Автор: Божок Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 266"
Населённый пункт: город Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Условия успешной адаптации детей к жизни в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Условия успешной адаптации детей
к жизни в детском саду
Подготовила : воспитатель Божок Ольга Анатольевна
МБ ДОУ «Детский сад № 266», г. Новокузнецк
С приходом ребенка двух-трёх лет в дошкольное учреждение его
жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие
родителей или других близких взрослых, новые требования к
поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение,
таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного,
другой стиль общения.
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для
него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим
реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая
регрессия и т. д.).
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в
новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация
является активным процессом, приводящим или к позитивным
(адаптированность) результатам, или негативным (стресс). При этом
выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний
комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность
поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются у нас на
уровне теоретических исследований и сводятся к рекомендации перед
поступлением ребенка в детский сад максимально приблизить домашний
режим дня к режиму дошкольного учреждения.
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных
странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
1) острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к
снижению
веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению
аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
2) подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т.
е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным
параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно
психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится
3—5 месяцев);
3) фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в
результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше
задержку темпов развития.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы
адаптационного периода:
• легкая адаптация — сдвиги нормализуются в течение 10—15 дней,
ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет
не чаще обычного;
• адаптация средней тяжести — сдвиги нормализуются в течение мясяца,
при этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить
заболевание длительностью 5—7 дней, есть признаки психического
стресса;
• тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет,
теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и
психическое истощение организма.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в
дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее
адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым
условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к
детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного
учреждения необходимо сформировать у него положительную установку
на детский сад, положительное отношение к нему. Это зависит прежде
всего от воспитателей, от их умения и желания создать атмосферу тепла,
доброты, внимания в группе. Поэтому организация адаптационного
периода начинается задолго до 1 сентября с повышения
профессионального уровня воспитателей, их психологического
просвещения с помощью традиционных и новых методов обучения
(педсоветы, семинары, тренинга, консультации), развития у них таких
качеств, как умение сопереживать, коммуникативные навыки,
доброжелательность, организаторские и артистические способности,
эмоциональная стабильность и т. д.
Второй немаловажный момент — необходимость организации "Праздника
знакомства”. Первый день пребывания в детском саду должен стать для
ребенка праздником. В этот день детей и их родителей встречают оба
воспитателя, которые знакомят их с группой, проводят игры,
направленные на знакомство детей и родителей между собой. Праздник,
примерный сценарий которого приводится ниже, завершается
чаепитием, подготовленным с помощью родителей.
"Праздник знакомства»
Воспитатели встречают детей и их родителей, приглашают всех в группу,
показывают ее (игровую, спальную, умывальную и пр.) и игрушки,
приглашают на экскурсию по детскому саду.
После возвращения в группу детей встречает Петрушка (воспитатель).
Петрушка. Здравствуйте, дети! Здравствуйте, мамы и папы! Меня зовут
Петрушка, а вас как?
Дети наперебой отвечают ему.
Петрушка. Нет, так дело не пойдет. Я вот что придумал! Отгадайте
загадку: "Он и круглый, он и гладкий. Очень ловно скачет. Что же это?”
Все. Мячик!
Петрушка. Вот он нам и поможет! Сыграем в игру "Давайте
познакомимся!”?
Дети с воспитателем становятся в круг. Ведущий держит в руках мяч
(лучше надувной, так как он легкий и яркий, красочный, что,
безусловно, привлекает малышей). Ребенок ловит мяч, называет свое
имя и бросает мяч следующему участнику игры и т. д.
Воспитатель. Ну вот мы и познакомились! А теперь давайте покатаемся
на карусели.
Игра "Карусели»
Воспитатель берет малыша за руку, ставит впереди себя и вместе с ним
начинает собирать в одну цепочку всех желающих поиграть. Выбранный
ребенок вместе с воспитателем подходит по очереди к каждому из детей,
называет его по имени и спрашивает: "Саша! Будешь играть с нами?
Тогда давай руку!” Саша дает руку воспитателю, и они втроем подходят
к следующему ребенку и т. д. В результате дети, держась за руки,
образуют круг.
"Сейчас мы будем кататься на карусели,— говорит воспитатель.—
Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель
не сломалась”.
Слова
Движения
Еле-еле-еле-еле
Карусель медленно движется
Завертелись карусели.
в правую сторону.
А потом, потом, потом
Темп речи и движений посте-
Все бегом, бегом, бегом!
пенно ускоряется.
Побежали, побежали,
На слова "побежали” карусель
Побежали, побежали!
меняет направление движения.
Тише, тише, не спешите,
Темп движений постепенно за-
Карусель ос-та-но-ви-те.
медляется, и на слова "раз-два”
Раз-два, раз-два (пауза),
все останавливаются и кланяются
Вот и кончена игра.
друг другу.
Игра кончается тем, что дети хлопают в ладоши и разбегаются.
В игре участвуют также родители.
Воспитатель. Ну а теперь давайте отдохнем. Объявляю конкурс
родителей на лучший портрет своего ребенка. Условие — рисовать надо
с завязанными глазами!
