Автор: Завадская Наталья Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 77 " Золотая рыбка"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: Проект
Тема: "Мы не забудем этих дней"
Раздел: дошкольное образование
Страшное слово »война». Казалось бы слово «дети» и слово «война»
несовместимы. Но реалии действительности намного суровее. А сколько
людей могут сказать: « Годы моего детства – это годы опаленные войной».
Взрослея,
эти
люди
пронесли
через
годы
боль
утрат,
горечь
страданий
выпавших на и долю.
Работая в подготовительной группе, мы не можем не рассказать про
«войну» 1941-1945 гг. Применяя разнообразные формы и методы работы, мы
использовали
проектный
метод.
В
процессе
работы
над
проектом
мы
помнили о том, что можно рассказывать детям о войне, щадя тем самым и так
богатое воображение детей, их тонкую нервную организацию.
Работу по патриотическому воспитанию начали с чтения стихотворений,
худ. произведений, исполнение и слушание песен о войне.
Затем нами была проведена экскурсия в библиотеку №5, где Бугаева В. М.
очень доходчиво рассказала о детях блокадного Ленинграда, о юных героях.
Предложила взять в группу подборку художественных произведений о жизни
юных
героев.
Дети
очень
внимательно
слушали,
ведь
рассказывалось
о
героических действиях детей и подростков. У детей было много вопросов.
Далее мы посетили
музей боевой славы школы № 61. Рассказ
экскурсоводов, рассматривание экспонатов музея, вызвало большой интерес,
много эмоций.
Придя в садик, дети сами, по собственному желанию, рисовали военные
действия.
В нашу работу мы попросили включиться родителей, предложив им
написать о своих родных, которые жили в годы войны, воевали, отдавали
жизнь в борьбе с фашизмом. Дети с гордостью приносили фотографии с
рассказами о своих родственниках, другие дети очень увлеченно слушали.
Это же были родственники их друзей, а не просто незнакомые люди. Дети
узнали о своих героических родственниках и поделились этими знаниями со
всеми детьми.
В заключении нами был проведен праздник, посвященный Дню Победы.
Были приглашены: участник войны Жуков Николай Мефедьевич, узник ВОВ
Саратовцев Виктор Васильевич, ветеран ВОВ Аралица Антон Семенович.
Выступление гостей слушалось на «одном дыхании», и детьми, и их
родителями. Каждое слово находило отклик в душе детей.
Выступление детей (песни, стихи, танцы, инсценировки) доставили
большую радость гостям.
Они долго благодарили детей за праздник, устроенный для них. Ветераны
отметили, что мы, в садике, растим детей настоящими патриотами. Дети
преподнесли цветы ветеранам.
Да, действительно, праздник получился отличный. Мы думаем, он
сохранится в памяти детей. И самое главное, что дети запомнят, что были
люди, которые отдали жизни за то, чтобы мы сейчас могли мирно жить,
играть, учиться. И мы должны помнить об этом всегда. 9 Мая дети возложили
цветы к памятной стеле, павшим в годы Великой Отечественной войны. В
ходе реализации данного проекта, мы уточнили и расширили знания детей о
истории ВОВ, дали представление о героях войны, о том, как народ чтит их
память, сформировали твердое убеждение о недопустимости и повторении
войны.
Проект.
1. Тема. «Нужна ли песня на войне?».
Дети 6-7 лет(подготовительная группа детского сада).
Образовательная область:
Познание,
музыка,
коммуникация,
социализация.
Участники проекта: Дети под. группы, ВОВ, родители, музыкальный
руководитель, воспитатель.
Продолжительность: апрель - май.
Цель проекта: Знакомить детей с песнями военных лет, историей их
создания,
значением
в
жизни
людей
в
военное
время,
песенными
и
музыкальными традициями своей семьи, истории музыкального инструмента
– гармони, аккордеона, воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою
Родину, уважение и благодарность к воинам – солдатам.
2. Презентация проекта.
Праздник «День Победы».
Фотовыставка «Солдаты Родины Моей».
Выставка детских рисунков « Салют солдату – победителю».
1-
й этап. Возникновение проблемы.
Слушание рассказа музыкального руководителя о песне « В землянке» (
муз. К. Листова, сл. А. Суркова). Предложение детям подумать, почему
нужна песня на войне, когда, кто и почему пел песни. Обсудить с детьми,
где и от кого они могут узнать ответы.
2-
й этап. Слушание песен военных лет. Посещение музея боевой славы
школы № 61
3-
й этап. История создания русской гармони.
Рассказать детям о том, что во время войны солдаты любили петь
песни
под
гармонь.
Рассказать
об
этом
инструменте.
Предложить
послушать в записи» Плясовые наигрыши» в исполнении гармонистов.
