Автор: Нуреева Галия Гельмановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ гимназии им. С.В. Байменова г.Похвистнево СП "Детский сад Лад"
Населённый пункт: Самарская область город Похвистнево
Наименование материала: Статья
Тема: Положительное влияние скандинавской ходьбы как средство коррекционной группы в ДОУ.
Раздел: дошкольное образование
Положительное влияние скандинавской ходьбы как средство
коррекционной группы в ДОУ.
Здоровье нации предопределяется здоровьем подрастающего поколения.
Забота о сохранении и укреплении здоровья детей рассматривается как одно
из приоритетных направлений государственной политики в области охраны
нации.
Развитие и состояние здоровья детей неразрывно связаны с качеством
образовательного процесса, с объемом нагрузки, способами организации
процессов обучения и воспитания, а также условиями, в которых они
протекают. Среди факторов, влияющих на состояние здоровья детей,
важнейшими являются возможности среды детского сада (предметно -
пространственной, образовательной, развивающей). Поэтому в сложившейся
ситуации здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации
современного образования сближает интересы педагогов, медиков,
психологов.
Преимущество скандинавской ходьбы состоит в том, что в ней
прослеживается вариативность задач с учётом использования технологии
скандинавской ходьбы для оздоровления организма. Скандинавская ходьба
поможет детям обогатить двигательный опыт с помощью
специализированного метода. А реализация данного направления обеспечит
накопление опыта и широкое применение в других дошкольных
учреждениях.
Актуальность данного направления определяется рядом факторов:
социальным заказом на воспитание здоровых граждан общества;
необходимостью разработки и внедрения целостной системы формирования
здорового образа жизни дошкольников в условиях учреждений дошкольного
образования.
На сегодняшний день, этот вид деятельности недостаточно широко
используется в ДОУ. Этот высокоэффективный вид физической активности -
крайне необходимая сфера деятельности, нацеленная не только на детей с
ограниченными возможностями, но и всех воспитанников дошкольного
учреждения. Поэтому с помощью данного направления решается проблема
физической активности детей.
Цель данного направления: Научить детей с проблемами работать не
рядом, а вместе с другими детьми с целью формирования у них жизненно
необходимых двигательных умений и навыков в соответствии с их
индивидуальными особенностями развития, физическими качествами и
нравственными основами личности для накопления двигательного опыта и
коррекции психомоторных нарушений.
Задачи:
1. Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение
сопротивляемости к заболеваниям.
2. Создание условий для развития, саморазвития и реализации потребности
детей способствовать социализации воспитанников в группе с максимально
возможной степенью самостоятельности, прививать элементарные
санитарно-гигиенические и трудовые навыки;
3. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, использование
различных форм организации видов деятельности, организация
взаимодействия детей в образовательном процессе.
Если в ходе проекта дети, кроме общеукрепляющего эффекта, смогут решить
проблемы опорно-двигательного аппарата, улучшить работу сердца и легких,
исправить осанку, а использование средств ТСО помогут развивать
коммуникативную, организационную, информационную компетентность
воспитанников. Социализировать их в полной мере посредством общения с
другими детьми, а с помощью использования компьютера улучшат свои
знания и понимание окружающей их среды, общества и мира.
Предполагаемые результаты:
- Дети накапливают опыт и овладевают основами «скандинавской ходьбы»,
через систематические занятия, игровые и индивидуальные тренинги.
- Приобретают определённый объём знаний и навыков о «скандинавской
ходьбе», через индивидуальное самообучение, парное взаимообучение.
- Учатся объяснять друг другу, оценивать результаты товарища, работать в
группе.
- Развивают физические качества: целеустремлённость, решительность,
выдержку и самообладание.
- Смогут демонстрировать свои умения.
Я использую следующие формы работы:
- Экскурсии «Азбука здоровья»; «Пешком ходить - дольше жить»; «Посмотри
вокруг»; «Я за солнышком иду»
- Игра - путешествие «Будь здоров»
- Час весёлых состязаний
- Игровая программа «Вместе весело шагать»
Структура проведения занятия:
1. Разминка, подготавливающая детей к длительной ходьбе
2. Ходьба на месте
3. Ходьба в медленном темпе
4. Комплекс подготовительных упражнений
5. Расслабление и дыхательные упражнения после ходьбы
6. Игровая деятельность на площадке
7. Коррекционные игры
8. Расслабление под речевое сопровождение
Противопоказания к занятиям скандинавской ходьбой:
- тяжелые заболевания сердца
- инфекционные заболевания
- заболевания внутренних органов в стадии обострения
Заключение
Забота о здоровье подрастающего поколения - одно из приоритетных
направлений государственной политики в области образования. Именно в
дошкольном возрасте дети учатся внимательно относиться к своему
здоровью, осваивают гигиенические навыки, начинают интересоваться
различными видами спорта, посещать секции и кружки.
Использование скандинавской ходьбы в учреждении дошкольного
образования - это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс
современного детского сада, особенности его организации,
профессиональную деятельность воспитателей и специалистов дошкольного
образования.
Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния,
но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей,
уровня развития здравоохранения и образования, социально-экономической и
экологической ситуации в стране. Проблема здоровья детей в любом
обществе и при любых социальноэкономических и политических ситуациях
актуальна, своевременна и достаточно сложна, так как оно определяет
будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал
общества.
Именно обучение и воспитание, проявляясь в единстве целей формирования
гармонично развитой личности, создают мотивацию в человеке.
Поскольку все составляющие здоровья тесно взаимосвязаны, а реализация
программы развития зависит от множества факторов, основной задачей
«педагогики здоровья» является целостное формирование потребностей в
сохранении и укреплении здоровья, в осознанной мотивации на здоровый
образ жизни посредством методов воспитания, самовоспитания, создание
программы обучения здоровью.
Список литературы:
1. Л.Г. Татаренко «Здоровье»
2. Т.Е. Токоревой «Азбука здоровья»
3. Л.Д.Глазыриной «Физическая культура детям»
4. В.Т. Кудрявцева «Программа развития двигательной активности и
оздоровительной работы с детьми 4-7 лет»
5.
Бальсевич В.К. Проектирование инновационных преобразований систем
физического воспитания/В.К. Бальсевич//Теоретические основы физической
культуры: материалы междунар. конф. - Казань, 1999. - С.88 - 89.
6. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к
здоровью/ Издательство: Астрель, Полиграфиздат - 2012 г., 224 с.
7. Кузнецова И.В. Психологические основания реализации
здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: автореф.
дис.... канд.псих.наук / И.В. Кузнецова. - М., 2003. - 58 с.
8. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким
шагом/Издательство: Питер- 2012 г., 80 с.