Автор: Мораш Ольга Ивановна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБУ "Школа №75"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация учебного процесса на уроках по формированию здоровьясбережения в условиях введения ФГОС."
Раздел: среднее образование
Организация учебного процесса на уроках по формированию
здоровьясбережения в условиях введения ФГОС.
Согласно концепции стандартов одной из современных задач образования
является сохранение и укрепление здоровья детей. Школа должна обеспечить
школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе,
сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому
образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни.
В
настоящее
время
отмечается
отрицательная
динамика
состояния
здоровья
обучающихся.
По
данным
Министерства
здравоохранения
РФ
насчитывается лишь 10–15 % практически здоровых школьников, примерно
50 % имеют небольшие морфологические или функциональные отклонения и
35–40 % —
хронические
заболевания.
Данные
медицинских
осмотров
свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья
детей ухудшается в 4–5 раз. К моменту окончания школы каждый третий
выпускник имеет близорукость, нарушение осанки; каждый четвѐртый —
патологию сердечно-сосудистой системы. Вероятно, можно полагать, что
школа превратилась в дополнительный фактор риска развития заболеваний
вместо того, чтобы выполнять оздоравливающую роль.
Причин
ухудшения
здоровья
детей
много:
интенсификация
учебного
процесса, нехватка двигательной активности, несоответствие материально-
технической базы школы санитарно-гигиеническим требованиям, питание
школьников, медицинское обслуживание. Таким образом, каждому учителю
необходимо понимать, что присутствующий на уроке ребѐнок, как правило,
недзоров.
Значит, учебный процесс должен носить творческий характер, что бы
снизить процесс утомления. Это достигается применением игровых ситуаций
на уроке, наглядности, элементов творческих домашних заданий. Причем,
объем
домашней
работы
должен
быть
соизмерим
с
возможностями
конкретного
ученика.
Не
всегда
ребенку
удается
выполнить
творческое
задание и как показывает опыт, если неудача сопутствует несколько раз, то
интерес
к
творчеству
пропадает,
поэтому
такие
задания
должны
быть
разноуровневыми, а ребенок сам бы мог выбратьзадание по интересу.
У обучающихся часто страдает нервная система, поэтому
необходимо
использовать во время урока различные формы работы (работа в группах,
использование элементов игры, деятельность с элементами соревнования),
игровые методы (игры на развитие внимания и памяти, наблюдательности и
самоконтроля,
мышления
и
речи).
Это
снижает
наступление
утомления.
Повышая продуктивность учебного процесса.
Нельзя забывать и о важности проведения оздоровительных физкультурных
минуток. Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения
адаптационных ресурсов организма. Физкультурные паузы активизируют
мыслительную
деятельность,
улучшают
кровоснабжение
внутренних
органов, повышают работоспособность нервной системы. Давайте вспомним
слова
К.Д.
Ушинского
«Дайте
ребенку
немного
подвигаться,
и
он
вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут
живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате
больше целой недели полусонных занятий».
Большую роль играет эмоциональный климат на уроке, который во многом
зависит
от
доброжелательного
тона
учителя,
создание
ситуации
успеха,
мажорности урока. А постоянная серьезность – признак психологического
нездоровья. Улыбка, искренний смех ученика на уроке стоит – с позиций
здоровьесбережения – не менее физкультминутки. Это мощный противовес
состоянию утомления. Это в руках учителя. Хочется привести в пример
притчу. ―Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что
мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: ―Скажи, мудрец,
какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?‖ А сам думает: ―Скажет
живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу‖. Мудрец, подумав,
ответил: ―Все в твоих руках‖. Спокойный, уравновешенный и с хорошим
настроением
учитель
создает
на
уроке
психологический
комфорт,
при
котором ребенок чувствует себя в безопасности, и энергия расходуется не на
тревогу, а на учебную деятельность.
Немаловажную роль играет и поддержание санитарно-гигиенических норм
учебного
процесса;
проветривание
помещений,
освещение
и
озеленение
кабинета.
Благоприятную
атмосферу
создают
растения.
При
озеленении
кабинета нужно учитывать, что желательно иметь растения, выделяющие
большое
количество
фитонцидов:
пеларгония,
мирт
обыкновенный,
эвкалипт.
Чемпионом
среди
очистителей
воздуха
является
хлорофитум.
Растения помогают решать и воспитательную задачу – привлекая детей к
уходу
за
растениями,
бережному
отношению
ко
всему
живому,
закладываются основы экологического воспитания.
Критерием
успешного
использования
здоровьесберегающих
технологий
является индивидуальная ориентация обучения, направленная на
полную
реализацию личностного потенциала обучающихся через формирование у
них заинтересованного отношения к обучению.
Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального
благополучия. Мы можем смело сказать, что здоровье наших учеников в
норме, если:
–
в
физическом
плане
—
здоровье
позволяет
ему
справляться с учебной нагрузкой, ребенок умеет преодолевать усталость;
–
в
социальном
плане
—
он
коммуникабелен,
общителен;
– в эмоциональном плане — ребенок уравновешен, способен удивляться и
восхищаться;
– в интеллектуальном плане — учащийся проявляет хорошие умственные
способности,
наблюдательность,
воображение,
самообучаемость;
–
в
нравственном
плане
—
он
признает
основные
общечеловеческие
ценности.
Здоровый
образ
жизни
пока
не
занимает
первое
место
среди
главных
ценностей
человека
в
нашем
обществе.
Но
если
мы
научим
детей
ценить,
беречь
и
укреплять
свое
здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни,
то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым
духовно
и
физически.
«Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления
здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы
все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми».