотивации к

успешному обучению учащихся в музыкальной школ.

Ансамблевое музицирование

обладает огромными развивающими

возможностями.

Все

мы

знаем,

что

игра

в

ансамбле

как

нельзя

лучше

дисциплинирует ритмику, совершенствует умение читать с листа, помогает

ученику

выработать

технические

навыки,

а

также

доставляет

ребёнку

огромное удовольствие и радость. Ансамблевое музицирование развивает

музыкальное

мышление.

Это

искусство

вести

диалог

с

партнёром,

т.е.

понимать друг друга, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать.

Если это искусство в процессе обучения постигается ребёнком, то можно

надеяться, что он успешно освоит специфику игры на своём инструменте.

Начальный этап в работе с ансамблями младших классов желательно

начинать с первых уроков. Это, как правило - донотный период. По словам

известной пианистки Анны Даниловны Артоболевской : «Донотный период

игры обучения - период, когда ребёнок знает названия нот на клавишах, но

не усвоил ещё их изображение на нотном стане». В этот период начинают

формироваться элементарные игровые навыки - свободные движения рук,

простейшие аппликатурные приёмы и ученик имеет больше возможностей

для

развития

слуховых

представлений

и

формирования

образного

воображения и мышления.

Ребёнок

не смотрит в ноты, не высчитывает

длительности,

как

правило

в

этот

период

у

них

нет

физического

и

умственного напряжения, как если бы они играли по нотам. При этом всё

внимание концентрируется на ансамблевом музицировании.

Продолжительность этого этапа зависит от ряда факторов и прежде всего

от индивидуальных особенностей ученика:

- возрастные особенности ребёнка;

- музыкальные способности;

- характер и темперамент ребёнка;

- усвоение учебной информации;

- психофизиологические особенности ученика.

Один из главных компонентов,

объединяющих учеников в единый

ансамбль – это, пожалуй, метроритм. Ему принадлежит одно из главных мест.

И

действительно,

что

помогает

ансамблистам

играть

вместе,

чтобы

создавалось

впечатление,

будто

играет

один

человек.

Это

ощущение

метроритма. Он, по существу, выполняет функцию дирижера в ансамбле,

ощущение каждым участником сильных и слабых долей такта - это то, что

объединяет участников ансамбля.

Самая доступная для детей форма познания – это игра. Через игру

знакомимся с размером, тактом, сильными и слабыми долями, с разными

длительностями.

Поэтому

на

начальном

этапе

создаются

ритмические

ансамбли,

с

использованием

простых

ударных

инструментов

-

бубен,

треугольник, барабан, тарелка, маракасы и др.

После освоения ритмической функции, постепенно пробуем накладывать

на ритмический рисунок

мелодию. Это небольшие детские песенки,

попевки из 4-8 тактов, в пределах октавы, обязательно со словами, так дети

лучше запоминают мелодию и у них легко формируется музыкальный образ.

И последний этап – добавляем бас и аккомпанемент. Играем только в

простых тональностях, используя только основные аккорды.

Таким образом, навыки ансамблевого

музицирования ребенок

приобретает

уже

на

первых

уроках.

В

процессе

данной

работы

ученик

развивает

слух,

концентрирует

внимание

на

ритмической

точности,

осваивает

элементарную

динамику,

первоначальные

игровые

навыки.

Развиваются слух, ритм, память и самое главное - чувство ансамбля, чувство

ответственности

за

общее

дело.

Такое

исполнение

вызовет

у

учащегося

интерес к новому для него звучанию музыки.

После определённого периода времени детей можно объединить в

небольшие

ансамблевые

составы.

На

первоначальном

этапе

большие

коллективы

нежелательны,

так

как

в

большом

коллективе

стоит

больше

организационных

задач,

а

самое

главное

невозможно

подобрать

детей

одинакового уровня в большой

коллектив. А это задача одна из самых

главных

при

формировании

нового

коллектива.

Прежде

всего,

при

ансамблевой

игре

ученик-ученик

мы

учим

синхронности

исполнения.

Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого

понимания

и

чувствования

партнёрами

темпа

и

ритмического

пульса.

С

самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не

прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя

быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.

Ансамбль комплектуется из учащихся, близко стоящих друг к другу по

характеру, интересам, уровню развития и, конечно, по степени овладения

музыкальным инструментом. Педагог при отборе учеников для ансамбля

должен обнаружить у его будущих участников общие черты, которые явятся

предпосылкой формирования творческого лица художественного коллектива

как единого целого.

Важной, если не самой главной, задачей педагога является грамотное

распределение

партий

среди

участников

ансамбля.

Отдельные

партии

должны назначаться тому или иному ученику с учётом его технических и

творческих возможностей.

Что же дают ребёнку коллективные занятия?

Обучающиеся приобретают следующие знания, умения, и навыки:

- интенсивное развитие всех видов музыкального слуха (звуковысотного,

гармонического, полифонического, тембро-динамического);

- элементарные основы ритма, а так же овладение более сложными метро-

ритмическими категориями;

- развитие памяти;

- образное мышление учащихся;

- развитие и закрепление игровых навыков;

- умение грамотно работать над музыкальным произведением в ансамбле;

- умение самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных

жанров и стилей;

- умение самостоятельно преодолевать технические трудности при

разучивании партий музыкального произведения;

- навыки подбора мелодии по слуху;

- навыки публичных выступлений.

Коллективные выступления дают возможность играть на сцене детям с

разными музыкальными данными, делают их более уверенными в своих

силах. Игра в ансамбле оставляет положительный след на дальнейшей

исполнительской деятельности учащихся. Именно в ансамблевой игре многие

дети проявляют себя более яркими исполнителями, чем в сольной игре.

Благодаря ансамблевому музицированию создаются условия для

успешного обучения ребёнка в музыкальной школе:

- они с радостью посещают музыкальную школу , так как происходит

общение детей с друг другом, с педагогом, у них появляются общие

интересы, друзья и любимое, интересное занятие. Ведь играть в ансамбле

всем детям очень нравится.

- расширяется музыкальный кругозор, что вызывает у ребенка устойчивый

интерес к занятиям;

- у них формируется активная жизненная позиция, они ответственны и

целеустремлённы;

- закладываются основы творческого начала - они сочиняют музыку к

стихам, сочиняют стихи к музыке, подбирают ритм к мелодии, поэтому эти

дети развиваются быстрее и лучше;

- ансамблевая игра рождает дух соревнования;

- у детей появляется возможность чаще бывать на сцене (в коллективе это

всегда проще,нежели сольное исполнение) и это им начинает нравиться;

- появляется сценическая свобода и эмоциональная раскрепощённость;

- принимают участие в подборе репертуара – это происходит уже в средних

классах, ученики предлагают определённые пьесы, когда-то услышанные на

концертах, конкурсах, фестивалях.

Ценным в работе над ансамблем является то, что учащиеся получают

удовлетворение

от

совместно

выполненной

художественной

работы,

чувствуют

радость

общего

порыва,

объединённых

усилий,

взаимной

поддержки, начинают понимать своеобразие совместного исполнительства.

Литература:

1.

Акимов

Ю.Т.

«Баян

и

баянисты.

Сборник

методических

материалов»

Москва, 1970г.

2.Баренбойм Л.А., Путь к музыке.- Л: Советский композитор, 1988.

3.Горошко Н.Н. Музыкальная азбука для самых маленьких. М.: Феникс, 2007.

4. Готлиб А.Д. Первые уроки фортепианного ансамбля. - М.: Музыка, 1971.

5.Пуриц И.Г. Методические рекомендации. М.: 1999.

6.Сорокина Е.Г. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.

7. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984.



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!