Рассказ детям об аккордеоне, близкому инструменту по звучанию к
гармони. После беседы решили, что было бы интересней послушать
,как
играет
гармонь
или
аккордеон
по-настоящему,
а
не
в
записи.
Решение: Пригласить на занятие аккордеонистку.
4-й этап. Слушание исполнение аккордеонисткой Павловой О. В.
произведений военных лет.
Беседа с детьми: « Они защищали Родину».
Рассматривание фотографий военных лет.
Возложение цветов к обелиску павших солдат.
Оформление выставки детских рисунков «Салют солдату-победителю»
Приглашение участников и узников ВОВ Аралица А. С., Саратовцев В.
В., Жуков Н. М. на праздник « День Победы».
5-й этап. Оформление фотовыставки « Солдаты Родины моей».
Праздник «День Победы».
Приложение: Сценарий праздника « День Победы».
Сценарий праздника «День Победы»
Дети заходят под торжественную музыку
Ведущий: Зажигаются радостью лица
В это светлое майское утро!
За окном заливаются птицы,
Отливает листва перламутром.
Ветеранам мы дарим гвоздики,
Вспоминаем отважных бойцов,
Не забудем мы подвиг великий
Наших дедов и наших отцов!
Ведущий:
Дорогие
ребята!
Сегодня
мы
отмечаем
замечательный,
радостный праздник – День Победы нашего народа в Великой Отечественной
войне над фашисткой Германией. Путь к победе был трудным и долгим. Вся
наша огромная страна поднялась на борьбу с врагом. Каждый день эшелоны
увозили
бойцов
на
фронт.
Во
многих
семьях
сохранились
солдатские
треугольники – письма, которые присылали с фронта отцы и братья. Они
писали, что вернутся домой с победой.
(в центр зала выходит мальчик и «читает»)
Мальчик: Здравствуй, дорогой, Максим!
Здравствуй, мой любимый сын!
Я пишу с передовой,
Завтра утором снова в бой!
Будем мы фашистов гнать.
Береги сыночек мать,
Позабудь печаль и грусть –
Я с победою вернусь!
Обниму вас, наконец.
До свиданья. Твой отец.
( выходят 2 девочки и 2 мальчика «читают»)
Дорогие мои родные!
Ночь. Дрожит огонек свечи.
Вспоминаю уже не впервые ,
Как вы спите на теплой печи.
В нашей маленькой старой избушке,
Что в глухих затерялась лесах,
Вспоминаю я поле, речушку,
Вновь и вновь вспоминаю вас!
Мои братья и сестры родные!
Завтра снова я в бой иду,
За Отчизну мою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить!
Ведущий: На войне сражались не только мужчины, но и женщины. Они
были
медсестрами,
врачами,
санитарками,
разведчицами,
связистками.
Многих солдат от смерти спасли нежные, добрые женские руки.
(выходит девочка -на боку сумка с медикаментами)
Девочка: Пусть танки грохочут, пули свистят,
Ранен осколком советский солдат.
Шепчет сестричка: «Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!»-
Все позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла!
Игра « Перевяжи раненого», « Перенеси снаряды».
Слово предоставляется ветеранам.
Ведущий: 67 лет прошло с той поры, как наши доблестные воины
разгромили врага. Много жизней унесла война. И каждый год в этот день мы
вспоминаем
всех погибших
в боях за Родину, низко кланяемся тем, кто
отстоял для нас мирную жизнь и свободу. Никто не забыт! Ничто не забыто!
(Ведущий объявляет Минуту Молчания)
Песня « Вечный огонь».
( Звучит тревожная музыка. Дети строятся)
1ребенок: Здравствуй, воин – победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель,
Красной армии солдат.
2 ребенок: Над вольным Дунаем,
Над славным Днепром
Душевные песни слагают о нем.
В нагорных лесах, на просторе долин
Его вспоминают и чех и румын.
3 ребенок: –Пылало село,-
Вспоминает хорват,-
Он кинулся в пламя,
Советский солдат!
Из хаты горящей,
Из дыма – огня
Он вынес, отважный,
Мальчонку – меня!
4 ребенок: Словачка сказала:
- И мне он помог –
Озябшей, голодной
Дал хлеба кусок.
Назвал по – отцовски
Дочуркой своей.
Шутя подмигнул мне :
«Гляди веселей».
5 ребенок: Вздохнула румынка:
- Был яростный бой,
Меня от осколка
Прикрыл он собой…
Убит он, лежит
Под холмом у села.
Калина над ним
Поднялась, расцвела.
6 ребенок: – Нет, - молвил болгарин,-
Он жив, не убит!
Я видел его
Он в дозоре стоит,
Стоит он в дозоре,
И зорок, и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел.
Инсценировка песни « Алеша».
Ведущий: Люди не теряли веры в победу, даже в самые тяжелые
времена. Часто после боя в окопах, землянках была слышна песня. Ребята, а
как вы думаете, нужна на войне песня? Или на войне не до песен, там люди с
врагами воюют?
Ребенок: Кто сказал , что нужно бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне.
Ведущий: А почему нужна песня на войне, ребята?
( ответы детей)
Ведущий: Да, гармонь на фронте помогала солдатам переносить тяготы,
поднимала настроение, напоминала о мирной жизни. А тем, кто остался
дома, она помогала дождаться своих близких с войны, пережить горе потерь.
Именно
гармонь
спасала
в
войну
сотни
русских
женщин
от
отчаяния.
Сколько
беды
выпало
на
их
долю,
сколько
похоронок
им
пришло!
Но
всхлипнет
под
окном
гармонь,
развернет
гармонист
меха
–
и
зазвучат
плясовые наигрыши: грустные, распевные, веселые. А потом развеселят всех
частушки,
способные
даже
горе
унять.
Посмотрите,
у
нас
в
зале
стоит
аккордеон, он очень близкий по звучанию гармонии. И сейчас мы попросим
нашу
аккордеонистку
Ольгу
Васильевну
сыграть
на
этом
замечательном
инструменте.
(Дети исполняют частушки под аккордеон).
Ведущий предлагает прочесть стихи к Дню Победы.
Ведущий: Во время войны дети, такие же, как и вы, или чуть старше,
ходили в госпиталь к раненым и устраивали концерт. И сейчас выступит
концертная бригада подготовительной группы.
Исполняются танцы по усмотрению педагога.
Ведущий: Молодцы, ребята! Я думаю, от таких веселых танцев наши
раненые солдаты быстро выздоравливали. Мы с вами говорили, что наши
солдаты очень любили петь на войне. И
мы давайте споем их любимые
песни под аккордеон.
Исполняются песни « В землянке», « Катюша».
Ведущий: Да, ребята, музыка – это великая сила. Когда в 1941 году
фашисты
захватили
многие
города
нашей
страны.
Композитор
Д.
Д.
Шостакович находился в Ленинграде. Начало войны было самым тяжелым
временем для жителей этого города – люди голодали, болели, не было тепла,
воды, света. Д. Шостакович рыл окопы, работал в пожарной команде. В то же
время давал концерты в филармонии. Он говорил: « Моим оружием была
музыка».
Ему
хотелось
передать
свои
переживания
в
музыкальных
произведениях, показать героическое противостояние врагу. В самом начале
войны Шостакович начал работать над
Седьмой Симфонией. Фашисты
думали, что жители города умрут от голода и холода. Но
через год в
умирающем, но не сломленном городе состоялся концерт, на котором звучала
Седьмая
Симфония.
Чтобы
этот
концерт
состоялся,
артиллеристы
вели
непрерывный огонь по врагам. Мы сегодня послушаем отрывок из этого
произведения, в котором очень ярко прозвучит тема нападения фашистов.
Слушая это произведение, можно представить тихое, ясное, летнее утро, и
вдруг в тишине раздаются барабанная дробь и топот множества шагов. Это на
нашу страну двинулось огромное количество вражеских солдат, танков и
самолетов. Как будто страшное чудовище лязгало, скрежетало, заполняло все
пространство. Так композитор показал образ фашистского нашествия. Сейчас
я вам предлагаю послушать этот фрагмент симфонии.
Звучит тема нашествия.
Ведущий: Я наблюдала за выражением ваших лиц, когда вы слушали
музыку. Скажите, что вы представляли в это время?
(ответы детей)
Ведущий: Вот видите, как сильно музыка может влиять на человека. Вы
услышали
грозную,
страшную
музыку.
После
прослушивания
симфонии
люди с новой силой готовы были идти в бой против немецких захватчиков,
чтобы защитить своих родных. Видите, на войне нужна разная музыка : и
веселая, и торжественная, и призывная. Однако, музыка может создать и
светлое,
радостное
настроение,
передать
чувство
гордости
за
свою
непобедимую Родину. Сейчас вы послушаете
и подпоете песню, которая
тоже написана в жанре марша. Но она несет радостное волнение, восторг и
чувство победы . Это песня Д. Тухманова « День Победы».
( Дети слушают и подпевают песню).
Ведущий: Когда вы слушали эту песню, ваши лица были радостными,
веселыми. Она звучит гордо и торжественно. Песня написана через много
лет
после
войны,
и
ее
исполняют
всегда
в
День
Победы
по
радио,
телевидению, на улицах.
Ведущий: А сейчас ребята давайте поблагодарим наших ветеранов,
которые к нам сегодня пришли.
Дети говорят « Спасибо». Дарят цветы и подарки ветеранам.