В конкурсе участвуют все желающие. Зрители аплодируют участникам!
Затем все приглашаются на чаепитие, в ходе которого можно провести
игры, пляски с простыми движениями (приседания, хлопки, кружение и
т. д.). В конце Петрушка благодарит всех за участие в празднике, за
угощение и дарит детям на память сувениры — голубей из бумаги или
воздушный шарик.
Формирование чувства уверенности в окружающем
Представляете вы себе впечатления ребенка, впервые попавшего в
детский сад? Пофантазируйте: вы в незнакомом городе, жители которого
больше вас, а есть и просто гиганты, они проявляют к вам особый
интерес, но их намерения пока неясны (поэтому на всякий случай надо
быть с ними настороже!). А в квартире, в которой вам предстоит жить,
живут еще 15—20 человек. Они о чем-то говорят, бегают, некоторые
плачут, и нет места, где можно было бы от всего этого кошмара
спрятаться, и нет ни одного знакомого человека, который бы объяснил,
что все это значит.
Согласитесь, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как
видение ситуации поступления в детский сад малышом: большинство
детей хоть на год, но старше его; кругом незнакомые взрослые, которые
что-то спрашивают, о чем-то просят, что-то требуют.
Именно поэтому одна из основных задач адаптационного периода —
формирование чувства уверенности в окружающем. Для этого
необходимо следующее:
• Знакомство детей, их сближение друг с другом.
• Знакомство с воспитателями, установление отношений между
воспитателями и детьми, основанных на доверии.
• Знакомство с группой и детским садом, "освоение” их.
• Знакомство со всем персоналом детского сада.
• Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Все это, т. е. знакомство с окружающим, организуется в форме
развивающих игр, проведение которых требует от взрослого знания и
выполнения определенных условий, таких как:
• добровольность участия в игре (необходимо добиваться того, чтобы
ребенок сам захотел принять участие в предложенной игре);
• непосредственное участие в игре взрослого, который своими
действиями, эмоциональным общением с детьми вовлекает их в игровую
деятельность, делает ее важной и значимой для них;
• многократное повторение игр (дети по-разному и в разном темпе
принимают и усваивают новое);
• специальный наглядный материал (определенные игрушки, различные
предметы и т. д.) должен использоваться только в данных развивающих
играх (нельзя превращать его в обычный, всегда доступный, так он
дольше останется для детей необычным);
• запрет на оценку действий ребенка типа "Неверно, не так” или
"Молодец, правильно”;
• предоставление ребенку возможности проявить, выразить себя, свой
взгляд на мир.
Эти основные принципы организации и проведения развивающих игр
определились в ходе нашей практической деятельности.
Игры, направленные на сближение детей друг с другом и воспитателем
1. Давайте познакомимся!
2. Раздувайся, пузырь!
Описание этой игры приведено выше. Обычно малыши с удовольствием
играют в нее. В дальнейшем игру можно разнообразить: например,
вместо мяча передавать друг другу игрушку или предложить детям
поприветствовать друг друга по имени. Вариантов может быть много,
придумывайте их вместе с детьми!
Воспитатель предлагает всем детям сесть на стулья, расположенные
полукругом, и спрашивает одного из них: "Как тебя зовут? Скажи
громко, чтобы все слышали!” Ребенок называет свое имя. Взрослый
ласково повторяет его, берет ребенка за руку, подходит вместе с ним к
следующему ребенку и спрашивает, как его зовут. Повторяя имя ребенка
ласково, но громко, предлагает и ему присоединиться и дать руку. Так
по очереди за руки берутся все дети. Сначала лучше подходить к тем
воспитанникам, которые выражают желание включиться в игру, а
скованных, заторможенных детей целесообразнее приглашать
последними. Если кто-нибудь все же отказывается играть, не стоит
настаивать на этом. Постепенно, наблюдая за игрой, они захотят быть в
коллективе.
Дети образуют длинную цепочку. Воспитатель берет за руку ребенка,
стоящего последним, и замыкает круг. "Посмотрите, как нас много!
Какой большой круг получился, как пузырь! — говорит взрослый.— А
теперь давайте сделаем маленький кружок”.
Вместе с воспитателем дети становятся тесным кружком и начинают
"раздувать пузырь”: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, как в
дудочку. При этом они выпрямляются и набирают воздух, а затем снова
наклоняются, выдувают воздух и произносят звук "ф-ф-ф-ф”. Эти
действия повторяются два—три раза. При каждом раздувании все делают
шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки
и постепенно расширяют круг, двигаясь и произнося следующие слова:
Раздувайся, пузырь,
Оставайся такой,
Раздувайся большой,
Да не лопайся!!!
Получается большой растянутый круг. Воспитатель входит в него,
дотрагивается до каждой пары соединенных рук, затем неожиданно
останавливается и говорит: "Лопнул пузырь!” Все хлопают в ладоши,
произносят слово "Хлоп!” и сбегаются к центру.
После этого игра повторяется. Закончить ее можно так. Когда "пузырь
лопнет”, воспитатель говорит: "Полетели маленькие пузырики, полетели,
полетели, полетели...” Дети разбегаются в разные стороны.
3. Лови-лови!
4. Чей голосок?
К палочке длиной 0,5 или 0,75 м на шнурке прикрепляется легкий и
удобный для хватания предмет — мягкий поролоновый мячик, лоскуток,
мешочек и т. д. Перед началом игры воспитатель показывает эту
палочку. Опуская и поднимая ее, он предлагает детям поймать предмет
на шнурке. Заинтересовав их самой задачей — ловить мячик, взрослый
предлагает детям встать в кружок, а сам же становится в центре. "Лови-
лови!” — говорит воспитатель и приближает подвешенный к палке мячик
то к одному, то к другому ребенку. Когда тот пытается поймать мячик,
палка чуть приподнимается и ребенок подпрыгивает, чтобы схватить его.
Поворачиваясь в разные стороны, воспитатель старается вовлечь в эту
забаву всех детей. Допустимо, чтобы предмет одновременно ловили
несколько ребят. Поиграв немного таким образом, можно слегка
изменить правила. Так, дети по очереди ловят мячик, пробегая друг за
другом мимо палки. Тот, кто достигнет цели, становится позади
воспитателя, обхватив его руками. Постепенно образуется цепочка
детей, успешно справившихся с заданием. Делая несколько шагов по
комнате, цепочка по сигналу "Беги на место!” рассыпается. Дети садятся
на свои места, потом снова выстраиваются друг за другом, и можно
начинать игру сначала.
Дети садятся полукругом, ведущий — спиной к играющим. Кто-нибудь из
детей окликает по имени ведущего, который, не оборачиваясь, должен
назвать того, чей голос он услышал.
Сначала дети окликают ведущего своим обычным голосом; со временем,
когда они хорошо узнают друг друга, можно специально изменять
интонацию, высоту голоса.
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с
персоналом детского сада и другими воспитанниками
Начинать надо, естественно, с группы. Показав детям все уголки группы,
рассказав об их назначении, правилах поведения в различных
помещениях группы, можно и поиграть.
1. Найди игрушку
Ведущий (сначала воспитатель, потом кто-то из детей) прячет
небольшую игрушку в группе, в одном из ее помещений, и предлагает
остальным найти ее. Сначала говорится: "Игрушка лежит на
подоконнике в раздевалке”; затем: "Игрушка лежит в спальной комнате,
под подушкой на Надиной кровати”.
После того как игрушка найдена, надо сказать, что она там делала
(собиралась на прогулку, спала и т. д.).
Можно загадывать местоположение игрушки через функцию помещения
("там моют посуду”), через действия ("лежит тихо, закрыв глаза”) и т. д.
Затем можно переходить к более тесному знакомству с детским садом и
его персоналом. Начинать лучше с экскурсий по саду (целесообразней
организовывать тематические экскурсии: на кухню, в медицинский
кабинет, в кабинет заведующей и т. д.— и знакомиться с людьми,
работающими там).
2. Чьи вещи?
Цель игры — закрепить знание имен работников детского сада. Для
этого необходимо заготовить атрибуты различных профессий (градусник
— медсестра, половник — повар, стиральный порошок — прачка,
гармошка — музыкальный работник и т. д.). Воспитатель говорит, что к
ним в группу приходили разные люди и каждый из них забыл одну из
своих вещей. Просит детей помочь разобраться, кому какая вещь
принадлежит.
Дети должны назвать не только профессию, но и имя хозяина вещи,
например: "Этот градусник оставила Валентина Александровна, наша
медсестра”.
Когда все вещи будут "опознаны”, можно раздать их детям, которые
должны сыграть роль: медсестра измерит детям температуру, прачка
постирает кукольную одежду, повар сварит и угостит всех вкусной
кашей и т. д.
Знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы
Как уже говорилось, для двух-трехлетних малышей все в саду ново и
незнакомо. Особенно много незнакомых детей они встречают в
коридорах детского сада, на прогулке. Их внимание привлекают дети
подготовительной к школе группы. Старшие дети не только помогут
воспитателю одеть малышей на прогулку, подготовить раздаточный
материал к занятию, но и научат их разным играм, позаботятся о них на
прогулке.
Все начинается с того, что в один прекрасный день в гости к малышам
приходят старшие дети, знакомятся с ними, обучают их новой
увлекательной игре, играют все вместе. Через некоторое время малыши
наносят "ответный визит”, и теперь уже они обучают старших своей
любимой игре. Так завязываются дружеские отношения: шестилетки
помогают малышам в разных жизненных ситуациях, вместе играют,
гуляют и т. д. Приходят друг к другу на праздники (старшие могут
подарить малышам поделки, изготовленные своими руками, а малыши —
спеть песенку).
Эта дружба продолжается целый год, в конце которого малыши
провожают своих "взрослых” детей в школу.
Адаптационный период заканчивается праздником-посвящением. Отныне
младшие воспитанники — полноправные члены большой страны —
Детского сада.
Литература:
1.
Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях. (Под
ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-
Буковой.)— М., 1980.
2.
Богуславская З.М. Развивающие игры для детей. М:Просвещение,
1991.
3.
Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект.
(Под ред. Н.Н. Поддькова). М: Просвещение, 1987.