Напоминание

"Знакомство дошкольников с родным краем"


Автор: Дыкус Татьяна Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутск детский сад № 62
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Знакомство дошкольников с родным краем"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Знакомство дошкольников с родным краем»

Дыкус Татьяна Васильевна, воспитатель

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение г Иркутска детский сад № 62

(МДОУ г. Иркутска детский сад № 62)

«Пусть мне твердят, что есть края иные

Что в мире есть иная красота.

А я люблю свои места родные,

Свои родные, милые места»

(Пляцковский)

Воспитатель - прежде всего хранитель традиций и культуры своего народа, своего

края. Он оберег растущей детской души. Сейчас родители часто озабочены в первую

очередь образованием ребёнка. Гонка за результатом становится нормой жизни малыша с

первых

недель

его

пребывания

на

Земле. В

такой

ситуации

на

воспитателе

лежит

большая

ответственность за то, чтобы донести до детей идею превосходства, доброты и

любви над материальными благами. Пусть говорят, что сейчас - время смены ценностей и

идеалов. Да,

действительно

многое

меняется,

но

значение

Родины

и любви к ней

остаются незыблемыми. С чего начинается Родина?

С родного дома, улицы, города. Для нас - это Иркутск, и наш сибирский край. Но

само

по

себе

понятие

«Иркутск»,

«Родной край,

остаётся

для

детей

неясным,

расплывчатым, абстрактным.

И если «Иркутск» - нечто непонятное, то, как его можно любить? И если

«Иркутск»

остаётся

просто

названием

того

места, где

живёт

ребёнок,

названием

малозначительным (по сравнению,

например,

с

названием

родного

микрорайона),

особых чувств не вызывающий в детской душе, не станет ли это невосполнимой

потерей? Проблема серьёзная!

Для

её

решения

во

многих

дошкольных

учреждениях

вводят занятия

по

краеведенью. Это большой шаг вперёд в воспитании юных иркутян. Стоит лишь один раз

увидеть, с каким желанием дети стремятся на эти занятия, как загораются их глаза, что бы

понять, что они действительно открывают для себя свой край, свой город.

И открытие это возможно только благодаря увлеченности, познаниям педагога.

Дети у педагога учатся любить свой родной город. Познавая его, наши дети учатся ценить

родной город и любить его с детства.

Пусть он для них станет самым любимым и прекрасным городом. Пусть они поймут и

почувствуют его душу. Им творить Иркутск в будущем, им сохранять и множить его красоту, им

беречь и обновлять свой родной край!

Занятие «Мой город - Иркутск.»

Цель:

Познакомить

детей

с

заселением

русскими

людьми

земли

Сибирской,

с

историей

возникновения

города

Иркутска,

его

гербом.

Воспитывать

у

детей чувство

уважения к далеким предкам и коренным жителям Прибайкалья, бережное отношение к

истории родного города.

Словарная работа: баракуты-лесные жители-буряты, острог, город, герб, печать.

Материал: иллюстрации коренных жителей, юрты, острога герба города Иркутска,

аудио кассеты с записью песен об Иркутске.

Ход занятий:

-Ребята, сколько вам лет? А сколько лет вашей маме? Бабушке? Дедушке? У всех

людей разный возраст.

-Как вы думаете, есть ли возраст у городов или им всем одинаковое количество лет?

Сколько

лет

Иркутску?

Да

более

трехсот

лет.

Как

вы

думаете,

Иркутск старый или

молодой город? Конечно город наш старинный.

-Ребята, а что значит возраст для человека и для города? Конечно, человек с

каждым годом становиться старше, былая сила и здоровье уходят, красота увядает. А

город

становясь

старше,

наоборот

как

бы

молодеет,

становится

более

современным,

красивым, удобным, чистым, уютным.

-А знаете ли вы города в Сибири, которые считаются молодыми. Конечно, это

Ангарск, Братск, Саянск. Ангарску чуть больше пятидесяти, Братск еще моложе, Ребята

если вы живете в Иркутске то вы иркутяне.

-Давайте поиграем в игру, я буду называть место проживания людей, а вы называть

жителей этой местности. Иркутск – иркутяне, Ангарск – ангарчане, Братск

–братчане,

Саянск – саянцы, Тайшет – тайшетцы, Москва – москвичи, Россия - россияне

-А кто такие россияне? (национальность)

-А как вы думаете, всегда ли русские жили в Сибири? Хотите, я расскажу, как

русские заселили Сибирь, как возник наш город.

-Давным - давно, когда еще не было ни вас, ни ваших родителей, жили в При -

байкалье

лесные

народы,

"баркуты",

позднее

это

слово

превратилось

в

"буряты".

Основным

их

занятием

было

скотоводство,

чаще

всего

буряты

разводили

лошадей.

Лошадь давала мясо, молоко служила средством передвижения. Но большие конские

табуны надо было кормить, и бурятские племена постоянно кочевали в поисках пастбищ

для скота и удобных мест для охоты, рыбной ловли. Домов буряты не строили, потому что

их было трудно перевозить с места на место,

а

жили

в

юртах

(Показ

иллюстраций).

Юрты были войлочные или деревянные, их можно было быстро разобрать и собрать на

новом

ме сте.

Русские

люди

всегда

были

муже ственными,

смелыми

и

любознательными.

Путешествуя по земле, они искали богатые земли и селились на

них. Дорог в те времена еще не было.

-Как вы думаете, на чем путешествовали люди, как они продвигались по лесам?

Конечно, они плыли на лодках по рекам. И там, где были удобные места для жизни,

останавливались

и

строили

жилье.

Жизнь

в

те

времена

была

опасной.

Бурятские

племена,

защищая

свою

землю,

нападали

на русские поселения. Поэтому строили не

просто дома, а остроги. (Показ иллюстраций) Иркутский острог был поставлен там, где

река Иркут встретилась с рекой Ангарой.

-Внимательно посмотрите на иллюстрацию, какую форму имеет острог? Чем

он огорожен? (стеной, высота стены семь метров)

-Посчитайте,

сколько

башен

построено

вдоль

стен?

Для

чего

нужны

были

эти

башни? (Для наблюдения за местностью и охраны острога) Вскоре

буряты

убедились,

что

пришлые

люди

занимаются

земледелием,

строят

дома,

поэтому

их

набеги

прекратились.

Постепенно

места

для

домов

в

остроге не

осталось,

и

люди

стали

селиться за стенами.

Вот так и возник город Иркутск. Издревле слово город» означало-огороженное

место.

А

почему

его

назвали

Иркутск?

Верно,

по

названию

реки

Иркут,

на

бе регу

которой

возвели

острог.

Затем

городу

был

пожалован

герб.

Что

такое

герб?

(отличительный

знак.)

У

каждого

города

свой

герб.

Общее

в

них

то,

что герб

представлял

форму

щита.

Щит

-

это

защита

города.

На

фоне

щита

бегущий

по

зеленому

полю

бабр

с

соболем

в

зубах.

Бабром

называли

уссурийского тигра

-

это

сильный

хищный

зверь.

Бабр

символизировал

мощь

края,

а

соболь его

богатство.

Одновременно Иркутск получил и печать с изображением бабра с соболем в пасти.

Давайте ребята послушаем песню про наш любимый город. А вы любите свой город?

Игра

«Иркутск

какой?».

Подберите

эпитеты

к

слову Иркутск

(Старинный,

богатый

красивый,

большой,

деревянный, многолюдный, торговый, трудовой.)

Информация « История микрорайона Юбилейный».

Раньше на месте Юбилейного был березовый лес. Позже здесь построили длинные,

деревянные бараки и поселили в них заключенных, которые начинали строительство

Иркутской ГЭС. Они же рыли котлованы для будущих домов района, строили самую крупную

больницу области. Потом заключенных вывезли, бараки сожгли, и в городе появился новый

район с названием Юбилейный. Первые жители микрорайона - это люди, которые имели

какое либо отношение к строительству Иркутской ГЭС. Все деревянные дома, расположенные

на берегах Ангары, где ныне находится плотина, снесли, а жителей переселили в новостройки

Юбилейного. Первый дом в микрорайоне был сдан в 1969 году. Вначале 70- х появились почти

все остальные дома. Дома в Юбилейном непохожи друг на друга. Здесь есть и кирпичные, и

панельные строения и 4-, и 5-, и 9- этажные здания. Население более 20 тысяч человек.

Микрорайон назван Юбилейным в честь 50 - летия Октябрьской революции. В 1967

началось строительство домов в микрорайоне, тогда же горисполком распорядился назвать

вновь застраиваемый район Юбилейным , в честь круглой даты Великой Октябрьской

революции . Сейчас здесь располагаются самые крупные медицинские учреждения области -

областная клиническая больница, областной родильный дом, областная психиатрическая

лечебница, госпиталь ветеранов войн , есть две школы, четыре детских сада, поликлиники,

детская

библиотека,

детский клуб «Умейка», спортивный клуб «Витязь», «Суворовец».

Юбилейный - спальный район, а потому он экологически чистый. Вокруг лес : летом можно

отдохнуть - устроить пикник недалеко от дома, а зимой - походить на лыжах . Юбилейному -

47 лет ( с 69 года).

Занятие «Свердловский округ.»

Цель.

Дать знания детям о Свердловском округе, в котором они живут.

Уточнить

знания

о

микрорайоне

Юбилейный,

где

находится детский

сад

и

где

живут

большинство детей группы. Воспитывать интерес, чувство привязанности к району, в

котором ни живут. Прививать любовь к родному краю.

Ход занятия.

В: Ребята, как называется город в котором мы живем? Покажите на карте. А где

находится

Иркутск?

России.)

А

как

вы

думаете,

Россия

большая

страна или

маленькая? - Да это самая большая страна в мире.

Для удобства

Россию разделили на области. Иркутск - является главным го-

родом Иркутской области. Иркутск - один из крупнейших городов Сибири. Чтобы в

нем было удобно жить и работать, он разделен на округи. Округ - это часть города,

как бы маленький город внутри большого города.

- Кто-нибудь знает, как называется наш округ? (Свердловский.)

-Он расположен на левом берегу Ангары. Свердловский район, самый большой в

городе

и

в

нем

много

микрорайонов.

Наш

м-р

Юбилейный.

-Вспомните,

что

мы

видели

,

когда

совершали

экскурсию

по

микрорайону

-Какие

мы

видели

дома?

Правильно,

у

нас

построены

и четырех,

и

пяти,

и

девяти

-этажные

дома,

есть

кирпичные,

есть

панельные.

Население - более 20 тыс.

В

2017

г.-

микрорайону

-

47

лет.

Рядом

находится

микрорайон

Приморский.

-

Почему

так

называется? (Расположен

недалеко

от

залива).

Другой

микрорайон

Первомайский.

Он

большой,

в нем

построены

большие

9-ти

этажные

здания,

много

магазинов,

школы, дет.сады.

Рядом

с

Приморским

находится

микрорайон

Университетский. Это современный микрорайон, он отличается от других тем, что там

построено много девяти этажных домов.

Провести

физ.минутку,

игру,

релаксационное

упражнение

(по

выбору

воспитателя.)

Город

Иркутск

строился

по

обе

стороны

Ангары.

Правый

берег

был

более

удобным

и

он

застраивался

быстрее.

Левый

берег

был

холмистый

и

застраивался

медленнее.

Здесь

находилась

небольшая

деревенька

Глазково

-

состоявшая из одной

улицы, вытянувшейся вдоль Ангары, а выше на горе рос березняк,

рядом

сосновый

бор.

Недалеко

от

Глазково,

там

где

сейчас

стоит

Политехнический

университет,

стояла

кузница Титова. Дела у него шли хорошо, дом был богатым. Помогала ему по

хозяйству дочь Маша. Послушайте, что же однажды случилось. (Легенда из книги «60

лет

Свердловскому

округу».) Почему

Машу

прозвали

«Царь-девица»?

В

честь

этой

бесстрашной девушки в городе построили парк и назвали его «Царь - девица».

А

вот

другая

легенда

того

времени.

-

Вы

все

знаете

Синюшину

гору,

здесь

расположен еще один микрорайон Свердловского округа, а названа она жителями по тому

случаю, что в середине утеса, спускающегося к реке , есть впади на и в ней был притон

известного разбойника Синюшкина со своей шайкой. Он нападал на обозы с товарами и

люди

боялись

проезжать

мимо

этой

горы. Долго его не могли поймать, но все таки

однажды

его

схватили

и

по

приговору суда

он

и

его

четверо

товарищей

были

наказаны кнутом на горе, которая и стала с тех пор называться Синюшиной горой.

(Физ.минутка.)

Застраивался наш Свердловский округ медленно, потому что не было переправы

через Ангару. И вот, когда мост был построен, левый берег стал застраиваться быстрее.

Но

особенно

быстро

развиваться Глазковское

предместье

стало

тогда,

когда

в

Иркутск

пришел

первый

поезд.

Был построен вокзал и городок железнодорожников,

улицы которого

так

и

назывались:

1-ая

Железнодорожная,

2-ая

Железнодорожная

и

так далее (насчитывалось таких улиц 14).

Часть улиц со временем переименовали, а часть сохранилась до сих пор. Сейчас

Свердловский район самый большой и соединяется он с центральной частью города не

только Ангарским мостом, но и плотиной ГЭС,

которую построили в городе более 50

лет назад.

Одновременно с Гидроэлектростанцией строили и поселок для строителей.

-Как

он

называется?

(Поселок

Энергетиков.)

Ребята,

вот

сколько

много

микро -

районов есть в Свердловском округе.

А чтобы людям было удобно в них жить, в каждом из них есть что? (Жилые дома,

магазины, больницы, школы, дет.сады, почты, аптеки, и т.д.

- Ребята, а есть у вас в городе, микрорайонах какие-то памятные места,

где вы

любите

бывать,

где

произошли

какие-то

важные

события. Я, например, буду всегда

помнить свой дом, где я родилась и выросла, своих друзей, без них мой город был бы

пуст. Я прошу вас дома нарисовать то, что вам дорого, памятно. А на следующем

занятии мы рассмотрим и поговорим о каждом рисунке.

Занятие «Маленькие туристята».

Цель: Расширить представление о природе, о богатствах родного края: деревьях,

птицах,

грибах,

ягодах

сибирских

лесов,

их

ролью

в жизни

человека

и

животных.

Отработать

туристические

навыки

в походных условиях в игровой форме с детьми

подготовительной группы. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Подвести к

пониманию того, что удивительное рядом.

Ход занятия.

В : Посмотрите на меня. Вы хотите отправиться в путешествие?

(Да.)

Скажите

мне, путешествие может быть опасным? (Да.) Почему? (Можно заблудиться, заболеть,

подвернуть ногу и т.д.) Поэтому давайте ребята, расскажем о нашем местонахождении.

Чтобы в непредвиденном случае нам могли оказать

помощь. Как вы думаете, ка кую?

( Вызвать спасателей, прийти к нам на помощь и т.д.) Итак, готовы ответить.

* В какой стране мы живем? (России).

* В каком городе? (Иркутске).

* В каком микрорайоне? (Юбилейный).

* Номер нашего детского сада? (62).

*Как называется наш край? (Сибирь).

*Как называются жители таежного края Сибирь? ( Сибиряки).

*А мы можем назвать себя сибиряками? Почему? (Иркутск, Иркутская область-

часть

Сибири).

Молодцы,

все

рассказали

правильно.

Ребята,

ключиком

нашего

путешествия является наш друг.

«Он с тобой и со мной, шел лесными стежками, Друг походный за спиной,

на ремнях с застежками»

Что это? (Рюкзак.)

В:

Ребята,

за

ваше

отсутствие,

рюкзачки

так

скучали

и

решили

устроить

вам

небольшое испытание. Вам необходимо их разобрать и построить так, как дви гаются

туристы. Тогда у вас получится удивительное слово, которое туристы часто говорят.

(На рюкзачках прикреплены буквы, дети разбирают их и составляют слово « Поход»),

Молодцы! Отправляемся в путешествие?

Появляется

инструктор

по

физ.воспитанию:

Минуточку,

минуточку!

Куда

вы

отправляетесь? ( В поход.) Нет, так не годится. Прежде чем в поход идти, разминку

надо

провести!

(Проводится

ритмическая

разминка)

В:

Замечательно!

Теперь

мы

наденем рюкзачки и отправимся в путь, где нас встретит немало трудностей. Но мы

ничего не боимся и знаем самое главное правило туристов.

Все: Будь внимательней в пути! Помогай товарищам. Не спеши и не беги, в путь

дорогу ты иди, вслед за направляющим.

В: По тропинке дружок, мы с тобою пойдем, ответы искать под зеленым шатром!

Вот и первое препятствие - болото. Но прежде, чем болото перейти, ответы верные

скорей скажи: Как называется наш сибирский лес? ( Тайга).

Прислушайтесь, кто так красиво поет в лесу. Как вы думаете? (Птицы).

Я знаю загадки про наших сибирских птиц, сможете ли отгадать?

*Птицы те, садовники, работали

в

кедровнике.

Шишки

кедра

шелушили

и

орешки

уносили.(Кедровки.)

* На снежной ветке у них родятся детки. Клюв у них крест- накрест,

цепляются

за ветку, висят вверх ногами, лакомятся семенами. (Клест.)

* Лесной доктор прилетел шапку красную надел. (Дятел.)

* Ночью лес не мог заснуть, кто-то ухал, просто жуть. По ветвям неслась молва,

это ведьма...нет (Сова.)

Каких

птиц

мы

еще

можем

увидеть

в

нашей

Сибири?

(

Синицы,

снегири,

сороки,

вороны.)

Преодолев препятствия, дети выходят на лесную поляну.

В: Ребята, давайте снимем рюкзачки, потянемся, спинки не устали? «Привет тебе

приют свободы и покоя, родного края неприхотливый лес. Ты полон свежести и все в

тебе живое и сколько у тебя загадок и чудес».

Появляется

Баба-Яга:

«

Какой

покой,

какая

свежесть?

Посмотрите,

что

люди

наделали. Весь день вчера веселились, какую грязь после себя оставили. Ой,

горюшко-

горе.»

В: Не горюй бабушка. Детки мои добрые, трудолюбивые, правила поведения в

лесу знают, и полянку от мусора мы быстро очистим. Ребята,

подумайте,

как

лучше

справиться с задачей?

-

Бумагу сжечь.

-

Железные

банки

приплюснуть

обжечь.

-Привести в порядок кострища.

-Пакеты, бутылки собрать в мешок, захватим на обратном пути. Б.Я. - Молодцы!

Б ы с т р о

у п р а в и л и с ь .

П р е д л а г а ю

п о и г р а т ь

в

м о ю

л ю б и м у ю

и г р у

«Бабка-Ежка.»

Хотите?

Дети:

Бабка-Ежка,

костяная

ножка,

пришла

в

детский сад,

рассмешила всех ребят.

Б.Я. А, вы вздумали смеяться, над Ягою потешаться? Да я если захочу, вас в

лягушек превращу! ( Топает). Дети скачут, как лягушки.

Дети: Бабка-Ежка, костяная ножка, пришла в детский сад рассмешила всех ребят.

Б.Я.- Снова вздумали смеяться, над Ягою потешаться? Да я, если захочу, вас в

собачек превращу! ( Топает.) Дети рычат, наступают на Б.Я.

Б.Я.- Ах, так вы кусаться...Придется мне убраться.

Б.Я. прощается с детьми.

В: Баба-Яга оставила нам корзиночку, давайте посмотрим, что в ней?

(

Шишки.) Саша,

возьми

одну

шишку.

С

какого

она

дерева?

(Кедра.)

Как

ее

назовем? ( Кедровая, далее сосновая, еловая). Замечательные сибирские деревья. Что

находится в шишках? ( Семена.) Что может вырасти из семян? (Деревья.)

Давайте поиграем в игру « Семена».

В: Ветер подул в нашем саду, через поле через сад семена летят, летят. Вот беда!

Семена оказались на асфальте. В маленьком семени спряталось растение, что должно

произойти, чтоб оно могло расти?

-Что же вам нужно семена?

Дети (семена): Почва! Ветер, ветер помоги, нас с асфальта унеси.

Ребенок (ветер) сдувает семена.- Что же вы не растете?

Дети (семена): Нам нужно тепло и свет. Солнце, солнце помоги, чтобы мы расти

могли!

Ребенок (солнце) обегает каждого из детей, касаясь их руками. Что же вам еще

нужно?

Дети (семена.): Вода! Дождик, дождик, помоги, что бы мы расти могли. Ребенок

(дождик) обегает всех детей, каждого, касаясь рукой. Воспитатель: Есть у вас земля,

есть у вас вода, есть тепло и свет, пора вам детки прорастать!

Прорастает корешок (выпрямляют ноги).

Прорастает стебелек (выпрямляют спину).

Развернулись почки, выпустив листочки

(поднимают руки вверх и машут).

Молодцы

ребята!

Усаживайтесь

на

бревнышко,

посмотрим,

что

у

нас

в

рюк -

зачках. Дети разбирают рюкзачки, а там только теплые вещи.

В: Что же нам делать? Какую ошибку мы допустили? (Забыли проверить рюк-

зачки и взять необходимые предметы).

Что необходимо было взять с собой? (Воду, продукты и т. д.)

Кто же нам сумеет помочь? Конечно же, лес! Что он нам может дать? Грибы.

Назовите, какие грибы растут у нас в Сибири? Дети называют,

приносят

карточки

с

названными

грибами.

В:

Что

еще

может

дать нам лес? Ягоды. Какие ягоды нам попали в корзину,

придется отгадать.

Кроссворд «Ягоды». Грибы есть, ягоды есть, что еще необходимо? Вода. Дети берут

воду

из

ручейка,

пытаются

очистить

ее

от

грязных

примесей

(

При

помощи

ва ты,

бинта.) Молодцы дети, нам трудно, но выжить можно.

В: Ребята, когда мы собирались в поход, я приготовила вам гостинец и положила

его в своего походного друга. Но рюкзак исчез, и я не знаю где он. На месте рюкзака

осталась карта. Как вы думаете, что бы это значило?

Приходим

к

выводу,

что

карта

укажет,

где

спрятан

рюкзак.

Выбираем

«отваж-

ных» на поиски. Пока одни ищут, другие отгадывают загадки о животных леса. После

того, как рюкзак найден, воспитатель угощает всех гостинцами.

В: Ребята, что у меня в руках? (Глобус.) Кто найдет на глобусе наш город? В

следующий раз мы пойдем в поход к Байкалу. Кто покажет на глобусе Байкал? Дорогие

мои, я надеюсь, что вы вырастете добрыми людьми и никому не дадите нашу планету

в обиду. ( Дети становятся вокруг глобуса).

1реб.: Давайте беречь от невзгоды любой, большой и доверчивый шар голубой!

2реб.: Давайте, ребята, назло непогодам, обнимем планету своим хороводом.

3реб.:

Развеем

над

нею тучи

и

дым,

в

обиду

ее

никому

не

дадим!

Дети

осматривают

место,

оставляют чистой поляну, отправляются в обратный путь, поют

песню.

(Песня друзей.)

Не забыть забрать мешок с мусором!



В раздел образования





Благодарственное письмо. Бесплатно!